Лекция 1
Книга БЫТИЕ
Времена патриархов (допотопное время)
Времена патриархов продолжаются от сотворения мира (5508 год до Р.Х.) до смерти Иосифа и рождения Моисея (XIII в. до Р.Х.) – вождя народа Израильского, то есть охватывают собою время в 38 веков, более, нежели все остальные времена.
Времена патриархов можно разделить на два этапа – времени до Великого потопа (3246 г. до Р.Х.) и времени после потопа. Первый период нашей истории принадлежит к временам патриархов допотопного времени, а два следующих периода – к временам патриархов послепотопного времени.
Времена патриархов описывает книга Бытие.
Период первый – От сотворения мира до потопа
Период первый охватывает собой время от сотворения мира (5058 год до Р.Х.) до Великого потопа (3246 г. до Р.Х.).
Первый период описывается в первых 6-ти главах книги Бытие.
Картина сотворения мира
Шесть дней творения мира: “У Господа тысячу лет как один день и один день как тысячу лет”.
Древнееврейское слово “иом” означало и день и вообще любой определенный период времени.
Быт. 1, 1–2: Начало акта творения. Первопричина Бытия. Священное Писание о троичности Бога.
Быт. 1, 3–5: Первый день творения – свет.
Быт. 1, 6–8: Второй день творения – твердь небесная.
Быт. 1, 9–13: Третий день творения – явление суши и растительности.
Быт. 1, 14–19: Четвертый день творения – святила небесные.
Быт. 1, 20–23: Пятый день творения – рыбы и птицы.
Быт. 1, 24–31: Шестой день творения – животные и человек. (Быт. 1, 26–31: Человек, как образ и подобие Божии).
Мир, как излияние любви Божией. Глубокая научность данного взгляда в отличии от антинаучного взгляда сугубо материалистического. Соответствие изложения событий Священным Писанием и данных естественных наук.
Быт. 2, 1–3: Седьмой день – суббота.
Сотворение человека
Быт. 2, 7–10: Сотворение10 человека. Блаженная жизнь людей в раю.
Быт. 2, 11–14: Описание Рая.
Быт. 2, 15–17: Дерево познания добра и зла. Первая заповедь Бога к человеку.
Быт. 2, 18–25: Наречение тварей. От Адама11 происходит жена12.
Грехопадение и его последствия
Быт. 3, 1–7: Искушение и грех Адама и Евы.
Праведный суд Божий:
Быт. 3, 8–13: Обличение во грехе: призыв Господа к покаянию.
Быт. 3, 14–15: Проклятие змея. Обетование13 Божие всему человечеству (Быт. 3, 15).
Быт. 3, 16: Осуждение Еве.
Быт. 3, 17–19: Осуждение Адаму.
Быт. 3, 20–24: Жена получает имя Ева14. Изгнание из сада Едемского.
Покаяние, как путь возвращения к Отцу.
Каин и Авель
Установление жертвоприношений и их религиозно-прообразовательное значение.
Быт. 4, 1–7: Жертвоприношения Каина15 и Авеля16. Предупреждение Божие к Каину.
Быт. 4, 8–16: Каин убивает Авеля. Проклятие Божие.
Священное Писание о внешнем и внутреннем человеке. Призыв к покаянию человека.
Два направления в жизни допотопного человечества
Потомство Каина (Быт. 4, 17–24).
Быт. 4, 19: Женитьба Ламеха на Аде и Цилле – рождение двоеженства;
Быт. 4, 23–24: Высшая гордость потомков Каина в лице Ламеха17.
Дарование Господом Адаму и Еве сына Сифа18 (Быт. 4, 25–26).
Потомство Сифа:
Имена десяти допотопных патриархов (Быт. 5, 1–32):
Адам, Сиф, Енос19, Каинан20, Малелеил21, Иаред22, Енох23, Мафусал24, Ламех25, Ной.
Быт. 5, 24: Праведный Енох. Чудесное вознесение его на небо26.
Быт. 6, 1–2: Смешение племен.
Род Каина с грубым безверием и нечестием (сыны человеческие) и род Сифа с открытым исповеданием веры в Бога (сыны Божии).
События, предшествующие Всемирному потопу
Быт. 6, 3: Предупреждение Божие, призыв к покаянию.
Быт. 6, 4: Рождение исполинов от брака сынов Божиих с дочерьми человеческими.
Быт. 6, 5–7: Нечестие людей. Гнев Божий.
Быт. 6, 8–10: Благословенная жизнь Ноя.
Быт. 6, 11–13: Разрастание зла в мире, – дерзкое неверие и нежелание покаяния.
Быт. 6, 14–22: Строительство27 Ноем ковчега.
Домашнее задание
ПЕРИОД ПЕРВЫЙ – От сотворения мира до потопа
– Выписать из Священного Писания события шести дней творения и Слово Божие о седьмом дне (Быт. 1 гл. – 2, 3).
