И.Ц. Миронович

Источник

Лекция 16. Эпоха разделённой монархии (продолжение)

Вообще история Царств отражается в четырёх книгах Царств – с 1-й по 4-ю, и в двух книгах Паралипоменон. «Паралипоменон» – пропущенное, – то, что пропущено в книгах Царств, восполняется в книгах Паралипоменон. И поэтому, чтобы иметь полную картину царствования какого-то царя, нужно о нём смотреть и в книгах Царств, и в книгах Паралипоменон. Нужно сказать, что если этот Царь – может, он и царствовал долго, но <если> творил злое в очах Господа Бога, о нём кратко и говорится. Вот, он делал злое в очах Господа Бога, а обо всем остальном читай в летописях царей Израильских или Иудейских (см. 3Цар. 14:21–29).

С царя Самуила появились уже местные при царе хронографы, летописцы, которые записывали самые важные события – как и у нас Нестор Летописец положил начало всей исторической науке. И вот самые-то достоверные сведения мы имеем в летописях, потому что они не дают интерпретацию фактов, а просто их фиксируют.

Вот мы говорим о значении фактов, да, ну а почему на одних и тех же фактах строятся разные истории? Да потому что они по-разному интерпретируются. Я могу интерпретировать эти факты в зависимости от того, какой я нации, какого вероисповедания, какие у меня, понимаете, ориентиры, куда меня тянет; и вот, исходя из этого, на основании тех же фактов, у нас и получаются разные истории. Поэтому самые лучшие исторические документы – это летописи, где фиксируются просто события без их интерпретации и даётся интерпретация краткая, как вот в Писании: творил зло в очах Господа Бога, и отверг его Господь (см. 3Цар. 16:7), он недостоин и упоминания. А уж если ты такой историк и любопытный, то вот обращайся – хранилища были, библиотеки уже, где хранились все эти свитки.

Но при депортациях, при пожарах, при смене властей всё <могло пострадать>: многое ведь сгорало, уничтожалось, и поэтому восстановить всё <не знаю, как и возможно>. Александрийская библиотека была полностью сожжена, а ведь туда какие сносились со всего міра свитки! Но кто вот завоевал Александрию <и сжёг богатейшую Александрийскую библиотеку, сокровищницу знаний всего человечества? По преданию, именно халиф Омар ибн Хаттаб отдал такой приказ, сказав при этом:> «Это к чему такое обилие книг? Если в них сказано то же, что в Коране, зачем такое обилие? В Коране одном всё сказано. Если в них не то, что в Коране, – их тем более нужно сжечь». Вот видите как.

И поэтому – так же и у нас – чистка была, подделка этих летописей, и мы с вами живём в искажённой истории, – поэтому надо рассуждать очень осторожно. Какую дать характеристику личности Ивана Грозного? Вы видите, как раскололось общество. Одни готовы поставить его в раму и в иконостас, другие по-прежнему рассматривают его как злодея. Какую роль сыграл Пётр І-й? Вот недавно тут по телевидению – да? – шла оценка его личности. Историки говорят, что такой злодей, какого <и земля не рождала>; другие – нет, почему он такой злодей? Он всё-таки, вот видите, <и то, и другое>! Неоднозначные у нас с вами <сведенія>. И надо поэтому нам, вот, воздерживаться, я бы так сказал, от этих таких вот тем проблематичных.

Мы не можем ответить. Истина от нас сокрыта, и больше нужно заниматься собой, своим внутренним миром, – как бы самих-то себя не потерять. Ну что, что вы узнаете все версии какого-нибудь события, а сами себя потеряете? Ну какой прок, если вы через знания приобретете весь мір, а душу свою мы погубим (см. Лк. 9:25)? Спаситель ведь сказал об этом. Достаточно тех событий исторических, которые отражены, вот, в Священном Писании Нового Завета.

А что было до этого, читайте историка Иосифа Флавия и этим ограничьтесь. Это почти что тоже летописец. Поэтому у нас на столе при изучении Священного Писания должны лежать две книги – Ветхого Завета (Новый ведь Завет – он не освещает), а вот Ветхий – это Священное Писание и его «Иудейские древности». Вот так. Больше <ничего и не надо>.

Нас должна с вами интересовать история Церкви – как Тела Христова. А вот если вы её будете изучать по историческим документам – ой! Перед этим изучением надо просить Бога, чтобы умножил в нас веру. Умножил в нас веру. Поскольку вот эта секуляризация Церкви уже начиная со ІІ-го века имела такие прецеденты отрицательные, что, когда Церковь получила признание от государства – стала легитимной, могла развиваться внешне свободно, без всяких гонений, – ни раньше ни позже, как в этот период появляется монашество: бегство из міра как своеобразный отчасти протест на засорение христианской среды. Она очень пала и в своих нравах, и в своей ревности; обмірщилась, обогатилась; антично образованное язычество наполнило её без внутреннего изменения. А как со страстьми бороться? А никто не хочет со страстьми и пороками бороться. Можно сочетать Евангелие с порочной жизнью; вот это сочетание Евангелия с порочной жизнью, оно и порождает всех этих монстров, все эти чудовища и все эти искажения.

Секуляризация – признание государством Церкви – обошлось ей дорого. И вот по, так сказать, жизни такой Церковь должна быть гонимой. Она все время в состоянии гонения. И вот, когда архиерей держит в руках жезл и опирается на него, <посмотрите:> жезл заканчивается крестом – сѵмволом нашего спасения, сѵмволом Церкви, а на него направлены, на этот крест, два грифона с раскрытыми <клювами, или> с раскрытой пастью. Что это за мифические существа – грифоны? А вот здесь они помещаются с тем, чтобы показать, что у Церкви два рода врагов – внешние и внутренние.

