«Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают»
Продолжая излагать Свои понятия в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Матф.7:19). Этот 19-й стих связан с предыдущим 18-м стихом, в котором говорится о худых и добрых деревьях и плодах. В 19-м стихе Иисус Христос рассказывает о том, что ждет дерево, не приносящее плода доброго.
В 19-м стихе, как и в предыдущих, Иисус Христос выражается аллегорически. Под деревом, не приносящим плода доброго, подразумеваются плохие люди, грешники, а также лжепроповедники, лжепророки.
Удивительно, что эту аллегорию не понимает автор Толковой Библии, объясняя этот стих на основе буквального, а не аллегорического восприятия дерева, не приносящего плода доброго. В Толковой Библии пишется: «И здесь Христос выражается только в общем смысле. Конечно, не всякое дерево постигает такая судьба. Многие деревья сохраняются в целости, несмотря на то, что никакого плода не приносят» (Толковая Библия под редакцией А.П. Лопухина, Петербург, бесплатное приложение к журналу «Странник», 1911, том 9, стр. 158).
Итак, в 19-м стихе не только подразумеваются плохие люди (выведенные в виде дерева), не дающие плода доброго, но и указана их дальнейшая участь. Дерево, приносящее дурной плод «срубают и бросают в огонь». Эти слова также нужно воспринимать аллегорично. В этих словах, как в философском рецепте, сформулировано много понятий связанных с участью грешника. А также с тем, кто их должен срубывать и бросать в огонь. С тем, как обычным людям вести себя с грешниками. Рассмотрим эти понятия, каждое в отдельности.
Добропорядочные христиане живут в окружающем их мире, полном зла, и вынуждены общаться с грешниками. Добропорядочные христиане для того, чтобы исполнить заповедь Божью о любви к ближнему, хотя он и грешник, должны образумить грешника и наставить его на путь истинный. Однако не всех грешников можно образумить. Например, к закоренелым грешникам, не желающим вникать в суть Божественных истин, такая забота неприемлема. Например, сколько бы алкоголику или наркоману добропорядочный христианин не рассказывал учение Христово, этот грешник его не поймет, потому что ему в начале нужен телесный доктор, который бы вылечил его от тяжелого пристрастия. А только потом разум такого человека можно просвещать Божьими истинами. Закоренелый грешник может не быть наркоманом, но может быть одержим злыми духами и так любить грех, что обычными увещеваниями и рассказами об учении Христовом его душу не вылечить. Такому закоренелому грешнику, (как наркоману врач), нужен Святой Божий Угодник, который в отличие от добропорядочного христианина наделен Благодатью Божьей и Силой Божьей. Благодать может ликвидировать и страсть к запоям, и к наркотикам, вылечить неизлечимые болезни и исцелить душу закоренелого грешника. Обычный христианин, несмотря на свое желание помочь и просветить душу ближнего, с такой работой не справится, так как не имеет Божьей Благодати Святого Угодника Божьего. Об этом и говорится в Библии. «Много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16). Поэтому по тяжести болезни должен выбираться и лекарь, наиболее искусный и способный сотворить чудо, как Святой человек.
Доказательством той мысли, что в 19-м стихе имеется не простой, а закоренелый грешник, является указание на то, что дерево (то есть плохой человек) настолько плохое, что достойно только того, чтобы его срубили и бросили в огонь. Как же обычный добропорядочный христианин должен вести себя, если в его жизни встретится такой закоренелый грешник, не поддающийся перевоспитанию. Ответ на этот очень важный вопрос и дан в 19-м стихе языком аллегорий. Праведные, благочестивые люди должны отсечь от себя закоренелых грешников, и прекратить с ними всякие отношения. Выражение «и бросают в огонь» также аллегорическое. Оно обозначает мысль о том, что как огонь уничтожает дерево с дурными плодами, так и порядочный человек должен «испепелить», то есть не только прервать, но и полностью ликвидировать все отношения с закоренелым грешником и лжепророком. То есть вести себя так, как будто закоренелого искусителя-грешника не существует. Так, как будто бы он сгорел в огне, как дерево с дурными плодами. Так добропорядочный человек должен относиться не только к лжепророкам, но и к другим закоренелым грешникам. То есть не встречаться с ними, исключить их из круга своего общения как дурное сгоревшее дерево. Отсечь закоренелых грешников или лжепророков из круга своего общения нужно и потому, что они дурно могут влиять на обычного христианина. Ведь зло соблазнительно. И под воздействием, например, дурной компании, в результате частого общения с закоренелыми грешниками даже добропорядочный христианин незаметно для себя может пристраститься к алкоголю, наркотикам и разврату и допустить грехопадение. В другом случае нестойкий христианин под влиянием ядовитого дурмана лжеучений, распространяемых лжепророками, может стать еретиком или сектантом и сойти с правильного жизненного пути спасения. Хотелось бы повторить ещё раз, что отсекать из круга своего общения (то есть прекращать все отношения) и бросать в огонь (то есть ликвидировать все отношения с грешником) можно только тех закоренелых грешников, которых невозможно исправить, так как они закостенели в грехе настолько, что сами не желают исправляться, и от общения с которыми можно научиться злу, под дурным влиянием этих людей.
Вот перед такими упорствующими и не желающими исправляться грешниками, не нужно метать жемчуг (бисер) истин учения Христова, потому что они не желают просвещаться, не поймут и затопчут жемчуг знаний, как свиньи. И могут ещё и навредить просвещающему их человеку. Поэтому, чтобы они «обратившись, не растерзали вас» (Матф.7:6) и нужно «вырубить» (исключить) не поддающихся перевоспитанию и вредящих вам грешников из круга своего общения. Других же грешников, которые как заблудшие овцы, в силу своего незнания или ошибок допускали грех, но тянутся к истинным знаниям, надо постараться перевоспитать и наставить на путь спасения.
