прот. Николай Соколов

Источник

Лекция 26. Книга Есфири

В названии книги задействовано имя главного действующего лица этой книги, знаменитой иудеянки из колена Вениаминова, которая возвысилась из бедной среды до звания царицы Персидской. И в еврейской, и в греческой Библиях название книги одинаковое.

В повествовании говорится о наиболее вероятном времени: 480–475 годов до Р.Х. Царь, который сделал Есфирь своей женой, вероятно, Ксеркс, потому что все персидское повествование восходит именно к нему. Те имена, которые упоминаются там – реальные персидские, а имя Артаксеркс – это неправильный перевод. Писатель книги, по мнению большинства толковников, – Мардохей, воспитатель Есфири. Основанием такого мнения служит указание в (Есф. 9:22–32):

«Написала также царица Есфирь, дочь Абихаила, и Мардохей Иудеянин, со всею настойчивостью, чтобы исполняли это новое письмо о Пуриме».

Пурим – это новый праздник. Они написали окружное письмо всем иудеям с объяснением и поводом учреждения этого праздника. Это событие и есть содержание книги Есфирь. Цель написания книги Есфири – показать потомкам промысел Божий о Церкви и о народе Своем, а на примерах Есфири и Мардохея показать, что вера и надежда на Бога может спасать от неминуемых опасностей.

Книгу можно разделить на три части. Первая часть – главы 1 и 2. В отдельных эпизодах и картинах излагаются обстоятельства возвышения бедной сироты иудеянки Есфири до звания царицы персидской. Вторая часть – это повествование о планах злого временщика Амана, о том, как он мечтал погубить иудеев и плане Есфири для спасения единоплеменников. Аман очень был возмущен поведением Мардохея, который ему не кланялся и желая ему отомстить, уговорил царя Персидского произвести избиение всех иудеев, живущих в то время там. Третья часть – это падение Амана и всех врагов Иудеи.

Представим себе картины знаменитых художников Рубенса, Веласкеса и Рембрандта. Перед нами пир, который устраивает восточный вельможа, за столом сидят три действующих лица. В центре сам царь Артаксеркс, рядом его супруга Есфирь и Аман. О чем они говорят и что выражает та или иная картина этого действия?

Есфирь из бедной семьи становится одной из любимейших жен царя и ее дядя воспитатель Мардохей, благочестивый иудей, отказывается кланяться временщику Аману, которому надо отдавать как бы божеские почести. Аман, видя пренебрежение к своей персоне, возгорается лютой ненавистью на Мардохея, на его окружение и на всех его единоплеменников и решается всех уничтожить, о чем коварно дает сведения царю, добиваясь особого письма, чтобы повсеместно произошло уничтожение иудеев.

Однако, промыслом Божиим, по молитве Мардохея, царь вспоминает о том, что некогда Мардохей оказал ему услугу в том, что раскрыл заговор и об этом ему читают ночью во время бессонница в летописях (Есф. 6:1–3).

Узнав о том, что этот человек реально существует, и что его в то время еще ничем не наградили, он зовет Амана и спрашивает о том, что бы тот сделал для человека, которого желал бы наградить?

Аман, думая, что речь идет о нем самом, говорит, что он посадил бы его на самого дорогого коня, одел в самые лучшие одежды и первый вельможа водил бы под уздцы его коня и прославлял его по всему городу. Артаксеркс и предложил сделать Аману то же самое для Мардохея. Так Господь часто смиряет. Аман в бессильной ярости берет Мардохея, своего лютого врага, которому желает смерти и которому потом воздвигает виселицу во дворе, чтобы его повесить, и водит его перед всем народом, оказывая ему великие почести.

Узнав о замысле Амана, бесстрашная Есфирь идет на смелый поступок – является на глаза царя и владыки. Это грозило ей смертью. Женщина на Востоке, если она появлялась на территории царской половины без зова, могла быть умерщвлена. Однако, Есфирь готовится к этой встрече и имеет благоволение в очах своего господина и мужа и приглашает его на пир на свою половину. Вместе с ним приглашен и Аман. На этом пиру она и раскрывает коварные замыслы Амана. Этот момент пира у Есфири, где присутствуют сам владыка Артаксеркс (Асур), Аман и Есфирь изображен у Рембрандта и у ряда других художников.

