Источник

Камень при двери гроба

(Мф. 27:62–66)

Никодим и Иосиф Аримафейский предали погребению святое тело Христа. Ученики Иисуса после смерти своего возлюбленного Учителя и Господа погрузились в тяжелую и безотрадную печаль. Первосвященники же и фарисеи злорадно ликовали, ибо довели до конца свое злое дело и уничтожили своего столь ненавистного им врага. Но вскоре при наступлении ночи их радость сменилась новыми опасениями. Они испугались, как бы не лишиться плодов своей победы и не потерять то, чего они с таким трудом добились. Христос в гробе доставлял им еще больше мучений, чем живой. Поэтому они спешат к Пилату, чтобы, насколько возможно, упрочить за собой победу. В Евангелии об этом повествуется так: «На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин, мы вспомнили, что обманщик Тот, еще будучи в живых сказал: после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из гроба. И будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: вы имеете стражу, пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу и приложили к камню печать». Многие из народа, бывшие свидетелями великих чудес в час смерти Иисусовой, возвращались домой с сокрушенным сердцем и бия себя в грудь. Но у первосвященников и фарисеев мы не находим ни малейшего следа раскаяния. Они, как и всегда, были полны ненависти к Господу Иисусу. Они называют Спасителя мира обманщиком и говорят о первом и последнем обмане в его жизни и деятельности.

В этих словах заключается для нас печальное напоминание о тяжелых страданиях Искупителя. Наше сердце трепещет в груди от негодования, когда мы читаем или слышим эти слова. Как? Иисус – обманщик? Иисус, Который во всех делах Своих искал только славы Отца и спасения Своих братьев? Который говорил только слова истины и жизни, Который совершил чудо божественной милости и благоволения? Святой в Израиле, вся жизнь Которого сияет блеском высочайшей чистоты и святости, может быть назван обманщиком? О нем пророк Исаия, вдохновляемый Духом Божиим, пророчествовал, что «Он не сделал греха и не было лжи в устах Его» (Ис. 53, 9). Апостол Петр, также по внушении Св. Духа, пишет о Нем: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1Пет. 2, 22). И эти люди осмеливаются называть Его обманщиком и говорить о сделанных Им будто бы обманах? И правитель молчит и не опровергает их ни одним словом? Ужели он забыл, что его собственная жена называла Иисуса Праведником (Мф. 27, 19). Ужели он забыл, что сам, когда присудил Иисуса к смерти, умыл свои руки и сказал: «Не виновен я в крови Праведника Сего» (Мф. 27, 24). И теперь он не возражает ни одного слова, чтобы опровергнуть лживых обвинителей с их недостойными обвинениями?

Поистине, возлюбленные, велики были страдания Искупителя, если первосвященники и фарисеи осмеливались так оскорблять Святого Сына Божия и Человеческого! Он восклицает у псалмопевца: «Ради Тебя несу я поношение и бесчестием покрываю лицо мое» (Пс. 68, 8). Эти слова в полной мере оправдались на жизни Христа, в течение которой Он должен был перенести много оскорблений и насмешек, но особенно были приложимы в момент Его крестных страданий и смерти. И даже теперь, когда Он умер и погребен, жестокосердые враги Его не перестают оскорблять Его имя. Обычно, если умрет человек, то все его пороки как бы забываются и о самых греховных деяниях его говорят в смягченном и приукрашенном виде: бесчестить мертвеца противно чувству каждого, кто носит в своем сердце хотя бы искру человечности. А над Спасителем, Который так свято жил и так невинно умер, ожесточившиеся враги Его не прекращают своих оскорблений даже и в этот час. Поистине, как говорит пророк, Он был «от всех презираем и унижаем». И даже ученики Его должны были принять на себя и переносить часть тех оскорблений, которым подвергали их учителя и господа. Первосвященники и фарисеи прямо говорят, что они считают их ворами, лжецами и обманщиками, которые хотят похитить Его тело и потом сказать народу: «Он воскрес из мертвых». Кровью, возлюбленные, должно облиться наше сердце при мысли, что наш Господь и Спаситель в Своей жизни и в Своих страданиях, при смерти и даже в гробу должен был переносить такие обиды. И наши горечи и скорбь при этом должны быть тем сильнее, если мы припомним, что Он наши болезни понес и наши печали на Себя возложил. И потому мы в чувстве благодарной любви должны так же охотно, как и Его ученики, идти навстречу подобным притеснениям и оскорблениям, принимать их на себя и безропотно переносить.

