«Также, когда поститесь, не будьте унылы как лицемеры»
Продолжая Свои поучения в Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф. 6,16). Для того чтобы понять эти слова Иисуса Христа, нужно знать, что в культуре и религии еврейского народа существовал особый обряд, называемый постом, который евреи тщательно соблюдали и выполняли.
Пост представлял собой временное воздержание человека от веселья, от ношения красивых одежд и украшений. Чаще всего умеренное употребление пищи и питья. Во время поста (употребляя определенную еду и питьё) человек также должен был избегать излишеств в пище, не удовлетворять свои гастрономические прихоти и аппетит вкусовым разнообразием и обилием блюд. В зависимости от своих сил, возможностей и здоровья человек мог применять полное или частичное воздержание от еды и питья.
Пост древние евреи использовали не только для усмирения страстей похотливого тела, не только для борьбы с искушениями, но и для достижения победы духа над телом, разума над глупостью, духовного начала над телесным. Но наряду с этим у древних евреев пост являлся тем отрезком жизни, во время которого нужно было поразмыслить о своих грехах, лучше познать их, осудить их и покаяться, обратившись к Богу с искренними чувствами сожаления о своей греховности. Во время поста древние евреи скорбели о греховной природе человека и оплакивали свою жалкую участь, связанную с грехопадением прародителей и с тяжестью первородного греха, повлиявшего на всё человечество. Таким образом, пост это не только сожаление о греховной природе человека, но и победа человека над грехом через искреннее покаяние.
Как видим обряд поста у древних евреев представлял собой не просто полезное воздержание от пищи и питья, но и служил для достижения духовного совершенствования человека, связанного в первую очередь с осознанием греховной природы человека и с улучшением её через искреннее покаяние в своих грехах перед Богом.
Книжники и фарисеи во время исполнения поста старались казаться истинно постящимися и благочестивыми людьми, используя для этого различные лицемерные ухищрения и приемы. Так в дни поста книжники и фарисеи надевали на себя старые ветхие одежды или носили рубище, голову посыпали пеплом и имели унылые и печальные лица. С тех давних времен и до наших дней даже сохранилась поговорка, отражающая и характеризующая выражение лиц фарисеев и книжников, которое им было свойственно во время поста. В народе так говорили о них «постные лица», точно подметив, что у фарисеев и книжников однообразно одинаковое уныло-тоскливое выражение лиц в период поста. Своей необычной одеждой, словами, манерой поведения, выражением лиц, в дни поста фарисеи хотели привлечь к себе внимание людей для того, чтобы выглядеть перед ними постящимися праведниками и точно соблюдающими предписания Божьи. И окружающие их люди, видя демонстрируемое фарисеями показное благочестие и не зная, что это всего лишь лицемерные действия, прославляли их за праведное служение Богу, воздавая им почести и похвалы. На самом деле благочестие фарисеев было мнимым, показным и ничего общего не имело с искренним раскаянием.
Именно такое ложное соблюдение поста и осудил Иисус Христос, сказав: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися». Иными словами Иисус Христос говорит, что истинное исполнение поста проявляется не во внешнем виде людей, выражающимся в показном унынии, мрачном выражении лица, а в искреннем сожалении о греховности человечества, в чистосердечном осуждении и покаянии своих собственных грехов перед Господом.
Истинно постящемуся человеку не нужно демонстрировать своё сожаление о грехах прилюдно, а необходимо искренне раскаяться в своих грехах и признать себя перед Богом грешным человеком, стремящимся достичь искупления своих грехов. Истинно постящийся человек стремится к исправлению греховного начала в себе самом, в людях и окружающем его мире. Ведь во время искреннего покаяния человек превозмогает свой эгоизм, побеждает свою гордыню, критически переосмысливает свою жизнь и открывает своё сердце Богу. Слова Бога, обращенные к Израилю гласят так: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему» (Иоил.2:13). Из этой фразы видно, что Бог учит человека заниматься не внешне показными действиями, что в данной цитате символизирует одежду, а обращаться к Богу через искренние чувства, что в данной цитате аллегорически представлено переживаниями раздираемого тяжестью грехов человеческого сердца.
И чистосердечно раскаявшись в своей греховности, человек должен обратиться к Богу, чтобы стать на путь исправления и истины. Также, как Господь предостерегает людей, делающих добрые дела, от тщеславия и гордыни за свои добрые поступки, и от раздачи милостыни напоказ, чтобы избежать восхвалений. Точно также Господь учит людей совершать пост, искренне, без лицемерия и демонстративно-показных наружных действий, так как для человека важно не показное, а искреннее служение Богу. А фарисеи и книжники за то, что показываются перед людьми постящимися, за своё мнимое благочестие «уже получают награду свою» – говорит Иисус Христос.
Под наградой, которую получают фарисеи за их лицемерие, Спаситель имеет ввиду великий закон воздаяния Божьего, о котором в Библии говорится так: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф.7:2). А в другом месте Библии об этом говорится так, Господь «воздаст каждому по делам его» (Матф.16,27). То есть слова Иисуса Христа о награде, уготованной фарисеям, нужно понимать как карающее воздаяние, основанное на возвращении фарисеям их же нечестивых поступков, за которые им придется расплачиваться как за неискреннее служение Богу во время исполнения поста.
Почему же Иисус Христос осуждает фарисеев и книжников за ложное показное исполнение поста и призывает людей к искреннему служению Богу? Потому что пост, данный людям от Бога, не является простым формальным обрядом и представляет собой не только временное воздержание в еде и питье, но и духовное очищение человека. И к соблюдению поста нужно относиться с особой ответственностью, как к выполнению Богом назначенному действию.
Во время поста человек должен не только сожалеть о своей греховной природе, запятнанной, искалеченной первородным грехом, но и должен познать природу своего греха и искренним раскаянием победить грех. Во время поста человек через размышления может прийти к нужным мыслям, через смирение открыть своё сердце Богу, через чистосердечное раскаяние добиться искупления и освобождения от греха. И так как осознание своей греховности и борьбы с ней через искреннее раскаяние проходят через разум и сердце человека, то нравственное совершенствование человека не нуждается в том, чтобы его выставляли напоказ. Об этом и говорит Иисус Христос, указывая на то, что Господь в соблюдении поста ценит искренность и чистоту души человеческой.