Заканчивается это тем, что та виселица, на которой должен быть повешен Мардохей, был повешен сам Аман, а все иудеи были спасены, так как вовремя послали письма туда, где должны были произойти истребления. И в знак этого спасения по молитвам Есфири, был установлен праздник Пурим, который празднуется доныне во всем Израиле. В этот праздник читается книга Есфири.

Особенность этой книги в том, что она никогда не читается за богослужением в христианской Церкви, а только у иудеев в праздник Пурим.

Краткий обзор исторических неканонических книг

К неканоническим (второканоническим) библейским книгам времен эллинизации Востока относятся 2 и 3 книги Ездры, книга Товита, книга Иудифь и три книги Маккавейские.

Вторая Книга Ездры говорит нам о том, что происходило во времена священника Ездры. Писатель книги Ездры без сомнения, не Ездра, а более поздний иудей, по всей вероятности эллинист, так как книга написана на греческом языке, на еврейском ее нет. Он хотел дополнить повествование первой книги Ездры теми событиями, теми апокрифами, теми сведениями, которые он имел сам и восполнил по его мнению этот недостаток о некоторых делах Зо-ровавеля с некоторыми известиями, которые сохранилось в народе.

Название этих книг именем Ездры говорит о том, что именно эпоха Ездры освещается в них.

В 1 главе говорится о плене иудеев и о разрушении Иерусалимского храма халдеями, в главах с 2 по 7 содержится история возвращения, воссоздание храма при Кире и Дарии, а 8–7 главы говорят о внутреннем благоустройстве и о тех проблемах, которые встали перед возвратившимися иудеями. В книге много неточностей, много расхождений с определенными историческими и археологическими данными и поэтому она считается неканонической.

Книга Товита. Главным действующим лицом книги является Товит и его сына Товия. Первоначальный текст книги неизвестен, но по мнению блаж. Иеронима, это текст халдейский. Несомненно, что Товит и Товия не были писателями книги, но имели записи, которые и вошли в настоящую книгу. В доказательство можно привести следующее соображение. От 1 до 4 главы книги Товита, Товит говорит о себе в первом лице, в 5–11 главах – речь идет от 3-го лица, в 13 главе излагается словами Товита его молитва, в 12 главе говорится, что Товиту и Товии архангел Рафаил велел записать случившееся с ними, что, конечно, и было исполнено.

Примечание в конце книги о смерти и летах Товии было внесено в книгу уже гораздо позже. Временем происхождения книги можно считать примерно VI в. до Р.Х., потому что разрушение Ниневии случилось в 610 году, а до этого события Товия не дожил, значит это было раньше.

В первых четырех главах книги речь идет о Товите, его благочестивой, благоденственной жизни в стране пленения Ассирийского и о постигших его бедствиях в этой стране. Речь идет об израильтянах, которые были уведены в Ассирию после разрушения и уничтожения царства Израильского в 622 году до Р.Х. В остальных десяти главах речь идет о сыне Товита Товии. Рассказывается о его далеком и трудном путешествии в Раги Мидийские за получением отцовского долга и таинственном спутнике, которым явился Ангел Рафаил, о женитьбе Товии в Ектабанах, получении долга и благополучном возвращении домой.

Для нас важно то, что эта книга особо подчеркивает благочестивое отношение израильтян к супружеской жизни, чистые супружеские отношения между мужем и женой, освященные молитвой и присутствием Господа в лице Ангела-хранителя, который хранил Товию на пути. Этот момент внесен в наши Требники и когда, мы молимся о путешествующих, то вспоминаем этот случай из книги Товит.

«Якоже Товии иногда, посли Ангела Твоего, сохраняющего от всякого зла и обстояния, видимых и невидимых врагов…, – читаем мы в православном чинопоследовании в путь идущим.

Книга Иудифи содержит повествование о знаменитой иудеянке Иудифи. Первоначальный текст книги – халдейский, до нас дошел только греческий. Время события указать очень трудно, по всей вероятности это время во время пленения колена Манасиина ассирийцами, т.е. около 680 года до Р.Х. Так как в это время показывается, что ассирийская монархия находится в самом цветущем состоянии. Также говорится о недавно бывшем иудейском пленении. Разуметь пленение вавилонское еще в то время нельзя, потому что тогда ассирийской монархии уже не существовало, а пленения иудеев еще не было. Писатель книги неизвестен и неизвестность писателя является причиной ее неканонического достоинства. Некоторые считают писателем современника Иудифи первосвященника Елеакима.

