Том 4
Слово Божие будет судить нас.
Мысли в неделю 21-ую по Пятидесятнице
«Имеяй уши слышати, да слышит!» (Лук. 8, 15).
Как часто повторяет Господь в Своем Евангелии это мудрое, наставительное изречение! Как-будто предвидел Он, что мы, люди, и даже носящие имя Его последователей, будем крайне невнимательно относиться к Его Божественным словесам! И, конечно, предвидел это, по Своему Божественному всеведению.
В самом деле.
Сколько замечательных, дивных по необычайной глубине и возвышенности мыслей содержится в Св. Евангелии, а мы так часто пренебрегаем ими, не вникаем в них, иной раз не хотим слышать о них, или, слыша, не слышим, видя, не видим и сердцем не разумеем – так окаменено бывает наше сердце, так слепо, глухо, безчувственно ко всему возвышенному, святому, духовному. Оставляем мы кладенцы живые, животворные источники спасительного Слова Божия и искапываем себе кладези засоренные, полные мутной воды страстей, пороков и суеты житейской. И нередко с какой-то безумной жадностью пьем из грязных луж и болот, отравляя себя и накликая верную смерть.
Так поступают современные христиане, не желающие слушать и читать священных книг Божьего Откровения и святоотеческих писаний, но с жадностью поглощающие одну за другой книги светские, книги развратные, исполненные смертоносного яда для человеческих душ.
«Имеющий уши слышать, да слышит!» – говорит Господь.
Сам Господь обращается к нам в Своем Божественном Писании, Его именем проповедуют пастыри с церковного амвона, а среди современных христиан не принято, «не в моде», читать Священное Писание, его во многих домах теперь и не найти совсем, а проповеди церковные с амвона многие и слушать не хотят, надмеваясь сердцем и показывая грубое пренебрежение к Божественному учению Слова Божия, уходят из храма, когда начинается проповедь.
Отчего же это бывает? Где причина, что Слово Божие зачастую остается в нас бесплодным? В чудной по красоте притче о Сеятеле Сам Господь прекрасно нам это объясняет (Лук. 8, 5–15).
От слушания Слова Божия нас отвлекает диавол, желающий нашей погибели. Под всевозможными благовидными предлогами он убеждает нас отказаться от слушания Слова Божия или пропустить мимо ушей слышанное: он, как тать, как злодей, похищает Слово Божие, посеянное было в наших душах. Затем много мешает нам наше легкомыслие и непостоянство, отсутствие выдержки, терпения, твердости характера: как-будто и приняли мы сердцем Слово Божие и даже решились уже жить в согласии с ним, по-христиански, но вот случилась с нами какая-либо неприятная неожиданность или непредвиденная напасть, и мы уже заколебались в нашем решении. Наконец, больше всего и чаще всего заглушают в нас Слово Божие злые терния. Это, как объясняет Господь, заботы житейские, земное благосостояние, богатство и сласти всякаго рода. Увлеченные суетными помышлениями, заботой об устройстве своего земного благополучия и гоняясь за всевозможными удовольствиями, наслаждениями и развлечениями, мы легко забываем о Боге, о Его Божественном законе – забываем о небесном, и все наши помыслы приковываем к земному. Мы «оземленяемся», «омирщвляемся», а дух наш, образ Божий, в нас умирает: мы становимся плотью бездушною и Бог от нас отступает. «Не имать Дух мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть», как сказал Господь еще в Ветхом Завете, видя всеобщее духовное растление людей (Быт. 6, 3), вследствие чего тогдашний род людской и был истреблен всемирным потопом, кроме праведного Ноя с его семейством.
Но есть и сердца, подобные плодородной черной земле, которые принимают семя Слова Божия, дают богатые всходы и приносят плод.
Вот почему не все и спасаются. Бог милосерд и всем желает спасения. Он, как сеятель, повсюду сеет семена Своего Божественного учения – чрез Сына Своего Единородного, чрез Апостолов Христовых, чрез их преемников – пастырей Церкви, да и чрез всех верных преданных слуг Своих. Он сеет Слово Свое, которое способно дать богатые всходы в душе человека и сделать его наследником и причастником Царствия Божия. Но кто виноват, если сердце человека до того запущено, до того заскорузло и огрубело, что сделалось неспособным к восприятию спасительного Слова Божия.
