О том как собирать сокровища небесные, достичь Царства Небесного и спасения души
Одно из главных утверждений Священного Писания о том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16). Эти слова повторяются на каждой Божественной литургии Святого Иоанна Златоуста и звучат в центральной части Евхаристической молитвы. Из этих слов ясно вытекает та мысль, что человек не погибнет и будет иметь жизнь вечную, если человек будет верить в Иисуса Христа и жить по Его заветам.
Спасительная миссия Иисуса Христа проявляется даже и в том, как называл себя Иисус Христос: «Путь» (то есть путь к спасению), «Истина и жизнь», «Воскресение и жизнь», «Свет миру», «Хлеб жизни», «Дверь», «пастырь добрый», Сын Человеческий», » Сын Божий», » Бог«. В высказывании Иисуса Христа о Самом Себе прослеживается Его божественная и спасительная миссия.
«Я и Отец – одно» (Иоан.10:30).
«Я свет миру; кто следует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоан.8:12).
«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоан.10:11).
«Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Иоан.6:35).
«Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет» (Иоан.10:9).
«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6).
«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоан.11:25).
«И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Иоан.5:27)
«Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоан.20:31)
«И от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим.9:5)
Из всего вышесказанного видно, что человек может достичь спасения только через соблюдение учения Иисуса Христа. Именно учение Спасителя и определяет совершение тех поступков, которые представляют собой собирание сокровищ небесных, открывают перед человеком двери в Царство Небесное и дают спасение души.
Путь в Царство Небесное представляет собой воплощение в жизнь учения Христова. И только идущий за Христом (то есть тот, кто становится Его последователем) и достигает спасения души.
Как же нужно идти по этому пути, что нужно делать для достижения спасения души? На эти вопросы ответил Сам Спаситель мира, Иисус Христос, конкретно указав на те действия, которые надлежит выполнять человеку. Иисус Христос сказал так: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мар.8:34). В этих кратких по форме, но глубоких по содержанию словах, скрыта целая программа жизни, необходимая для человека, желающего собирать сокровища небесные и войти в Царство Небесное, достичь спасения своей души и вечного блаженства. Из этих слов вытекает мысль, что христианин должен отвергнуться от себя. Как нужно понимать эти слова? Отвергнуть себя, согласно учению Христову, обозначает отказаться от своих дурных поступков и привычек, подавить свою гордыню и эгоизм, не поддерживать в себе греховных помыслов и желаний, не допускать в себе дурных мыслей, отвергать ситуации, толкающие человека к совершению греха. Не делать себялюбивых эгоистических поступков, но совершать дела, основанные на любви к Богу и ближним нашим, отойти от бренных и греховных желаний и поступков земного мира. «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога» (Рим.6:11) – как советует Апостол Павел.
Вторая непосредственная обязанность человека, ставшего христианином, состоит в том, что человек должен взять крест свой. Как нужно понимать эти слова? Крест представляет собой орудие телесной смерти Спасителя, символизирует страдания, мучения, жизненные невзгоды и трудности. Выражение «взять крест свой» означает то, что человек должен безропотно воспринимать и стойко переносить все трудности жизни, тяжести и страдания, и достойно пройти все испытания, которые посылает на его долю Господь. К жизненным испытаниям относятся обиды, которые человек должен терпеть от ближних, козни врагов, свои болезни и болезни родни, бедность, препятствия и преграды, встающие на жизненном пути, крушение надежд и жизненных целей. Подобного рода несчастья и невзгоды, доставляющие душевные и физические страдания, человек должен переносить без жалоб и ропота, и благодарить Бога за всё, что Он ему послал. При этом человек не должен поддаваться унынию и печали, а должен:
по-христиански преодолеть жизненные невзгоды;
прощать обидчиков, мириться с врагами, из неприятелей делать друзей;
помогать и делать добро всем своим ближним, и твердо верить в то, что Господь за его добропорядочный образ жизни пошлет избавление от преград и страданий и оградит от неприятностей и невзгод.
Такое стойкое и достойное отношение к препятствиям и страданиям и будет означать то, что человек возьмет крест свой и будет твердо идти с ним по жизни во след за Иисусом Христом.
Ещё одна обязанность христианина, вытекающая из этих слов, состоит в том, что христианин должен идти за Иисусом Христом. Как нужно понимать эти слова? Идти за Иисусом Христом означает то, что христианин должен во всех своих делах и поступках наследовать Спасителя, уподобляться делами и поступками Христу. Как жил Иисус Христос во время Своей земной жизни, так должен жить и христианин, воплощая в свою жизнь заветы Иисуса Христа. Такая жизнь во Христе должна характеризоваться следующими главными чертами:
Иисус Христос всегда молился Богу, возносил Ему Свою благодарность и похвалы. Точно также и мы, христиане, во всех жизненных обстоятельствах и в любом состоянии должны любить Бога, благодарить Его за всё, воздавать явно и тайно Ему восхваления и всегда молиться Ему, постоянно в своем сердце и уме иметь Бога и обращаться к Нему.
Иисус Христос почитал Пречистую Матерь Свою, Деву Марию, и названного отца Своего, Иосифа Праведного, им повиновался и не нарушал законы установленной Богом власти. Точно также и мы, христиане, должны во всём слушаться и почитать родителей своих, повиноваться наставникам нашим, не оскорблять и не раздражать своими поступками воспитателей наших, проявлять уважение к начальникам, представляющим Богом установленную власть, беспокоиться о пользе отечества и о благе ближних наших.
