Заключение
31 декабря 2000 года истек срок перерегистрации церковных организаций, действующих на территории Российской Федерации. К этой дате в республике было зарегистрировано и перерегистрировано 20200 общин различных религий и конфессий. 28 декабря 2000 года Министерство юстиции зарегистрировало и «Церковь Объединения». Решение о ее регистрации было принято по рекомендации Экспертного совета при Минюсте, «изучившего вероучение и практику Церкви Объединения и установившего их соответствие законодательству Российском Федерации»518.
Всего «на бумаге» было зафиксировано 17 общин ЦО519, и это при том, что в Москве в 1999 году и в начале 2000 года побывало почти 170 миссионеров, среди которых лидирующее по численности место заняли посланцы «Церкви Христа» и «Церкви Объединения»520. Спрашивается, не много ли заезжих гостей на 17 мунистских общин, тем более что «Церковь Христа» на 1 января 2001 года вообще не была зарегистрирована, получив два отказа в регистрации?521 Все встанет на свои места, если предположить, что остальные филиалы «Семьи» ушли в тень.
Показательную иллюстрацию в этом отношении представляет собой небольшая книжечка: Лёв К. «О ведьмах и охотниках за ведьмами: Мунисты и свобода вероисповедания» (М: Гуманитарий, 1995). Самое пристальное знакомство с ней не позволяет обнаружить, что издание этого русского перевода с немецкого текста было всецело организовано Церковью Муна в России. Пиаровская акция (как теперь привыкли говорить) мунитов была рассчитана на то, чтобы преподнести потенциальному читателю внешне объективное, вышедшее из респектабельных научных кругов светское издание, якобы независимое от сектантов. Откуда было знать наивному читателю, не посвященному в организационную «кухню» «выпечки» этой книжицы, что и автор первой вводной статьи, представитель академических кругов, доктор философских и доктор филологических наук профессор Павел Гуревич (он же и глава самого издательства «Гуманитарий»), и автор второй вводной статьи, сотрудник Аналитического центра Аппарата Совета Федерации, кандидат философских наук Сергей Иваненко – давние и верные соратники мунитов, связанные с ними непосредственным участием в многочисленных проектах. Как раз С. Иваненко и использует названный выше прием в своей статье, когда в разделе «У страха глаза велики» желает убедить читателя, что общественности не стоит давать «болезненную и острую реакцию» на деятельность секты Муна, ибо «Церковь Обьединения является в России немногочисленной религиозной организацией, не имеющей в ближайшие годы перспективы значительно увеличить число своих членов» (с. 13).
Это утверждалось буквально в то самое время, когда штаб-квартира мунитов в СНГ и странах Балтии спустила своим функционерам секретную директиву о стремительном (с весны до августа 1995 г.) увеличении членов секты с 1331 до 143200 человек – то есть более чем в 100 раз! При этом число профессиональных ее функционеров должно было возрасти соответственно с 918 до 13 550 человек...522
А в действительности на 1999 г. в России было около 10 тысяч мунитов, всего на территории СНГ действовало более 300 организаций.523
Конечно, сегодня «Церковь Муна» в России уже не та. Сегодня Мун уже явно не соберет здесь стадионы, а также людей, готовых любым способом вступить в брак с незнакомым иностранцем, либо поездить по миру за счет спонсоров. Все эти комплексы, неизбежные в первые годы после падения «железного занавеса», Россия уже давно пережила, и к ним возврата нет. Тем не менее, глобальные масштабы деятельности ЦО вызывают озабоченность не только в нашей стране, но и на родине Муна.
Корейские христиане отнюдь не считают лжемессию «национальной гордостью». Об этом они свидетельствуют при встречах с христианами России. Так, в ноябре 1994 года Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата Русской Православной Церкви совместно с представителями Национального Совета христианских Церквей Кореи провел семинар на тему «Сектантские движения корейского происхождения в России». Представители христианских Церквей двух стран встретились, чтобы обсудить одну из общих проблем и выяснить свое отношение к ней524. Показательно, что, узнав о готовящейся встрече, мунисты весьма встревожились: «За несколько недель до начала семинара обе стороны начали получать письма от „Ассоциации Святого Духа за объединение христиан всего мира» с настойчивыми требованиями включить ее представителей в число участников семинара», – пишет один из организаторов этой встречи525.
Данный семинар помог православной стороне убедиться в том, что земляки Муна отнюдь не стремятся оправдать его, исходя из национальных интересов. Православные богословы смогли сформулировать четкую позицию в отношении новых религиозных движений и, в частности, по «мунистскому вопросу». В конце того же 1994 года эта оценка была одобрена на самом высоком уровне, и с этого времени она может считаться официальной позицией Русской Православной Церкви по рассматриваемой теме. Она может быть полезна и для других традиционных христианских Церквей, поскольку учение ЦО бросает вызов христианству в целом.