Конечно, сам человек. Бог никого не хочет насильно влечь ко спасению, ибо тогда и самое спасение, как подневольное, стало бы человеку противным: «нам дорого только то, что мы сами избрали и возлюбили, как достойное любви, чего мы сами домогались, с чем сроднились, что стало нашим сокровищем, нашей как бы второй природой» (Еп. Феофан). Между тем, сколь многие из нас, особенно в наше время, не только не имеют почвы сердца своего подготовленной к восприятию Слова Божия, но и Самого Слова Божия слышать вообще не хотят, отвращают от него уши и ум свой, как предрекал еще св. Апостол:
«Настанет время, когда здраваго учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим. 4, 3–4).
И в самом деле, сколь многие теперь отвращают слух от слушания Божественной Истины и предпочитают слушать басни всяких самозваных учителей: безбожников, сумасбродных сектантов, всевозможных изобретателей новых «вер», политических агитаторов и просто праздных мечтателей-суесловов.
«Под терниями и волчцами, подавляющими Слово Божественной Истины», говорит святитель Феофан, «кроме богатства, сластей и скорбей житейских (Лук. 8, 14), в нынешнее время надо разуметь и разные ложные учения, распространяемыя учеными, потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. Таких учений у нас расходится много: иныя гласно и открыто идут против истины; другия – под условными намеками, понятными, однакож, тем, к кому направляются. В существе они действуют, как угар: незаметно входя, омрачают голову и доводят до потери яснаго сознания всего окружающаго. Кто нахватается этого угара, тот начинает бредить, как сонный, ибо все представляется ему уже совсем не в том виде, как оно есть, и как представляется находящемуся в здравом уме. Встретив такое лицо, вы видите, что у него не только подавлена истина всякая, но заглушено и чувство истины, и ложь внедрилась во все составы ума. Как же быть? Не слушать и не читать этих бредней, а когда невольно услышалось или прочиталось, – выбрось из головы, а когда не выбрасывается, подвергни разсуждению и все разлетится, как дым» («Мысли на каждый день года», стр. 351–352).
Что же доброго может взойти на засоренной и запакощенной всякими мерзостями почве сердец таких увлекшихся всякими бреднями людей?
О как должен беречь человек свое сердце: не слушать и не читать таких праздных речей и писаний, не слышать ничего, что, подобно яду, разлагающим и мертвящим образом действует на душу, убивая в ней добрые и святые движения. Пуще всякаго яда должны мы опасаться чтения таких зловредных книг, журналов и газет, которые оскверняют и духовно опустошают душу, возращая в ней лишь терния и волчцы безбожия, вольнодумства, безнравственности и всяких смертоносных страстей, злобы и пороков.
А сколько теперь таких гадких книг и журналов печатается, сколько отвратительной гнусной и грязной лжи на все святое в современной повседневной прессе! И все это жадно поглощается современными людьми, как некая зараза, чума, захватывая и старых и малых!
И вот почему, охваченные этим современным «угаром», многие так пренебрежительно относятся к подлинно-животворной духовной пище – Слову Божию, возвышающему и облагораживающему души. А потому никого не может винить человек в своей погибели, если он добровольно отвращает слух свой от Истины и обращается к «басням», которые несут ему духовную смерть.
Господь Иисус Христос, осужденный на смерть людьми, которые, отвергнув Божественную Истину, увлеклись «баснями», пришел на землю не для того, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир, как Он это засвидетельствовал (Иоан. 12, 47). В руководство миру для его спасения, Он оставил Свое Божественное Слово, которое Он щедро сеял в течение трех с половиною лет Своего общественного служения на земле людям и затем продолжал сеять, чрез Своих святых учеников и Апостолов, и доселе сеет чрез их верных истинных преемников – пастырей Церкви Своей. Это Слово мы должны со всем вниманием слушать и впитывать в свою душу, стараясь тщательно исполнять заповеданное им в нашей жизни, ибоэто самое Слово будет судить нас в последний день.
«Не приидох бо», так говорил Господь незадолго до Своих крестных страданий, – «да сужду мирови, но да спасу мир. Отметаяйся Мене и не приемляй глагол Моих имать судящаго ему: слово, еже глаголах, то судит ему в последний день» (Иоан. 12, 48).
Слово это на Страшном Суде решит нашу участь на вечные времена. Как же можем мы безумно пренебрегать этим Словом Божиим?!
Итак, главное, что от нас требуется в этой кратковременной земной жизни – быть внимательными к Слову Божию, читать Божественное Евангелие и святые боговдохновенные книги, на нем основанные, и, читая, напечатлевать веления их в наших сердцах, чтобы не подпасть страшному осуждению на нескончаемые вечные муки.
«Имеяй уши слышати, да слышит!»