И.Ц. Миронович

Источник

Лекция 7. Христос и фарисеи (продолжение). Исцеление слепорождённого

Всем нам хочется в какие-то моменты поплакаться в жилетку кому-нибудь, и поделиться своим самым, может быть, сокровенным, и найти утешение от людей. Да, мы поступаем как душевные люди, но вот в молитве этой говорится: Утешителю, Душе Истины.

Единственным нашим Утешителем и утешением, Кто принесёт не иллюзорное утешение, а подлинное примирение, является Дух Святой. Вот Он – Утешитель и Целитель всех наших недугов. Старец Сампсон (Сивере) говорил, что нет такого недуга, который бы не исцелил Дух Святый. И поэтому, когда к нему приходили люди вольного такого поведения и обращения и он им говорил, что им нужно оставить эту жизнь, они готовы были его разорвать и поносили всячески. Но по его молитвам – поскольку уж кого он брал, за тех он и действительно молился – через некоторое время с ними происходили удивительные перемены и преображения личности. И вот <происходило> то, что невозможно человеку, – человекам сие невозможно, Богу же все возможно (см. Мф. 19:26).

Но поскольку мы люди больше душевные, чем духовные, мы ищем кому поплакаться. И вот часто себя вверяем тем, кому и не надо бы и вверяться. И в общем-то ошибаемся очень в своём выборе. А вот Утешителю – Дух Истины – Он принесёт нам всегда подлинное утешение, и исцеление, и примирение. Вот об этом без конца эта мысль проходит и в Священном Писании.

Откройте книгу Деяний и найдите 4-ю главу. В этой главе Апостол стоит перед Синедрионом. Его вызвали, и запретили говорить об имени Иисусове – они даже не могут имя-то Иисуса произнести, – и запрещают ему говорить об этом имени. И что же он им отвечает – 11-й стих:

«Он есть Камень, пренебреженный вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».

И вот это имя, спасительное имя Иисуса – это тайна Церкви, священная тайна Церкви, это и есть имя спасительное, которое Она содержит. Вот Он нам и свидетельствует, и утешает через Своё слово. И вы по опыту знаете, что, если, отбросив все предубеждения, читаете с верой слова Священного Писания, они одни способны возродить человека и мгновенно сделать его иным.

Вот за время пребывания здесь, на этих курсах, если бы я отбирал все сочинения на тему «Священное Писание в моей жизни», которые меня особенно поражали, то составилась бы, пожалуй, вот такая антология примеров, удивительных по своей силе и глубине, и красоте. То есть складывается впечатление, что Дух Божий действует и сейчас так же, как и в день Пятидесятницы.

И вот, скажем, примеры такие. Одна женщина от жизни своей, от обстоятельств, пришла уже к мысли покончить с собой и только решала, в какой день это сделать. Вот сидит и решает вопрос, когда ей это сделать: сегодня, завтра, на той неделе? И вдруг её взгляд на полку поднимается книжную: и там стоит Евангелие, которое она не читала лет двадцать, если не больше. Она почему-то встаёт, снимает это Евангелие, открывает наугад, и её глаза падают на текст, который возрождает её мгновенно. Возрождает её мгновенно и делает её иным человеком.

Вот разве это не поразительное чудо? Разве это не день Пятидесятницы? Когда Дух Святой сошёл и всех наделял разными дарами: даром языков, даром чудотворения, даром исцеления – как это было? И вот сейчас такое возрождение <произошло> мгновенно: от одного слова, от одной какой-то речи там – она прочла эту фразу. И для неё началась новая жизнь.

Кто может это сделать? Только Господь. Вот уже воистину жив Бог и жива душа моя! (см. 1Цар. 20:3). Вот поэтому мы должны прибегать к этому источнику, как к единственному вернейшему средству. И вы хорошо делаете, скажет Апостол, вы имеете вернейшее пророческое слово и хорошо делаете, что прибегаете к нему, как к источнику, светильнику, сияющему в темном месте, пока не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших (см. 2Пет. 1:19).

А утренняя-то звезда и есть Сам Господь. В Апокалипсисе Он и назвал Себя: Я – Звезда утренняя (см. Откр. 22:16).

Поэтому, читая Священное Писание в качестве молитвы, вы обязательно дождётесь того момента, когда в сердце – как в тёмном месте – воссияет утренняя звезда – Он Сам. Такого быть не может, чтобы Господь не вышел навстречу к тому человеку, который Его ищет, и который Ему молится, и который читает Его Писания. Только нужно это делать с верой, как написал Апостол Иаков, что человек с двоящимися мыслями – вот эта дипсихия, которая всех нас разъедает как кислота какая – человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих, да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа (см. Иак. 1:7–8).

