«Вы – свет мира»
Обращаясь к своим Апостолам и последователям, Иисус Христос назвал их не только солью земли, но и сказал: «Вы – свет мира» (Матф.5:14). Иными словами Иисус Христос сказал о том, что Его последователи должны просветить весь мир светом Его Божественного Учения. В словах Иисуса Христа о том, что Его последователи есть свет мира, заключается и та мысль, что сторонники учения Христова должны стать настоящими светочами жизни, распространяющими Слово Божие. Иисус Христос, сравнивая Своих учеников со светом, говорит также о том, что как свет не может не светить, так и люди, проникнутые духом Слова Божьего, не смогут не просвещать мир учением Христовым. Как свет маяка во мраке ночи указывает путь кораблям в безопасную гавань, так и последователи Иисуса Христа, среди тьмы заблуждений и порока этого мира, должны просвещать души людей Словом Божьим и приводить их к праведной жизни во Христе (по Законам Христовым) для последующего наследия Царства Божьего.
Очень часто, беседуя с народом, Иисус Христос Свои поучения иллюстрировал понятными для людей явлениями природы. Согласно описанию, данному в одном из апокрифов, люди собрались, чтобы услышать Иисуса Христа с раннего утра. В этот день утреннее солнце величественно поднималось на фоне голубого неба, рассеивая остатки ночной мглы в зеленых долинах и горных ущельях. Медленно таяла красота утренней зари, и лучи восходящего солнца своим победоносно-проникающим светом все ярче озаряли окружающую собравшихся людей местность. На спокойной поверхности прохладного Генисаретского озера отразились чистая лазурь утреннего неба и пронизанные восходящим солнцем золотисто-кремовые облака. Распустившиеся цветы и листья были покрыты каплями переливающейся росы и птицы уже начали свое чудесное пение. Казалось, вся природа радовалась наступлению теплого солнечного дня. В этот момент Спаситель обвел Своим взором собравшихся вокруг Него людей, а затем, взглянув на торжественно восходящее солнце, сказал Своим ученикам пророческие слова: «Вы свет мира» (Матф.5:14). И как восходящее солнце рассеивает мрак уходящей ночи, так и последователи Иисуса Христа должны просвещать души людей Словом Божьим, озаряя светом учения Христова тех, которые находятся во мраке грехов и заблуждений.
В свете утреннего солнца рельефно вырисовались очертания города, стоящего вдали на холме. Иисус Христос взглянул на город, и указывая в его сторону рукой, сказал: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Матф.5:14). Действительно, как невозможно скрыть от взора путника город, стоящий на вершине горы, так невозможно скрыть от людей учение Христово.
Дальше, после небольшой паузы, Иисус Христос продолжал свою речь: «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Матф.5:15). Этот пример с горящей свечей Иисус Христос привел потому, что большинство слушавших Его людей были бедняки, земледельцы и рыбаки. Свои бедные лачуги, которые часто состояли из одной комнаты, они освещали одной единственной свечей, которую ставили на возвышение на подсвечнике. И эта свеча светила всем, находившимся в доме.
Затем Иисус Христос продолжал говорить: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:16). О каком свете в этом месте Своей беседы говорит Иисус Христос? Никакой свет не приносил людям такой огромной пользы, как свет истины, исходящий от Иисуса Христа и Его учения. В Библии о Спасителе говорится: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Иоан.1:4). «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Матф.5:9–12).
Последователи Иисуса Христа, становились носителями этого Божественного Света, и сохраняя в своей душе любовь Христову, делались светом мира. Без Иисуса Христа человек подобен не зажженной свече, и не имеет в себе сил и душевного света для борьбы с темным миром. Но как только человек обратится к Учению Христову и проникнется светом праведности, то его душа озарится присутствием Божьим, а разум будет просвещен мудростью и ясностью, исходящими, как свет от солнца, от учения Христова. Это и дает человеку силы и возможность иметь добрые помыслы и совершать добрые действия.