Стоя в этот вечерний час пред Его гробом, скажем вместе с Апостолом: «Выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (Евр. 13, 13). И если это последнее случится, что в наши дни весьма возможно, то не будем печалиться, но, напротив, радоваться, подобно апостолам, что мы за имя Его удостоились принять бесчестие (Деян. 5, 41). Это первое назидание, которое дает нам камень при гробе Христа.

Этот камень далее возвещает нам о блаженном покое субботнего дня. Я разумею субботу после пятницы, в которую произошли вспоминаемые нами ныне события. Благочестивые жены проводили эту субботу в покое – по закону. Но сердце первосвященников и фарисеев не знало покоя и внутреннего мира; мучения совести не оставляли их. За день раньше они не хотели войти в языческую преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху (Ин. 18, 28). Но теперь же они не заботятся даже по внешности сохранить вид благочестия и в субботу идут в преторию к язычнику-правителю. «Нет мира нечестивым, говорит Бог мой» (Ис. 57, 21), – эти слова пророка прекрасно определяют душевное настроение фарисеев, когда они спешили к Понтию Пилату и оттуда к гробу Господа. Они осквернили священный субботний покой своими беспокойными действиями, – тем, что приставляли стражу, путешествовали к гробу, протягивали шнур над камнем и припечатывали его с обоих концов.

Но великий и священный субботний покой в полной мере зато сохранился в гробу нашего Спасителя. Пусть теперь враги бесчестят Его святое имя! Пусть грубая языческая стража охраняет гроб и запечатанный камень! Он лежит и почивает в тихом, блаженном спокойствии. Над дверями гроба Его как бы надписаны слова той песни, которую некогда воспевал Господу на своем струнном инструменте пр. Давид: «И Ангелы небесные охраняют гроб, дабы покой Его не был нарушен».

Внутренним миром и покоем веет на нас, возлюбленные мои, от гроба Спасителя в этот вечерний час. Этот мир и покой мы могли бы ощущать во всякое время и на всяком месте, если бы внешние обстоятельства нашего земного существования не препятствовали тому. Ежедневно и ежечасно мы испытываем на себе справедливость слов праведного Иова, что человек пресыщен печалями (Иов. 14, 1), и часто должны вместе с псалмопевцем взывать к нашей душе: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?» (Пс. 41, 6; 12).

Смущают ее житейские труды и заботы, которые поглощают почти все наше время и часто делают наш жизненный путь столь тяжелым. Угнетают ее укоры совести, нередко нами испытываемые, всевозможные бедствия нашего времени, наконец, страх смерти, терзающий нас и отравляющий нам существование. Кто вселит в наше сердце внутренний мир и покой, блаженный и тихий субботний покой? Единственно и всецело – Господь Иисус Христос, наш возлюбленный Спаситель, Который сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 28–29). Мы должны принять Его в свое сердце и положить, подобно тому, как Он был положен в каменный гроб. Мы должны тщательно хранить Его в сердце под печатью Святых Таинств и св. Духа, подобно тому, как там Он охранялся стражею и был запечатан.

В страхе Божием и в любви к Спасителю мы должны проходить свой жизненный путь, удаляясь от мира и его соблазнов, ненавидя грех и нося в сердце своем Господа Иисуса. Тогда наша жизнь будет, по апостолу, «жизнью тихою и безмятежною во всяком благочестии и чистоте» (1Тим. 2, 2). Тогда среди всевозможных житейских трудов и попечений, мучений совести и бедствий этого времени даже в тяжелый час смерти нам будет слышаться Его благостный привет: мир да будет с вами! и в чувстве благодарного умиления мы воскликнем: «Он избавил в мире душу мою» (Пс. 54, 19). Этот мир и есть то, к чему мы стремимся всем сердцем.

