«И об одежде что заботитесь?»
Продолжая изложение Своего учения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Матф.6:28–29). Как нужно понимать эти слова?
Эти слова являются продолжением предыдущих слов Иисуса Христа о том, что Отец Небесный заботится о людях. В предыдущих словах говорилось о том, что Господь Бог даст людям пищу также, как Он питает птиц небесных. А также говорилось о том, что никто из людей не может прибавить себе росту хотя бы на один локоть. То в этой фразе Иисус Христос говорит о заботах людей, связанных с одеждой. Иисус Христос очень часто говорит аллегорической речью. И в этой фразе Он также использует аллегорический пример с лилиями. Перед тем как указать на этот пример, Иисус Христос обвел радостным взглядом окружающую местность и увидел, что рядом находящаяся поляна была украшена множеством распустившихся цветов, на которых ещё блестели капли утренней росы. Среди прочих цветов грациозно выделялись полевые лилии. Они тянули к солнцу свои раскрывающиеся благоухающие бутоны и слегка покачивались под утренним ветерком на своих стройных стебельках, производя неизгладимое впечатление, и выделялись своей красотой среди других полевых цветов. Иисус Христос радостно взглянул на лилии и указав на них легким жестом руки, сказал окружающим Его людям: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут...» Присутствовавшие на проповеди люди с вниманием посмотрели на лилии, а затем с интересом продолжали слушать слова Иисуса Христа.
Продолжая Свою речь и связывая её с предыдущими поучениями, Иисус Христос сказал: «И об одежде что заботитесь?» Этими словами Спаситель мира указал на то, что человек об одежде должен заботиться не чрезмерно, а по мере необходимости. Потому что «душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Матф.6:25). Поскольку человек, прежде всего, должен заботиться о спасении души и прежде всего искать Царства Божьего, то забота об одежде является второстепенным делом. Так как главной целью в жизни человека является служение Богу, а не забота о нарядах и одежде. Человек должен заботиться об одежде умеренно, в необходимых пределах того, чтобы одежда помогала защищать его от холода, сохранять опрятный вид и соответствовала гигиеническим нормам употребления. Иисус Христос столь категоричен в этом вопросе, потому что чрезмерная забота человека об одежде говорит о том, что человек много времени уделяет одному из мирских дел в виде выбора нарядов и красивой одежды. А главной задачей человеческой жизни является служение Богу, а не мирские заботы. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Иоан.2:15–16).
Дальше Иисус Христос сказал: «посмотрите на полевые лилии, как они растут». Иисус Христос для Своего примера не зря выбрал это растение. Лилия это удивительный изящный и прекрасный цветок, который у многих народов мира символизирует нежность, невинность, чистоту и непорочность. На Ближнем Востоке за лилией закреплялось название «второй королевы цветов», так как первой королевой в большинстве случаев считали розу. Но несмотря на это, именно лилию предпочитал всем другим цветам древнееврейский царь Соломон Мудрый, который очень часто упоминал этот цветок в своих притчах. Даже капителии колон Иерусалимского храма, который построили по приказу Соломона, напоминали форму цветов лилии.
В древнееврейском языке лилия называлась словом «шушан». От этого слова у древнееврейского народа возникло имя Сусанна. Почитание лилий широко было распространено в древневосточных странах. Это нашло отражение не только в женском имени, но и в названии древнеперсидской столицы Сузи, которое означало «город лилий». Любовь к лилии перешла с древнееврейской культуры в христианскую, в которой лилия становится символом чистоты и непорочности.
Согласно Святому преданию Отцов Церкви, с белоснежной лилией в руке Архангел Гавриил явился к Деве Марии для того, чтобы сообщить Благую весть о рождении Христа. Причем в данном случае лилия означала невинность, чистоту и непорочность. Существует икона с изображением Святого Иосифа покровителя цветоводства, на которой он запечатлен с лилией в руке. Эта лилия определенного сорта «лилиум кандидум», которая имеет лекарственные свойства. Ещё в своем знаменитом древнемедицинском трактате «О лекарственных средствах» древнегреческий врач Диоскорид указывал на то, что лилии сортов лесной и белой способствуют заживлению ран, ожегов, синяков и ссадин, успокаивают зубную боль, исцеляют сердечные болезни. Возможно не только из за своего фармакологического болеутоляющего свойства лилия была взята Иисусом Христом как пример чистоты и непорочности, но и как удивительный цветок, который радует человека своим прекрасным видом и ароматом, успокаивающе действует на психику и лечит душу.