Последователи Иисуса Христа должны озарять свои добрые дела и поступки светом учения Христова так, чтобы эти добрые дела видели остальные люди, и беря пример с последователей Иисуса Христа, тоже совершали добро и прославляли Отца Нашего Небесного – Господа Бога. Видя добрые дела последователей Иисуса Христа, люди начинают интересоваться учением Христовым. Это помогает им выйти из тьмы духовной и получить истинные понятия о Боге. Видя добрые дела христиан, люди начинают служить истинному Богу, так как познав истинное учение, они понимают что вселенной управляет единый Бог, Который достоин прославления. Поэтому зажженные примером совершения добрых дел, исполняемых христианами, люди становятся на истинный путь добродетели и прославляют Отца Небесного, Который заботится о своих чадах. Поэтому последователи Иисуса Христа должны быть не только одинокими источниками света во тьме греха, но и светом мира, то есть той частью человечества, которая светом своей праведности изгоняет и рассеивает царство тьмы, наполняя мир светом всепобеждающих истин учения Христова негасимым светом.
Своими словами о том, что Его последователи есть свет миру, Иисус Христос уточняет и указывает на великую миссию и предназначение Своих учеников. Поэтому всем Своим сторонникам Иисус Христос говорит: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Иоан.20:21). Как Отец Небесный послал в мир людей Сына Своего Единородного для спасения греховного человечества, так и теперь Иисус Христос посылает в мир Своих учеников. Как Иисус Христос открыл миру Отца Своего Небесного, так и ученики Христовы должны открыть миру Иисуса Христа, озарить души людей всепобеждающим светом Его Учения. Поэтому назначение истинных христиан (вытекающее из слов Христа о том, что Его ученики есть свет мира) состоит в том, чтобы светить людям ярким светом Учения Христова, быть орудием, через которое действует сам Христос, просвещая души людей светом истины. Своими словами о том, что подлинные Его последователи есть свет мира, Иисус Христос указывает и на то, как отличить истинных учителей духовных от лжепроповедников. Истинный христианин всегда наполнен живительным светом Христа к которому тянутся человеческие души. И этот свет последователь Христа не может спрятать в себе, так как излучает на окружающих людей слово Божие и творит дела праведные во все времена.
«Сущий в них Дух Христов» (1Петр.1:11) делал истинных слуг Божиих светочами для их современников. Так, например, патриарх Иосиф был носителем света в Египте, и своей благотворительностью, чистотой, просвещал сердца египтян-язычников. Пророки еврейского народа Моисей, Даниил и другие, своими добрыми делами светили людям и через них Бог открывался миру. Таким же образом последователи Христовы должны быть светочами для людей на пути к граду Небесному, источая свет Божественной истины, который не могут скрыть в себе. А лжепророки и лжепроповедники не распространяют вокруг себя света, так как у них нет связи с источником света – Богом.
Слова Иисуса Христа «вы свет мира» показывают на то, что любой человек, без учета его национальности, происхождения, социального положения, может стать последователем Иисуса Христа, светочем учения Христова. Этими словами Иисус Христос разрушает ложное представление (созданное фарисеями и книжниками, основанное на национальном себялюбии и гордыне) о том, что только евреи являются богоизбранным народом, через которых Бог общается с людьми. Господь говорит, что любой человек может стать истинным приверженцем христианства и слугой Бога. Такой позицией Спаситель уничтожает границы между странами и национальностями, между разграничением положений созданных в обществе людей, между близким и дальним, своим и чужим.
Спаситель учит о том, что к каждому человеку нужно относиться как к ближнему своему. А на мир нужно смотреть как на поле просветительской деятельности, а к жизни нужно относиться как к возможности служения Богу через добрые дела. Как солнечные лучи, изгнав ночную тьму, проникают во все уголки озаренной местности, так и свет Учения Евангельского, проникая в душу человека, озаряет её светом истинной мудрости. «Говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоан.8:12). Благодарность при благословении, терпение в испытаниях, кротость и милосердие, приветливость души и сердечная любовь, ясный ум в познании истины, это те лучи, которые исходят от людей, ставших светом мира. В грешных душах, в которых свили гнездо тьма эгоизма, черствое сердце, мрак злобы и агрессивности, сумерки рассудка в познании истины, темнота стяжательства, властолюбие, сребролюбие, блуд, гордость, тщеславие и другие пороки, не сияет свет Божественной истины. Каждого человека, который становится на путь служения Богу, Иисус Христос принимает с радостью. «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света» (Еф.5:8). В душе такого человека Иисус Христос соединяет Божественное и человеческое начало, и через таких людей открывает миру тайну Божественной любви. Именно такой человек, несущий миру слово Божие, становится светочем жизни, озаряя светом Учения Христова души людей.