Вот надо победить в себе эту раздвоенность, это сомнение, потому что оно идёт от лукавого. И вот наши сомнения ровным счётом в свете евангельском ничего не стоят. Они кажутся нам такими аргументами, что их и не преодолеть, а на самом деле всё это не стоит и рассуждения, и внимания нашего. Их решительным образом надо отметать и прибегать к Тому, Кто Один содержит в Себе все сокровища вѣдѣнія (см. Кол. 2:3), <Кто> Полнота наполняющего всё во всём (см. Еф. 1:23), и Им мы можем – только Им единым – спастись.

В антифоне на 4-й глас есть прекрасные слова. Хор поёт: Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, Троическим Единством светлеется, – то есть просвещается Святой Троицей, – священнотайне. – Священнотаинственно.

То есть невозможно и сказать на языке-то человеческом каким образом, – а человек опытно переживает такое просвещение. И вот когда это пройдёт через ваш религиозный опыт, тогда вы не захотите никого слушать и все эти разговоры покажутся такими никчёмными, унылыми – человек становится унылым от этих разговоров. Кто об этом говорит, посмотрите, какие у них лица – опустошённые и унылые, они никак не прикаянные, они не знают, к чему притулиться, потому что питают себя такими разрушительными мыслями. Апостол сказал: Нет ни в ком <ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (см. Деян. 4:12).>

Что же в результате?

«Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые [на них никакого налёта ни учёности, ни благородства; вот можно сказать – от сохи, рыбаки, они отошли от лодки только что и стоят] <...>удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом; [Чему они удивлялись? Их мудрости, их знанию Священного Писания. Как он мог наизусть вдруг сказать такие слова, что Он и есть Камень, пренебреженный вами, зиждущими? Вы же духовные руководители, вы формируете религиозное сознание у людей, и как вы до сих пор просмотрели, что отвергнутый вами камень, Он и есть краеугольный Камень – а место-то сейсмически опасное: частые землетрясения.

Поэтому в основание всех сооружений арочной архитектуры, которое наиболее выдерживает эти землетрясения, кладётся краеугольный камень – большая плита каменная, которая держит на себе всё здание. Вот как он <, Петр,> мог, не заглядывая никуда, вдруг произнести такую речь? У него и красноречия-то не было такого, и красноречия то такого у них не было – они слов-то Иисусовых не понимали! Он им говорит о закваске фарисейской, они всё на свой уровень переводят: это значит, мы забыли хлебы взять с собой (см. Мф. 16:6–7)! Посмотрите-ка уровень-то, и вдруг – это совершенно другой Пётр. Ну и тем более, что нельзя было ничего отрицать – ибо чудо-то на глазах произошло:] видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки. И, приказав им выйти вон из Синедриона, рассуждали между собою, говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего; но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей. И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса [И у нас же был такой запрет на имя Иисусово – на спасительное, благое имя Иисусово: не говорить и не учить о имени Иисуса. А в этом всё Евангелие]. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали. [Мы не можем не говорить! Вот это исповедничество. Вот это исповедничество по воле Божией! Это не самозванство: Пётр предупредит от ложного исповедничества. И говорит, что оно также по благодати Духа даётся (см. 1Пет. 4:19). Сам Господь принёс Себя в жертву по благодати Духа, и это не было самочинием с Его стороны.

Потому что – а где гарантия, что этот самозванец выдержит изощрённые пытки? Да наверняка он дрогнет. Почему? Да потому что его поддерживает не благодать Духа, а собственная эмоция, которую он принимает за эту благодать. Вот и говорит: мы не можем не говорить того, что видели, а] они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее. Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления. Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины. Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже [вот спонтанная молитва в собрании Апостолов], сотворивший Небо и Землю, и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым [следовательно, религиозная поэзия – это не поэзия обычная. Я боюсь, что высказываются такие мысли сейчас, а в связи с чем? Недавно была передача. Чуть ли и это не благодатное дело, вот эта поэзия. Хотят сравнять её с богодухновенностью. Да неверно это, неверно. Потому что можно написать в состоянии поэтическом и “Гаврилиаду”, и всякую хулу, и также будет гениально. Но ведь это же не от Духа Святаго], что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса. И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением» (Деян. 4:14–31). Вот вам, это – Апостольская Церковь.