Что касается <речи> о внешних врагах, то сетовать на них не нужно. А нужно ставить вопрос не «почему нас гнали?», а «почему нас плохо гнали?» С точки зрения языческого государства, когда он < (правитель) > видит, что христиане отрицают и его культуру, и его философию, и его религию – так кто это такие? А их, значит, нужно физически уничтожить. А вот с точки зрения вот такой: «Мы сами виноваты во всём. Почему мы поддаёмся так легко внешнему влиянию и практически по житию не отличаемся от язычников? В чём дело?» – дело оказывается в нас самих: внутри нас гниль.

И вот эта гниль – это вот такое сластолюбие – мы более сластолюбивы, чем боголюбивы (см. 2Тим. 3:4) – и вот отсюда происходит всё, что происходит – мы <сами> видим. Христианское общество практически не оказывает влияния на внешний мір. Вот Апостол говорит, что нас все узнают (см. 2Кор. 6:9). Нас все узнают по поведению, по внешнему даже виду; потому что так и видно, что это люди, которые ведут сокровенную жизнь во Христе. Но, а ведь такого влияния-то нет со стороны христианского общества. Оно мало чем отличается от внешнего. Его также этот поток захватывает. Этот поток удовольствия во всём – гедонизм. Жизнь – это наслаждение. И вот этот эпикуреизм-гедонизм, он является философией – и умозрительной, и практической. Потому что коротка наша жизнь – посмотрите, мы какие взгляды разделяем, которые уже были высказаны давным-давно. Откройте Премудрость Соломона.

Неканоническая книга Премудрость Соломона, и вот в этой Премудрости сказано следующее. Вот посмотрите – 2я глава – что здесь говорится: «Неправо умствующие говорили сами в себе: коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада. Случайно мы рождены и после будем как не бывшие: дыхание в ноздрях нашихдым, и слово – искра в движении нашего сердца [вот как искра вылетает из костра и растворяется в темноте], когда она угаснет, тело обратится в прах и дух рассеется, как жидкий воздух; и имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит о делах наших; и жизнь наша пройдет, как след облака и рассеется как туман, разогнанный лучами солнца и отягченный теплотою его. Ибо жизнь наша – прохождение тени, и нет нам возврата от смерти: ибо положена печать и никто не возвращается. Будем же [вывод] наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться міром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни; увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли; никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий».

11-й стих: «Сила наша да будет законом правды, ибо безсилие оказывается безполезным». Вот – философия, и вот её разделяет большинство людей. В этот поток и втягивается христианское общество. И оно рафинировано так, что в нём найдёте все бездны зла и порока и всю высоту <святости>. Вот сегодня <...> блаженная Ксения. Преподобный Серафим Саровский, благословляя Пелагию на подвиг юродства, беседовал с нею шесть часов, а потом вышел и отвесил ей земной поклон, и сказал, что невелик таков полк. Я не знаю, после кого ставить-то блаженных. Вот Ксения блаженная: здравый, разумный человек берёт на себя безумие этого міра и обличает это безумие. Берёт на себя всё поношение, все гонения, всю эту тесноту. И вот этих блаженных не так-то и много. Но они-то и были подлинной закваской. Вот Ксения блаженная останется на все века для нас вот таким примером: невелик этот полк! И вот в Дивеевской обители одна блаженная сменяла другую – до Паши Саровской включительно.

Когда вот были торжества по канонизации преподобного Серафима, и вот, эта Паша Саровская много сказала и Императору, и Императрице, так что он вышел со слезами. Открыла ему многое. Вот он сравнивал свою жизнь с жизнью многострадального Иова, и вот явился, можно сказать, жертвой за грехи и предательство народа. И вот мы пожинаем это предательство, которое охватило все слои общества; и голос вот таких блаженных уже не имел силы и не достигал <людского слуха> или ограничивался очень небольшим числом людей, и ничего было невозможно изменить. Вот как перед потопом: земля наполнилась злодеяниями (см. Быт. 6:11). Наполнилась, и потому пришел ей конец. Но всё-таки, всё-таки:

Но отдалённыя надежды

Тревожат сердце иногда.

(А.С. Пушкин. Евгений Онегин. 2-я гл., XXXIX).

Вот эти отдалённые надежды начинают осуществляться понемножку сейчас – в связи с тем что вот идёт всё-таки какое-то обращение и какой-то расцвет и церковной жизни, и такой, и всё-таки много людей и принимает крещение, и укореняется в Церкви. И вот, если бы собрать все сочинения ваши, какие мне подавали вот за семь лет обучения здесь, это была бы целая антология, книжка удивительных примеров действия Духа Божия в такой силе, как вот в день Пятидесятницы, когда Он сошёл на Апостолов, и с тех пор действует. Без этой благодати Церковь прекратила бы своё существование в век Апостольский. Со смертью <Иисуса Христа>. Ну, может быть, до мужей Апостольских и дошло дело, и дальше бы – всё прекратилось. Вот.

Но Дух Святой совершает чудо – Церковь существует и по сей день и должна по обетованию быть до конца века (см. Мф. 16:18). Хотя Спаситель и говорит, что, когда Он придет судить Землю, найдет ли веру на Земле? (см. Лк. 18:8). Она опять сократится до своего минимума и будет, как в Церкви катакомбной, то есть: не бойся, малое стадо (см. Лк. 12:32). Небольшое число людей. Да она и не была никогда, в планетарном, так сказать, состоянии. Почитайте отчёты архиереев дореволюционных в Святейший Правительствующий Сѵнод о том, что творится в их епархиях – захлёстывало сектантство! Сектантство всяких видов и толков – в таких масштабах, что думаешь: ну, а Православие-то – когда у нас было ли оно? Где оно? В чём оно заключается? Когда везде были секты, секты – и плодились, и продолжают и сейчас множиться.

