Источник

«Отче! В руки твои предаю дух мой»

(Лк. 23:46)

Иисус, возгласив громким голосом, сказал: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой».

И сие сказав, испустил дух.

Это – последнее из семи слов, произнесенных с креста устами умиравшего Спасителя и обнаруживших Его величие.

Когда Спаситель был распят на кресте, то первое слово, произнесенное Им, была молитва к Его Небесному Отцу. Затем, когда волны искушений и скорбей разбивались над Его главою и чуть было не потопили Его, Он опять обращается к молитве – якорю Своего сердца и всей жизни. Равным образом и теперь, когда была одержана славнейшая победа, когда наступала Святая Суббота – великий вечер для умирающего Страдальца, и теперь, говорю, Его святые уста произносят молитву. То именно и служит лучом Его величия, что Он еще и теперь мог молиться, и те слова, к которым он обратился в молитве, были слова Божии. Этими словами Он некогда победил искусителя. Словом Божиим Он побеждал и наказывал Своих врагов и тем же словом научал и утешал Своих друзей. Слово Божие было светом на всем Его (земном) пути. К этому же Слову Он обратился и в минуты величайшей и глубокой опасности, когда выражением псалма: Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил? Он выразил Свою скорбь. Слово Божие Он имел в виду и тогда, когда воззвал: жажду! и вместе с этим исполнилось последнее пророчество о Его страданиях и смерти. Священный псалмопевец некогда молился: «В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже, истины» (Пс. 30, 6), и эту молитву Сын Божий сделал и Своей предсмертной песней, когда воззвал: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой!» С этим зовом Он склонил Свою главу и с этой молитвой на устах Он умер. Умирает Тот, который Сам сказал: «Я есмь воскресение и живот!» Он умирает, и никто не осушил на Его челе предсмертного пота. Он умирает, и Его никто не подкрепил словом утешения и любви. Он умирает, и никто не напутствует разлучающегося с землею Сына Божия последним целованием. Но над этим крестом не веяло дыханием смерти и окончательным уничтожением Умершего. Смерть потеряла здесь свое жало. Умирающий не страшится ее, а, наоборот, радуется, что Он опять возвращается к Своему Отцу!

Отче, в руки Твои предаю дух Мой! Вот слова, которыми молится Спаситель в минуту смерти, к которой Он Сам вышел навстречу. Он добровольно предал Себя в руки врагов Своих, которые пред Его мощным: Аз есмь пали ниц, и никакая сила не могла бы связать Его, если бы Он Сам не захотел этого; также добровольно предает Он Себя и в узы смерти. «Он пришел к смерти, а не смерть к Нему», говорили поэтому отцы Церкви. В доказательство этого Он и предал дух Свой в руки Отца, возгласив громким голосом, то есть с громким воплем. «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин. 10, 18).

Он умер добровольно, но умер действительно и претерпел за нас все мучения смерти. И затем Он передал душу Свою на попечение и сохранение (Сам собою Он не мог уже этого сделать) Отцу Своему. Из рук врагов Своих, которые после различных издевательств и мучений повесили Его на древе клятвы, передал Он Себя в руки Бога. Отче, молится Он, как в первом Своем крестном слове, слове Своего первосвященнического ходатайства за убийц. Отцом называет Он снова Того, Которого в тот ужасный час Своей оставленности от Отца называл Богом. В этот час Своей смерти Он снова становится в такое же отношение к Отцу Своему, в каком был ранее, до Своих страданий.

Он передает Свою душу в руки Отца в той уверенности, что она будет невредимою и в целости сохранена до того дня, когда Он снова возьмет ее из рук для воскрешения тела.

Свободный от всяких страданий, безопасный от ярости и козней диавола, Иисус входил в покой Божий; тотчас открылись Ему двери рая, в который Он обещал сегодня же ввести с собою разбойника, куда ведет Он души и всех Своих последователей, которые вместе с Собою в этом последнем Своем вздохе, как милосердный Первосвященник, передает в руки Своего Отца. «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Ин. 10, 28–29).

Вот почему христиане знают, на чем основывается их утешительная уверенность и в чьи руки они отдают, при наступлении смерти, свои души на сохранение до дня воскресения. Вот почему первомученик Стефан, умирая под камнями убийц, молится: «Господи Иисусе, прими дух мой!» Вот почему и многие другие из мучеников христианских, умирая, говорили: «О, Господи Христе, Ты мой Спаситель; в Твои руки предаю я дух мой». Или: «Отче, в руце Твои предаю дух мой; Ты избавил мя, Господи Боже, истины».

Христианин! Будет ли этот вздох и твоим предсмертным вздохом? О, старайся, чтобы ты мог отдать твою душу на хранение до дня воскресения в такие надежные руки. Блажен, кто при последнем конце своей жизни, когда исчезают и мысли, и чувства, бывает достоин того, чтобы передать свою душу в руки Всемогущего Отца с уверенностью, что никто не вырвет ее из этих рук. Таковой утешительной уверенности вполне достаточно для того, чтобы умереть в мире. Имеющий таковую веру знает, что душа его и среди бушующих волн смерти будет безопасна и останется невредимою. Я в руках моего Отца; я знаю это и больше мне ничего не нужно знать; для меня совершенно довольно знать о месте покоя. А что будет от момента моей смерти до того часа, когда все умершие услышат глас Сына Божия и откроются их гробы, это я предоставляю Ему и Его благой воле. При последнем конце своем я молюсь: «Отче, в руце Твои предаю дух мой» и, всецело возложив на Него свою надежду, умираю с миром.

Да сподобит нас Отец наш Небесный такой мирной кончины! Но, о мои возлюбленные братья! Кто не знал на небе никакого Отца в продолжение своей жизни, тот может ли вручить Ему дух свой при смерти? «Кто отвергает Сына, у того нет и Отца» (1Ин. 2, 23). «Никто не приходит, – говорит Он Сам, – к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). Вот почему и проповедуется теперь Его имя, дабы вы уверовали в Него и по этой вере сделались чадами Божиими. Блажен, кто может при последнем своем вздохе передать Свой дух в руки Отца; но страшно попасть в руки Живого Бога, Который никогда не бывает поругаем и из рук Которого никто не может спасти. Да защитит и сохранит нас от сего Отец наш Небесный.


Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. [2], II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см.

Комментарии для сайта Cackle