прот. Николай Соколов

Источник

Лекция 16. Пятикнижие Моисеево (продолжение). Четвертая книга Моисеева. Числа

Четвертая книга Моисея – книга Числ. По-древнееврейски эта книга называется «Бемидбар», что означает «В пустыне». Еще одно значение по первым словам «Вай-Едаввер», что означает «И сказал». Латинское название этой книги «Numeri», что и означает «Числа». Прежде всего это указывает на встречающиеся в этой книге числа при переписи населения. Однако это не имеет хронологического значения – все перечисления связываются с определенными историческими событиями. Книга Числ является продолжением второй книги Моисея – Исход.

Период, который охватывает книга, начинается с того времени, когда закончилось повествование. книги Исход, т.е. у подножия горы Синай (охватывает время около года или чуть больше). Чтобы нам лучше обозреть странствование Израиля по пустыне Синайской, сорок условных лет мы разделим следующим образом: от Египта до Синая 2 месяца (Исх. 2), у горы Синая чуть больше года, от Синая до степей Моавитских – 38 лет, в степях Моавитских в преддверии Земли обетованной – около 10 месяцев.

Эти годы представляются самым тяжелым временем в истории Израиля. Составитель книги безусловно знал точные исторические записи, положенные в основу труда. Кроме того, все, что записано в этой книге, говорит о том, что это писал человек, сам перенесший эти лишения, переживший это. Кто, кроме Моисея, мог это написать? В основе этой книги лежат записи Моисея, Кроме того, в книге явно говорится (33:2): «Моисей по повелению Господню описал путешествие их со станом их». Эта книга имеет три основных темы. Первая тема – это служение Господу. Господь ожидает от Своего народа готовности к служению, которая последовательно входит в план спасения. Вторая тема – определенный порядок, который должен быть в народе Божием, связанный с поведением в стане, в семье, на поле брани, в храме. Третья тема – серьезное предостережение народа Божия от заблуждений и от неверия. Господь как бы предостерегающе поднимает Свою руку и говорит Израильскому народу: «Доколе будет раздражать Меня народ сей, доколе он не будет верить Мне?» (Чис. 14:11).

Книга разделяется на три раздела. Первый раздел: у горы Синай (главы 1 – 9). В него входят народная перепись, закон о содержании стана в чистоте, приношение от начальников колен Израильских (глава 7); глава 8 – посвящение левитов во служение, Пасха и послепасхальный период (глава 9). Второй раздел: от Синая до Кадеса, или шествие ополчений Израилевых (главы с 10 по 21). Он включает в себя следующие события: поднятие знамен, ропот, наказание за ропот, сестра Моисея Мариам и возмущение Аарона, послание разведчиков в Землю обетованную и их ответ, а также восстание Корея и его единомышленников. Кадес: грех Моисея, смерть Аарона и Мариам. Последнее событие этого раздела – медный змей.

Третий раздел книги – странствование по пустыне, или в степях Моавитских. Здесь говорится о Валааме и его предсказаниях, второй народной переписи, праве наследия и призвании Иисуса Навина, повторение различных законов, сражение с мадианитянами и добыче Израиля, разделе восточноиорданской земли. Дается перечисление всех станов Израиля и предписание о земле.

Глава 6. Назорейство и слова священнического благословения над народом израильским. Слово «назорей» в переводе с еврейского означает «отделенный, обособленный». Ветхозаветные назореи в действительности такими и были. Они добровольно принимали на себя различные благочестивые подвиги, отказывались от удовольствий и удобств житейских. Обеты назорейства давались и на некоторое время, и на всю жизнь. Определенные моменты жизни назорея. Первое: назореи должны были строго воздерживаться от всего хмельного, возбуждающего, могущего повлечь нечистые страстные желания. Второе: назореи не должны были стричь волосы, брить бороды и усы, и это должно было служить символом нравственной их силы. Если назорей нарушал свой обет, то он должен был наголо побрить голову, сбрить все волосы с тела и совершать обряд очищения. После жертвы о грехе он должен был снова начать исполнение обета назорейства. Если дни, связанные обетом назорейства, заканчивались, то в конце этих дней приносились все виды кровавых жертв с присоединением к ним жертв хлебных, а волосы остригались и сжигались пред Господом.

Глава 6 (26–27) говорит о благословении священника, которым он благословлял народ. Во время благословения народа троекратно произносилось имя Божие с прошением от него благоволения, милующей любви и мира небесного. Все отцы церкви в этом троекратном благословении видят указание на таинство Святой Троицы.

