Заключение

31 декабря 2000 года истек срок перерегистрации церковных организаций, действующих на территории Российской Федерации. К этой дате в республике было зарегистрировано и перерегистрировано 20200 общин различных религий и конфессий. 28 декабря 2000 года Министерство юстиции зарегистрировало и «Церковь Объединения». Решение о ее регистрации было принято по рекомендации Экспертного совета при Минюсте, «изучившего вероучение и практику Церкви Объединения и установившего их соответствие законодательству Российском Федерации»518.

Всего «на бумаге» было зафиксировано 17 общин ЦО519, и это при том, что в Москве в 1999 году и в начале 2000 года побывало почти 170 миссионеров, среди которых лидирующее по численности место заняли посланцы «Церкви Христа» и «Церкви Объединения»520. Спрашивается, не много ли заезжих гостей на 17 мунистских общин, тем более что «Церковь Христа» на 1 января 2001 года вообще не была зарегистрирована, получив два отказа в регистрации?521 Все встанет на свои места, если предположить, что остальные филиалы «Семьи» ушли в тень.

Показательную иллюстрацию в этом отношении представляет собой небольшая кни­жечка: Лёв К. «О ведьмах и охотниках за ведьмами: Мунисты и свобода вероисповедания» (М: Гуманитарий, 1995). Самое пристальное знакомство с ней не позволяет обнаружить, что издание этого русского перевода с немецкого текста было всецело организовано Церковью Му­на в России. Пиаровская акция (как теперь привыкли говорить) мунитов была рассчитана на то, чтобы преподнести потенциальному читателю внешне объективное, вышедшее из респек­табельных научных кругов светское издание, яко­бы независимое от сектантов. Откуда было знать наивному читателю, не посвященному в организационную «кухню» «выпечки» этой книжицы, что и автор первой вводной статьи, пред­ставитель академических кругов, доктор философских и доктор филологических наук про­фессор Павел Гуревич (он же и глава самого издательства «Гуманитарий»), и автор второй вводной статьи, сотрудник Аналитического центра Аппарата Совета Федерации, кандидат фи­лософских наук Сергей Иваненко – давние и верные соратники мунитов, связанные с ними непосредственным участием в многочисленных проектах. Как раз С. Иваненко и использует названный выше прием в своей статье, когда в разделе «У страха глаза велики» желает убе­дить читателя, что общественности не стоит давать «болезненную и острую реакцию» на дея­тельность секты Муна, ибо «Церковь Обьединения является в России немногочисленной ре­лигиозной организацией, не имеющей в ближайшие годы перспективы значительно увеличить число своих членов» (с. 13).

Это утверждалось буквально в то самое время, когда штаб-квар­тира мунитов в СНГ и странах Балтии спустила своим функционерам секретную директиву о стремительном (с весны до августа 1995 г.) увеличении членов секты с 1331 до 143200 чело­век – то есть более чем в 100 раз! При этом число профессиональных ее функционеров должно было возрасти соответственно с 918 до 13 550 человек...522

А в действительности на 1999 г. в России было около 10 тысяч мунитов, всего на территории СНГ действовало более 300 организаций.523

Конечно, сегодня «Церковь Муна» в России уже не та. Сегодня Мун уже явно не соберет здесь стадионы, а также людей, готовых любым способом вступить в брак с незнакомым иностранцем, либо поездить по миру за счет спонсоров. Все эти комплексы, неизбежные в первые годы после падения «железного занавеса», Россия уже давно пережила, и к ним возврата нет. Тем не менее, глобальные масштабы деятельности ЦО вызывают озабоченность не только в нашей стране, но и на родине Муна.

Корейские христиане отнюдь не считают лжемессию «национальной гордостью». Об этом они свидетельствуют при встречах с христианами России. Так, в ноябре 1994 года Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата Русской Православной Церкви совместно с представителями Национального Совета христианских Церквей Кореи провел семинар на тему «Сектантские движения корейского происхождения в России». Представители христианских Церквей двух стран встретились, чтобы обсудить одну из общих проблем и выяснить свое отношение к ней524. Показательно, что, узнав о готовящейся встрече, мунисты весьма встревожились: «За несколько недель до начала семинара обе стороны начали получать письма от „Ассоциации Святого Духа за объединение христиан всего мира» с настойчивыми требованиями включить ее представителей в число участников семинара», – пишет один из организаторов этой встречи525.

Данный семинар помог православной стороне убедиться в том, что земляки Муна отнюдь не стремятся оправдать его, исходя из национальных интересов. Православные богословы смогли сформулировать четкую позицию в отношении новых религиозных движений и, в частности, по «мунистскому вопросу». В конце того же 1994 года эта оценка была одобрена на самом высоком уровне, и с этого времени она может считаться официальной позицией Русской Православной Церкви по рассматриваемой теме. Она может быть полезна и для других традиционных христианских Церквей, поскольку учение ЦО бросает вызов христианству в целом.

2 декабря 1994 года на одном из заседаний Архиерейского Собора Русской Православной Церкви был разработан документ «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». Участники Собора свидетельствовали о том, что «в наши дни многие народы Земли находятся в состоянии духовного кризиса, в условиях всесторонней секуляризации, размывающей правильные представления о Едином Истинном Боге и о человеке как творении Божием, призванном исполнять волю Его. Кроме того, многолетнее господство атеистического режима в странах СНГ и Балтии насильно лишило несколько поколений людей веры, породило пустоту в душах, нуждающихся в духовной пище (§ 3).