Но не об одном только блаженстве субботнего покоя говорит нам камень пред дверями гроба Господня; он содержит еще одну великую и славную весть, именно он пророчествует о славном чуде воскресения. Первосвященники и фарисеи говорили правителю: «Господин! мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну». Спаситель, действительно, не раз говорил об этом своим врагам. Так, однажды, когда они пожелали видеть от Него знамение и просили Его об этом, Он ответил им: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дается ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 39–40). И в другой раз, после очищения храма, отвечая на вопрос иудеев: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2, 19). Своим ученикам Спаситель еще чаще и еще яснее говорил, что Он чрез три дня воскреснет из мертвых. Но ученики под влиянием тяжелой и безотрадной печали забыли Его слова. Зато враги Господа хорошо помнили их и тщательно сохраняли их в сердце своем. На суде они воспользовались словами Господа о храме, чтобы обвинить Его в святотатстве. В минуты жесточайших страданий на кресте они насмехались над этими словами Его (Мф. 26, 61; 27, 40). Теперь перед правителем страны они выставляют себя в таком виде, как будто совершенно не верят указанным словам. Но чудеса, совершившиеся в час смерти Иисусовой, слишком резко запечатлелись в их памяти, чтобы их можно было забыть. Слова, которые они некогда слышали, все настойчивее и грознее звучали в их сердце. Муки совести не оставляли их. Они предчувствовали воскресение, хотя и тщательно старались отогнать от себя всякую мысль о возможности подобного чуда. Поэтому они просят правителя: «Прикажи охранять гроб до третьего дня», и когда Пилат с высокомерною пренебрежительностью и равнодушием ответил: «Имеете стражу: пойдите, охраняйте, как знаете». Они идут, приставляют стражу к гробу и запечатывают камень, чтобы Властителя жизни заключить в Его могиле.

Жестокосердые люди! О вас написано в 40-м псалме: «Слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более» (Пс. 40, 9). Безумцы! К вам приложимы слова 2-го псалма: «Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им» (Пс. 2, 4). Никакие силы, никакие злоумышления человека не в состоянии воспрепятствовать совершиться тому, что предопределил Господь Бог. Чему могут помочь стражники, которыми вы окружили гроб Господень, и печать, которой запечатали камень преддверью гроба?! Утро Воскресения срывает эту печать. Ангел Господень отваливает камень от двери гроба. Сын Божий восстает из мертвых и в победной славе выходит из каменной гробницы. Воины, охранявшие гроб, делаются первыми свидетелями Воскресения. И хотя первосвященники и старейшины прилагают все меры к тому, чтобы выставить совершившееся чистейшим обманом, но все усилия их остаются тщетными. Радостная весть быстро распространяется: Христос Воскрес! Воистину, Христос воскрес! И еще поныне в домах праведников поется о победе Господа: «Десница Господня содержит победу; десница Господня возвысилась; десница Господня содержит победу».

Здесь мы имеем радостное и блаженное завершение нашего праздника страданий! Здесь же заключается для нас наилучшее ободрение и утешение в наших трудах за дело и Царство Христа! Враги Господа и в наши дни, как и во дни Пилата, деятельно стремятся к тому, чтобы воспрепятствовать распространению Евангелия и задержать рост Царства Божия на земле. Но пусть они напрягают все силы своего ума и воли, пусть ставят стражу и налагают печати, все их козни против Воскресшего останутся тщетными. В конце концов раздадутся на небе голоса, говорящие: «Царство мира соделалось царством Господа Нашего и Христа Его и будет царствовать во веки веков» (Откр. 11, 15), и все враги Господа должны будут пасть к подножию ног Его. В это мы непоколебимо веруем и твердо надеемся. Мы же со своей стороны позаботимся лишь о том, чтобы радостно и не постыдно предстать пред лицом Его в Его будущем пришествии.


Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. [2], II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см.

Комментарии для сайта Cackle