И конечно, со всей определённостью можно сказать, что Церковь прекратила бы своё существование со смертью последнего из Апостолов или – в лучшем случае – генерации мужей Апостольских, преемников Апостолов закончилась бы, прекратила своё существование Церковь. И только Дух Святой содержит Её. И поэтому в Символе веры на все века запечатлено: Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Вот упоминаем Апостолов как первые её камни. А краеугольным камнем является Христос. Поэтому как это читают католики? Когда на исповедании Петра: Ты ecu Христос, Сын Бога Живаго (см. Мф. 16:16) – построили весь свой папизм и говорят, что на Петре как на краеугольном камне стоит вся Церковь.

Да не на нём она стоит, а на его исповедании. Исповедание Христа Сыном Божиим и является краеугольным камнем! – Нет, – говорят, – на Петре!

Вот знаете, в чём вы заинтересованы, где сокровище ваше, там и сердце ваше (см. Мф. 6:21). Если вы заинтересованы в примате Петра, вы будете подбирать и тексты, обрывать цитаты, то есть – сектантский подход. Вот это и созрело уже в ІХ-м веке. А к ХІ-му уже оформилось в окончательный разрыв. Примат Петра переходит полностью на римского первосвященника, и отсюда проистекают все его притязания на главенство над всей Церковью, и прочее, и прочее, что из этого происходит.

Вот когда Папа Павел VІ-й, который был перед этим <в Америке> – и ещё был <один> епископ, – приехал в штаб-квартиру в Женеву во Всемірный Совет Церквей, там тысячи журналистов его окружили, и вот он говорит:

– Вы можете спросить, кто с вами беседует: с вами говорит Пётр.

Вот такое самосознание, и на этом догмате висит весь папизм. Я не знаю, как им от этого отказаться – как они найдут <выход>, если состоится диалог, – и от догмата непогрешимости, который объявил Пий ІХ-й в 1870-м году: непогрешимость в делах веры и нравственности – не в суждениях по разным вопросам, а в делах веры и нравственности, когда он выступает ex cathedra, с кафедры, как глава Церкви.

Но прежде чем с чем-то выступить, например, с догматом о непорочном зачатии Божией Матери, то есть с учением, что на Богоматерь не распространялся первородный грех, и Она особым действием Духа Святого изъята из этого всеобщего потока, то ведь прежде чем выступить с этим догматом, он получил со всего католического міра решение по этому вопросу – лучшие светила <католические писали об этом Папе>. Или <при решении вопроса> можно ли применять противозачаточные средства женщине и планировать свою семью – Павел VІ-й получил из всех центров міровых, от всех институтов, учёных – «за» и «против».

И вот эти «за» и «против» были положены ему на стол: ты принимай решение. И как первосвященник, выступая по этому поводу, он сказал, что нельзя человеку вторгаться в тайну жизни, и применять <противозачаточные средства>, и тем более делать аборты: я молился Духу Святому, и вот решение. Конечно, поднялся такой шум во всем міре, но кто это дело принял серьёзно, те подчиняются и имеют детей столько, сколько Бог даёт. Вот в редкостных случаях он выступает как учитель нравственности и веры, и его эти суждения считаются непогрешимыми. И я думаю, внутренне все с этим согласны. Все с этим согласны.

Он говорит, что нельзя смотреть на женщину только как на предмет наслаждения, а – <как> на мать: она продолжательница жизни, и поэтому здесь подходы должны быть совершенно <возвышенными> – это прекрасное было решение.

Но, конечно, найдутся люди, недовольные этим. Папа теперешний Иоанн Павел II-й, он тоже без конца проводит эту мысль, что человек не имеет права прерывать жизнь, и эвтаназия эта также никак, никак не укладывается в учение Церкви. Жизнь – это Божий дар, и только Господь один может отнять у человека жизнь. Всё остальное рассматривается как самоубийство. Как убийство и самоубийство. Вот он, Пётр, заявил на страницах книги Деяний на весь мір: нет другого имени, под небом данного – вот это и есть благая весть о Христе, Evangelium – это добрая, благая весть. Evangelium может состоять из разных моментов. Родился у человека сын – ему принесли весть, evangelium: у тебя родился сын. Выиграл он какой-то выигрыш – это тоже благая весть, evangelium. Но в собственном смысле Евангелие это благая весть о Христе и Его учении, о Помазаннике, о Мессии, о Спасителе. Бог – моё Спасение (см. Пс. 61:3). Вот Он после тысячелетнего ожидания, скорби всех пришёл к своим, и свои Его не приняли (см. Ин. 1:11).

