Пост должен быть не только телесным, но и духовным
Во всех странах мира, во все века, религия оказывала значительное влияние на традиции народа, его духовную и бытовую жизнь. Под влиянием религии возникли многие праздники, традиции и посты, определяющие уклад жизни людей. С появлением христианства на Руси, значительно изменился домашний стол, упорядочилось питание людей, учитывая традиции и сезонные особенности. Поведение и пища людей начали отличаться во время Пасхи, в Престольные и Великие праздники и постные дни. Стал существенно отличаться постный и скоромный стол. Много полезных и интересных рецептов дали монастыри, которые благотворно повлияли на питание христиан. Под влиянием постов употребление растительной и здоровой пищи стало главным в питании человека.
Христианская религия подробно указывает на то, какой должна быть пища, потому что она влияет на духовное состояние людей. Пост должен стать не только телесным, но и духовным. Святой Василий Великий говорил о том, что постом благоприятным мы удаляемся от всяких грехов, которые могут совершаться нашими чувствами. Этим самым мы выполняем долг благочестивого христианина.
А Святой Иоанн Златоуст о назначении поста писал так: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Пост – уничтожение смерти и освобождение от гнева. Пост, и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но становится легким, укрепляется для принятия даров. Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания. А те, кому случалось испытывать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Молитвы совершаются со вниманием, особенно во время поста, потому что тогда дума бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий. Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния.» «Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост бывает тогда, когда тело постится от пищи и питья. Душевный пост бывает тогда, когда душа воздерживается от злых помыслов дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты; изрядный постник есть кто положил языку своему воздержание и удерживает от празднословия, сквернословия и клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия; изрядный постник есть, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения; изрядный постник есть кто руки свои удерживает от воровства, грабления и сердце свое от желания чужих вещей – словом добрый постник есть, кто от всякого удаляется зла» (Святой Тихон Задонский).
«Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится память от злопомнения; да постится воля от злого хотения; да постятся очи твои от худого видения; да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждения, колдовства, лжи, лести, сквернословия, и всякого праздного и гнилого слова; да постятся руки твои от бесчестия и хищения чужого добра; да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Вот это христианский пост, какого Бог наш от нас требует» (Святой Тихон Задонский).