2 декабря 1994 года на одном из заседаний Архиерейского Собора Русской Православной Церкви был разработан документ «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». Участники Собора свидетельствовали о том, что «в наши дни многие народы Земли находятся в состоянии духовного кризиса, в условиях всесторонней секуляризации, размывающей правильные представления о Едином Истинном Боге и о человеке как творении Божием, призванном исполнять волю Его. Кроме того, многолетнее господство атеистического режима в странах СНГ и Балтии насильно лишило несколько поколений людей веры, породило пустоту в душах, нуждающихся в духовной пище (§ 3).
В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой (§ 4)»526.
Большое внимание в этом документе было обращено на деятельность некоторых зарубежных миссий, в том числе и мунистских: «Через открывшиеся границы в наши страны хлынули проповедники лжехристианства и псевдорелигии, приходящие с Запада и Востока. Среди них – „Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства» („Церковь Муна»), „Бостонская церковь Христа», „Церковь сайентологии» Хаббарда, „Церковь святых последних дней» (мормоны), „Международное общество сознания Кришны"„,Аум Синрике», трансцедентальная медитация, различные направления учений „Новой эры», „Эры Водолея» (§ 7)»527.
О «Церкви Объединения» с ее способностью к мимикрии было упомянуто особо: «Некоторые „новые религиозные движения,, создают организации, в названиях которых используют слова „церковь» и „христианство». Так, „церковь Муна» руководит движением „Христиане мира за единство и социальные действия», ничего общего с христианством не имеющим (§ 12)».
Подводя итог сказанному, Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, засвидетельствовал: «Все вышеперечисленные секты и „новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви»528.
Приложение
Учение о «царстве небесном на земле» и о «единстве религии и политики» привело движение Муна к притязаниям на абсолютное проникновение в области политики, культуры и религии. Множество организаций, фирм, групп и объединений с нейтральными и весьма подчас заурядно звучащими названиями образует сетевую структуру, функционирующую благодаря личным связям. Фактически, общая цель различных подчиненных организаций «во всех сферах» – создание объединенного мира под властью семьи Муна.
Благодаря так называем «фронтовым» организациям движение насчитывает сегодня многие миллионы последователей, отчасти и невольных. Вот лишь некоторые организации, за которым стоит Мун (явно или скрыто):
CARP – вербовочная организация и «организация второго поколений» в движении Муна. Основана в 1962 г. Для внешних делается вид, будто это – студенческая учебная группа, открытая для всех. Существует интересно разработанная программа семестра, программа международного обмена и т.д.
HARP – так называется движение старшеклассников. 12– 16-летние подростки – вот цель этой организации.
IOWC – основанный в 1972 г, как миссионерская организация Церкви Объединения «Международный крестовый поход за единство мира»; интернациональный состав участников вербовочных компаний в различных местах.
IRF – Международный религиозный фонд, основан в 1963 г. как конференция религиозных лидеров. Под этим прикрытием, очевидно, осуществляется координация различных видов межрелигиозной деятельности Церкви Объединения.
New ERA – Новая вселенская исследовательская ассоциация. Основана в 1980 г. для привлечения христианских священников и богословов.
ICF – основанный в Японии в 1968 г. Международный культурный фонд. Цель ICF – создание «совершенно новой мировой культуры», которая должна «ориентироваться на Бога». Little Angels («Ангелочки») – финансируемая ICF балетная группа, раньше выступавшая как официальная труппа корейского государственного национального балета.
Нью-Йорский городской симфонический оркестр, основанный движением Муна в 1972 г. Очевидно, название известного оркестра с богатыми традициями было куплено.
PWPA – основанная в 1973 г. «Всемирная профессорская академия мира». В организацию входят не только богословы.
CAUSA – основанная в 1980 г. «Конференция ассоциаций за единство обществ обеих Америк» – всемирная политическая организация, призванная заполнить идеологический вакуум в борьбе с коммунизмом идеологией «мунизма» (а также «богизма»). Эта организация – сама по себе огромная империя, в состав которой входят концерны, банки, страховые фирмы и т.п.
FFW – «Федерация женщин за мир во всем мире». Ею руководит Хак Джа Хан.
SCWP – «Консультативные встречи за мир во всем мире» – конференция «бывших глав правительств и государств».
IFE – международный фонд образования.
Секте также принадлежит ряд влиятельных изданий (например «Вашингтон Таймс»), два университета.
* * *
Прищепов О. У многих конфессий сложности с Минюстом // НГ-Религии. 2001. 17 янв. С. 4.
См.: Тульский М. Итоги перерегистраций // НГ-Религии. 2001. 11 апр. С. 6.
См.: Трофимчук Н. Духовная экспансия // НГ-Религии. 2001. 28 марта. С. 6.
См.: Тульский М. Итоги перерегистраций // НГ-Религии. 2001. 11 апр. С. 6.
Данные приведены из документа: «1995 Witnessing and Blessing Goals I HSA UWC CIS & Baltics Confidential. 3/4/95. P.1».)
Карнацевич В. Л. 50 знаменитых сект. Харьков, 2004, С. 498.
См. предисловие А. Дворкина к кн.: Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. М., 1995. С. 9.
Там же.
Цит. по: Москва. 1995. № 8. С. 206.
Там же. С. 207.
Там же.