И вот мы смотрели в прошлый раз 8-ю главу Евангелия от Иоанна, но не до конца её просмотрели. Там нужно ещё очень интересное посмотреть место, которое мы не дочитали.

Итак, страшные слова с 44-го стиха: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине. [Вот это и дало основание сказать Иоанну Богослову, что Каин был от лукавого (см. Быт. 4:5). Он был первый человекоубийца и убил брата своего. Спрашивается: а за что убил? И даёт ответ: за то, что дела брата его были праведны, а его дела злы. Если бы он убил его за какие-то притязания, за его там ущемления – <нет,> только за праведность: он не мог смотреть на этого святого праведного человека, и дошёл до того, что погасил, подавил в себе все чувства, и родственные, и человеческие, и убил. И поникло лице его.

А ещё насколько Бог близок был к человеку – ведь он сразу почувствовал внутри себя голос:

– Почему поникло лице твое? когда делаешь добро, не поднимаешь ли лица вверх? А когда зло, то грех лежит у порога: он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним (см. Быт. 4:6–7).

Не внял этому положению <Каин> – вызвал <брата своего> в поле и <там> убил. А тот, не подозревая ничего, пошёл за ним.

Значит, это надо было скрыть: и намерение своё, и лицо такое иметь, чтобы этот <Авель> ничего не чувствовал, и не предчувствовал, и пошёл. И у Иоанна Златоустого на сию тему есть прекрасные рассуждения, которые говорят о том, что жизнь христианская – она парадоксальна!

Она парадоксальна, и вот в каком смысле. Не тогда ли был убит Авель, когда приступил с чистой жертвой к жертвеннику? не тогда ли оказался Иосиф в темнице, когда отказался согрешить с женой Потифара? не тогда ли вынужден был бежать Моисей из Египта, когда заступился за ближнего своего? Одним словом, как только человек встаёт на добродетельный путь жизни, так против него вооружается всё, все обстоятельства: соседи, домашние дрязги, болезни, неприятности на работе – и всё то вдруг – как из рога изобилия – сыплется. И человек может быть в недоумении: за что и почему? Не должны мы быть с вами в недоумении, не должны! Это законы духовной брани, и переписать и изменить мы их не можем. Не можем! Надо просить только у Бога терпения вынести всё это. Так вот дальше Он им говорит:] Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога. [Это сказать богоизбранному-то народу, который с утра до вечера – особенно в лице партий религиозных – только и занимались обсуждением всевозможных религиозных и богословских вопросов? Казалось, вращались в сфере только церковных интересов. И вдруг – вы не от Бога]. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? [Вот когда не хватает аргументов, тогда пускается в ход обычно что? Оскорбления и кулаки. Вот – оскорбление сказать: Ты Самарянин и бес в Тебе – относительно Иисуса – это и есть хула на Святаго Духа]. Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы безчестите Меня. Впрочем, Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек [Вот какую силу имеет слово Божие – оно сообщает благодатные силы тому, кто им занимается: тот не увидит смерти вовек]. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки; а Ты говоришь: “кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек”. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь? Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец.

Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой [вот день Мой – это и есть день страданий Его], и увидел и возрадовался [Вот таинственное добавление: И увидел и возрадовался. Когда это мог увидеть Авраам? Когда это мог увидеть Исаия? А в книге Исаии тоже говорится, что он видел страдания <Иисуса> (см. Ис. 53). Значит, ему было открыто, <как и> Аврааму – многое в тексте читай за текстом. Очевидно, в момент жертвоприношения Исаака – это самое выдающееся событие испытания веры для Авраама – он увидел, ему было открыто, что то, что он совершает, есть прообраз ещё более высокой и совершенной жертвы: ведь, жертва Исаака, посмотрите, какое благословение низвела на Авраама: Мною Самим клянусь (см. Быт. 22:16)! – Бог клянётся человеку: Мною Самим клянусь. Что так как ты не пожалел сына твоего, единственного твоего, умножая, умножу потомство твое. Так вот: в тот момент, очевидно, и приоткрылась эта завеса, и он каким-то образом почувствовал, что его жертва, его деяние указывает на великую и Искупительную Жертву. Вот поэтому Исаак является прообразом Христа и Его Крестной Жертвы. Дальше:]. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет – и Ты видел Авраама? [Ну, я думаю, если Христу было тридцать три года, и пятьдесят – разница-то ведь всё-таки есть. Тебе нет и пятидесяти лет. – Очевидно, как Муж скорбей (см. Ис. 53:3) – как Он назван – вот это всё наследие первородного греха, который Он поднимает на Свои плечи сейчас, оно в известной мере отражается и на внешнем облике: Это Муж скорбей, изъязвленный язвами, а мы-то думали, что Он за грехи Свои изъязвлен, – Исаия скажет. А оказывается, это Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни. – И выглядел, очевидно, не по Своему возрасту: Тебе нет ещё и пятидесяти лет. И Ты говоришь, что видел Авраама?] Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. [Это исповедание Его Богом Себя. Он прежде всех век: прежде Авраама, Я есть. Ну, они сразу поняли смысл этого:] <... > взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма [А откуда каменья-то там были? А вот говорят, что реставрация храма всё время продолжалась, и продолжалась, и продолжалась. И везде были сложенные камни и обломки строительного материала. Вот схватили, чтобы <побить>, но, сказано, что Он вышел из храма], пройдя посреди них, и пошел далее» (Ин. 8:44–59).