В лилии, как в символическом изображении христианства, удивительно точно отразились главные черты учения Христова: чистота и непорочность идеалов, способность успокаивать в человеке боль душевную, излечивать сердце и душу, и через исцеление души очищать и укреплять тело.
Иисус Христос обращает внимание Своих слушателей на то, как растут лилии. Это растение имеет коричневую шершавую луковицу, при взгляде на которую нельзя предположить того, что из неё вырастет удивительный цветок, чарующий людей своей красотой и ароматом. «Посмотрите на полевые лилии, как они растут». Этими словами Иисус Христос обращает внимание слушателей на цветок лилии полевой, чтобы восхититься его красотой и посмотреть как растет это растение. Коричневая и шершавая, неприятная на первый взгляд луковица, попадая в почву, начинает развиваться. Появившийся росток, пробивая себе путь сквозь земляные комья из холода и мрака земли, тянется к солнцу, в последствии даря миру прекрасный цветок. Это происходит потому, что по зову Божьему под воздействием благодатного дождя и солнечного тепла затаенная в луковице лилии жизнь, преодолевая все преграды, формирует росток, стебель, листья и бутоны, а затем бутоны превращаются в удивительные цветки дивной красоты, чарующие мир своей прелестью и ароматом.
Точно также подобен лилии и человек, душа которого пробуждается под влиянием Божественной благодати, подобной солнцу и дождю, и нисходящей как на отдельную лилию (олицетворяющую собой отдельного человека), так и на всю окружающую природу (олицетворяющую собой мир людей). «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф.5:45). Как по слову Божьему были созданы все цветы мира, в том числе и лилии, точно также под влиянием слова Божьего в человеке, как лилия, расцветает духовная красота его души. А усилия, которые предпринимает росток лилии, расталкивая земляные комья, чтобы выйти на поверхность земли и пробиться к солнцу, подобны усилиям человеческой души, которая должна оттолкнуть от себя грязные комья соблазнов и греховных помыслов и после этого выйти на поверхность духовного развития и попасть под спасительное воздействие теплых солнечных лучей Божьей благодати. Вот такую аллегорию между лилией и человеческой душой имел ввиду Иисус Христос, когда посоветовал людям обратить внимание на то, как растет лилия.
Этот прекрасный цветок своим существованием показывает человеку целый ряд удивительных и поучительных примеров. Например, леопардовая лилия обладает удивительным свойством, проявляющимся в по истине неукротимой тяге к жизни. Если клубень-луковицу этой лилии разрезать на маленькие кусочки и посадить их в почву, то каждый кусочек, борясь за свое существование, пустит корни и со временем подарит миру удивительный цветок, благоухающий нежным ароматом. Так и рассеянные по свету христиане (подобно разрозненным кусочкам луковицы лилии), где бы они ни оказались и в каких условиях не находились, будут продолжать жить и проповедовать среди людей спасительное учение Христово, которое, попав в человеческую душу, расцветет прекрасным цветком духовного совершенства и распространит дивный аромат истины, радуя сердце и просвещая своей красотой разум.
Лилия не только чарует взор своей красотой и наполняет воздух дивным запахом, но и используется многими народами в пищу. Ещё в Древней Японии аборигены айны употребляли луковицы лилии как основную пищевую культуру. Народы Азии используют в виде пищи луковицы лилии и теперь. А культивированный сорт лилии «Лилия Максимовича» выращивается во многих странах мира как вкусное пищевое растение.