Иисус Христос не называл Себя царем земным, являясь Судьей живых и мертвых. Он не присваивал Себе гражданской власти царя земного и судьи земного. «Кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лук.12:14). Так и мы, христиане, подчиняясь гражданской власти, поставленной от Бога, не должны принимать на себя власть судить и осуждать, мстить и карать других людей.
Свою миссию и назначение, ради которых Иисус Христос пришел в мир людей, Он исполнял добросовестно, с ревностью и любовью. Точно также и мы, христиане, беря пример с Иисуса Христа, должны с усердием и безропотно исполнять свои обязанности, наложенные на нас Господом Богом, несмотря на то что порой в жизни, согласно Божиему повелению, мы должны занимать низкую должность и преодолевать трудности в исполнении наших обязанностей.
Иисус Христос всех людей любил и всем людям делал всяческое добро, не помня обид и притеснений. Так и мы, христиане, должны любить своих ближних и делать им добро.
Иисус Христос, во имя спасения людей, пошел на крестные муки и страдания. Так и мы, христиане, для создания блага ближним нашим, не должны сожалеть о наших страданиях и заботах, а если надо, пойти и на самопожертвование. А для служения Иисусу Христу, как Богу, Искупителю и Благодетелю, мы не должны щадить ни тела своего, ни жизни нашей, а должны последовать Иисусу Христу и подтверждать Его учение, как это делали Святые Божьи Угодники.
Иисус Христос добровольно испытывал страдания и невзгоды. Так и мы, христиане, не должны избегать страданий и невзгод, посылаемых нам Господом, и должны со смирением принимать их и достойно переносить их.
Иисус Христос прощал врагов Своих, делал им добро и молился за них. Так и мы, христиане, должны прощать врагов своих, делать им добро в ответ на их зло, благословлять ругающих и притесняющих нас, надеясь и веря в Бога Правосудного, как на справедливого Судью, обладающего наивысшим могуществом. Поэтому христианин должен переносить невзгоды и страдания без жалоб и сетований, без мести врагам своим, а с упованием и любовью на Бога Всемогущего, молясь за обижающих и притесняющих нас людей.
9). Иисус Христос, являясь Царем Неба и Земли, избегал роскоши, жил в бедности, довольствуясь только необходимым в жизни и Своими трудами обеспечивая Свое существование. Так и мы, христиане, должны быть не ленивы, а трудолюбивы в достижении благ, необходимых для нашей жизни, должны не стремиться к богатству, а довольствоваться необходимым, не должны искать роскоши и богатств земных, а должны собирать сокровища небесные. Должны потратить свою жизнь не на достижение знатности, почестей и богатств, роскоши и удовольствий, а должны заботиться о спасении своей души, в своих поступках воплощая заветы Христовы. То есть люди должны довольствоваться необходимым для удовлетворения бытовых потребностей и думать не о достижении богатства и удовольствий, а своими земными поступками обеспечить себе достижение Царства Небесного. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Матф.19:24).
Иисус Христос в Своей жизни проявлял кротость и смирение, никогда не стремился к восхвалениям и похвалам. Так и мы, христиане, ни сами не должны хвалиться перед другими людьми, ни искать восхвалений и прославлений от других людей. То есть человек, даже достойный похвалы, никогда не должен стремиться к похвале, даже если он делает такие благородные дела, как совершение милостыни, или являясь разумней других людей и живя благочестивей, чем другие люди. Во всех случаях жизни человек должен проявлять скромность, не должен искать похвал, потому что всё, что имеет человек у себя доброго и достойного похвалы, получено им от Бога как дар Божий. Человек всегда должен помнить о том, что у него в его собственности есть только грехи и слабости, а всё лучшее, что он имеет, он получил от Бога.
Идти за Иисусом Христом означает также повиноваться слову Спасителя. То есть мы, христиане, должны слушать и с верой исполнять всё, что сказал Иисус Христос и Его Апостолы и всё это делать добросовестно и прилежно. Кто слушает и исполняет слово Христово, тот считается учеником Его, а кто не только слушает и исполняет слово Христово, но и относится к этому с преданностью, сердечной простотой, искренностью души, тот может называться истинным и любимым учеником Христовым, то есть истинным христианином.
В этих одиннадцати пунктах указаны главные принципы (черты), характеризующие путь последователя Иисуса Христа, истинного христианина. Этот путь ведет человека в рай, открывает перед человеком двери Царства Небесного, обеспечивает спасение человеческой души. И пусть этот путь не гладок и не широк, а узок и колюч, но именно он приводит человека к Богу, как к источнику всякого блаженства. И нет прямее пути, чем этот для достижения Царства Небесного и нет правильней и лучше пути, чем этот для спасения души и достижения вечного блаженства. Начало этого пути трудно и не отрадно, так как усыпано не розами, а шипами, требующими от человека проявить волю и терпение для того, чтобы заставить себя преодолеть препятствия и преграды, быть стойким, упорным в продвижении вперед в деле собирания сокровищ небесных. Но страдания на этом пути не вечны, а временны.
И с каждым шагом вперед они отступают и слабеют. Более того, с каждым шагом по этому пути награда за то, что человек идет в своей жизни путем Христовым, увеличивается и отражается не только в последующей части земной жизни человека, но и переходит в вечное блаженство. Во время прохождения по этому пути меняется характер человека, очищается его душа, просветляется его ум, и человек достигает духовного совершенства. Итак, пусть христианина не страшит этот путь, ибо гладкая и ровная дорога сытой, беспечной жизни, полной роскоши и удовольствий, ведет в ад, а колючий и трудный путь ведет в рай.