Ну хорошо, почему они не могли Его остановить, наброситься, ну просто так вот? Не могли, во-первых, потому что не пришёл ещё час Его, а потом исходила от Иисуса такая святость, такая непорочность Его личности – она сквозила во всём – и поэтому схватить Его просто так, как говорится, у человека руки не поднимались: и пошёл далее.

Да, вот ваш отец диавол. Кому адресованы эти слова? Современникам или всем, которые похожи на тех современников? Вот это решайте сами. Но при спорах обычно говорится: это добавка какого-то фанатика, это результат полемики между иудеями и христианами – так же, как вот и слово «Дамоклов меч».

Вот если вам удастся прочитать книгу – Левинзон автор – «Дамоклов меч», там идёт речь, <вот> спор между католическим прелатом и раввином на предмет: употребляют ли иудеи кровь христианских младенцев для приготовления мацы. Так вот, там говорится, что эта фраза: кровь Его на нас и на чадах наших (см. Мф. 27:25), ваш отец диавол (см. Ин. 8:44) – Христос такие слова произнести не мог. Это слова фанатиков, включённые в текст, как отражение той полемики между христианами и иудеями, которая имела место уже в то время.

Так и называли Назорейской ересью учение Христово. И вначале-то думали, что это какое-то ответвление от иудейства: секта, какое-то течение – да их полно в религиях. Но когда поняли, что это не секта, не течение, а новая религия, новое абсолютно міровоззрение – вот тогда и схватились за голову! И как его изжить, как прекратить его? Вот и применялись все меры вплоть до физического устранения.

Вот Он прошёл среди них и пошёл далее.

«Славлю»: Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Я знаю Его и соблюдаю слово Его. – Вот кто уж действительно соблюдал слово Его, так это Господь соблюдал слово Своего Отца. Относительно всего Писания вы сами знаете, что было сказано в Нагорной проповеди: не нарушить пришёл Я закон, но исполнить (см. Мф. 5:17).

9-я глава. Исцеление слепорожденного.

Вы знаете, ветхозаветная этика наказание рассматривала прямолинейно. Если человек страдает, значит, он страдает за грехи. Иного не дано. Никаких иных соображений быть не может – это наказание за грехи. И хотя книга Иова поднимает этот вопрос, оказывается, что не укладываются в эту формулу все случаи. И в данном случае, как и Апостолы, и они, как сыны века сего, также разделяли это убеждение: и увидев слепого от рождения, «ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? [И вдруг слышат в ответ нечто необычайное:] <...> ни он, ни родители его, но это для того, чтобы <на нем> явились дела Божии. [Вот поэтому и не может быть никакого такого решения. Каждый случай надо рассматривать индивидуально. А вот эти общие-то решения – они перечеркивают всё, их индивидуальность не интересует. Это ходульные выражения, массы, народы, племена, так они все из индивидуальностей состоят. Индивидуум перечёркивается, в то время как религия настаивает только на индивидуальности человеческой. Почему? Да потому что она неповторима! Вот сколько нас сидит здесь в этом зале – и мы все как бы антиподы. Нас объединяет только природа, речь, вера. А внутри мы все разные. А внутри все разные. И посади нас на долгое время вот в этой комнате, мы скоро начнем ругаться и возненавидим друг друга. Поэтому большие скопления людей опасны очень.

Страсти в городах и эти преступности все – никак их не остановить, а они отчасти объясняются таким скоплением. И в воздухе столько висит мата, столько всяких оскорбительных слов, а мы этим дышим. И от этого все заболеваем. Дело не только в пище, такой нечистой, и в воде, сколько ещё и в матерных словах, которые загрязнили собой весь воздух. А мы этим воздухом дышим.