Цель написания этой книги – показать потомкам промысел Божий о народе еврейском. В первых трех главах повествуется о страшнейшем завоевании Олоферна, военачальника ассирийского, главы 4–7 говорят нам об осаде Ветилуи – нагорной крепости еврейской в колене Иссахаровом, которому грозило полное уничтожение. В остальных главах повествуется о подвиге благочестивой вдовы Иудифи, которая отважилась для спасения осажденного города с верой в помощь Божию проникнуть в стан неприятельский, расположить к себе Олоферна и затем напоив его вином, отрубить ему голову. Известна картина Сандро Ботичелли «Иудифь с головой Олоферна». Книга неканоническая, на богослужениях не читается.

Библейские неканонические книги времен эллинизации Востока

Под эллинизацией Востока принимается проникновение в IV в. до Р.Х. в Египет, Персию, Палестину греческой религии и культуры. Это процесс, который затронул самое сокровенное в жизни многих народов обширного региона, не мог пройти незаметным.

Народы Востока по-разному реагировали на проникновение в их среду чуждого религиозного культа. Не избежали такого влияния и иудеи. Если судить по уже пройденным книгам, такие ситуации имели место, когда иудеи были взаимосвязаны с другими народами.

Языческие культы Древнего Востока – Египта, Персии, Индии, Вавилона – основывались на натурализме и отличались пышными обрядами. Так, религиозные воззрения египтян развивались из-за того, что их воззрения, их жизнь была – разлитие Нила. В Вавилоне и Ассирии олицетворяли силы природы: Ваала, как производителя, Анад и Астарту, как смену времен года, плодоносное начало. Культовая сторона служения этим богам сопровождалась бесстыдными оргиями. Молоху в жертву приносили детей, а служение Астарте и Анад приводило к разврату.

Понятно, что такая религия не могла возвысить душу человека и поэтому для многих мыслящих и прогрессивных людей того времени языческий культ оставался всегда жалким суеверием, а подчас и предметом насмешек и издевательств. И вот наступает эпоха эллинизации, которая начинается с исходов Александра Македонского. Этот период характеризуется тем, что Восток получил возможность познакомиться с культами Древней Греции и Эллады.

Религиозная жизнь греческого народа стояла на более высоком уровне. В противоположность народам Востока, греки поклоняясь своим божествам, идеализировали окружающую природу и человека. Их божествами были упорядоченные силы природы, которые влияли на их духовную и национальную жизнь. Грекам был чужд грубый материализм Востока с его разгулом страстей, были близки такие понятия, как справедливость, долг, ответственность.

Грек искал разумные силы в природе, от которой он находился в зависимости. Он пришел к мысли, что нравственные отношения человека управляются вечными законами, против которых нельзя прегрешить безнаказанно или безболезненно.

Если верховный бог ханаанских народов Ваал был олицетворением начала жизни, то для греков, например, Зевс был хранителем справедливости, закона, возмездия, которое неотвратимо следовало за преступлением. Важным элементом греческой религии было то, что боги изображались в человеческом облике и это заставляло греков с особым уважением относиться к своему телу, как богоподобному.

Восточные религии также иногда изображали стилизованного человека, но насколько это было далеко от понятия греческого красоты тела, можно проследить на современных произведениях некоторых наших скульпторов. (Например, Анад изображала сладострастную богиню, она же была в Эфесе Артемидой Эфесской. Она изображалась отталкивающе страшною.) Пост епенно в Греции сформировался культ человеческого тела. Обнаженное тело было принято как эталон красоты. В этом отношении олимпийские игры (их начало 776 год до Р.Х.) полностью отражали мировосприятие греков, которое формировалось полностью при участии таких школ, как школа софистов, Платона и Аристотеля.

Наряду с философскими школами, где греки учились логически мыслить и красноречиво говорить, повсеместно были распространены такие учебные заведения, как гимнасии. «Гимнос» происходит от слова «обнаженный». Там люди занимались закалкой своего тела и различными физическими и гимнастическими упражнениями. Религиозное почитание тела человека не смогло спасти греческую культуру от страшного упадка нравственности в своем обществе. Нравственность там была очень низка.