Глава 17 книги говорит о событии, которое всем известно: расцветший, или прозябший, жезл Аарона. Глава эта написана по поводу возмущения Корея, Дафана и Авирона, которые восстали и хотели присвоить себе первенство служения при скинии. Цель этого действия – утвердить Богоизбранность Аарона и его потомства для священнического служения. В стихе 7 было сказано, что перед Господом было положено определенное количество жезлов, скорее всего 13, потому что у Иосифа было 2 сына и от них приносилось два жезла.

Жезл Аарона, положенный в скинию, никогда не нужно смешивать с чудесным жезлом Моисея. Если бы в скинию был положен последний, то первенцы других колен имели бы случай упрекнуть Моисея и Аарона в обмане, приписывая чудо этому жезлу. Жезл не только расцвел, он дал цвет и плоды, чего никак не могло произойти, если бы это не было чудом Божиим. В этом чудесном образе святая Церковь видит преобразовательное указание на бессеменное происхождение Иисуса Христа от Девы Марии, отрасли Давида, сына Иессея. Древнее предание говорит о том, что жезл Аарона не засыхал и был всегда расцветшим. Глава 19: жертва рыжей юницы и обряда очищения. Глава делится на три части. В первой части предписываются обряды, связанные с жертвоприношением. Во второй исчисляются случаи осквернения, когда следует употреблять пепел сожженной жертвы для очищения. В третьей указывается сам способ употребления очистительного пепла. Рыжий, или багряный, цвет был символом греховной нечистоты. Поэтому для того, чтобы очистить людей от нечистоты, надлежало убить именно рыжую юницу, или телку, которая никогда не носила ярма. Символично она так же, как и козел отпущения, воспринимала на себя грехи всего народа, закалывалась и сжигалась вне стана, а собранный пепел хранился в особом чистом месте тоже вне стана. После того как телица закалывалась, ее кровью священник семь раз кропил по направлению к стану.

Вместе с телкой сжигалась часть червленой шерсти, кедрового дерева и иссопа. Апостол Павел прямо говорит нам о том, что жертва эта указывала на великую жертву на Голгофе, принесенную за грех всего мира. Этот пепел употреблялся в случае осквернения нечистотой, прикосновения к чему-то нечистому, например, к мертвым телам и ко всему тому, что находилось в доме умершего. Закон все эти случаи перечисляет.

Почему закон так строго предписывал не прикасаться к умершим? Видимо, чтобы избежать заразы. По древнеиудейскому обычаю погребение совершалось в тот же день, когда человек умер. Все случаи рассматривал священник: он осматривал умерших, а также людей, которые приходили к нему с теми или иными заболеваниями, т.е. одновременно он был и священником, и врачом.

Для очищения брался пепел этой телицы и высыпался в чистую проточную воду, налитую в сосуд. Затем кто-нибудь, кто имел закон нечистоты, кропил ею на оскверненных людей и вещи в третий и седьмой день от начала нечистоты. Считается нечистота от первого дня – семь дней. Вечером в седьмой день омывалось все тело и все одежды осквернившегося, а также и того, кто совершал окропление, т.е. священника или левита. После того, как одежды омывались, все тело кропилось чистой водой. Это окропление тела водой, как считают святые отцы, преобразовательно указывает на будущее новозаветное крещение. Медный змей. История медного змея относится к странствованию по пустыне. Израильтяне были наказаны нападением массы мелких ядовитых змей. Это особая порода змей – маленькие крылатые змейки, которые жалили израильтян, и те умирали в страшных муках. Моисей приказал изготовить медного змея, водрузил его на шесте. Тот, кто смотрел на этого змея, исцелялся. Этот медный змей, как говорит нам сам Христос Спаситель, символизирует Его Самого. Укусы змеев представляют те раны, которые наносит нам грех. Медный змей – это Сам наш Господь Иисус Христос, Который принял на себя наши грехи. Кто смотрел с верой на медного змея, тот получал исцеление. Также и мы взираем на крест Христов, и через него получаем благодатное очищение и исцеление.

Для нас важно то, что медный змей был одним из символов израильских блужданий по пустыне и тех спасительных действий, которые Господь оказывал народу. Он хранился долгое время сначала в скинии, затем в храме. Затем израильтяне стали ему кланяться, как Богу, поэтому при царе Езекии медный змей был уничтожен, чтобы его не превращали в идола.

Продолжаем изучение книги Числ с главы 22. История пророчества Валаама. Сыны Израилевы остановились на равнинах Моава при Иордане против Иерихона. «И видел Валак, сын Сепфоров все, что сделал Израиль Аморреям; и весьма боялись Моавитяне народа сего, потому что он был многочислен; и устрашились Моавитяне сынов Израилевых. И сказали Моавитяне старейшинам Мадиамским: этот народ поедает все вокруг нас, как вол поедает траву полевую. Валак же, сын Сепфоров был царем Моавитян в то время. И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке Евфрате, в земле сынов народа его, чтобы позвать его и сказать: вот, вышел народ из земли Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня; итак, приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят» (Чис. 22:1–6).

