«И когда попросит рыбы, подал бы ему змею»
Продолжая последовательное изложение Своих мыслей, высказанных в 9-м стихе и отражающих отношение Отца Небесного к просьбам человека, Иисус Христос сказал: «И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» (Матф.7:10). Как нужно понимать эти слова?
Эти слова 10-го стиха являются продолжением фразы о том, что любящий отец не дал бы голодному сыну вместо просимого хлеба, камень. Любящий отец также не дал бы голодному сыну вместо просимой рыбы, змею. Буквальный дословный перевод этого стиха с греческого языка таков: «Или если и рыбы попросит, неужели подаст ему змею?» В Вульгате и старославянском тексте Библии во время перевода союз «и» был пропущен. С добавлением союза «и» просьба сына о рыбе представляется отдельной, самостоятельной просьбой, идущей после просьбы о хлебе. Последовательность таких просьб сына представляется вполне естественной и реальной. Ведь для поддержания жизни человеку нужен хлеб. Поэтому сын у отца (как земного, так и Небесного), прежде всего, просит хлеба насущного, а потом уже рыбы.
До христианства в культурах народов Ближнего Востока рыба символизировала собой положительное начало, побеждающее низкие наклонности человеческой природы. У некоторых азиатских народов рыба считалась священным существом. По воззрениям жителей Древнего Востока рыба символизировала собой космическую лодку жизни, находящуюся между небом и землей. В Вавилоне, Финикии, Ассирии и Китае из-за большого количества икринок, рыба была символом плодовитости. У халдеев рыба изображалась с головой ласточки и считалась предвестницей меняющихся космических циклов, по аналогии с ласточкой, являющейся предвестницей меняющейся погоды. У древних евреев рыба обозначала психическую жизнь человека в океане его страстей и была знаком поднимающейся, как рыба на поверхность, жизненной силы.
Иисус Христос представляет слушателям рыбу, как символ духовной жизни человека, которая, как рыба в глубинах океана, скрывается под поверхностью внешних событий и вещей окружающего мира в глубинах души и сознания человека. Первоначально рыба у первых христиан символизировала суть их учения и до употребления креста, была символом веры христианской. Сущность христианского учения, по мнению первых христиан, состояла в том, что человек должен проявить в своей жизни веру в Бога и терпение, которое продемонстрировал Христос во время Своей земной жизни. И особенно в период крестных страданий. И только благодаря терпению в преодолении трудностей и препятствий человек может проявить такие чисто христианские качества как кротость, незлобивость, любовь к ближнему и веру в Бога. Благодаря терпению Христос выдержал крестные муки и победил смерть. Для последователей Иисуса Христа вера в Бога и терпение являются ключом к победе над своими собственными недостатками и над злом из окружающего мира. По мнению первых христиан, рыба, как бессловесное существо, все лишения жизни переносит молча, терпит без ропота и поэтому являлась символом христианского терпения.
Согласно представлениям древних евреев, змея, в отличие от рыбы, являлась одним из самых опасных животных, обитающих в пустыне. И поэтому она символизировала собой разрушительную силу, преследующую тех людей, кому удалось пересечь пустыню и покинуть Египет. В Египте было широко распространено изображение змеи, культу которой поклонялись. У древних евреев змея связывалась с мыслью об искушении и грехопадении прародителей, (книга Бытие) и воспринималась как изначальное зло.
Сравнение между рыбой и змеёй (также как и между хлебом и камнем) основано на внешнем сходстве между ними, выражающемся в том, что большинство рыб и змей имеют скользкую поверхность тела и покрыты чешуей.
И конечно любящий отец просящему сыну не даст вместо рыбы змею. Между змеёй и рыбой также как и между хлебом и камнем, прослеживается противопоставление и сравнение. Если змея несет гибель и вызывает отвращение, то рыба способствует жизни, в одном случае символизируя собой христианские знания и терпение, в другом случае представляет собой продукт питания. То есть рыба, в отличие от змеи, является полезным для человека животным.
С другой точки зрения человек первоначально просит хлеб, а потом рыбу, потому что хлеб в данных словах является универсальным продуктом, удовлетворяющим насущные потребности человека. А рыба в смысле продукта питания является дополнением к хлебу. Если же с философской точки зрения рассматривать 10-й стих, то можно сказать о том, что «не одним хлебом живет человек» (Втор.8:3). То есть помимо пищи телесной, человеку нужна пища и духовная, символически представленная в словах Спасителя в виде рыбы, обозначающей мудрость.
Изобразив в своих словах человека в виде сына, просящего не только хлеб (что символизирует удовлетворение насущных бытовых потребностей), но и просящего рыбу (что олицетворяет тягу к философским знаниям, к духовному развитию), Иисус Христос указал на то, что человек должен развиваться гармонически. И должен не только поддерживать свою жизнь хлебом насущным (то есть делать всё для удовлетворения необходимых бытовых потребностей), но и развиваться духовно.
Таким образом, сын сначала попросит у отца хлеба насущного для удовлетворения потребностей, связанных с поддержанием жизни. Затем просит рыбы, иными словами духовного развития, выражающегося, в том числе и в проявлении терпения, а также в приобретении христианской мудрости и знаний о Боге и мире.
У Луки в описании этого места Нагорной проповеди помимо хлеба и рыбы фигурируют и яйца. «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?» (Лук.11:11–12).
У многих народов мира, в том числе и у древних евреев, яйцо символизировало собой зародившуюся жизнь, которая в дальнейшем будет развиваться и процветать. В древнеегипетской и древнееврейской культуре яйцо символически представляло собой потенциальную возможность возрождения жизни из семени. У христиан во время праздника Пасхи широко используются яйца для символического изображения Воскресения Иисуса Христа. По христианским представлениям яйцо кажется мертвым, но внутри него находится жизнь. Так и Иисус Христос, будучи мертвым, воскрес, Своею смертью смерть поправ, и сотворил чудо воскресшей торжествующей жизни. Поэтому (по Луке) сын, прося яйцо у своего отца, просил даровать ему счастливую жизнь.
Скорпион, который противопоставлен яйцу, у древних евреев и в странах Ближнего Востока считался мерзким созданием, обладающим смертельным укусом, и символизировал угрозы, смерть или падение.
Как видим и в Евангелии от Луки прослеживается символическое противопоставление. В данном случае, между яйцом и скорпионом, представляющими собой жизнь и смерть.
Таким образом, в прошениях (по Матфею и Луке) выстраивается определенная закономерность. Сначала человек (в образе сына) просит у Бога (представленного в виде отца) всё необходимое для удовлетворения насущных бытовых потребностей и поддержания жизни (в виде хлеба). Затем просит христианской мудрости и знаний, представленных в виде рыбы. А потом уже просит процветающей счастливой жизни представленной в виде яйца.