Иисус Христос и в этом смысле использует лилию как аллегорический пример, потому что луковицы лилии вкусны и полезны, и утоляют телесный голод человека также, как христианское учение, удовлетворяет голод духовный. Обратив внимание своих слушателей на то, как лилии растут, Иисус Христос сказал о лилиях, что они «ни трудятся, ни прядут». Этими словами Иисус Христос сказал о том что лилии не выполняют работу как человек, связанную с физическим трудом или изготовлением пряжи. Но предыдущими словами о том как растут лилии, Иисус Христос указал на то, что у лилий есть своя, присущая им работа, пробиться сквозь земляные комья из холода и мрака земли, и подарить миру чудесный цветок, благоухающий дивным ароматом. Эта работа лилии похожа на труд человеческой души, которая преодолевая грязные комья в виде искушений греха должна под влиянием Божьей благодати распуститься цветком добрых дел во имя великого подвига бескорыстного служения Богу.
Дальше в Своей Нагорной проповеди Иисус Христос сказал о том, что лилии «ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них». Как нужно понимать эти слова Спасителя Иисуса Христа?
Соломон, упомянутый в словах Спасителя, являлся царем и патриархом древнееврейского народа, царствующим примерно с 1015 по 975 год до Рождества Христова. Соломон был десятым сыном царя Давида, родившимся от Вирсавии. «Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона» (3Цар.1:11). «Воцарили Соломона, сына Давидова, и помазали пред Господом в правителя верховного» (1Пар.29:22). «И возвеличил Господь Соломона пред очами всего Израиля, и даровал ему славу царства, какой не имел прежде его ни один царь у Израиля» (1Пар.29:25).
Имя Соломон означает мирный, богатый миром. Правление Соломона характеризуется тем, что он сумел распространить свою власть дальше всех еврейских царей, правивших до и после него. Соломон сумел так увеличить богатство своей страны, что серебро в Иерусалиме приравнивалось к простым камням, а драгоценные ливанские кедры, из за их множества, сделались равнозначными сикоморам, растущим в низинах и имеющим малоценную древесину. Соломон превзошел всех царей своей мудростью, полученной от Бога. «Вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; ... и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои» (3Цар.3:12–14).
Соломон рассказал три тысячи притчей и составил одну тысячу пять песен. «И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять» (3Цар.4:32). Он славился не только своей мудростью, но и пристрастием к роскоши и богатству. Так, например все сосуды в его царском дворце были сделаны из золота. Соломон имел десятки тысяч лошадей в конюшнях. «И было у Соломона сорок тысяч стойл для коней колесничных и двенадцать тысяч для конницы» (3Цар.4:26). Являясь одним из богатейших людей своего времени, Соломон имел не только роскошные дворцы, сокровища, наложниц, но и прекрасную роскошную одежду.
В Своих словах Иисус Христос использует Соломона, как пример человека, имевшего и носившего красивую одежду. Иисус Христос говорит Своим слушателям о том, что даже Соломон мудрый во время своей славы и величия не одевался так роскошно, как всякая лилия. У читателя разбираемых слов Иисуса Христа может возникнуть вопрос, почему два творения Божиих, Соломон и трава – лилия полевая, Богом были одеты по-разному? Как явствует из разбираемой фразы, лилия полевая имела лучший наряд, чем царь израильского народа Соломон мудрый. А ведь в отличии от лилий, Соломон является человеком – венцом творения Божьего.
Анализируя эту фразу, можно сказать о том, что в ней рассматривается сравнение между Соломоном и лилией полевой. И это сравнение касается не только их наряда, но и образа жизни, в котором выигрывает лилия. Люди, изучавшие жизнеописание Соломона, знают о том, что он имел грехи, в которых впоследствии каялся. Так, например Соломон предавался безудержному блуду со своими наложницами, любил роскошь, копил сокровища. Соломон имел семьсот жен и триста наложниц. (3Цар.11:3) А в книге Песнь песен 6,8 говорится о шестидесяти царицах, восьмидесяти наложницах, и девицах, не имеющих числа. Но в книге правил (Втор.17:14–20) запрещается царю иметь много жен, заводить много лошадей и накапливать множество серебра и золота.