Вы видите пример обращения к Валааму. Валаам был человек, который дерзновенно обращался с молитвой к Богу и Бог слышал его. Об этом было известно всем племенам, которые населяли Моавскую равнину. В том числе об этом знал и царь Моавитян Валак. Для них Израиль представлял нечто страшное, как саранча, после нашествия которой ничего не остается. Желая заручиться поддержкой, в первую очередь, духовной, царь Моавский отправляет послов к Валааму, чтобы тот пришел и проклял Израиль, ибо он знает, что Бог слышит его.

Этот отрывок нам говорит о том, что на Земле, кроме народа Израильского, еще оставались люди, которые поклонялись истинному Богу, хотя они были не причастны народу израильскому и занимались, может быть, не совсем тем, что разрешалось народу израильскому: волхованиями, прорицаниями. Однако основной момент – это то, что они представали перед Богом Единым и обращались не к идолу, созданному руками человека, а к Богу Всевышнему.

И вот Валаам встречает послов Валака, его старейшин, те пересказывают ему слова царские, а он говорит им: «Переночуйте здесь ночь, и дам вам ответ, как скажет мне Господь».

«И остались старейшины Моавитские у Валаама. И пришел Бог к Валааму и сказал: какие это люди у тебя? Валаам сказал Богу: Валак, сын Сепфоров, царь Моавитский, прислал их ко мне, сказать: вот народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет подле меня; итак приди, прокляни мне его. И сказал Бог Валааму: не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен. И встал Валаам поутру и сказал князьям Валаковым: пойдите в землю вашу, ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами. И встали князья Моавитские, и пришли к Валаку, и сказали ему: не согласился Валаам идти с нами» (Чис. 22:8–14)

Валаам обращается к Богу, и Бог запрещает ему, он слышит голос Божий. Послушный голосу Божию, он отсылает послов обратно и не идет с ними. Валак опять посылает блестящее посольство, обещая наполнить дом Валаама золотом и серебром. Валаам снова вопрошает Господа, и он ему ничего не отвечает и тогда Валаам все-таки решается идти. Если однажды уже Бог ответил и сказал: «Не делай этого!», Он не может изменить своего решения. Господь нелицеприятен, и если слово Им сказано, оно навсегда остается словом Божиим. Валааму жалко того богатства, которое принесли ему, поэтому человеческая греховная воля побеждает его и ради этого металла он идет, чтобы исполнить то, что Господь не разрешил ему исполнить.

Валаам решается идти, и здесь мы видим великое явление правды и милости Божией. Господь вразумляет нечестивых своих служителей через бессловесных животных. Не случайно выбран образ ослицы, чтобы показать, что вместе с тобой идет ослица, которая ведет тебя на грех.

«Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими. И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ним двое слуг его. И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечем в руке, и своротила ослица с дороги и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу. И стал Ангел на узкой дороге между виноградниками, где с одной стороны стена и с другой стороны стена. Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и прижала ногу Валаама к стене, и он опять стал бить ее. Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте, где некуда своротить, ни направо, ни налево. Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою.»

Сколько было действий: свернула, прижала ногу, легла. Можно было как-то вразумиться, но нет, золото манит к себе. Он опять стал бить ее.

«И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?» Валаам не удивился, что ослица его говорит. Он воспринял это как должное и отвечает ей, как равной: «За то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня был в руке меч, то я теперь же бы убил тебя. Ослица говорит Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет» (Чис. 22:28–30).

Ослица – это наше тело, которое нам говорит, что мы не должны делать, а мы не подразумеваем этого и опять делаем. Господь вразумляет нас: мы заболеваем, но потом опять начинаем есть, пить, вести себя безобразно.

«И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечем в руке, и преклонился, и пал на лице свое. И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав передо Мною; и ослица, видев меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою. И сказал Валаам Ангелу Господню: согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге; итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь» (Чис. 22:31–34). Валаам слукавил, он прекрасно знал, что Господь не пускает его.

«И сказал Ангел Господень Валааму: пойди с людьми сими, только говори то, что Я буду говорить тебе. И пошел Валаам с князьями Валаковыми» (Чис. 22:35).

Вот еще пример того, как часто Господь наши действия, которые направлены против воли Божией, обращает во благо. Валаам, имея поручение Бога, идет дальше. На другой день Валак взял Валаама и возвел на высоты, чтобы он оттуда увидел часть народа.