Ну вот в этом вопросе есть ещё <недоумение>: когда он мог согрешить, если он родился слепым? Вот здесь смотрите: то ли речь идёт о реинкарнациях, перевоплощениях, то ли, скорее всего, – а скорее всего реинкарнации и быть не может – то есть, скорее всего, исполняются слова пророка: я в беззаконии зачат есмь и во гресех родила меня матерь моя (см. Пс. 50:7). Поэтому начинает человек грешить в утробе матери.

И если серьёзно заниматься этим вопросом, то надо заниматься религиозным воспитанием своего чада с момента беременности, ещё когда он там, во чреве, в этом пузыре. И вот пускай он получает от матери только положительные энергии, божественные: её молитву, её сердечное воздыхание, её чтение Священного Писания, таких благочестивых книг, её разговоры – все они поступают в плод и сказываются. Вот кто? И вдруг слышат: не он, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии]. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в міре, Я – свет міру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам» (Ин. 9:2–7).

Это купальня или резервуар с водой, – это не та купальня Вифезда, имевшая крытый ход, и там лежали под этими крышами люди больные, – это у подножия храмовой горы был источник. И вот оттуда брали воду для богослужебных целей и воду для того, чтобы возливать на жертвенник в праздник Кущей в благодарность Богу, чтобы Он дал и на будущий год урожай. Вот они за этой водой и сходили, а Христос стоит в стороне и говорит – посмотрите 7-ю главу, 37-й стих: «В последний же великий день праздника [Кущей] стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. [Не на источник Силоамский иди, а иди, сказано, ко Мне] <...> у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой, [из чрева, значит, из сердца. И сказано: это] <...> сказал Он о Духе [Святом] <...> ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7:37–39). А, скажет опять, а славой он <Евангелист> называет Его крест. Чем Иисус-то прославил Себя? Крестной смертью. Вот так слава! – Позорным орудием казни! А это – Божия слава. – Вот у Господа всё иначе, чем у людей!

Так вот очевидно, что человек начинает грешить ещё во чреве матери. И заниматься его воспитанием по рождении уже считают многие поздно – надо тогда, когда он ещё не появился на Божий свет заниматься его воспитанием.

«Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9:4). Да. Вот изъятие Христа, изъятие Его из міра равносильно вот этой ночной тьме: Мне должно делать дела, доколе Я в міре, Я – свет міру.

Он бы мог его исцелить просто вот так, прикосновением. Нет, почему-то вот делает брение: проникнуть во все эти действия Господа невозможно. Вот для него – нужно было сделать вот так.

И послал его в купальню Силоам: «Он пошел, и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он. А иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: “пойди на купальню Силоам и умойся”» (Ин. 9:7–11).

Вообще, Силоам и его тихие воды берутся в пример. Знаете, в пример чего? Вот человек изменяет Богу и ищет утолить свою жажду в каких-то кладенцах, в каких-то сосудах нечистых – которые и влагу-то не держат! И Он говорит: да зачем, вы посмотрите, у вас есть купальня.

А потом посмотрите: изменил ли кто из других народов своей вере? Никто. Все крепко держатся своих заблуждений, и только Мой народ не хочет пить из этой вот купальни, а находит себе какие-то непонятные кладенцы, и пьёт из них, и травит этим себя (см. Мих. 4:5; Ос. 5:4–14:10; Иер. 2:13).

Начинается Великий Пост. Это вы все прочтёте. Потому что здесь интересно, что человек простой своими возражениями ставит учителей в тупик. Ну вот простой пример. Ему говорят (16-й стих): «не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. [Видите, до какого абсурда довели закон о субботнем покое? Вот то, что Он плюнул и смешал слюну с землёй, это, видите ли, нарушение субботнего покоя. Этого делать не должно. То, что идут полями засеянными и по ходу срывают колосья, растирают их в руках: почему Твои ученики не хранят субботы? Это чуть ли не моловая жатва (см. Лев. 2:14) в их глазах. То есть, доведённое до абсурда установление о субботнем покое. Как же Он парировал-то это?] Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса?». И когда обратились <к слепому>: ну кто по-твоему мнению этот человек? Он говорит: я думаю, что это пророк. Родителей вызывают, родители со страху отказываются сказать. Потому что, написано, он сам в летах, самого спросите – мы не знаем. Мы знаем, что это сын наш и что он был слепым.

22-й стих: «Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители <его> и сказали: он в совершенных летах; самого спросите». – А отлучение от синагоги было самым, пожалуй, страшным наказанием: с вами перестали бы все общаться. Вы идёте по этой стороне улице, люди заранее отходят на другую, чтобы с вами, как с чумным, не сталкиваться и не приветствовать вас: никто никаких не хочет иметь взаимоотношений, никто к вам не приходит – ты нежеланный нигде! И вот это наказание такое нести очень трудно.