Но главным грехом Соломона было то, что он поклонялся идолам своих наложниц, отуманенный их соблазнами и любовью. Так, например Соломон, поставив жертвенники, служил таким мерзким языческим идолам как Астарте, Хамосу и Молоху. А всем своим чужеземным женам разрешил служение их богам и совершение им каждений и жертвоприношений. (3Цар.11:4–8) То есть мудрейший из царей тем, что преступал законы Бога, согласно представлениям древних евреев, поступал как безумец.
Но Господь Бог всегда находится рядом с каждым творением Своим, в том числе и с человеком. Однако человек своими греховными поступками отдаляет себя от Бога. «Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Иоан.9:31). Причем это отдаление прямо пропорционально количеству и тяжести совершенных человеком грехов. Отдалился и Соломон от Бога, в результате чего без Божьей защиты на него восстали идумеянин Адер, сириянин Разон, израильтянин Иеровоам, которые организовали мятежи и причиняли Соломону много беспокойств и неприятностей.
К тому же над Соломоном Господь произвел суд, наказав Соломона тем, что царство его после смерти его распадется. И сын Соломона будет царствовать над малой частью некогда великого царства.
В отличии от Соломона, лилии полевые, как творения Господа, вели себя более осмотрительно и приведены в разбираемых словах Иисуса Христа как пример не отягощенного грехом служения Господу. Лилии полевые как любое творение Божье, имеют определенную природу, цель и предназначение своего существования. И в отличие от того времени, когда перед потопом всякая тварь извратила свою природу, лилии в данном примере жили, не нарушая законов развития данных им Богом. Заложенная в них Господом сила жизни формировала росток, пробивавшийся к поверхности земли, затем стебель, листья и цветы.
Лилии не только своей красотой украшали мир и радовали людей, но и помогали человеку исцелять болезни и утолять голод, выполняя Божье предначертание своего существования. Потому лилии, как символ послушания и исполнения Божьих законов, более достойны красивой одежды и привлекательного наряда. Эта мысль и нашла свое отражение в разбираемых словах Спасителя о том, почему лилии имеют более прекрасный наряд, чем Соломон, и образно изложена в аллегорическом примере о том, что лилии полевые красивее одеты Богом, чем царь Соломон одевался во время своего величия.
В Своих дальнейших словах Иисус Христос сказал: «Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Матф.6:30). Как нужно понимать эти слова Спасителя Иисуса Христа? Этими словами Иисус Христос говорит о том, что все явления жизни зависят от Бога, в том числе и слава Соломона и красота лилий. Именно Господь Бог дал возможность Соломону иметь славу и красивую одежду и даровал красоту цветам и привлекательный облик лилиям полевым. И если для Бога Отца, Который является Творцом мироздания, ценна даже трава полевая, «которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь», то тем более Бог будет заботиться о людях, несмотря на то, что они являются маловерами. Почему же Бог заботится о лилиях и о человеке? Потому что лилия и человек являются результатом Его творения. Но поскольку человек – венец творения Божьего, то Господь заботится о человеке более всего. Об этом и говорится в разбираемой фразе: «кольми паче вас, маловеры!»
В разбираемой фразе ясно указано преимущество человека (грех которого состоит только в маловерии, но не в отсутствии веры вообще), как венца творения Божьего над лилией полевой, которая как трава полевая сегодня есть, а завтра может быть брошена в печь. Наряду с этим в данной фразе отображено сходство, проявляющееся в кратковременности земного бытия человека по аналогии с травой полевой, которая сегодня есть, а завтра может быть брошена в печь. Но первая главная мысль этой фразы состоит в том, что за всеми явлениями жизни стоит Господь Бог. Причем Бог характеризуется как внимательный Отец, который заботливо относится и к траве полевой, одевая её в красивый наряд, и к венцу творения Своего, человеку, не нарушающему законы Божии. Вторая, главная мысль этой фразы сформулирована в виде призыва о том, чтобы люди верили в заботливого Бога и не были маловерами. Для того, чтобы проанализировать всё высказывание Иисуса Христа, связанное с лилиями и обобщить его смысловую сторону, приведем это высказывание ещё раз: «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Матф.6:28–30). Эти слова Иисуса Христа нужно понимать следующим образом. Человек не должен излишне заботиться о своей одежде, так как такая забота обозначает его увлечение мирскими делами, в данном конкретном случае, выразившемся в увлечении роскошными нарядами. Человек должен брать пример с лилий, которые ни трудятся и ни прядут потому, что не предназначены Богом для этого занятия, но наряду с этим выполняют определенную работу, обусловленную их предназначением (рост, цветение, лечение, пищевое применение).