«И сказал Валаам Валаку: построй мне здесь семь жертвенников и приготовь мне семь тельцов и семь овнов. Валак сделал так, как говорил Валаам, и вознесли Валак и Валаам по тельцу и по овну на каждом жертвеннике. И сказал Валаам Валаку: постой у всесожжения твоего, а я пойду, может быть, Господь выйдет мне навстречу, и что он откроет мне, я объявлю тебе».

Относительно того, был ли Валаам пророком Божиим или это был волхв языческий, который признавал единого Бога, мнения разделяются. По смыслу Моисеева сказания это был пророк Божий, об этом же говорит апостол Петр (2Пет. 2:16). Все действия и слова Валаама представляют его пророком Божиим, воздвигнутым из среды языческой для славы Божией, но, к сожалению, не сохранившим чистоты своего служения. После того как они вознесли жертву и дух Божий был на Валааме, он «произнес притчу свою и сказал: царь Моава от гор восточных: приди, прокляни мне Иакова, приди, изреки зло на Израиля. Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает на него зла. С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот народ живет отдельно и между народами не числится.» Это говорит о том, что не было еще народа такого.

«Кто исчислит песок Иакова и число четвертой части Израиля? Да умрет душа моя смертью праведников, да будет кончина моя, как их! И сказал Валак Валааму: что ты со мною делаешь? я взял тебя, чтобы проклясть врагов моих, а ты, вот, благословляешь? И отвечал он и сказал: не должен ли я сказать то, что влагает Господь в уста мои?» Второй раз Валак просит проклясть этот народ и второй раз он возводит Валаама на гору, и строит опять жертвенники всесожжения и опять произносит Валаам притчу и говорит то, что сказал ему Господь.

«Встань, Валак, и послушай, внимай мне, сын Сепфоров. Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? Вот, благословлять начал я, ибо Он благословил, и я не могу изменить сего. Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастья в Израиле; Господь, Бог его с ним, и трубный царский звук у него. Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него; нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле. В свое время скажут об Иакове и об Израиле: вот что творит Бог!»

И в третий раз просит Валак Валаама: «Ни клясть не кляни его, ни благословлять не благословляй его. И сказал Валаам Валаку: не говорил ли я тебе, что я буду делать все то, что скажет мне Господь? И сказал Валак Валааму: пойди, я возьму тебя на другое место; может быть угодно будет Богу, и оттуда проклянешь мне его. И взял Валак Валаама на верх Фегора, обращенного к пустыне». И опять построили они семь жертвенников, принесли жертву – семь тельцов и семь овнов и увидел Валаам, «что Господу угодно благословить Израиль и не пошел, как прежде для волхования, но обратился лицом к пустыне и взглянул Валаам и увидел Израиля, стоящего по коленам своим и был на нем Дух Божий». Он как бы внутренне прозрел и увидел весь народ и произнес притчу свои и сказал. Третья притча Валаама очень важная и считается мессианской.

«Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль. Расстилаются они, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; польется вода из ведр его, и семя его будет, как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит врага. Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!» (Чис. 22:5–7).

И после этих слов «воспламенился гнев Валака на Валаама, и всплеснул он руками своими, и сказал Валак Валааму: я призвал тебя проклясть врагов моих, а ты благословляешь их вот уже третий раз; итак, беги в свое место; я хотел почтить тебя, но вот, Господь лишает тебя чести. И сказал Валаам Валаку: не говорил ли я послам твоим, которых ты послал ко мне: «хотя давал бы мне Валак полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господня, чтобы сделать что-либо доброе или худое по своему произволу: что скажет Господь, то и буду говорить»? Итак, вот, я иду к народу своему; пойди, я возвещу тебе, что сделает народ сей с народом твоим в последствие времени. И произнес притчу свою».

В четвертый раз он говорит уже без просьбы царя, т.е. говорит то, что Господь влагает ему непосредственно, желая возвестить будущее моавского народа и всего мира. «Говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий видение от Всевышнего, который видит ведения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых». (Чис. 24:15–17). Это место является мессианским пророчеством. Здесь имеются в виду не только люди Моава, но все, кто стоит вне Царства Божия, вне Христа. Здесь пророчество о явлении Мессии, о моавитянах, о кениянах. Символы жезла и скипетра употребляются как символы по отношению к Мессии. После этого Валаам вернулся к себе, а Валак пошел своей дорогой.

25-я глава говорит о том, что, к сожалению, израильтяне постоянно впадали в идолопоклонство. В данном случае и здесь мы видим, что Израиль прилепился к Ваал-Фегору (Чис. 25:3) и начинает совершать различные жертвы и обряды, которые необходимо было приносить этим идолам. Жертвы были связаны прежде всего с блудодеянием и поклонением богам со вкушением идоложертвенного.

«И воспламенился гнев Господень на Израиля. И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Божия» (Чис. 25:3–4).

