УЛичная миссия или путь в «семью»

Проповедники мунизма придерживаются распространенного среди сектантов метода «конфессиональной анонимности». Как правило, они представляются членами «Международной федерации семей за мир во всем мире» или движения «Молодежь за чистоту любви и истинную Семью».

Вербовку новых сторонников муниты проводят в кафе, на улице, в общественном транспорте. Вот выдержка из инструкций для сектанта, пытающегося завязать контакт с «подходящим» на вид человеком (муниты ориентируются, в первую очередь, на молодежь). Здесь перечислены первые фразы и вопросы:

1. Я хотел бы пригласить Вас на доклад.

2. Наш центр в нескольких минутах отсюда.

3. Есть ли у вас полчаса времени?

4. Интересуетесь ли вы мировыми проблемами?

5. Можно пригласить вас на чашку кофе?

6. У нас в центре бывают лекции с фильмами и беседы.

7. Вы уже слышали о принципах Объединения?

8. Мы думаем, что у всех людей – общие идеалы и желания.

9. Если мы понимаем друг друга сердцем, мы можем сотрудничать.

10. Таким путем будут преодолены все трудности.141

Наивно? Зато доходчиво. А доверчивых людей везде хватает. Кроме того, есть еще располагающие выражение лица и интонация. После этого муниты спрашивают: «Готовы ли вы дать следующие обещания: 1. Уважать и почитать идеал чистоты в себе и других; 2. Воздерживаться от сексуальных отношений до брака; 3. Учиться любить чистой сыновней, дружеской, супружеской и родительской любовью; 4. Сохранять верность в браке?..»

Кажущаяся нравственная чистота этих императивов подкупает простодушного прохожего. «Ему предлагают пройти в один из офисов организации для получасовой беседы, на которой молодой лектор с горящими глазами произносит зажигательную речь о пользе целомудрия, – пишет современный религиовед. – Но за мунистским целомудрием скрывается сублимированная сексуальная озабоченность. Следующий шаг – посещение платных семинаров, посвященных вопросам семьи и брака. Что привлекает на данном этапе современного человека, лишенного элементарного человеческого внимания со стороны окружающих (а проповедники обычно подходят со своим знаменитым „извините, можно к вам обратиться?» к одиноким прохожим)? На семинарах человек погружается в атмосферу столь необходимой ему любви и взаимопонимания. Встречи проходят в непринужденной обстановке: участники пьют чай и едят блинчики с вареньем или поют популярные песни, например „Подмосковные вечера». Правда, эта идиллия на поверку оказывается такой же фальшивой, как и улыбки сотрудников „Дружелюбного магазина» из фильма „Совершенный мир». В сектоведении это называется „бомбардировка любовью». На Западе такая технология называется «нога-в-дверях».

Как мы склоняемся к тому, чтобы взять на себя какие-то обязательства? Редко в результате скоропалительного, осознанного решения. Никто не рассуждает так: «Мне надоела традиционная религия. Пора подыскать себе какую-нибудь секту». Трудно представить себе и такую ситуацию: рекрутер из секты подходит на улице к прохожему и говорит: «Привет. Я из секты Муна. Хотите к нам?» В большей степени стратегия привлечения, которой придерживаются «вербовщики», основана на феномене «нога-в-дверях». Вербовщики из секты «Церковь объединения» сначала приглашают потенциальных членов на обед, а затем предлагают им провести уик-энд в приятной дружеской обстановке за обсуждением житейских и философских проблем. Одновременно гостей вовлекают в исполнение песен, в совместные действия и дискуссии. Затем потенциальных неофитов уговаривают согласиться на более продолжительный «испытательный срок». Постепенно обязанности становятся более сложными – сбор пожертвований и попытки вербовки новых членов.

У гостя непременно должно возникнуть чувство, что ждали именно его, что он – это нечто особенное, что обращаются только к нему. Новичку предоставляется возможность услышать лекцию о творении или о смысле жизни, которая либо случайно должна состояться как раз в это время, либо устраивается специально для него. Сплошь и рядом случается так, что в течение всего дня пришедший ни разу не услышит ничего ни о Муне, ни о «Церкви Объединения».

Первое посещение может продолжаться почти весь день или весь вечер. Однако важно то, что, в конце концов, посетитель оставляет в «гостевой книге» свое имя, адрес и телефон, и с ним, возможно, сразу же договариваются о следующей встрече, например, приглашают на вечер, ужин или семинар, проводимый в уик-энд. Теперь ему постоянно будут звонить – отныне контакт не должен прерываться.

Следующий этап – двух- трехдневный семинар. По утрам две лекции. В них в общих чертах рассказывается о содержании божественных принципов и новичку сообщается, что «мессия» явился. После обеда – совместный отдых, после кофе еще одна лекция. Вечером – фильмы или дискуссии, иногда и вовсе что-то вроде капустника с пением, самое позднее до половины одиннадцатого. Организация и ход всего мероприятия стандартизованы и протекают по определенной схеме.142

К новичку приставляют двух опытных членов, которые получают возможность на время семинара интенсивно его опекать. Рекомендованная процедура называется «сэндвич»: при этом гость всегда находится в окружении двух мунитов, обязанных со всем рвением «сотрудничать» с ним и «вовлекать» его. На третий день тех, кто принял решение и дальше участвовать в семинаре и, очевидно, должен что-то захватить из дома, по возможности сопровождают их наставники, чтобы сложнее было уклониться. «Вовлечение» продолжается на ежемесячных семидневных семинарах. Лекции о принципах становятся более подробными. Среди прочих занятий гостей постепенно вовлекают (посредством мелкой домашней работы) в «жизнь семьи».143

Далее, когда человек уже втянулся, сценарий развивается уже по классической схеме: уход из дома, жизнь в специальных общежитиях-коммунах, ограничение во сне и пище, ежедневные сборы денег на нужды „Семьи» и т. д.»144 Приведем выдержку из интервью со священником Алексием Уминским (Нижний Новгород).

Молодежь часто попадает в секту Муна, потому что они ведут целенаправленную работу с молодежью. Известно, что они специально занимаются вербовкой во время вступительных экзаменов в институты, когда многие аби­туриенты, не сдав экзамены, испытывают стресс, подавленность, страх перед родителями, что не оправдали их надежд. И в этот мо­мент они очень уязвимы для вербовщиков, которые зовут молодых людей к себе, окружают очень массированным общением, не да­ют остаться наедине со своей неудачей и каким-то образом ком­пенсируют (на некоторое время) момент стресса повышенным вниманием, похвалами, лестью к этому человеку, а потом уже де­лают его послушным своим членом.145

* * *

141

Карнацевич В. Л. 50 знаменитых сект. Харьков, 2004, С. 489.

142

Там же, С. 489.

143

Там же, С. 490.

144

Муромцев К. Прельщающий многих // НГ-Религии. 2000. 3 февр. С. 5.

145

Интервью со священником Алексием Уминским // Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза ХХ1 века». Нижний Новгород, 23–25 апреля 2001 года. Нижний Новгород, 2001, С. 255.

Комментарии для сайта Cackle