– Выучить наизусть слова о начале и первом дне творении (Быт. 1, 1–5).
– Выучить наизусть слова о сотворении человека (Быт. 1, 26–28).
– Выписать из Священного Писания и выучить наизусть слова о сотворении человека (Быт. 2, 7).
– Выписать из Священного Писания и выучить наизусть слова о сотворении жены (Быт. 2, 21–24).
– Выписать в тетрадь и выучить наизусть Обетование Божие о Спасителе мира (Быт. 3, 15) и горделивые слова Ламеха (Быт. 4, 24).
– Выписать в тетрадь имена десяти допотопных патриархов и выучить их наизусть.
Повторить вопросы:
1. Сотворение мира: дни творения.
2. Сотворение человека.
3. Грехопадение и его последствия.
4. Каин и Авель.
5. Два направления в жизни допотопного человечества: потомство Каина и потомство Сифа.
6. События, предшествующие Великому потопу.
Контрольный опрос по периоду от сотворения мира до потопа
1. Быт. 1, 1–5: слова о начале и первом дне творения – наизусть.
2. Описать второй день творения.
3. Описать третий день творения.
4. Описать четвертый день творения.
5. Описать пятый день творения.
6. Описать шестой день творения.
7. Быт. 1, 26–28: слова о сотворении человека – наизусть.
8. Описать седьмой день творения.
9. Быт. 2, 7: слова о сотворении человека – наизусть.
10. Описать рай и блаженную жизнь людей в раю.
11. В чем состоял первый Завет Бога с человеком?
12. Что означает имя Адам?
13. Что означает имя Ева?
14. Быт. 2, 21–24: слова о сотворении жены – наизусть.
15. Что означает слово “жена”?
16. Рассказать о грехопадении Адама и Евы.
17. Рассказать об обличении во грехе Адама и Евы.
18. В чем состояло осуждение Евы?
19. В чем состояло осуждение Адама?
20. Какова причина изгнания человека из Едема. Почему для человека Едем закрыт?
21. Быт. 3, 15: Обетование Божие о Спасителе мира – наизусть.
22. Как звали двух сыновей Адама и Евы? Кто был из них старшим сыном?
23. Каков смысл жертвоприношения?
24. Кто первый совершил жертвоприношение?
25. Рассказать о жертвоприношении двух сыновей Адама. Чем жертвоприношение одного отличается от жертвоприношения другого?
26. Рассказать о событиях убийства Каином Авеля.
27. Рассказать о проклятии Божьем на Каине.
28. Что значит имя Каин?
29. Что значит имя Авель?
30. Общие сведения о потомстве Каина. Жизнь Ламеха.
31. Быт. 4, 24: горделивые слова Ламеха – наизусть.
32. Как звали сына Адама, данного ему Богом вместо убитого Авеля? Что означает его имя?
33. Общие сведения о потомстве Сифа. Перечислить имена десяти патриархов в соответственном порядке.
34. Рассказать общие сведения о патриархе Енохе.
35. Сравнить два направления в жизни допотопного человечества и дать оценку этим направлениям.
36. Рассказать о событиях, предшествующих Великому потопу.
37. Описать в общих чертах ковчег Завета.
38. Где, по преданию, строился Ноев ковчег? Показать на карте названное место.
39. В какой главе книги Бытие описаны дни творения?
40. В какой главе книги Бытие описаны события сотворения человека?
41. В какой главе книги Бытие описаны события о сотворении жены?
42. В какой главе книги Бытие описано событие грехопадение человека?
43. В какой главе книги Бытие описано праведное осуждение Богом Адама и Евы?
44. В какой главе книги Бытие описаны события строительства Ноем ковчега?
* * *
Годом сотворения Адама считается 5500 год до Р. Х. или 5508 по Александрийскому счету.
Имя Адам означает “красная земля”. Адам был родоначальником всего человечества. Он жил 930 лет. Адам есть “образ будущего” (Рим. 5, 14) имеющего придти, то есть Господа Иисуса Христа. “Первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба” (1Кор. 15, 47). “Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1Кор. 15, 22). История Адама, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов. В Иерусалимском храме Гроба Господня у подножия креста указывают место погребения Адама. Здесь видна часть открытой скалы, вся же остальная поверхность лобного места облицована металлом.
Слово жена происходит от древнееврейского слова “шейна”, что значит “мужняя”.
Древнееврейский источник “Таргум Онкелос”, содержит следующий перифраз этого пророчества: “И положу вражду между тобой и между женщиной, между твоим сыном и ее сыном. Он не забудет того, что причинил ты ему в самом начале, и ты будешь подчиняться ему в конце”. Другой древнееврейский документ, “Таргум Псевдо-Ионафана”, дает расширенное толкование этой вражды между “змеем” и “потомством женщины”: “И будут потомки женщины, соблюдая заповеди Закона, метить в тебя и сокрушать твою голову; если же отступят они от Закона, то ты будешь преследовать их и поражать в пяту. Но у них будет искупление, которого не дам тебе; настанет время царя-Мессии, когда их пята станет для тебя неуязвимой”.