«И вот, некто из сынов Израиля пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания», т.е. когда скорбели. Этот человек с презрением отнесся ко всему народу: когда весь народ скорбел, он привел к себе женщину-мадианитянку. И один из израильтян, Финеес, сын Елеазара, сына Аарона, увидел это, взял в руку свою копье, вошел вслед за израильтянином в спальню и поразил их обоих, «израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых. Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи». Т.е. Господь посылал наказание и до тех пор, пока не совершилось искупления. Имя убитого израильтянина было Зимри, сын Салу, начальник поколения Симеонова, а имя убитой Мадианитянки Хазва; она была дочь Цура, начальника Оммофа, племени Мадиамского.

Ради такого особого случая упоминаются тот, кто согрешил, и имя самой женщины.

Глава 26 включает в себя перепись сынов Израилевых. Там же произойдет разделение земли и исчисление левитов.

Обратим внимание на главу 35. Колено левино в земле Ханаанской отдельного участка во владение не получило. Левиты должны были жить во всех коленах израильских в качестве судей и учителей народа. Поэтому для помещения левитского племени Господь повелевает отделить 48 городов, рассеянных по всем коленам с полями вокруг них. Были города левитские, которые назывались городами-убежищами и предназначались для того, чтобы там могли прятаться те, кто нечаянно убил кого-то. Эти шесть городов были расположены в разных местах Земли обетованной: два на севере, два в середине и два на юге. Это было сделано для того, чтобы облегчить прибытие в город-убежище каждому невольно убившему, где бы он ни находился. В таком городе убийца был в безопасности от мести родственников. После того как человек там скрывался, проходило следствие, и если он был виновен, то его постигала смертная казнь. Если бедствие или смерть были нечаянными, то он Мог оставаться в городе-убежище и таким образом быть в безопасности до смерти великого первосвященника. В год смерти первосвященника все прощалось, т.е. когда на престол вставал новый первосвященник, то преступник мог покинуть город-убежище. Если же он выходил раньше, то никто не гарантировал ему безопасности. Дела и суд вершили левиты и священники.

Глава 36. Закон о девах, имеющих право наследства, или закон ужичества.

«Пришли главы семейств из племени сынов Галаада, сына Махирова, сына Манассиина из племен сынов Иосифовых, и говорили пред Моисеем: Господь повелевал господину нашему дать землю в удел сынам Израилевым по жребию, и господину нашему повелено от Господа дать удел Салпаада, брата нашего, дочерям его; если же они будут женами сынов какого-нибудь другого колена сынов Израилевых, то удел их отнимается от удела отцов наших и прибавится к уделу того колена, в котором они будут женами, и отнимется от доставшегося по жребию удела нашего, и даже когда будет у сынов Израилевых юбилей, тогда удел их не прибавится к уделу того колена, в котором они будут женами, и от удела колена отцов наших отнимется удел их» (Чис. 36, 1–4).

Если земля закладывалась, то в юбилейный год ее обязаны были возвратить. Если же человек женился на женщине, то земля входила в его колено навсегда и не возвращалась.

«И дал Моисей повеление сынам Израилевым, по слову Господню, и сказал: вот что говорит Господь о дочерях Салпаадовых: они могут быть женами тех, кто понравился глазам их, только должны быть женами в племени колена отца своего, чтобы удел сынов Израилевых не переходил из колена в колено; ибо каждый из сынов Израилевых должен быть привязан к уделу колена отцов своих; и всякая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израилевых, должна быть женою кого-нибудь из племени колена отца своего, чтобы сыны Израилевы наследовали каждый удел отцов своих, и чтобы не переходил удел из колена в другое колено; ибо каждое из колен сынов Израилевых должно быть привязано к своему уделу».

После этого решения Моисея удел оставался в колене, которому он принадлежал. Это закон ужичества практиковался на протяжении всей истории колен Израиля. На этом основании мы видим разницу родословий Христа Спасителя у евангелистов Матфея и Луки. Разница продиктована именно этим законом ужичества, т.к. если умирал муж женщины, то право наследования имел тот, кто был ближайшим его родственником. Если же он отказывался, то следующий за ним должен был стать ее мужем, но никак не из другого колена или из другого племени. Если же и тот отказывался, тогда еще третьему предлагалось. В знак отказа снимался сапог и т.д., был целый ритуал. В книге Руфь этот закон очень красочно описан.

«Сии суть заповеди и постановления, которые дал Господь сынам Израилевым через Моисея на равнинах Моавитских, у Иордана, против Иерихона» (Чис. 36:13). Такими словами заканчивается четвертая книга Моисея – книга Числ.

Пятая книга моисеева. Второзаконие

Перед нами пятая книга Моисея, которая называется Второзаконие. Это последняя книга Пятикнижия Моисеева, Торы.