Значит, требуется очень большая просветительская, миссионерская работа. И вот это миссионерство, это просвещение, в какой-то мере будет возлагаться и на ваши, скажем так, могучие плечи. Почему? Потому что выучитесь, читаете. А некоторые люди живут в таком духовном вакууме, что они не знают, куда им и обратиться. А вот ваше слово может для них послужить первым толчком к обращению. Ведь достаточно одного слова Евангелия – оно обладает такой силой, поскольку оно вышло из уст Божиих, и оно не может этой силы утратить, сколько бы жизнь ни продолжалась. Если сказано: Блаженны нищие духом (см. Мф. 5:3), так они воистину блаженны! И здесь идёт речь не об умственной нищете. Мы называем, да, нищим необразованного, некультурного, неосведомлённого человека. А здесь как раз речь идёт о человеке, который богат всеми качествами, но он видит перед собой такой образец в лице Христа! Так он далёк от осуществления этого идеала, что он считает себя нищим, и не ставит ни во что, будучи – сам-то – по себе  очень значительным человеком духовно.

Но, как посмотрим на пример – ведь ориентир-то у нас какой! Вот Иоанн Кронштадтский в своём посмертном дневнике пишет, что «почему мы не любим смотреть на иконы? Мы должны как можно больше вглядываться в лики святых, потому что в этом лике отражена его святость»8. Вот восхищаемся скульптурами, картинами, ходим, смотрим, изучаем, Джоконду – я не знаю сколько литературы, или вот Мадонна какая-нибудь – люди ложатся на пол, часами лежат, смотрят! Что они там переживают? Я не знаю.

А вот на иконы-то! На иконы-то посмотреть. Почему мы не смотрим на эти иконы и не вглядываемся в эти лики? Христос приложил к Лику Своему убрус. Вот этот убрус (вот сегодня, на пятой седмице, суббота акафиста, неседальное пение) – так вот выносили все эти святыни на крепостные стены: икону Богоматери, Крест Животворящий, убрус – Нерукотворный Образ – и от них исходила сила, и несметные полчища, поражаемые каким-то страхом, поражали сами себя и не могли объяснить – что за жуть, что за страх на них нападал, и какая сила гнала их от этих <стен крепостных>. Так это же свидетельство!

Вот икона в нашем храме – это же икона (если только это не копия) Царской семьи: Знамение Божией Матери. Одна из самых крупных икон по размерам. Икона Царской семьи. Перед ней Елисавета Петровна также стояла и молилась о перевороте – когда совершался переворот! И дала клятву, что не совершит ни одной смертной казни.

Так. Ну так вот, сколько мы можем привести таких примеров из отечественной истории! Там, при Ираклии, при Льве Исаврянине чудесные были знамения, и вот этот акафист был составлен – неседальное пение – Взбранная Воевода. Воевода в вооружении – это вот Божия Матерь. Это Она – полки-то <вражеские отгоняла>! Возьмите Исторические свидетельства> – а сколько у нас отечественных-то примеров! Владимірская икона, вот Смоленская, теперь икона Знамения Божией Матери, Феодоровская икона! Сколько с ними связано фактов таких исторических, когда Божия Матерь защищала Москву, Новгород там, или какие другие <города>, Смоленск! А привозили <когда> в войска эти иконы – как воодушевлялись люди и какую получали победу по вере своей; вот Она – Взбранная Воевода. А Бог Саваоф – Цебаот – это Бог Воинств. Он идёт <с войском Своим>!

Архистратиг. Это главнокомандующий. Генерал какой-то по рангу. Вот Архистратиг Михаил – вот он Воевода, грозный Воевода Сил Небесных. Кто как Бог. К какому Богу нам идти, когда диавол, вот, произвёл раскол в Ангельском міре? Вот он приостановил этот раскол. Вот вам нужно обязательно прочесть, но только в дореволюционном переводе Чумаковой, по-моему, Ольги, – этот «Потерянный и возвращенный Рай» <Джона> Мильтона. Это прекрасное произведение, где он описывает вот ту борьбу, какая произошла на Небе во всех подробностях, как будто он это со стороны наблюдал. А ведь это плод его художественного воображения – поэтического. А в Писании – в Апокалипсисе – об этом сказано кратко: произошла на Небе война (см. Откр. 12:7).

Откройте Апокалипсис, найдите 12-ю главу, и в 12-й главе, в 7-м стихе мы с вами это и читаем: «И произошла на небе война. Михаил и Ангелы его воевали против дракона; и дракон и аггелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную [вот он, обольститель], низвержен на землю, и аггелы его низвержены с ним». Следовательно, он называется князем области воздушныя, он обитает вот в этой атмосфере – вокруг нас.

Иоанн Златоуст в одной из своих бесед говорит, что, если бы Господь открыл нам зрение и мы увидели, сколько этих чудищ страшных летает вокруг нас в воздухе, мы сошли бы с ума. Поэтому, – говорит он, – возблагодарим Бога за то, что Он нам открывает, и за то, что Он от нас скрывает. Мы просто не выдержали бы. Поэтому Ефрем Сирин не просит: «Дай мне увидеть Ангелов», <но>: «Дай мне зрети моя согрешения». Кто зрит свои грехи, выше того, кто видит Ангела. Вот вам чёткое <определение>.

Так. Теперь эта борьба – эта тайна беззакония (см. 2Фес. 2:7) – она продолжается в міре, поскольку это падение отражается и на роде человеческом. Открывайте Евангелие от Луки, находите 10-ю главу, и в 10-й главе я читаю вам следующее – 17-й стих. В 17-м стихе мы читаем: «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию <... >».

Вот что это за загадочное выражение? Это говорит о его мгновенном падении и о его величии, потому что молния – одно из самых величественных зрелищ, какие привлекают взор. И пугающее, и в то же время какое-то неотразимое – вот эти разряды молнии: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию. Какой же он обладал силой! Когда он предлагает Спасителю: Поклонись мне, и я дам тебе во власть все царства міра и славу их (см. Мф. 4:9), – так вот, на основании этого говорят, что Господь дал этому деннице до его падения вот такую власть над всем мірозданием.

