«Церковь ОБъединения» в Африке

На африканском континенте ЦО ведет активную деятельность в Гамбии, Кот-д'Ивуаре, Гане, Нигерии, Кении и Зимбабве. Она открыла свое представительство в Йоханнесбурге и миссию в Соуэто (ЮАР). В прошлом ЦО вела в ЮАР гибкую политику. Она осуждала апартеид, но одновременно противостояла «освободителям», марксистским лидерам Африканского Национального Конгресса, и поддерживала черных руководителей, в основном зулусов, которые стояли за политику раздельного развития в бантустанах279.

В 1982 году, через несколько дней после своего основания, газета «Washington Times» писала: «Мы полностью против апартеида в Южной Африке. Однако нам кажется, что демократические институты, существующие в этой стране, несмотря на расистские ограничения, открывают все же большие возможности для построения истинно свободного государства, чего не произойдет при насильственном свержении этих институтов. Когда мы думаем о Южной Африке, мы учитываем как геополитический аспект проблемы и уникальные природные ресурсы, так и апартеид»280.

В основе миссионерской деятельности ЦО в странах Африки лежит гуманитарная помощь. В 1976 году Мун учредил Международный Фонд помощи и дружбы (IRFF), который «представляет собой общественную бесприбыльную организацию, деятельность которой посвящена борьбе с нищетой, голодом и болезнями»281. В этом фонде долгие годы работают десятки европейских мунистов. Эта организация строит сельские больницы в Замбии, развивает сельскохозяйственные проекты в Заире и Кот-д'Ивуаре и руководит центрами реабилитации инвалидов в Сенегале. «Медицинские бригады IRFF активно борются с болезнями в странах Африки, Азии и Южной Америки. <...> Бригады IRFF работали в таких странах, как Берег Слоновой Кости (Кот-д'Ивуар. – а. А), Центральная Африканская Республика, Замбия, Заир...»282

В свете сказанного неудивительно, что, по сведениям Ж. Ф. Буайе, некоторые мунистские общины в Африке растут даже быстрее, чем «материнские» общины ЦО в странах Европы. В Заире и Кот-д'Ивуаре у них уже сотни последователей283. В октябре 1995 года Мун с супругой посетили Буркина-Фасо, Гану, Кот-д'Ивуар, Заир, ЮАР. (Кстати сказать, на пути из Европы в Африку они посетили Киев.) На каждое выступление, проводившееся в конференц-залах, приходило приблизительно от тысячи до трех тысяч человек. Особенно уникальной оказалась ситуация в Заире. Встречу с Муном предполагалось провести под открытым небом в парке перед зданием Парламента. На нее собралось более 20 тысяч человек.284

Осенью 2006 года итальянские СМИ захлестнула волна сообщений о замбийском католическом архиепископе Эммануэле Милинго, отлученном от Римско-Католической Церкви 26 сентября 2006 года. Чем было вызвано внимание масс медиа к этой фигуре и за что иерарх из Африки подвергся столь суровому наказанию?

Впервые о Милинго заговорили в 1973 году. Будучи архиепископом Лусаки (столица Замбии), он после неоднократного личного участия в обряде «изгнания бесов», пренебрегая общепринятой в таких случаях осмотрительностью, без ложной скромности заявил, что обладает «даром» целительства. Он развернул целительскую деятельность сразу в нескольких епархиях, что вызвало неодобрение со стороны Ватикана. В 1983 году Милинго перевели в Рим в Папский совет по вопросам пастырской деятельности среди мигрантов. В конце 1980-х гг. архиепископ Милинго вступил в контакт, а впоследствии стал членом «Церкви Объединения» Сан Мен Муна. Милинго игнорировал призывы Ватикана «одуматься» и вернуться в лоно Церкви, а в 2001 году и вовсе... женился на 43-летней кореянке Марии Сунг (Чунг). Он был «обвенчан» с кореянкой Марией Чунг самим Муном во время церемонии массового бракосочетания в Нью-Йорке.

Особенность брачных обрядов в «Церкви Объединения» заключается в том, что они совершаются в массовом порядке с использованием современных телекоммуникационных технологий и телемостов. Зачастую новобрачные даже не знакомы друг с другом, а выбором спутников и спутниц жизни руководят «преподобный» Мун и его помощники. Милинго и Мария Сунг были в числе 59 брачных пар, одновременно обвенчанных Муном.

Милинго пользовался огромной популярностью в «черной Африке», поэтому Ватикан использовал ее в своих гуманитарных инициативах на континенте. Теперь же история об эксцентричной женитьбе архиерея появилась на первых страницах газет. Святой Престол не замедлил отреагировать на поступок Милинго специальным коммюнике, пригрозив архиепископу отлучением от Церкви, если тот «не вернется к установленным Католической Церковью нормам и правилам поведения».

