Высказывания отцов церкви о посте
«Поскольку мы не постились, то изринуты из рая. Потому будем поститься, чтобы снова войти в рай» (Святой Василий Великий).
«Пост тела есть пища для души» (Святой Иоанн Златоуст).
«Сколько отнимаешь у тела, столько придаешь силы душе» (Святой Василий Великий).
«Челнок легче плывет, когда он не обременен поклажей, так и молитва легче, удобнее совершается, когда тело не обременено излишнею утучняющею пищею и питьём, или что то же когда человек постится» (Иаков, архиепископ Нижегородский).
«Невозможно чтобы огонь горел в воде, невозможно покаяние без поста» (Святой Иоанн Златоуст).
«Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержанным в пище» (Авва Пимен).
«Блаженный Августин сравнивает тело с яростным конем, увлекающим душу, необузданность которого необходимо укрощать уменьшением его пищи; и для этой цели главным образом и установлен пост («Цветник духовный»).
«Вспомним, что Адам в раю был не ниже тебя совершенством. Возомнил обойтись без поста – и что произошло. Лот среди самого Содома процветал добродетелями. Вне Содома сложил с себя пост. И что произошло» (Иннок. Архиепископ Херсонский).
«Не поститься, значит уподобиться бессловесным, которые не знают поста. Не должно возлагать на себя поста превышающего силы. Пост для человека, а не человек для поста» («Цветник духовный»).
«Облегчение поста для немощных дозволительно, но по правилу церковному» («Постановления Апостольские», правило 69).
«И весьма справедливо, потому что немощь сама собою, доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей; и следовательно для немощного не то нужно чтобы усмирять плоть постом, а чтобы немощное тело поддерживать питанием и врачеванием, дабы оно не сделалось вовсе не способным служить душе» (Филарет М. Московский).
«И за столом соблюдай пост. От яств постись по временам, а от невоздержания постоянно» («Цветник духовный»).
«Никогда не может достигнуть совершенной чистоты тот, кто надеется приобрести её одним воздержанием, то есть телесным постом, если не познает что воздержание нужно, для того чтобы, по усмирении плоти постом, легче мог вступить в брань с прочими страстями» (Авва Серапион).
«Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который хотя ничего не ест, однако же не перестает грешить» (Святой Василий Великий).
«Сестра и подруга поста – молитва. Внешние посты не всегда необходимы, а внутренний пост необходим во всякое время» («Цветник духовный»).