И вот – родители боялись отлучения: если кто признает Его за Христа: кто исповедует Иисуса Мессией, того отлучать от синагоги. Вот они, – сказано, – и отвечали так. То есть, чтобы, – кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. И в то же время факт-то исцеления налицо.

Второй допрос. И наконец, <вот> когда он их поставил действительно в тупик. Они, за неимением доводов выгоняют слепорожденного> – 33-й стих: «Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. [Вот все доказательства: И выгнали его вон! Вот теперь Его беседа с самими духовными руководителями] Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? [Вот как важно! Вот с точки зрения Господа, как важно верить в Него, как в Сына Божия]. Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему [Можно представить, что произошло в его душе с этими словами! Какую он получил благодать! Потому что вера сразу – вот такая – сразу свидетельствует о себе в человеке: Верую, Господи! – и поклонился Ему. Поверил]. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мір сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. [Вот это – притча. Но они это иносказание сразу приняли на свой счёт, и поняли, что это о них]. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин. 9:33–38).

Да, вот есть такая слепота, которая не позволила им увидеть в Мессии – Христе в данном случае – Сына Божия. А и трудно им увидеть. Действительно, это только может быть по дару благодати. Они воспитаны в таком чистом монотеизме, что ни о каком Сыне и Духе Святом не может быть и речи. Поэтому все Его слова, что Он – Сын Божий и что Ему должно воздавать поклонение, как и Отцу, вызывали у них <возмущение>. Да и само осуждение Его пройдёт как раз под этим же <знаком>: мы не за добрые дела хотим Тебя побить, а за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом (см. Ин. 10:33). Вот этот аргумент и сработал. Этот аргумент и сработал. Вот это духовная слепота фарисеев и духовное прозрение исцелённого.

Вот сейчас и вообще избегают говорить о чудесах. Есть такая, книга «Трудные страницы Библии», и ещё <есть книги>; и у всех стремление всё-таки как-то объяснить чудеса естественным таким образом. И вот думаешь: ну почему же это такое словоблудие-то? Неужели они сами-то сомневаются? Выходит так, что научный склад ума, все эти течения в науке, они невольно сказываются и на богословах. И они поддаются этому и избегают открыто говорить на эту тему: мол, на эту тему неприлично говорить. Ну, вы сами знаете, неприлично говорить и всё. Поэтому ни работ нет о чудесах, ни о какой демонологии – нет.

А ведь сейчас это, пожалуй, самые актуальные темы на фоне того разгула бесовщины всякой, эзотерики. Нужно представить бы им противовес: а что говорит Писание, что говорят святые отцы об этом воздействии. Нет. Боятся, как бы ни сочли их за ретроградов каких, за обскурантов.

Напрасно это так. Напрасно. Нужно признать со всей серьёзностью действие демонических сил. Вот посомневался Мотовилов в беседе с Серафимом Саровским, что он сказал ему, что малый из бесов может коготком перевернуть всю нашу Землю.

– Ну, ваше боголюбие, уж у бесов и когти есть! Да чему вас учат? Конечно, у них нет когтей.

И многими беседами убедил меня в существовании демонических сил. Но вызов был принят. Он сам на 30 лет стал бесноватым – этот его описатель, которому мы обязаны такой прекрасной беседой с ним преподобного Серафима, и которая предназначена для всего міра. Если вы увидите эту беседу, где он показал свой огненный лик, её нужно обязательно приобрести.

А так стремление – всё говорить о душевной слепоте, о духовном прозрении, как будто стыдимся. Ну как же вот врачи-то не могут это делать? Но кто бы хоть ни будь это воспроизвёл. Ну, воспроизводили, и не раз. И всё равно оставались при своих словах.

10-я глава: Иисус – Пастырь Добрый; взята также из реальной действительности. Но вообще жизнь пастуха на Востоке проходит практически круглый год под открытым небом. Он пасёт стада, и, поскольку нет хороших угодий, а везде полупустыня такая, надо без конца перегонять стада с места на место. И вот вся жизнь его проходит так. Он настолько соединяется и привыкает к овцам, что у каждой есть прозвище, и, сколько бы их в стаде ни было, к нему идёт та, которую он зовёт. Овцы слушают гласа его и идут на этот голос. А к чужому не идут.