В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой (§ 4)»526.

Большое внимание в этом документе было обращено на деятельность некоторых зарубежных миссий, в том числе и мунистских: «Через открывшиеся границы в наши страны хлынули проповедники лжехристианства и псевдорелигии, приходящие с Запада и Востока. Среди них – „Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства» („Церковь Муна»), „Бостонская церковь Христа», „Церковь сайентологии» Хаббарда, „Церковь святых последних дней» (мормоны), „Международное общество сознания Кришны"„,Аум Синрике», трансцедентальная медитация, различные направления учений „Новой эры», „Эры Водолея» (§ 7)»527.

О «Церкви Объединения» с ее способностью к мимикрии было упомянуто особо: «Некоторые „новые религиозные движения,, создают организации, в названиях которых используют слова „церковь» и „христианство». Так, „церковь Муна» руководит движением „Христиане мира за единство и социальные действия», ничего общего с христианством не имеющим (§ 12)».

Подводя итог сказанному, Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, засвидетельствовал: «Все вышеперечисленные секты и „новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви»528.

Приложение

Учение о «царстве небесном на земле» и о «единстве религии и политики» привело движение Муна к притязаниям на абсолютное про­никновение в области политики, культуры и религии. Множество организаций, фирм, групп и объединений с нейтральными и весьма подчас заурядно звучащими названиями образует сетевую структуру, функционирующую благодаря личным связям. Фактически, общая цель различных подчи­ненных организаций «во всех сферах» – создание объединенного мира под властью семьи Муна.

Благодаря так называем «фронтовым» организациям дви­жение насчитывает сегодня многие миллионы последовате­лей, отчасти и невольных. Вот лишь некоторые организации, за которым стоит Мун (явно или скрыто):

CARP – вербовочная организация и «организация второго поколений» в движении Муна. Основана в 1962 г. Для внешних делается вид, будто это – студенческая учебная группа, откры­тая для всех. Существует интересно разработанная программа семестра, программа международного обмена и т.д.

HARP – так называется движение старшеклассников. 12– 16-летние подростки – вот цель этой организации.

IOWC – основанный в 1972 г, как миссионерская орга­низация Церкви Объединения «Международный крестовый поход за единство мира»; интернациональный состав участ­ников вербовочных компаний в различных местах.

IRF – Международный религиозный фонд, основан в 1963 г. как конференция религиозных лидеров. Под этим прикрыти­ем, очевидно, осуществляется координация различных видов межрелигиозной деятельности Церкви Объединения.

New ERA – Новая вселенская исследовательская ассоци­ация. Основана в 1980 г. для привлечения христианских свя­щенников и богословов.

ICF – основанный в Японии в 1968 г. Международный культурный фонд. Цель ICF – создание «совершенно новой мировой культуры», которая должна «ориентироваться на Бога». Little Angels («Ангелочки») – финансируемая ICF балет­ная группа, раньше выступавшая как официальная труппа корейского государственного национального балета.

Нью-Йорский городской симфонический оркестр, осно­ванный движением Муна в 1972 г. Очевидно, название извест­ного оркестра с богатыми традициями было куплено.

PWPA – основанная в 1973 г. «Всемирная профессорская академия мира». В организацию входят не только богословы.

CAUSA – основанная в 1980 г. «Конференция ассоциа­ций за единство обществ обеих Америк» – всемирная поли­тическая организация, призванная заполнить идеологический вакуум в борьбе с коммунизмом идеологией «мунизма» (а так­же «богизма»). Эта организация – сама по себе огромная им­перия, в состав которой входят концерны, банки, страховые фирмы и т.п.

FFW – «Федерация женщин за мир во всем мире». Ею руководит Хак Джа Хан.

SCWP – «Консультативные встречи за мир во всем ми­ре» – конференция «бывших глав правительств и государств».

IFE – международный фонд образования.

Секте также принадлежит ряд влиятельных изданий (на­пример «Вашингтон Таймс»), два университета.

* * *

518

Прищепов О. У многих конфессий сложности с Минюстом // НГ-Религии. 2001. 17 янв. С. 4.

519

См.: Тульский М. Итоги перерегистраций // НГ-Религии. 2001. 11 апр. С. 6.

520

См.: Трофимчук Н. Духовная экспансия // НГ-Религии. 2001. 28 марта. С. 6.

521

См.: Тульский М. Итоги перерегистраций // НГ-Религии. 2001. 11 апр. С. 6.

522

Данные приведены из документа: «1995 Witnessing and Blessing Goals I HSA UWC CIS & Baltics Confidential. 3/4/95. P.1».)

523

Карнацевич В. Л. 50 знаменитых сект. Харьков, 2004, С. 498.

524

См. предисловие А. Дворкина к кн.: Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. М., 1995. С. 9.

525

Там же.

526

Цит. по: Москва. 1995. № 8. С. 206.

527

Там же. С. 207.

528

Там же.

Комментарии для сайта Cackle