Упоминаемый в 1 книге Маккавейской Александр Македонский, был сыном своего времени, был воспитан на вышеупомянутых традициях. Учителем его был одно время Аристотель. В течение 12 лет Алексадр сделался властителем Сирии, Палестины, Египта, основал Александрию, покорил Персию, дошел до Индии, после чего умер в Вавилоне в 323 году. После его смерти мир был разделен на несколько регионов, которые подчинялись его сатрапам-наместникам.

В Иудее тоже активно насаждались греческие обычаи, устраивались такие же гимнастические школы. Среди евреев появилась либеральная партия, которая поддалась греческим соблазнам и приняла языческий культ – отменила обрезание. Обрезанные же всячески скрывали принадлежность закону Моисея. Эта борьба иудеев за веру отцов, национальную самобытность имеет отражение в Маккавейских книгах.

В то же время эллинизация Востока имела и свои положительные черты. Это прежде всего, проникновение греческой культуры, которая во многом способствовала распространению евангельской проповеди. Греческий язык был всеобщим языком. Основанная в 332 году Александрия стала научным центром всего Средиземноморья. Здесь при Птолемее I Сотере образовалась огромная библиотека, которая насчитывала более 700 тысяч книг – свитков, огромное количество по тому времени. А при Птолемее Филадельфе было переведено Священное Писание 70-ти толковников. Это событие сейчас датируют 285–270 годами до Р.Х., точнее трудно сказать.

Книги Маккавейские. В греческой, славянской и русской Библии имеются 3 Маккавейские книги – 1-я, 2-я и 3-я. Содержание 3-й книги Маккавейской не имеет ничего общего ни с эпохой, ни с лицами времен Маккавеев. 3-ей Маккавейской она называется условно. В католической Библии она является апокрифической.

Название книги имеют от имени семейства Маккавеев, или Асмонеев, подвиги которого описываются в 1-й и 2-й книгах. Отец этого семейства Маттафия имел пятерых сыновей: Иоанна, Симона, Иуду, Елеазара и Ионафана. Из них Иуда первым прославился подвигами в неравной борьбе против ига Селевкидов, за что получил прозвание Маккавея, что переводится как «молот». Это название перешло как ко всем его братьям, так и ко всей династии, которая продолжалась почти до времен пришествия Христа Спасителя.

Позднее Маккавеями стали называть иудеев, которые подвергались гонениям, как члены древней иудейской церкви. В частности, Маккавеями называют семь братьев-мучеников (2Мак. 7) и других, которые прославились в Церкви древних времен. В кодексах древнего перевода греческих толковников содержится неодинаковое число книг, называемых Маккавейскими. Александрийский кодекс IV в. дает 4 книги, Синайский кодекс (IV в.) – только 1 книгу, а в Ватиканском их вообще нет. Все Книги Маккавейские являются неканоническими, в еврейской Библии их нет.

В греческой Библии книги Маккавейские помещаются в разделе исторических книг и после книг Товита и Иудифи. В славянской и русской Библии, так же как и в Вульгате они занимают предпоследнее место среди ветхозаветных книг.

Книги Маккавейские повествуют о периоде сирийского владычества над Иудеей. Писателем первой книги можно считать Иоанна Гиркана, сына Семена Маккавея или одного из его единоплеменников. Время происхождения этих книг – примерно сто лет до Р.Х. Первоначальный язык первой книги – сиро-халдейский. Писатель второй книги в точности тоже неизвестен. Первой книги он не видал, хотя излагаемые события – почти одновременные, т.е. 1 и 2 книги параллельные, они пересекаются и дополняет одна другую.

Первоначальный язык второй книги – греческий. Писатель ее – скорее всего иудей-эллинист, жил в начале или середине первого столетия до Р.Х., т.к. рассказывает о событиях довольно отдаленных.

Третья книга Маккавейская повествует о гонениях иудеев в Египте, начиная от царя Птолемея IV Филопатра, которые случились за 50 лет до Иуды Маккавея. Если говорить о хронологии, то эта книга должна быть первой. Третью книгу древние латинские издания Библии приписывают первосвященнику Симеону II, который жил в период времени 233–177 гг. до Р.Х. Но это предположение основывается только на современных Симеону описываемых событий. Автор точно неизвестен.

Цель написания книг Маккавейских – продолжить историю дивного промысла Божия о народе еврейском после персидского владения и показать израильтянам образцы веры и преданности законам.


Источник: Ветхий Завет: Курс лекций. / Соколов Н. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1995. Ч. 1; 1997. Ч. 2.

Комментарии для сайта Cackle