Как у него зародилась мысль сравняться с Богом? Может быть, вот из-за такого дарования? Трудно сказать. Вообще упрощённо решать вопросы – что предательства Иуды, что падения на Небе – <нужно воздерживаться>. Мы упрощённо очень решаем. Попробовал ворочать эту мысль своим могучим умом блаженный Августин и в книге «О Граде Божием» говорит: «Я счёл необходимым поговорить с вами об этом, чтобы показать – от каких вопросов человеку нужно воздерживаться. Они превышают наше разумение». Нам многое не открыто, а приоткрыто лишь слегка. Вот и нужно этим довольствоваться и не буравить бы дальше.

Вот Его максима: Въ мірѣ скорбни будете (см. Ин. 16:33), а объяснений дальше не даётся. Почему это мы в міре должны быть скорбны? Кому эти скорби нужны? Какую они играют роль? Не даётся объяснения. Но – закон. Это парадокс религиозный, и мы его должны принимать как он звучит. Нет! Начинаем объяснять. А почему это скорби? А кому они <нужны>? Удовлетворение правде Божией. Да что это за выражение – «удовлетворение правде Божией»? Что – Отец Небесный получил удовлетворение, когда увидел Сына распятым? Ничего себе «удовлетворение»! Значит, мы где-то начинаем путаться, потому что мысль изнемогает. Вот нужно бы положить предел этой мысли. Когда мы доходим до вот таких пределов, надо озаботиться и дальше не идти.

Потому что все ереси возникли не потому? что этот человек еретик, исчадье диавола. <Нет!> Прекраснодушные люди, образованнейшие философы, но они не остановились вовремя.

Вот нужно вовремя остановиться. «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию [и дальше] се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесех». А человек только и стремится – овладеть вот этими магическими силами и иметь в своём подчинении духов. Он сам как сатана становится! Этот хочет видеть себе в подчинении. Господь хочет видеть нас в послушании, а этот хочет видеть нас в подчинении, в рабстве. И мы, вот – непреодолимое желание овладеть магическими какими-то энергиями, космическими силами, чтобы потом использовать их по своему усмотрению. Это бесовщина чистой воды.

А Спаситель-то о чём говорит? Вы не этому радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена-то ваши написаны на небесах. А то, что духи повинуются, – этот дар может быть мгновенно отнят. Вот сегодня повинуются, а с завтрашнего дня повиноваться не будут, потому что где-то я сотворил такое, что меня Господь лишил этого дара. А вот, что имена-то написаны – нет, радуемся тому, что духи повинуются. Ну-ка дай-ка нам в повиновение этих духов! Вы помните, что хотели сделать Апостолы – в селениях, где Христа не приняли? Сжечь! Что Он им сказал? Не знаете, какого вы духа; ибо Бог пришел не губить, а спасать (ср. Лк. 9:51–56).

А в книге Деяний читайте, что самаряне-то первыми обратились к Господу и там был особенный успех у Апостольской проповеди. И наверняка были те люди из этого села, которое они хотели сжечь. Ну-ка, если бы Он разрешил им сжечь? А мы-то! (см. Лк. 24:21). Так Он их! Он их пас! Он их посылал, а за ними шёл (ср. Лк. 10:1). А ну-ка представьте нас – на свою-то волю, да с такими дарованиями! Да мы бы сожгли к вечеру всех и всё. Всех и всё. Вот сегодня взрыв произошёл какой в метро – почему Господь не предупредил? Почему не предсказал? Почему такое творится, такое попущение?

Упала Силоамская башня и задавила многих. Спаситель говорит: Те, что погибли, вы думаете грешнее тех, что остались в живых? Нет, говорю вам, нисколько не грешнее. Но все так погибните, если не покаетесь (см. Лк. 13:1–5). Значит, вот, вот теперь и решайте – почему Бог попустил, почему не предупредил? И, если будем пускать вот в оборот свою больную логику, то вот – придём сразу к обвинению Бога: вот видите, почему же Он допустил? А, может быть, некоторых и задержал на несколько секунд, и они не сели в этот вагон и в этот поезд – тоже промыслительно. Но от нас это сокрыто.

Вот, когда Антоний своим-то умом, уже просветлённым, стал решать этот вопрос: да почему это одни погибают? А почему одни в младенчестве умирают, а другие <страдают> – Достоевский: Страдание младенцев меня, кажется, сведёт с ума; я в Самом-то Боге разочаруюсь! За что они страдают? – Антоний! Себе внимай! – занимайся собою. Иов тоже хотел разумом, вот, разрешить этот вопрос, а вот все эти его рассуждения чем закончились? Признанием: Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? (см. Иов. 42:3). Вот ценность всех наших рассуждений: ничего не разумея. От нас это сокрыто.

Вот переходим теперь к царям.

Вы сделали вертикальную черту в своих тетрадях? И эту вертикальную черту будем продолжать до безконечности, потому что с этими царями не знаю, что и делать. Но я быстро с вами прогоню <эту тему>, потому что когда же будет нам учить? Итак, 3-я Царств. Смотрим в столбик царей Иудейских. Какие вы там вы оставили имена?

– Ровоам!

И всё? Вот. Ровоам. Смотрите – царствовал семнадцать лет. И посмотрите, что о нём говорится. Открывайте 14-ю главу, 21-й стих, 3-й Царств: «Ровоам, сын Соломонов, царствовал в Иудее. Сорок один год было Ровоаму, когда он воцарился, и семнадцать лет царствовал в Иерусалиме, в городе, который избрал Господь <...> И делал Иуда неугодное пред очами Господа [это персонификация царства – Иудейское царство равно Иуда – одним словом сказать. Под Иудой разумеется не человек, а разумеется царство], и раздражали Его более всего того, что сделали отцы их своими грехами <...> [в потомстве умножаются грехи отцов – вот, что это значит], и устроили они у себя высоты, и статуи, и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом. И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых».