Однако человек должен обратить свое пристальное внимание на лилии, посмотреть на то, как лилии растут, и увидеть при внимательном рассмотрении тот факт, что лилии процессом своего роста, то есть своей жизнедеятельностью, как творения Божьи, не отступают от Божьих предписаний, ничем не развращая свою природу.
В данном случае лилии взяты как образец истинного исполнения воли Божьей, как воплощение чистоты и красоты душевной. А рост и развитие лилии, на которые советует обратить внимание Иисус Христос, символизируют рост духовного развития человека, нравственное совершенствование его души.
Поэтому именно лилии, не извратившие свою природу, предначертанную Богом, в отличии от Соломона, неоднократно впадавшего в грех не только сребролюбия, накопительства, блуда, но и иноверия, Богом одеты в более прекрасные одежды. Это происходит, потому что Господь во всем помогает тому человеку, который служит Ему своими благочестивыми поступками, и живет по законам Божиим. Такое Свое творение Господь окружает лаской и заботой, что выражается даже во внешнем наряде Божьего творения, запечатлевшегося на примере безгрешных лилий. «Соблюдающий заповедь не испытывает никакого зла» (Еккл.8:5). Поэтому Соломон и лилии одеваются по разному, потому что за всеми явлениями на свете стоит Господь Бог, который, согласно поступкам Своих творений, заботится о них и одевает их. Как лилиям Господь в виде благоприятных условий развития, посылает дождь и солнце, так и человеку, как существу способному мыслить и трудиться, Господь дает благоприятные условия для духовного и физического развития, для формирования счастливой жизни. И человек, подобно лилиям, следуя предначертаниям Божьим, не извращая своего предназначения, должен использовать эти условия для достижения счастья и спасения своей души.
Отрывок, связанный с лилиями, заканчивается разъяснением. В нем говорится о том, что если Бог так заботится о безгрешных лилиях, которые в силу своего предназначения как трава полевая «сегодня есть, а завтра будет брошена в печь», то тем более Господь Бог будет заботиться о людях, усердно служащих Богу. «И делай справедливое и доброе пред очами Господа [Бога твоего], дабы хорошо тебе было» (Втор.6:18). Наряду с этим, Господь Бог заботится о людях несмотря на то, что они маловеры, но которые могут стать убежденными верующими. Забота Господа о грешных людях проявляется в том, что Бог дает возможность исправиться человеку, искренне покаяться и вернуться на путь истинный. Эту возможность покаяться Бог дал и Соломону. И приняв его искреннее раскаяние, простил его грехи. Доказательством того, что Соломон покаялся, может служить написанная им книга Екклесиаст, пронизанная мотивами глубокого раскаяния, бренности мира и послушания Богу. «Суета сует, сказал Екклесиаст, всё – суета» (Еккл.12:8). «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека» (Еккл.12:13).
Не покидая Соломона, Господь Бог через обстоятельства и ситуацию всячески наставлял его на путь истинный, пока не привел его к покаянию и просветил его разум светом правды. Поэтому человек не должен быть маловером, а во всем должен доверять Богу, во всём соблюдать заповеди Божьи, не заботясь о красивых одеждах и мирских удовольствиях, а ища Царства Божьего и спасения души.
И тогда Бог Сам позаботится о человеке, создав хорошие условия для его жизни, которая будет украшена добрыми делами, как благоухающими цветами прекрасных лилий. «Уклоняйся от зла и делай добро» (1Пет.3:11). «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» (Пс.54:23).