Книга называется в еврейской Библии своим начальным словом «Еллегаддебарим», что означает «Сии суть слова», которые говорил Моисей израильтянам. В греческом переводе – «Deute-ronomium», что означает «Второй закон», или «Второзаконие», т.к. повторяет события и законы,– о которых уже было однажды сказано в книгах Исход, Левит и Числа. Эта книга отличается от остальных книг Моисея тем, что содержит главным образом речи Моисея, последние его увещевания и наставления. На всей книге лежит особая печать торжественности. Моисей или человек, который писал эту книгу под диктовку Моисея или после него, как бы обращается к своему народу, как отец обращается к детям, когда умирает: печально, торжественно, величественно.

Прежде чем навсегда уйти из этого мира, он хочет напомнить им о том, что было в законе и чем Господь говорит им. Период времени, который охватывает эта книга: с 11-го месяца 40-го года странствования в пустыне по 30-й день траура по Моисею в 12-м месяце 40-го года. Таким образом, книга охватывает два последние месяца странствования по пустыне.

В отношении книги Второзакония и ее авторства существует несколько мнений. Первое: составитель книги жил после Моисея. Одушевленный благим намерением, он поставил себе задачей сделать доступным народу закон Господень, который был до тех пор известен только священникам, левитам и небольшому числу людей. Он поставил задачу донести до народа суть законов Моисея. Есть такое мнение, что писал эту книгу один из тех, кто был рядом с Моисеем, в частности указывают на Иисуса Навина. Однако мы видим, что Второзаконие – это сплошь цитаты из пророческих речений. Достаточно прочесть то известное место (34, 30), где сказано: «Не было у Израиля пророка такого, как Моисей, которого знал Господь лицем к лицу».

Мы вполне можем допустить, что книга написана или продиктована Моисеем, а последнюю главу мы можем рассматривать как дополнение, приложенное, вероятно, Иисусом Навином. Однако в самой книге Моисей упоминается как пишущий закон и псалмопевец (31,9 и 21–24). А знаменитый Иосиф Флавий говорит о том, что Моисей описал свою смерть, прежде чем взошел на гору Нево, где умер. С точки зрения духовной жизни нет ничего особенного и необычного в том, что Господь открывает своему избраннику и пророку место и дату его смерти и то, что будет после смерти. Мы знаем из житий святых, что Господь часто открывает это святым – например, Илие пророку было открыто, что он будет взят на небо.

Подлинность книги подтверждается многочисленными цитатами и в Ветхом, и в Новом Завете. Подсчитано, что в Новом Завете книга упоминается более 90 раз. Книга по содержанию разделяется на разделы. Первый – это вступительные речи Моисея (с 1 по 4 главы). Включает в себя обзор истории Израиля.

«И я сказал вам в то время: не могу один водить вас; Господь, Бог ваш, размножил вас, и вот, вы ныне многочисленны, как звезды небесные; Господь, Бог ваш, да умножит вас в тысячу крат против того, сколько вас теперь, и да благословит вас, как Он говорил вам». (Втор. 1, 9–11) Это увещевание.

Затем – призыв к послушанию, последние речи Моисея (главы с 27 по 34). Здесь говорится о жертвенниках, о проклятии и благословении, о возобновлении союза и о последних днях Моисея. Перед нами образ Моисея, который мы видим на протяжении нескольких библейских книг. Тот факт, что Моисей не вошел в Землю обетованную, имеет символическое значение. Моисей согрешил, и Господь сказал, что в Землю обетованную он не войдет, а только увидит ее. И он увидел ее с горы Нево и благословил народ израильский, но в землю не вошел. Вышли из Египта и вошли в землю Израильскую Иисус и Халев.

Моисей является воплощением закона, а закон не может принести нам избавление, ибо «закон дан через Моисея, благодать же и истина произошла от Иисуса Христа», – говорит нам евангелист Иоанн Богослов (Ин. 1:17). Еще символика: земля Ханаанская – это земля покоя, покоя веры прежде всего. Об этом говорит апостол Павел. Второе: эта земля – владение, и Господь дарует нам все, что нам нужно во владение. Эта земля – изобилие, и в земле Ханаанской изобилует полностью благодать Божия, все изобилует и духовно и телесно. Эта земля победы символизирует победную жизнь через веру и глубокий молитвенный подвиг.

