О пути ко спасению
(Пересказ отрывков из книги протоиерея Григория Дяченко «Полный годичный круг кратких поучений», II том)
Люди, которые хотят достичь спасения своей души, должны принадлежать к единой Святой Православной Церкви, должны быть её послушными детьми и выполнять её установления, такие как: выполнение поста, посещение храма Божьего, почитание духовных пастырей и т.д. Человек, не повинующийся церкви, подобен идолопоклоннику. «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф.18:17). Раскольники и еретики не приемлют смирения, как не приемлет его злой дух. «Истинное смирение происходит от послушания» – говорил Святой Иоанн Лествичник. Кто не проявляет смирения, тот не есть ученик Христов. Господь, Иисус Христос явил Свое смирение тем, что был послушен. «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8). А без смирения нет и спасения. «Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш» (Пс. 114:5).
Если человек хочет достичь спасения, то должен молиться Богу. Если в будничные дни человек не может посетить храм Божий, из за служебных и бытовых дел, то должен молиться Богу в доме своем. Молиться нужно утром после сна и перед сном, перед вкушением пищи, и по воскресеньям нужно принимать участие в коллективных богослужениях при храме Божьем. Давид несмотря на то, что был царь и пророк, усердно молился Богу. «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его» (Пс.26:4). Святые отцы называли молитву матерью всех добродетелей за то, что через неё можно испросить у Бога все остальные добродетели и все блага, временные и вечные. Сам Господь об этом сказал так: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете» (Матф.7:7).
Для того, чтобы достичь спасения своей души, человек должен совершать милостыню, душевную и телесную, любить ближних как самого себя и заботиться о них. Душевная милостыня проявляется в том, что человек прощает своих ближних, причинивших ему огорчения и обиды, оскорбления и неприятности. Душевная милостыня проявляется и в заботе о спасении душ ближних, что выражается в просвещении их ума учением Христовым, наставлением их на путь истинный, научению их в делании добра. Телесная милостыня проявляется в том, что человек помогает нуждающимся ближним, давая им бесплатно хлеб, одежду, деньги, еду. Господь о людях, творящих милостыню, говорил, что они будут помилованы, то есть спасутся. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Матф.5:7). И наоборот, немилостивых людей ждет суд Божий без милости. И для таких людей нет спасения. «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак.2:13).
Для того, чтобы достичь спасения, нужно приносить Господу Богу чистосердечное искреннее раскаяние во всех своих согрешениях. И делать это нужно в ежедневной молитве. «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс.31:5). Проанализировав вышеприведенную цитату, мы поймем, в каком порядке нужно совершать покаяние. Первоначально человек должен осознать свой грех, рассматривая себя самого и свои поступки. Затем он должен отвергнуть оправдания, которые ему подсовывает лукавый злой дух, чтобы незаслуженно оправдать грехи. Затем человек, глубоко осознав свою вину, искренне кается Богу в содеянном грехе, не щадя своего эгоизма, пересилив свою гордыню. Только так человек сможет получить от Господа прощение своих грехов. После искреннего раскаяния человек должен активно противостоять своим греховным поступкам и помыслам. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан.1:9). Очистив себя исповедью, далее для спасения своего человек должен приобщиться Святых Таинств и причаститься Всесвятого Тела Христова и Всесвятой Крови Христовой, так как причащение также необходимо для спасения души человеческой. «Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан.6:53–54). Исповедь и причащение человек должен исполнять не менее четырех раз в год во все четыре великих поста. Минимумом в исполнении исповеди и причастия для человека является соблюдение этих таинств раз в год, и то по причине независимо от человека помешавшей ему исполнить эти Святые Таинства.
Для того, чтобы достичь спасения души, человек должен без ропота, смиренно и достойно переносить все трудности жизни, которые выпадут на его жизненном пути. Случится ли неурожай или созревший хлеб истребит саранча, или побьет его град, будет ли падеж скота, или собственная болезнь, придется ли претерпеть гонения и обиды от сильных и несправедливых людей, – все эти невзгоды человек должен переносить без ропота и без хулы, потому что ещё Господь заповедовал нам: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лук.21:19), «Претерпевший же до конца спасется» (Матф.24:13). Посланные человеку испытания, являются признаком того, что человек избран и возлюблен Богом. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр.3:19). Поэтому Апостол в своем послании так говорит об этой ситуации: «И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр.12:5–7). Неприятности для того и посылаются человеку, чтобы он перенес их стойко, с благодушием и этим доказал Богу, что он не нарушает Заповеди Божьи. «Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп.1:29). Неприятности – признак усыновления христианина Богом. А для того, чтобы научиться терпеливому и благодушному перенесению испытаний, нужно брать пример с благоразумного разбойника, который говорил так: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лук.23:42). Многострадальный Иов также в неприятностях своих не отказался от Бога, а остался верен ему, говоря: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1:21), «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов.2:10).
Людям, желающим достичь своего спасения, нужно заниматься чтением божественных книг, потому что слово Божье вразумляет разум и просвещает душу. «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс.1:1–2). Ум наш подобен омраченному храму, который просвещается через внимательное чтение и усердное восприятие слова Божьего. Это помогает проникнуться помышлениями Божьими и вразумиться ими. Святые отцы называли чтение боговдохновенных книг и слушание слова Божьего, царем всех добродетелей. Слово Божье открывает вам все страсти, живущие в нас, и рассказывает, как с ними нужно бороться. Слово Божье помогает нам разглядеть под личиной добродетелей грех и победить его. О люди! Земная жизнь очень коротка и её надо посвятить спасению душ наших. О братия! Кто из вас вел благочестивую жизнь, тот пусть и далее укрепляется на пути добродетели, кто же вел жизнь греховную, тот должен покаяться и начать жизнь добродетельную, неуклонно избегая греха, потому что без этого нет спасения. «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11).