Вот Владыка Никодим, который много времени провёл в Палестине и знал её хорошо – иногда интересно его было очень слушать, потому что он всё это брал из действительности. Вот вам простой пример. Читаем, что за свою продерзость присвоить себе права священников и кадить царь Озия был покрыт проказой (см. 2Пар. 26:16–23). Он <(Владыка Никодим) > говорит:

– А я видел и гробницу. Археологи нашли эту гробницу, где был положен этот царь. Он не в царской долине был похоронен, а как прокаженный, нечистый, – в саду одного сановника. Стали рыть, нашли. С надписью: «Озия прокаженный». Поэтому всё это, вот, <исторические факты>.

И когда Он берёт пример, что Он – пастырь добрый, и овцы слушаются Его; и есть наемники, которых нанимают за деньги, и те небрегут об овцах, – это всё из действительности взято. Ну а в приложении к церковному <значению>, да, пастырь, и пастырство это самое серьёзное, что только может быть предметом для обсуждения. Где найти таких пастырей, которые бы радели о своих овцах, стерегли бы их день и ночь, и были бы готовы положить душу свою за овец своих? И причём делать это добровольно?

Смотрите, 12-й стих: «А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю моих, и мои знают Меня».

В первосвященнической молитве Господь так и скажет: тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил; и никто из них не погиб, кроме сына погибели; но да сбудутся Писания (см. Ин. 17:12).

Когда Апостол Павел говорит, – читаете вы «Апостол» на водосвятном молебне – и там есть слова: вот Я и дети, которых дал Мне Бог (см. Евр. 3:13). Вот Я и дети, которых дал мне Бог – Апостол Павел не был в браке, у него не было своих детей. Под детьми он имеет в виду духовных чад своих, которых он родил благовестием. И он говорит: вот тех, которых я родил благовестием, я привёл с собой и как пастырь отчитываюсь: вот я и дети, которых дал мне Бог (см. 1Кор. 4:15).

Вот настоящий пастырь не один должен являться пред лицо Божие, а сказать – как Апостол Павел: вот я и дети, которых Ты поручил мне. Мои дети – это есть мои прихожане.

Поэтому не понятна позиция, когда у пастыря нет времени, нет желания беседовать, исповедовать, быть всё время в храме – нету. Вот уезжают – и храм закрыт на целую седмицу. Приезжают – отслужили – и опять на храме замок! Он должен, как католический священник – жить при храме – тот всегда на месте! Всегда на месте. А так – от случая к случаю, от воскресного дня до воскресного – ни о каком пастырстве, ни о каком духовничестве и водительстве не может быть и речи.

Если вы прочитаете, какие страшные прещения о нерадивых пастырях даны у пророка Иезекииля в 33-й, 34-й главах – так это волосы дыбом встают. Как не убоятся таких слов?

Пастыри пасут самих себя. Не овец ли должны они пасти? (см. Иез. 34:2) А пасут самих себя! Вот стоит Лев Оптинский – а вокруг него целая толпа. А в основном-то кто? Женщины. Они с горем идут! Проходит местный священник:

– Ну что, отец Лев, ты всё с ними?

А он говорит:

– Так вот вы-то не хотите с ними заниматься – это бы ваше дело, как мірских священников, – с ними-то заниматься! а вы не хотите. Вот и приходится заниматься. – Вот я и дети.

И вот в первосвященнической молитве: тех, которых Ты Мне дал, Я сохранил; и никто низ них не погиб, кроме сына погибели, но да сбудутся Писания.

Поэтому самое трудное в служении священника и есть духовничество, пастырство. Служить в чистом прекрасном алтаре Литургию – научите артиста, он отслужит вам и воспроизведёт всё лучше, чем священник. А вот стоять часами у аналоя, как сейчас наши братья стоят без конца – их и не застанешь! Кроме как в храме, да где-то они ещё преподают, а потом безконечное стояние у аналоя. Я не знаю, как они это дело выдерживают. И хвост <очереди тянется>, вместо того, чтобы <отдыхать>. Или вот к отцу Стефану, подойдите к нему запросто так – и не получается! Человек не будет стоять в очереди, если он не получает духовной пользы. И вызывает зависть это у других. А чего завидовать? Ну гори такой же ревностью, как и он. Чего завидовать-то? Вот к нему много <людей ходит>. Ну вот, пожалуйста, надо чтобы был пастырь. Мы продолжим эту 10-ю главу, потому что там есть очень важные стихи, которые также нужно нам просмотреть.

Я благодарю вас всех за внимание.


Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов / И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Воскресенiе, 2013. - 1375 с., [8] л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

Комментарии для сайта Cackle