Жизнь в Ханаане для израильтян, так же, как и наша жизнь сегодняшняя, не свободна от затруднений, нестроений и различных искушений. Это была жизнь борьбы, усилий и труда. Это мирная жизнь среди трудностей, когда искушения время от времени одолевают людей, но тем не менее люди находят в себе силы вернуться на путь правый, на путь спасения. Т.е. жизнь, исполненная подвига и усилий. Различные признаки указывают на то, что этой книге придаются разные значения. В этой книге, например, повторяется около двадцати раз слово «слушать». Пятнадцать раз повторяется слово «помнить». Каждые семь лет книга должна была читаться всему народу, т.е. в юбилейный год (Втор.31, 9–13). Это был предмет, о котором надо было особо заботиться, поскольку эта книга должна была храниться с ковчегом завета (Втор. 31, 24–26).

«Когда Моисей вписал в книгу все слова закона до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав, возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога нашего, и она там будет свидетельством против тебя; ибо я знаю упорство твое и жестоковыйность твою; вот и теперь, когда я живу с вами ныне, вы непокорны пред Господом; не тем ли более по смерти моей? соберите ко мне всех старейшин колен ваших и судей ваших и надзирателей ваших, и я скажу вслух все слова сии и призову во свидетельство на них небо и землю; ибо я знаю, что по смерти моей вы развратитесь и уклонитесь от пути, который я завещал вам, и в последствие времени постигнут вас бедствия за то, что вы будете делать зло перед очами Господа Бога, раздражая Его делами рук своих» (Втор. 31:24–30).

Глава 32 включает в себя великолепную песнь Моисея, которую он воспел перед своей кончиной.

«Внимай небо, я буду говорить, и слушай, земля, слова уст моих. Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву. Имя Господа прославлю; воздайте славу Богу нашему» (Втор. 32:1–3).

В своей речи и песне Моисей воспевает верность Божию по отношению к народу израильскому и неверность Израиля по отношению к Господу.

«Когда Всевышний давал уделы народам и рассеял сынов человеческих, тогда поставил пределы народам по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его». И укоряет он народ за то, что богами чужими они раздражали Господа «и мерзостями своими разгневали Его: приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали… А заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя». Это и является причиной наказания Израиля.

«Ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поядает землю и произведения ее, и попаляет основания гор; соберу на них бедствия и истощу на них стрелы Мои: будут истощены голодом, истреблены горячкою и лютою заразою; и пошлю на них зубы зверей и яд ползающих по земле; извне будет губить их меч, а домах ужас – и юношу, и девицу, и грудного младенца, и покрытого сединою старца. Я сказал бы: рассею их и изглажу из среды людей память о них; но отложил это ради озлобления врагов, чтобы враги его не возомнили и не сказали: наша рука высока, и не Господь сделал все сие. Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла.» (Втор. 32:22–28)

В конце Моисей обращается к Израилю и говорит, что милосердие Божие велико и Господь подлинно воздаст врагам Израиля.

«Отомщу врагам моим и ненавидящим Меня воздам; упою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью, кровью убитых и пленных, головами начальников врага… И написал Моисей песнь сию в тот день, и научил ей сынов Израилевых. И пришел Моисей к народу и изрек все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин… И говорил Господь Моисею в тот же самый день и сказал: взойди на сию гору Аварим, на гору Нево, которая в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую я даю во владение сынам Израилевым; и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой на горе Ор, и приложился к народу своему, за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син, за то, что не явил святости Моей среди сынов Израилевых; пред собою ты увидишь землю, а не войдешь туда, в землю, которую Я даю сынам Израилевым».

Господь говорит, что за грех, который они совершили, в эту землю они не войдут, а только увидят ее. Затем Моисей, человек Божий, благословляет сынов Израилевых и каждому колену дает свои благословения. Говорит он, обращаясь к Рувиму: «Да живет и не умирает, и Симеон да не будет малочислен! Но об Иуде сказал сие: услыши, Господи, глас Иуды и приведи его к народу его; руками своими он защитит себя, и Ты будь помощником против врагов его.» Здесь опять предсказание, что из его колена произойдет Спаситель мира.

Глава 34, последняя, рисует нам смерть Моисея.

«И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, всю землю Неффалимову, и всю землю Ефремову и Манассину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал Господь: вот земля, о которой я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь. И умер Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня. Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась.» (Втор. 34:1–7)

Это говорит о том, что Господь просто поставил ему пределы, потому что у каждого есть свой предел. Второзаконие заканчивается словами, которые написал Иисус, сын Навинов.

«Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею. И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля.» (Втор. 34:9–12)

Такими словами заканчивается книга Второзаконие. Теперь несколько слов о тех местах Второзакония, которые нужно знать. Глава 18, стихи 1–7: «жребий левитов». Моисей исчисляет лишь те средства, которые необходимы для содержания левитов, и побуждает народ Божий к усердию, чтобы они помогали левитам безбедно существовать, не занимаясь трудом обыкновенного человека. Моисей указывает на богоизбранность колена Левиина, ибо учреждено служение левитское.

В этой главе стихи 15–19 являются мессианскими, говорят о грядущем Христе Спасителе.

«Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте:

Так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: «да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть». И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили. Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;

А кто не. послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу.» (Втор. 18:15–19).

Под пророком здесь понимается Сын Божий, который возвестил людям всю полноту и волю Отца Небесного. Христа называют пророком также и новозаветные писатели, такие, как апостол Петр в Деяниях. Название принадлежит Христу в буквальном смысле, ибо он предсказывает о воскресении, о смерти, о судьбе своих последователей и всего рода человеческого. Христа именуют пророком по образу Его служения. Христос уподобляется Моисею потому, что как Моисей был посредником между Богом и людьми как вождь народа израильского, так и Мессия Иисус Христос есть единственный посредник между Богом и человеком и законодатель Нового Завета (1Тим. 2:5). Как Моисей избавил народ израильский от рабства египетского, так Христос избавляет людей от рабства диавольского и делает их благодатными сынами Отца Небесного.

В главе 20 Моисей говорит о воинской повинности. Фактически, израильтяне – один из тех народов, которые ввели общую воинскую повинность. Почти все колена израилевы должны были доставлять воинов, чтобы они защищали народ от врагов. Здесь сказано, какие были правила:

«Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник и говорит народу, И скажет ему: «Слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их. Ибо Господь, Бог ваш, идет с вами, чтобы сразиться за вас, с врагами вашими и спасти вас».

Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: «кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в свой дом, чтобы не умер в сражении. Кто насадил виноградники и не пользовался им, тот пусть возвратится в дом свой, чтобы не умер на сражении, и чтобы другой не обновил его. И кто обручился с женою и не взял ее, пусть возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее… «кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце.»» (Втор.20, 2–5, 7–7). Вот условия, при которых можно было не служить в армии.

Закон возвещал, какие жертвы надо приносить за различные преступления. Жертвенные приношения на неизвестного убитого: «Если… найден будет убитый, лежащий на поле, и неизвестно, кто убил его; … пусть возьмут телицу, на которой не работали и которая не носила ярма» и принесут ее во всесожжение (Втор. 21:1–4).

«Когда выйдешь на войну против врагов твоих … и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее и захочешь взять ее себе в жену; То приведи ее в свой дом свой, и пусть она острижет голову свою и обрежет ногти свои, И снимет с себя пленническую одежду свою и живет в доме твоем, и оплакивает отца своего и матерь свою в продолжение месяца; и после того ты сможешь войти к ней и сделаться ее мужем, и она будет твою женою. Если же она после не понравится тебе, то отпусти ее, куда она захочет, но не продавай ее за серебро и не обращай ее в рабство, потому что ты смирил ее.» (Втор. 21:10–14)

Наказание буйного сына. Если у кого будет сын буйный и непокорный, который не повинуется голосу отца своего и они наказывали его, но он не слушает их, то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут к старейшинам города, и скажут: сей сын наш буйный и непокорен и не слушает слов наших, мот и пьяница. И тогда пусть все жители города побьют камнями до смерти, так истреби зло из среды себя и все услышат и убоятся. (Втор. 21:18–21)

Различные постановления для того, чтобы в общество Господне входили люди нравственно чистые, физически совершенные. Сын блудницы не может войти в общество Господне. (Втор. 23:2) Аммонитянин и Моавитянин также не могут войти в общество Господне, потому что они занимаются идолопоклонством и нечестием. Но сказано: не гнушайся Идумеянином. (Втор. 23:7) Идумеи – потомки Исава, это брат твой, и не гнушайся египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его. Дети, которые у них родятся, могут войти в общество Господне.

Некоторые правила этики ветхозаветной, которые также надо было соблюдать. «Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего. Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и блудника из сынов Израилевых. Не отдавай в рост своему брату ни серебра, ни хлеба, что можно отдавать в рост».

Закон Моисея, правила о пленниках, о суде, о мерах и … и другие постановления – (Втор. 23, 15,17,19,). «Если кто возьмет жену и сделается мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, то он напишет ей разводное письмо и даст ей в руки и отпустит из дома своего.» (Втор. 24:1)

Глава 28 рассказывает нам о благословении Господнем над народом Израилевым, о тех духовных силах, которые будут в Израиле и которые затем, к сожалению, истощатся и слава Израиля постепенно померкнет. В этой главе Моисей предсказывает судьбу Израиля, различные бедствия и события, которые произошли до разрушения Иерусалима императором Титом в 70-м году по Р.Х.

Глава 31 повествует об избрании Иисуса Навина Моисеем и содержит особые постановления о хранении книги законов.


Источник: Ветхий Завет: Курс лекций. / Соколов Н. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1995. Ч. 1; 1997. Ч. 2.

Комментарии для сайта Cackle