Глава II
У человека есть свободное решение; свидетельства Писания, устраняющие извинение по причине неведения
2. А открыл Он нам через Свое Священное Писание, что у человека есть свободное решение воли. Я напомню вам, каким образом открыл Он это, [напомню], не человеческой речью [пользуясь], но Божественной. И прежде всего, ведь сами Божественные заповеди никакой пользы не приносили бы человеку, если бы не было у него свободного решения воли, с помощью которого, исполняя их, он может достигнуть обещанной награды. Ибо они даны для того, чтобы человек не мог оправдаться своим незнанием, как говорит Господь в Евангелии об иудеях: Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем2. О каком грехе говорит Он, как не о том великом, совершение которого ими было заранее известно Ему, когда говорил это, то есть об их намерении убить Его? Ведь не без греха были они и до того, как Христос пришел к ним во плоти. Также и апостол говорит: Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдой. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они неизвинительны3. В каком смысле говорит: Неизвинительны?4 Не имеет ли он в виду то извинение, которым обыкновенно пользуется мирская гордыня: «Если бы я знал, то сделал бы; потому я не сделал, что не знал», или: «Если я узнаю, то сделаю; потому не делаю, что не знаю»? Это их извинение упраздняется, когда дается заповедь или же становится очевидным, что не подобает грешить.
Люди не должны пытаться пользоваться Самим Богом для своего извинения
3. Но есть люди, которые пытаются и Самим Богом воспользоваться для своего извинения, и подобным апостол Иаков говорит: В искушении никто пусть не говорит: «Бог искушает меня». Ибо Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть5. Также желающим воспользоваться Самим Богом для своего извинения отвечает книга Притчей Соломоновых; Неразумие человека извращает пути его, а он обвиняет Бога в сердце своем6. И в книге Екклезиастик 7 сказано: Не говори: «Ради Господа я отступил»; ибо, что Он ненавидит, того ты не должен делать. Не говори: «Он ввел меня [в заблуждение]»; ибо Он не имеет надобности в муже грешном. Всякую мерзость Господь ненавидит, и неприятна она боящимся Его. Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если захочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, простри руку твою. Пред лицом человека жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему8. Вот, мы видим, сколь очевидно выражено [наличие] свободного решения человеческой воли.
Заповеди Божии доказывают существование свободного решения человеческой воли
4. А иначе что значит, когда Бог в многочисленных местах [Писания] повелевает хранить и исполнять Его заповеди? Каким образом повелевает, если нет свободного решения? Что означает тогда тот блаженный муж, о котором псалом говорит, что в законе Господа воля его9? Разве не ясно показано здесь, что человек по своей воле находится в законе Божием? Наконец, сколь велико число заповедей, которые относятся к воле как бы по самому имени, например: Не желай быть побежденным злом10, и прочие подобные этой, среди которых: Не желайте стать как конь и мул, у которых нет разума11, и: Не желай отвергнуть советов матери своей12, и: Не желай быть мудрецом в глазах своих13, и: Не желай отвергнуть научения Господня14, и: Не желай презреть закон15, и: Не желай отказать в благодеянии нуждающемуся16, и: Не желай замыслить против ближнего твоего зла17, и: Не желай внимать льстивой женщине18 и: Не захотел он вразумиться, чтобы делать добро19, и: Не пожелали получить научения20. Итак, все эти многочисленные свидетельства Божественных речений в Ветхих Книгах что другое показывают, если не свободное решение воли? И что другое предлагается в Книгах Новых, евангельских и апостольских, когда говорится в них: Не желайте собирать себе сокровищ на земле21, и: Не желайте бояться убивающих тело22, и: Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя23, и: На земле мир для людей доброй воли24, и то, что сказано апостолом Павлом: Пусть делает как хочет, не согрешит; пусть таковые выходят замуж. Но кто тверд в сердце своем, и, не будучи связан нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает25. Он же говорит: Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду26, и в другом месте: Отрезвитесь, как должно, и не желайте грешить27, и еще: Дабы то, чего усердно желали, и исполнено было по достатку28. И в Послании к Тимофею говорит: [Молодые вдовицы], впадая в роскошь и противность Христу, желают вступить в брак29, и в другом месте: Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы30, и снова к Тимофею: Не желай пренебречь благодатью, в тебе пребывающей31. Также и в Послании к Филимону говорит: Чтобы доброе дело твое было не по необходимости, но по воле32. Побуждал он и рабов, чтобы служили те господам своим от души и с доброй волей33. И апостол Иаков [говорит о воде]: Итак, братия мои, не желайте заблуждаться, и не желайте иметь веру в Иисуса Христа нашего Господа с лицеприятием34, и: Не желайте злословить друг друга35. Также и [апостол] Иоанн говорит в своем Послании: Не желайте любить мир36 и прочее в том же духе. Итак, когда говорится: «Не желай этого», и: «Не желай того», когда деяние воли Божественными увещаниями побуждается к совершению или не совершению чего-либо, – всем этом с очевидностью подтверждается [наличие у нас] свободного решения. Поэтому пусть никто не обвиняет Бога в сердце своем, но всякий, если грешит, пусть вменяет это себе. И когда делается нечто угодное Богу, не подобает отстранять это от собственной воли. Ведь только если [человек] делает нечто желая, следует называть это добрым делом; и лишь в этом случае подобает надеяться на награду за доброе дело от Того, о Ком сказано, что Он воздаст каждому по делам его37.
* * *
De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912.
В Синод. Пер.: …безответны.
Притч 19(по LXX). В Синод.пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа.
О том, что книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова, некоторые называют Екклезиастик, то есть ‘церковная книга’ (ecclesiasticus liber), Августин сообщает в трактате «О различных вопросах к Симплициану» (De diversis quaestinibus ad Simplicianum, 1.2.20), написанном ок. 397г. Такое название за этой книгой закрепилось и в Вульгате.
Рим 12:21: noli vinci a malo. В Синод, пер.: Не будь побежден злом. – Здесь и далее Августин основывается на связи, существующей в латинском языке между глаголом по1о (происходит от поп vo1о 'не желаю́, 'не хочу́) и существительным voluntas 'воля́. Более того, в отличие от других языков, в латинском языке этот глагол служит для образования отрицательной формы повелительного наклонения всех других глаголов, поэтому неудивительно, что многие приводимые ниже цитаты из Свящ. Писания у Августина отличаются как от греческого оригинала, как и от русского Синодального перевода. – Прим. ред.