А блудники – это известный вам сорт людей однополых, и плюс жрецы. В английском переводе так и говорится. Это слово названо на букву «п», как они называются. Вот. Вот они и развращали, а их почитали. Что это была за религия? Что это за религиозная проституция? Как Ровоам мог рядом с Храмом позволять быть таким культам? Ведь это же вело к погибели, это – к вырождению нации! Вот за эти «хорошие» дела – в 25-м стихе говорится – «На пятом году царствования Ровоамова, Сусаким, царь Египетский, вышел против Иерусалима и взял сокровища <...>». Город-то не разрушил, Господь ему не попустил, а царство разорил, и в первую очередь, видите, разоряли храмы.

На первом месте стоит – и взял сокровища дома Господня. Почему это на первом месте стоит? Да в этих храмах несметные скапливались сокровища! Потому что туда и от войн все трофеи складывали и вносили личные завещания. Наши монастыри – Соловки, это, понимаете, Троице-Сергиева Лавра – да там ковшом можно было черпать из бочек изумруды. Столько было их. Они осыпались, их складывали в бочки, и вот эти бочки стояли.

Поэтому “товарищам” можно было делать революцию до безконечности. Они получили такие церковные сокровища и переплавили в монеты, что можно было революцию творить сотни лет, – и только бери денежки готовые. Вот для кого запасали? Для кого это мы делали? А вот Господь во что обратил. Вы посмотрите Снессореву «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». Написала она в своё время прекрасную книгу, и во второй половине даётся описание чудотворных икон. Вот в нашем храме академическом – икона Знамения Божией Матери.

Посмотрите, какой она была до разорения. Сколько на ней <драгоценностей было>, какая риза, во-первых, была – она же сейчас оголённая! Какая на ней была риза и сколько висело драгоценностей на ней в знак благодарности за исцеления! За какие-то явления чудесные. Каждый стремился – кто колье, кто золотое кольцо, кто какие-то другие драгоценные камни <пожертвовать в знак благодарности>. И всё это украшалось, украшалось. Так пожалуйста, – на одну икону можно экономику страны поднимать; а сколько их было, этих икон! И всё это тщательно хранилось, описывалось, и вот, – дохранилось.

И Господь попустил всё это. И Он предупредил через Соломона, что хотя Он и освятил Храм его (и какие туда сокровища были вложены!), – <но> попустил, чтобы всё это было мерзостью запустения. Вот и этот <Сусаким>: допустил <Господь> – «взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского и золотые щиты, которые взял Давид от рабов Адраазара. Все взял; взял и все золотые щиты, которые сделал Соломон <...> [а это щиты были для дворцовой стражи, для телохранителей. Когда Соломон выходил на богомолье – это из дворца царского через долину нужно было пройти на Храмовую гору, – вот на этом пути стояла стража, разукрашенная в пух и прах. И с золотыми щитами – золотыми, из кованого золота, – не позолоченными, а из золота! И вот он всё это взял и сказал: Спасибо. Спасибо, – и отправился к себе. Вот после этого он – смотрите дальше:] <...> Прочее о Ровоаме и обо всем, что он делал, описано в летописи. Между Ровоамом и Иеровоамом была война во все дни жизни их. И почил Ровоам <...>, и воцарился Авия, сын его, вместо него».

Пишите под Ровоамом: второй царь – цифру два, второй царь – Авия. Смотрите в текст. Этот Авия царствовал только три года. Сказано: «Он ходил во всех грехах отца своего». Никакой пример вот с этим нашествием египтян его не вразумил: ходил во всех грехах отца своего. И, хотя Господь дал ему великую победу – здесь она не описывается, а во 2-й Паралипоменон описывается – какую он победу одержал над Иеровоамом І-м! Он всё равно не вразумился, ходил в грехах, и только ради Давида Господь Бог – 4-й стих – «дал ему светильник в Иерусалиме, потому что Давид делал угодное пред очами Господа <...> Прочие дела Авии и что он делал, описаны в летописях. И почил, похоронили в городе Давидовом, и воцарился Аса, сын его».

Третью цифру <ставьте в ваших тетрадях> – Аса: сын его, вместо него. И, если вы не будете знать имена царей Израильских и Иудейских к следующему уроку, считайте, что безнадёжно всё остальное. Память полностью атрофирована, ай-ай-ай. Слушайте, а ведь вы царей-то не знаете – первый раз в жизни сталкиваетесь. Господи! А четыре книги Царств, да две книги Паралипоменон – это, возьмите, треть Библии. Вот так это номер.

Аса. Смотрите: сорок один год царствовал. Смотрите 10-й стих 15-й главы. Смотрите: он «делал угодное пред очами Господа, как Давид, отец его». Вот он изгнал блудников из земли и отверг всех идолов, которых сделали отцы его [смотрите 12-й стих], и даже мать свою Ану <во 2-й Паралипоменон имя матери Царя Асы Мааха (15:16) > лишил звания царицы за то, что она сделала истукана Астарты. И изрубил Аса истукан ее и сжег у потока Кедрона. А высоты не были уничтожены [всё-таки полумера]. Но сердце Асы было предано Господу во все дни его. И внес он в дом Господень вещи, посвященные отцом его, и вещи, посвященные им: серебро и золото и сосуды». И вот за такое благочестие Господь дал Асе такую победу над Зараем Ефиоплянином, когда тот с миллионным войском пришёл к его границе. Когда он увидел, что до горизонта идёт такая армада – вот, какую он имел веру, – он произнёс (здесь нет, а во 2-й книге Паралипоменон есть. Во 2-й книге Паралипоменон вы должны найти сами – там 15-я глава – и посмотреть, что это была за победа), он произнёс с такой верой молитву, что сказал: Господи! Ведь войну-то ведешь Ты, и Тебе победить – что с большим числом, что с малым числом воинов – все равно. И вот за эту уверенность Господь наслал страх на всю эту <армаду>, на всё это египетское войско. Они в страхе побежали, уничтожая друг друга, и оставили такую добычу, что не могли <и увезти её за один-то раз> – можно несколько лет было жить, ничего не делая. Только из-за этой добычи (см. 2Пар. 14:9–15).

