Пояснение четвертой Заповеди Блаженства
Четвертая заповедь Блаженства гласит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Матф.5:6). Слово «правда», по другим переводам «праведность», означает святость, богоподобность. А Бог и есть Наивысшая Святость. Текстовое пояснение заповеди: Блаженны – значит счастливы; алчущие обозначает голодные.
Слово «жаждущие» имеет два смысловых значения:
хотеть пить, то есть жаждать, стремиться утолить жажду;
в переносном смысле сильно желать чего-либо.
Слово «правда» имеет три смысловых значения:
то же что и истина;
порядок, основанный на справедливости и честности;
то же, что и правота.
По религиозным представлениям, праведником называется человек, живущий праведной жизнью, то есть благочестивый, безгрешный человек, жизнь которого основана на правде во втором смысловом значении этого слова. Иными словами, жизнь такого человека подчиняется религиозно-нравственным правилам и не нарушает порядок, основанный на справедливости, честности и заповедях Божиих. Такая жизнь и называется безгрешной или праведной. По религиозным толкованиям слово «правда», понимается как праведность и обозначает святость, богоподобность.
О Законе Божием в Библии говорится «ибо все заповеди Твои праведны» (Пс.118:172), то есть справедливы, верны, истинны, святы.
Слово насытиться имеет четыре смысловых значения:
наесться досыта;
растворить в себе большое количество вещества;
наполнить в большем количестве до предела что-либо;
наполнить или снабдить что-либо в изобилии.
Суммируя смысловые значения слов этой заповеди, можно сделать вывод о том, что в ней говорится следующее: «Будут счастливы желающие праведности, потому что они удовлетворят свое желание». В этой заповеди говорится о людях, которые усердно стремятся, как голодные к пище, как жаждущие к питью, к Богу. Они это делают для того, чтобы Бог научил их жить праведно и очистил от грехов, и желание таких людей исполнится.
Очень часто для наглядности своей мысли Христос в своих словах прибегает к поясняющим примерам и сравнениям. Так и в четвертой заповеди Блаженства, людей, которые непреодолимо ищут правды Божьей, Христос сравнивает с алчущими и жаждущими. Известно, что люди, мучимые голодом и жаждой, с непреодолимой силой стремятся удовлетворить свои потребности. В этом сильном стремлении к удовлетворению потребности подобны те люди, которые стремятся к удовлетворению, но уже не физических, а духовных потребностей, выражающихся в познании Божественной Истины и в исполнении во всем Воли Божьей. Такие люди, которые служат Богу и станут блаженными, (то есть получат радость и счастье), так как они насытятся, (то есть будет удовлетворено их стремление к праведности).
Итак, в этой заповеди говорится о том, что жаждущие и алчущие люди стремятся к праведности. Что же такое праведность? А праведность по религиозно-философским представлениям это особый, свободный дар, безвозмездно предлагаемый Богом всем людям мира. Праведность также необходима для человека как пища и питье, без которых люди не могут жить. В Библии пишется: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис.55:1). Но не каждый человек желает быть праведником. Поэтому Господь предлагает дар праведности тем людям, которые его хотят получить и стремятся к нему. Иносказательно в Библии об этом говорится так:
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).
То есть человек, стремящийся к правде Божьей (к праведной жизни), если услышит голос Бога и отворит Богу дверь своей души, то такой человек будет вкушать пищу вместе с Богом («вечерять с ним»). И Бог будет заботиться о таком человеке, так как Он говорит:
«Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Иоан.6:35).
То есть не будет нуждаться ни в духовной, ни в телесной пище. Точно так же, как человек нуждается в пище и питье, так и душа человека для своего развития и совершенствования нуждается в Иисусе Христе, как в хлебе Небесном. Как уставший путник в пустыне стремится удовлетворить жажду из чистого источника, так и христианин желает удовлетворить духовную жажду из животворного источника учения Христова. Об этом в Библии говорится: «Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя» (Пс.61:6).
Человек, осознавший свои недостатки, жаждет праведной жизни. А для того, чтобы жить праведно, человек должен свои мысли и поступки подчинить учению Христа. И тогда жизнь такого человека изменится, потому что он уподобится Христу. Дух Божий пробудит в его сердце любовь и радость, и поможет с радостью и усердием исполнять Волю Божию и творить добро. Для такого человека давно знакомые истины будут восприниматься по-новому, и Библейские тексты предстанут в новом значении, а жизнь он увидит в новом свете. Такой человек, став блаженным, поймет истинную суть спасения и путь к нему. Почувствует, что Христос руководит его действиями, и везде сопровождает его, помогает ему и охраняет его, утолив его жажду правды Божией. О таком человеке Христос сказал:
«Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоан.4:14).
Господь всем людям мира, стремящимся к праведности, открыл великий источник Своей любви,который освежает землю как животворный дождь. Господь сказал: «Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда» (Ис.45:8).
Вся жизнь человека должна состоять из поиска и приобретения правды Божией, то есть из стремления к жизни праведной и ее приобретения. Об этом учит Библия и святые отцы. Поэтому человек не должен заботиться о своих бытовых нуждах, а должен совершенствоваться в своем духовно-нравственном развитии, стремясь к жизни праведной. Господь так сказал об этом:
«Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:31–33).
Подводя итог пояснения четвертой заповеди Блаженства, можно сделать следующий вывод. На протяжении веков человек всегда стремился к Богу, стараясь нравственно улучшить, усовершенствовать себя. Во времена язычества люди не знали истинного Бога и пытались умилостивить языческих богов. Но вот настало время, когда Сам Бог в лице Иисуса Христа пришел в мир людей, открыл людям Свою волю и законы. Принес им Свою Истину и Правду Божию. С этого момента каждому человеку, как великий дар Божий, дана возможность оправдаться перед Богом и вести праведную жизнь, потому, что человек уже знает Божьи истины и законы, то есть Божью правду.
Отныне всякий человек, алчущий и жаждущий правды, и исполняющий ее, (то есть ведущий праведный образ жизни по Божьим законам) получит насыщение, удовлетворит свой духовный голод и духовную жажду. И таким путем (путем праведности и добра) получит оправдание перед Богом, войдет в жизнь вечную и в Царство Божие. Человеку, стремящемуся к правде Божьей, а затем ведущему жизнь праведную, открывающую двери в Царство Небесное, Господь дает награду в виде блаженства, то есть счастья и радости. Поэтому Иисус Христос и говорит о том, что люди, алчущие и жаждущие правды Божией, являются блаженными и насытятся, то есть получат удовлетворение своих духовно-нравственных потребностей на пути своего морального и философско-религиозного совершенствования.