Огонь в разбираемых словах также представляет собой аллегорический образ. Огонь по древнееврейски называется «эш». У древних евреев огонь имел символическое значение. Господь Бог посылал огонь, выражая тем самым Свое благоволение к жертвам. «Дым ... и пламя огня прошли между рассеченными животными» (Быт.15:17). «И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение» (3Цар.18:38). Божественный огонь появлялся при освящении скинии и храма. «И вышел огонь от Господа» (Лев.9:24). Слово Божие уподоблялось огню. «Слово Мое не подобно ли огню» (Иер.23:29). И даже Сам Господь появлялся в виде огня. «Ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий» (Втор.4:24). Наряду с этим, огнем с неба Бог наказывал своих врагов. «Возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана» (Чис.11:1). Неугасимый огонь символически обозначает неотвратимое и всемогущее воздаяние Божие. «И будут гореть вместе» (Ис.1:31). «И огонь их не угаснет» (Ис.66:24). «Чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших» (Иер.4:4).
Поскольку содержание 19-го стиха является аллегорическим, то из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что лжепророков и других грешников можно отрубить как дерево от корня зла. То есть отрезать от источника зла. А затем грешника, поддающегося просвещению, попытаться очистить огнем Божественного слова, перевоспитать и наставить на путь истинный. Иными словами попытаться окультурить дикую яблоню. А поскольку под яблоней предполагается грешник (как в виде лжепророка, так и иного грешника), то, проявляя к нему чувство христианского сострадания как к ближнему, нужно попытаться привить его душе христианские истины и тем самым наставить его на путь спасения. Но облагораживать дикую яблоню, то есть просвещать и воспитывать грешника нужно только в том случае, когда он для этого созрел и готов к восприятию учения Христова. Об этом он может сказать сам, попросив просветительско-духовной помощи. Или об этом можно спросить его самого. Ни в коем случае нельзя перевоспитывать грешника насильно. Так как насильно человека счастливым и просвещенным быть не заставишь. Не исключено, что при насильственном вразумлении грешник будет всячески сопротивляться и даже проявлять агрессию, о чем и предупреждал Иисус Христос. «Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Матф.7:6).
Как же в таком случае следует поступать с упорствующим и закоренелым грешником, который в результате своей приверженности злу, является злодеем, пагубно воздействующим на ближних (окружающих его людей). Как уже говорилось согласно совету, данному Иисусом Христом в 19-м стихе, закоренелого грешника и лжепророка не желающего исправляться, нужно отсечь от себя, исключить его из круга своего общения, как дерево, не дающее плода доброго. Избавляясь от их тлетворного воздействия, человек должен постараться в то же время не причинять грешникам вреда, отсекая их от себя.
На протяжении веков многие толкователи пытались дать ответ на вопрос о том, кто же должен вырубывать дерево, не дающее плода доброго (то есть неисправимого грешника) и бросать его в огонь. На западе инквизиция, которая сама себя называла святой, на основе этого стиха в буквальном смысле посылала людей на костер, называя их колдунами и колдуньями. Заявляя о том, что она выкорчевывает и сжигает зло, тем самым грубо нарушала заповедь о любви к ближнему. Согласно учению Христову человек, соблюдая заповеди Божии, не должен выкорчевывать зло насилием, а должен побеждать зло добром. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21), стараясь просветить и образумить заблудшего грешного ближнего словом Божиим. Если грешник является закоренелым и упорствует в своих заблуждениях, добропорядочный христианин от него должен отойти (отступиться), не причинив вреда такому грешнику. Выкорчевывать и сжигать дерево, не дающее плода доброго, то есть закоренелого, не желающего исправляться грешника, которого нельзя исправить (а можно только воздать за его злые дела) должен только Господь Бог. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Иоан.15:1–2). Эту мысль подтверждают те аргументы, что Господь в понятиях еврейского народа и в Библии уподоблялся садовнику (виноградарю). А еврейский народ представлен как виноградный сад. «Я насадил тебя как благородную лозу» (Иер.2:21). «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение» (Ис.5:7). Поэтому именно Господь Бог, как заботливый Садовник, должен возделывать Свой виноградник, в виде которого представлен в Ветхом завете еврейский Богоизбранный народ, а в Новом завете народы земли. Наряду с этим Сам Господь Бог в Библии представлен огнем поедающим. «Ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий» (Втор.4:24).
Поэтому в 19-м стихе садовником, вырубающим дерево, является Господь Бог, а огонь, в который попадает дурное дерево, одновременно означает и Бога, и Его справедливое воздаяние. «Чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших» (Иер.4:4).
Из всего выше сказанного видно, что нужно удаляться от лжепророка и закоренелого грешника, не поддающегося перевоспитанию. Но нельзя им мстить за обиду или вред, и брать на себя функции Бога – Садовника, выкорчевывающего дурное дерево. Призыв не причинения зла ближнему звучит в словах из Библии, запрещающей месть. То есть даже если грешник принес дурные плоды ближнему своему, то ближний не должен воздавать злом за зло. И тем более в качестве наказания прибегать к мести. Так как воздаяние – удел не человека, а Бога. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19).
И если грешник не поддается перевоспитанию, и продолжает вредить человеку, то лучше мирно удалиться от такого грешника (то есть исключить его из круга своего общения), не причиняя ему вреда, не выкорчевывая дерево жизни такого грешника из нивы бытия, оставив воздаяние за злые дела такого закоренелого грешника, Богу.
Сам же христианин должен постоянно молиться Богу о том, чтобы Господь защитил его от дурного воздействия закоренелых грешников и лжепророков, просветил и исправил их души. И человек всегда должен побеждать зло добром. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).