Придя в Иерусалим, он весь народ привёл к присяге, Завету Господню, и сказал, что, если кто из народа вот за такие благодеяния не будет служить Господу, тот будет просто наказан смертью (см. 2Пар. 15:8–15). Но последующий его поступок совершенно не укладывается ни в какие рамки. На него напал через некоторое время его сосед из Израильского царства, Вааса, и он почему-то его испугался. Испугался и обратился за помощью к Сирийцам. Вынес им деньги и сказал: нападите на этого Ваасу, чтобы он от меня отступил. Его за такой поступок осудил пророк Ананий. Тут Аса показал всё-таки, что он не святой. За обличение такое он приказал этого Анания бросить в темницу (см. 2Пар. 16:1–10). И вскоре заболел <сам>. Заболел и умер, процарствовав сорок один год. После его смерти царём стал сын его Иосафат. Смотрите <3 Царств> 24-й стих 15-й главы: «И почил Аса с отцами своими и погребен с отцами своими в городе Давида, отца своего. И воцарился Иосафат, сын его, вместо него».

Вот пока остановимся на этой династии, на этом Иосафате, и посмотрим – а что же делается в Израильском-то царстве? Потому что за сорокалетнее царствование Асы – в Израильском царстве идут один дворцовый переворот за другим. Один дворцовый переворот за другим. Посмотрите пожалуйста 14-ю главу, 20-й стих: «Времени царствования Иеровоамова было двадцать два года; и почил он с отцами своими, и воцарился Нават, сын его, вместо него».

Пишите – сколько у вас царей под «Израильскими»-то? Первый <Иеровоам>, вот второй – Нават: Сын его вместо него. Что из себя представлял этот Нават? Смотрим 15-ю главу, 25-й стих. Так разбросано по разным главам, что вам надо обязательно следить. Иначе вы сами и не разберётесь.

          15-я глава, 25-й стих, читаем: «Нават же, сын Иеровоамов, воцарился над Израилем во второй год Асы <...> [вот о котором мы говорили] и царствовал он над Израилем два года. И делал неугодное пред очами Господа, ходил путем отца своего и во грехах его <...>».

Но вот о доме Иеровоама уже было сказано Ахией Силомлянином, что выметут дом Иеровоамов, как выметают сор из избы (см. 3Цар. 14:10). И вот его династия заканчивается на его сыне Навате. «И сделал против него заговор Вааса, сын Ахии [это какой-то офицер из дома Иссахарова], и убил его Вааса при Гавафоне Филистимском <...> [Был пограничный город Гавафон, который как пограничный переходил из рук в руки: то его держали у себя филистимляне, то забирали иудеи. И что? Вот когда он осаждал этот город, Вааса сумел организовать заговор и его убил. И когда он убил], и воцарился вместо него».

Поэтому перед Ваасой пишите цифру «3» Но над Ваасой пишите цифру «II» – это будет вторая династия. Римскую цифру «II» над Ваасой поставьте, и это будет говорить о второй династии.

И когда он воцарился, «то избил весь дом Иеровоамов, не оставил ни души у Иеровоама, доколе не истребил его по слову Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Ахию Силомлянина <...> Прочие дела Навата, все, что он сделал, описано в летописи <...>».

Так вот, 33-й стих смотрите: «В третий год Асы <...> воцарился Вааса [Баша буквально] и царствовал двадцать четыре года [Отмечайте против Ваасы: двадцать четыре года и указывайте – 3-я Царств, 15-я глава, 33-й стих. Вот, хотя он и исполнил волю Божию, но вот что у него в мозгах было? Сам угождать Господу не хотел. Не хотел. Делал он за все двадцать четыре года <вот что> – стих 33-й]. И ходил путем Иеровоама и во всех грехах его, которые тот ввел».

И вот через некоего пророка Иуя, сына Ананиева, о Ваасе было сказано так: за то, что Я поднял тебя из праха и сделал царем Израильским, а ты ходил в грехах Иеровоама, вот твой дом также будет отвергнут, и потомство твое будет истреблено, как и потомство Иеровоама. Вот прочие дела Ваасы, все, что он сделал, и подвиги его описаны в летописи царей Израильских. И почил он. И похоронили его в Фирце. И воцарился после него Ила, сын его.

Смотрите 16-ю главу, 8-й стих: «В двадцать шестой год Асы, царя Иудейского, воцарился Ила, сын Ваасы <...>». Царствовал два года. Это был не только царь, который ходил в грехах отца своего, но ещё и любил заложить за воротник изрядно. И вот, был в таком состоянии во дворце, против него сделал заговор офицер его Замврий и истребил весь дом Ваасы. Вот пишите следующий порядковый номер и пишите: «Замврий». И напишите над ним цифру «III» римскую – это уже третья династия. Замврий. Правильно спишите имя – 10-й стих 16-й главы: «тогда вошел Замврий, поразил его и умертвил его, <...> и воцарился вместо него. Когда он воцарился, <...>то истребил весь дом Ваасы».

Ну полностью – это вот в восточном стиле. Смена власти обязательно <сопровождается истреблением прежней династии>.

Да. Замврий – это третья династия. Слушайте, но этот заговор армия не поддержала полностью и не поддержал народ. Армия почему-то пошла за неким Амврием. Замврий, видя, что его больше никто не поддерживает, заперся в своём дворце со всеми сокровищами и велел себя поджечь и, процарствовав неделю только, умер, и воцарился Амврий. Пишите порядковый номер. Амврий – это Омрий по-еврейски. Причём, я буду спрашивать с вас имена царей в их произношении по-русски и по-еврейски. Амврий, пишите – Омрий. И, если вы не скажете, я не знаю, что будет. Омрий. Да не бойтесь! <В аудитории слышен смех>. Не бойтесь. Господи, помилуй.