Имя Ева происходит от еврейского слова heva (хевва), что значит “жизнь”, ибо она стала матерью всех живущих.
Имя Каин означает с еврейского “приобретение” – “приобрела я человека от Господа” (Быт 4,1), – говорит Ева, то есть приобрела того избавителя, которого обещал Господь, – но она горько обманулась в своем чаяниии.
Имя Авель звучит на еврейском “Хибель”, что означает “дуновение”, “пар”, и отсюда – суета, ничтожество или нечто скоропреходящее. Гроб Авеля доселе указывают недалеко от Дамаска. В Новом Завете Сам Спаситель говорит об Авеле, как о первомученнике, и отличает его названием праведного .
Имя Ламех означает “могущественный”, “сильный”. Он был сыном Мафусала, отцом Иавала, Иувала и Тувал-Каина, и сестры их Ноемы. О нем первом упоминается в Священном Писании, как о лице, имевшем двух жен (Ада и Цилла). По всей видимости Ламех боится отмщения за введение многоженства, когда произносит свою знаменитую угрозу. По свидетельству Иосифа Флавия Ламех имел семдесят семь сыновей.
Имя Сиф означает “основание”, “утверждение”. Он был третьим сыном Адама, когда тому было 130 лет. Он был предком Еноха, Мафусала и Ноя. Сиф прожил 912 лет. По преданию, Сиф изобрел буквы. Имя его упоминается в родословии Господа Иисуса Христа (Лк. 3, 38).
Имя Енос или Энос означает “муж”, “человек”. Он был сыном Сифа и внуком Адама. Жил 905 лет. По его рождении, замечает бытописатель, люди начали призывать имя Господа Бога, то есть, быть может, с этого времени в потомстве Сифа учреждено открытое, общественное богопочитание, состоявшее в молитве, вере и надежде благодатных Обетований Божиих.
Имя Каинан означает “стяжание”. Он был правнуком Адама и одним из допотопных патриархов, родившийся 325 году от Сотворения Мира и живший 910 лет.
Имя Малелеил означает “слава Божия”. Он был сыном Каинана и пятый патриарх от Адама. Он жил 825 лет.
Имя Иаред означает “нисхождение”, “низменность”. Он был сыном Малелеила, допотопным патриархом. После Мафусала он жил долее всех из людей, 962 года.
Енох или Энох значит “посвященный”. Он был сыном Иареда и отец Мафусала. Он был одним из благочестивейших патриархов допотопного мира, седьмой по Адаму. Он прожил 365 лет, после чего Господь переселил его в жилище блаженства, так что он не видел смерти (Евр. 11, 5). В Христианской Церкви сохраняется верование, что Энох снова придет на землю и вместе с пророком Илией будет убит зверем, восходящем из бездны (Апок. 11, 7). Древние Иудеи и Арабские писатели считали Еноха, к которому прилагали эпитет ученого, изобретателем письменности, арифметики и астрономии.
Имя Мафусал, по Гезению, означает “муж Божий” или “муж оружия”. Он был одним из благочестивейших допотопных патриархов, сын Еноха и отец Ламеха, отца Ноя. Он жил долее всех людей, 969 лет и умер, по Еврейскому преданию, в год потопа. Не следует этого Мафусала путать с другим, сыном Мехиаеля и отцом Ламеха, двоеженца.
Не стоит этого патриарха, отца Ноя, путать с Ламехом из рода Каина.
Замечательно, что каждая из трех важнейших религиозных эпох в истории человечества ознаменована чудесным случаем переселения на небо: в церкви Патриархальной – в лице Еноха; в церкви Иудейской – в лице Илии и Церкви Христианской – в чудесном событии Вознесения на небо Господа Иисуса Христа.
По еврейским преданиям Ной строил ковчег на берегу Яффы, а сын его Иафет был основателем сего города; следовательно, по преданиям, во всем мире нет города древнее Яффы. Яффа, или древняя Иоппия, стоит на возвышенном берегу Средиземного моря. В Яффскую пристань посылаемы были от царя тирского Хирама кедровые деревья для постройки Соломонова храма. Есть предание, что Пророк Иона, уклоняясь от повеления Божия идти в Ниневию, бежал отсюда на корабле в Фарсис от лица гнева Божия, и потом, по случаю бури, брошен был в море и поглощен китом. Здесь святой Апостол Петр воскресил Тавифу (Деян. 9, 36–42) и видел таинственную плащаницу, сходившую с неба, в ней всякого рода животных и гадов (Деян. 10, 10–16). Это видение, явленное святому Апостолу, научило его не гнушаться язычниками, ибо Господь пришел всех спасти.