Темнокожий архиепископ изначально принял ультиматум Ватикана и в августе 2001 года попросил у папы Иоанна Павла II личной аудиенции и освобождения его от брачных уз. В частном письме понтифику Милинго торжественно пообещал «вновь чистосердечно посвятить свою жизнь Католической Церкви, отказаться от сожительства с Марией Сунг и от общения с преподобным Муном». «Дело» Милинго казалось закрытым. Однако Мария Сунг не успокоилась: на страницах глянцевых журналов безутешная «соломенная вдова» клялась во что бы то ни стало отбить у Ватикана своего благоверного.

Сам Милинго между тем, выпустив музыкальный диск и дебютировав в качестве режиссера мультипликационного фильма «Милинго, дух Африки», внял увещеваниям священноначалия и удалился в монастырь в Загароло, в окрестностях Рима. Вплоть до 2006 года он продолжал находиться в обители, не делал публичных заявлений, а его имя исчезло с газетных полос. И вот в мае 2006 г. неожиданно обнаружилось, что архиепископ Милинго... бесследно исчез из Загароло.

Эксцентричный архиепископ объявился в июне того же года в Вашингтоне, где заявил, что вновь сошелся с Марией Сунг, которая, по его словам, «является его женой навеки, пока смерть их не разлучит». В конце сентября Милинго объявил о создании собственной «Церкви женатых священников». «Нет более важного исцеления, чем примирение более чем 150 тысяч женатых священнослужителей с Католической Церковью», – сказал он на встрече с журналистами в Национальном клубе прессы в Вашингтоне.285

В декабре того же 2006 года Э. Милинго – лидер движения за отмену целибата в Римско-Католической Церкви, признался в финансировании его кампании сектой Муна. Об этом говорилось в распространенном на конференции в Нью-Джерси заявлении организации «Женатые священники сегодня», возглавляемой Э. Милинго. По утверждению бывшего архиепископа, глава «Церкви объединения» Сан Мен Мун «поручил своим ведущим организациям оказывать «Женатым священникам» всяческую поддержку всеми необходимыми для этого средствами». (По официальным данным Ватикана, ежегодно около тысячи представителей католического духовенства оставляют свое служение, чтобы вступить в брак).

В ноябре 2006 года Ватикан в официальном заявлении подтвердил важность выбора целибата для священнослужителей «в соответствии с католической традицией». Между тем в Римско-Католической Церкви всерьез опасаются, что деятельность Э. Милинго может привести к церковному расколу, особенно в Африке.286

Следующий шаг Милинго как раз и стал причиной для отлучения архиепископа от Церкви. Он посвятил в епископский сан четверых бывших священников Римско-Католической Церкви, запрещенных в служении после заключения ими брака. Ватикан применил по отношению к Милинго и четверым епископам так называемое отлучение «latae sententiae» (связывающее силой самого закона), то есть без вынесения формального церковного приговора. В официальном коммюнике Ватикана по этому поводу говорилось, что архиепископ «сеет раскол и смятение среди верующих». Однако в ходе конференции в Нью-Джерси Э. Милинго рукоположил еще двух женатых священников.

Сам Милинго в ответ с предельной простотой и ясностью сформулировал причины своего поступка. Во-первых, свое исчезновение из Загароло он объяснил «посланием от Богородицы». Во-вторых, его целью является «вернуть в лоно Церкви женатых священнослужителей». В-третьих, он хочет сделать целибат добровольным, основанным на свободном личном выборе, не считая безбрачие духовенства «основополагающим и определяющим». С дальнейшей судьбой Милинго все вроде бы ясно: аудиенции у папы Бенедикта XVI он не просит и собирается уехать со своей супругой в Замбию. А вот созданная им организация может произвести очередной раскол в современном католицизме. Если в 1960-х гг. случаи женитьбы священнослужителей были редки, то теперь число священников, нарушивших целибат, возрастает. При этом многие из них вовсе не намерены отказываться от дарованного им Церковью права совершать богослужения, крестить, причащать и исповедовать.287

Одним из скандальных писателей, размывающих устои Римско-Католической Церкви, является Дэн Браун, автор романа «Код да Винчи». В сентябре 2006 года в прессе появилось сообщение о том, что Дэн Браун взялся за написание новой книги об экзорцизме и что его соавтором станет бывший архиепископ Эммануэль Милинго. И возникает вопрос: нужно ли читать Дэна – Эммануэля? Быть может, лучше их отчитывать?

* * *

279

См.: Там же. С. 336.

280

Цит. по: Там же. С. 337.

281

Новый взгляд на мир во всем мире... С. 5.

282

Там же.

283

См.: Буайе Ж. Ф. Империя Муна. С. 337.

284

См.: Родник надежды (ж-л). 1996. № 2. С. 30.

285

Гнетий Всеволод (Рим). Эммануэль Милинго против «мачехи-Церкви» // НГ-Религии, 1. 11. 2006, С. 4.

286

Интерфакс, 12.12.2006.

287

Гнетий Всеволод (Рим). Эммануэль Милинго против «мачехи-Церкви» // НГ-Религии, 1. 11. 2006, С. 4.

Комментарии для сайта Cackle