Вот этот Амврий взял приступом Фирцу, но, поскольку дворец был подожжён, он увидел, что город в результате всех этих дворцовых переворотов полностью превратился в руины, и у него возникла мысль: надо основывать новую столицу. Поэтому у некоего богатого, очевидно, землевладельца Семира он купил гору Семерон – холм и построил на этом холме прекрасную столицу. И назвал её по имени владельца – Самария. Шемрон – Самария. Вот эта Самария будет столицей Израильского царства. Вот есть область Самария, и есть город Самария – столица Израильского царства. Столица Иудейского царства со времён Давида – Иерусалим, а вот со времени Амврия – это Самария. Прекрасный город, венец <зодчества>! Она настолько была <прекрасна>, в таком месте – на склоне холма – так была спроектирована хорошо, что пророки восхищались её красотой и сравнивали то с венцом, то с цветком, то с какой-нибудь прямо неземной красотой.

И вот этот Амврий воцарился, уничтожив этого 3амврия. Смотрите 23-й стих: «В тридцать первый год Асы, царя Иудейского, воцарился Амврий <...> и царствовал двенадцать лет <...> И купил Амврий гору Семерон у Семира за два таланта серебра, и застроил гору, и назвал построенный им город Самарию <...> И делал Амврий неугодное пред очами Господа, <...> во всем ходил путем Иеровоама, сына Наватова <...> Прочие дела Амврия, которые он сделал <...>, описаны в летописи <...>. И почил <...> И воцарился Ахав, сын его, вместо него».

Под Амварием пишите – это вы мне только не попадайте к царям Иудейским! Это в колонке «Цари Израильские»! А то вы напишете такое, что потом и сами не разберётесь! И будете подавать соседу: «Посмотри – что тут у меня написано? Сам разобраться не могу» – «Ахав». Да, и посмотрите, повторяю, пока не забыли: Иеровоам І-й – Нават. Первая династия. Вааса – Ила: вторая династия. Замврий – третья династия, а Амврий – четвёртая. Умер, процарствовав двенадцать лет, – воцарился Ахав.

А вот Ахава вы должны знать, потому что этот Ахав и жена его Иезавель – а уж Иезавель-то особенно должны знать – эту коварную женщину, которая по существу правила государством, а муж в её руках был чем? Тряпкой. И слушал всё, что <она говорила>, и смотрел ей в рот. Вот такое влияние оказывала она на него. Мужественная инициативная женщина, но страстная поклонница культа Ваала. Вот откуда? Она была ведь дочерью финикийского царя и жреца и, очевидно, <всё это повлияло>. Вот мысль породниться с Финикией принадлежала Амврию, отцу Ахава, и он сосватал брак. Договорился с царём финикийским, и вот Иезавель эта, да, коварная царица, она стала женой Ахава и по существу правила государством.

А она привезла с собой 950 служителей, жрецов Ваала. Это небольшое-то государство – до тысячи миссионеров. И вот они рассыпались по всей Земле, стал насаждаться культ Ваала – а ему служение сопровождалось повальным блудом. Вскоре в Самарии выросло капище – храм прекрасный, где приносились <жертвы>, совершались служения Ваалу. И неизвестно, что было бы с Израильским государством, если бы Господь – ни раньше ни позже – какого воздвиг пророка-гиганта! Илию Фесвитянина. Илия Фесвитянин из Фисвы – небольшого городка. Ничего не говорится ни о его призвании, ни о его <жизни>.

Мы его уже видим взрослым человеком такой ревности, анахорет такого образа жизни, который он изобрёл – жил в горах анахоретом-отшельником. Бритва не касалась волос его. Носил, как Иоанн Предтеча, вот, из верблюжьей шерсти накидку, пояс. И для него, кроме Бога, <не было иных богов>. Вот качество это, ревность – Бог ценит эту ревность в человеке. И когда Захария, отец Предтечи получал откровение, что у тебя родится сын. Он предыдет пред Господом Богом в духе и силе Илии (см. Лк. 1:13–17), <это означало, что он> будет своей ревностью, своей безкомпромиссностью, вот, напоминать этого пророка.

И вот, видя такое беззаконие в Израильском Царстве, Илия умолил Бога наслать на это царство на три с половиной года засуху. А это нужно знать тот климат, чтобы представить: три с половиной года ни дождя, ни росы не будет. Даже ночью – с моря восполнялся, вот, недостаток воды. <А тут> не будет приноситься ни капли росы. То есть земля превратилась в пепел. За три года это был пепел, а не земля – умирал скот, умирали люди – погибла вся растительность. А ему Господь сказал!

Вот смотрите 17-ю главу: «Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою» (3Цар. 17:1). Вот это служение! Вот какая должна быть ревность. Вот, если мы хотим, чтобы Россия-то возродилась, вот в ней должны найтись такие пастыри: архиереи, пастыри, міряне – причём и из женского рода!

Жив Господь, пред Которым я стою, – вот это клятва его: он как бы видел пред собою всегда Бога! – не будет в сии годы ни росы, ни дождя, разве только по моему слову!

Разве только по моему слову. И Господь выполнил его просьбу и услышал его молитву. А ведь можно представить, что это такое: это – обречь на смерть практически целое царство. Обречь на смерть. Значит, в очах Божиих беззаконное жительство никому не нужно. Не нужно. Это люди – это навоз на поверхности земли. Вот, что представляет из себя общество, которое так живёт. Навоз. Будут навозом на поверхности земли (см. Иер. 16:4). Это было сказано пророку Иеремии.

Это страшные слова. Вот, а сам ты будешь у потоков Хорафа, – это приток Иордана, – будешь там пить, а воронам Я повелел кормить тебя. Вот, какой он достиг святости. Ворон с точки зрения, вот, классификации птиц нечистая птица, а вот она приносила ему <пишу и питие>. Значит, всё это условно! Значит, чистая, нечистая – всё это условно. А вот не кто иной, как ворон приносил! Прочитайте житие Кукши Одесского. Он же также сидел в ГУЛАГе, также замерзал там. И как ему тоже бросили свёрток – птицы, да? Ведь также умирали: «Господи! Умираем, замерзаем! Пошли нам, как Илии!» Вот, это не сказки! А это повторяется.

И что же? А через полгода этот поток пересох. Пересохли все притоки. И было ему слово Господне: «встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там», – а Сарепта – это город-спутник Сидона. Сайда – Сидон. Один из древнейших <городов>: Тир и Сидон, древнейшие города міра и вот около них небольшие <спутники>.

В Сарепту, – Я повелел жене, вдовице, питать тебя. И вот он находит эту женщину, она собирает сучья, чтобы испечь на них последний укрух: замесить и умереть вместе с сыном. Он ей вслед кричит, что дай, возьми для меня кусок хлеба. Она говорит: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю <...> съедим это и умрем. И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде накорми меня; ибо так говорит Господь: не оскудеет ни масло, ни мука». И вот он её питал. Он её питал, а потом у неё умер сын её, он его воскресил, и вот она говорит: Воистину ты – человек Божий, – 24-ый стих, – теперь-то я узнала, что ты человек Божий, что слово Господне в устах твоих истинно. Вот Иоанн Златоуст говорит: почему Господь посылает его по диагонали – от Иордана по диагонали идти через северную часть страны в Сарепту Сидонскую? Чтобы посмотреть!

– Смотри, сколько людей страдает, и Я твою волю выполняю. Не будет три года и шесть месяцев <ни дождя, ни росы>.

– Правильно, – говорит пророк, – за беззаконие. Беззаконникам нечего жить. Нечего им жить на земле.

Вот такая ревность. Без этой ревности невозможно.

В 18-й главе он проведёт, образно говоря, соревнование: чья вера истинная? На Кармиле – прекрасная гора Кармил, вдаётся в Средиземное море – он там созовёт всех – народ, царя Ахава, созовёт всех жрецов Вааловых – и скажет:

– Так. Вот чей Бог истинен, мы выясним. Соорудите жертвенник, принесите на нём жертву, и пусть сойдёт небесный огонь на жертву. Не мы подожжём, а Сам Бог подожжёт. Вот это и будет признаком истинной веры.

И вот они построили, стали приносить жертвы, по обычаю своему вошли в такой раж, в такое беснование, что кроили себя ножами, умирали, ручьями с них лилась кровь; и не было ни слуха ни ответа. И вот, когда они уже утомились так, что не могли больше ничего и признали своё, образно говоря, поражение, вот теперь Илия приступил к жертве. Велел выкопать вокруг жертвенника ров и приказал весь ров и жертвенник залить водой, чтобы кто не подумал, будто заранее кто-то туда посажен и изнутри зажигает огнём: дрова и жретва – было такое.

И вот встал на молитву, и в этой молитве говорит, смотрите – смотрите 36-й стих: «Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне! Да познают в сей день люди сии, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи <Яхве>, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе». Вот озабоченность какая. Обратить сердце народа к Богу! Вот у каждого миссионера, у каждого проповедника цель должна быть такая. Не сообщить какие-то приятные сведенія из области религии, археологии – всё что угодно. Проповеди могут быть заумными, учёными, но если не будет вот этого плода – народ не будет обращать сердце своё к Богу. Вот так языческая аудитория и говорила: «Хм, стал что-то наш-то батюшка повторяться. Иссяк». Ему всё время нужно на гребне <быть>. На гребне. Это нужно только следить и следить, потому что это всеядная публика, и попробуй ей – повторить! Да, уже <слышали>, да. Давай всё новое и новое, а вот задача-то какая – обратить сердце народа к Богу!

Сошёл огонь. Пожрал жертву, и он сам ножом заколол – он иногда и изображается с ножом – заколол этих жрецов Иезавелиных. Смотрите: «И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых [40-й стих], чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там». По его ли повелению, сам ли принимал участие – во всяком случае, вот, ревность не допускает никаких компромиссов. У нас же сплошные компромиссы. Мы хотим и Богу угодить, так, и себе. Невозможно. Не получается.

Правда, богословы перестроили ворота по тернистому пути, сделали их широкими. Кто это сделал? Богословы, хитроумные. Вот либеральные богословы! А зачем эта аскеза? Зачем аскеза? Кому нужны эти мотания? Вот опять семь седмиц будет поста. Да при работах таких, да при этих <трудностях> – ну кому нужны эти потухшие очи, эта безпрестанная мысль о еде – что бы съесть, чего бы такого вот <проглотить>, как бы это <насытиться>, можно или не можно? Ну к чему это? Вот и начинают такими <подходами расшатывать веру>. И расслабляют церковную дисциплину, и осталось только устранить – осталось только устранить богослужение. Сократить его до двадцати минут и сказать:

– Бога имеем в душе, а нечего тут долдонить без конца одни и те же кафизмы, одни и те же <акафисты>. Ну кто их слушает? Кто их слушает – скажите? Да если еще чтец не поймёшь какой – неграмотно читает. Кто будет стоять – из молодёжи из университетской? Не будет она <этого всего слушать>. Значит, что делать? Ради них сокращать службы? Мы не должны сокращать службы. Но какой-то всё-таки оптимальный вариант можно было бы <найти>. Потому что службы Великопостные – они требуют таких голосовых ресурсов, что какая-то псаломщица – она не может одна и читать, и на клиросе петь. Вот что.

Я благодарю вас за внимание.

* * *

8

Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Предсмертный дневник. М.–СПб. 2006. С. 39.


Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов / И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Воскресенiе, 2013. - 1375 с., [8] л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

Комментарии для сайта Cackle