Источник

Покров Божией Матери над Россиею.

«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего и всем твориши спастися, в державный Твой Покров прибегающим....» 

(Из тропаря Казанской Божией Матери.)

О, как мало осталось ныне православных русских людей, которые знают сколь безчисленные благодеяния излила Пречистая Матерь Божия на Россию в течение Ее тысячелетней истории! И в частности – все ли теперь чествуют, как должно, одну из величайших святынь Русской Земли – чудотворную икону Казанской Божией Матери, явление которой празднуется 8 июля по ст.ст., а осенью 22 октября ст.ст. вновь чествуется эта великая наша национальная святыня в связи с поистине чудесным спасением Российского государства от ожидавшей его окончательной, казалось уже, гибели в 1612 году, по усердным молитвам верующих русских людей перед этой нашей святыней, сопровождавшей ополчение князя Пожарского, в эпоху так называемого Смутного Времени?

В 1654 году архидиакон Антиохийской Церкви Павел Алеппский, который вел путевые записки, во время путешествия по России со своим патриархом Макарием, писал буквально так: «В этой стране нет ни одной большой церкви, где не было бы чудотворной иконы Богоматери; мы видели своими собственными очами как эти святые иконы, так и чудеса, совершавшиеся от них».

Чрез эти многочисленные чудотворные иконы Пречистая Матерь Божия и являла видимым образом всем русским людям Свое невидимое присутствие на Русской Земле и Свой Покров над нею, почему наша Родина и дерзала называть себя «Домом Пресвятыя Богородицы».

Уже на самой заре русской истории Пречистая Матерь Божия чудесно послала Свою икону в храм ново-основанной Киево-Печерской обители, как бы в благословение новопросвещенному отечеству нашему. Многие другие чудесные события, связанные с покровительством Божией Матери, записаны в летописях, увековечены построением храмов и обителей в честь Ее и учреждением памятных крестных ходов.

На протяжении всей нашей истории известно множество случаев очевидного заступления Пресвятой Богородицы и Ее явления русским людям самого разнообразного положения – князьям, святителям, воинам, инокам, пастухам, нищим. Обо всем этом можно было бы написать целую книгу. Упомянем здесь только о самом замечательном.

В Московском Успенском соборе первою в иконостасе, слева от царских врат, стояла прежде великая заветная святыня Русской Земли – чудотворная икона Божией Матери Владимирская. По церковному преданию написана она была св. евангелистом Лукою на доске того стола, на котором в детстве Христа-Спасителя трапезовало Святое Семейство. Когда св. евангелист Лука показал Богоматери свою работу, Она произнесла слова, сказанные Ею некогда при посещении св. праведной Елисаветы после Благовещения: «Отныне ублажат Мя вси роди», и добавила: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет».

Эта икона до 450 года находилась в Иерусалиме, после чего при императоре Феодосии Младшем была перенесена в Константинополь. А в начале ХII-го века константинопольский патриарх Лука Хрисоверг послал ее в Киев, в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Там она была поставлена в окрестностях Киева у берега Днепра в великокняжеском селе Вышгороде, которое принадлежало раньше св. княгине Ольге.

Так, в лице этой древнейшей святыни сама Пречистая Матерь Божия благословила начало русской православной государственности. Но это еще не все. Через эту же Свою святую икону Пресвятая Богородица указала и место, куда надлежало передвинуться центру этой русской государственности – с юго-запада на северо-восток, в виду многих опасностей, угрожавших первоначальной столице Руси Киеву.

Однажды духовенство, войдя в храм, увидало, что св. икона стоит посреди храма на воздухе. Они поставили ее на прежнее место, но икона сошла с этого места и опять стала на воздухе. Князь Андрей, сын Юрия, бывший горячим почитателем Богоматери, заключил из этого чуда, что по воле Ее св. икона должна быть перенесена в какое-то другое место. Сам он замышлял переехать на северо-восток в Суздальскую землю. Помолившись усердно пред иконой Богоматери, он взял ее с собой и выехал из Вышгорода. По дороге он постоянно служил перед нею молебны и видел от нее много чудес. В г. Владимире жители с великой радостью встретили князя, везшего такую святыню. Когда же он хотел ехать с иконой дальше, лошади остановились и не хотели идти дальше, несмотря ни на какие понукания и побои. После горячей молитвы кн. Андрея пред иконой, Богоматерь открыла ему Свою волю на то, чтобы св. икона оставалась во Владимире.

Тогда кн. Андрей в спешном порядке распорядился, чтобы во Владимире был построен для нее собор. Уже через 2 года, в 1160 году этот великолепно-украшенный собор был сооружен и освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. В нем и была поставлена с возложенной на нее великолепной драгоценной ризой эта св. икона, которая с тех пор и стала называться Владимирской. Много чудес видели владимирцы от своей великой святыни. Кн. Андрей брал ее в походы на врагов и перед сражением горячо молился, призывая помощь Богоматери.

В 1395 году страшный азиатский завоеватель, «железный хромец» Тамерлан, прозванный «бичом народов» вторгся со своими полчищами в рязанские пределы, взял г. Елец и направился на Москву. Русские люди в ужасе трепетали, ожидая неминуемой гибели. Великий князь Василий Димитриевич с войском вышел ему навстречу, остановившись у Коломны, на берегу Оки. Больше, чем на силу воинскую, надеялся он на помощь небесную, призывая в молитвах Пречистую Матерь Божию и печальников Земли Русской святителей Петра, Алексия и преп. Сергия. Так как наступил Успенский пост, он призвал всех строго поститься и молиться и распорядился перенести прославившуюся уже многими чудесами Владимирскую икону из Владимира в Москву.

Десять дней продолжалось это шествие великой святыни. По обеим сторонам дороги стояли толпы людей на коленях, которые, протягивая руки к иконе, слезно вопияли: «Матерь Божия, спаси землю русскую!» В Москве иконе была устроена торжественная встреча, и с тех пор постоянным ее местопребыванием сделался Успенский собор в московском Кремле. И совершилось дивное чудо.

В час встречи иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре. Во сне видит он высокую гору, с которой спускаются к нему святители с золотыми жезлами, а над ними в воздухе, в несказанном величии стоит лучезарная Дева, окруженная несметными полчищами молниеобразных воинов с огненными мечами в руках. Обратив Свой грозный взор на Тамерлана, Она строго повелела ему оставить пределы Русской Земли, а воины, подняв свои огненные мечи, устремились на него.

Трепеща от охватившего его ужаса, Тамерлан проснулся, созвал совет своих мудрецов, старейшин и гадальщиков и потребовал объяснить ему значение этого сна. Мудрейшие из них ответили ему, что виденная им во сне Дева есть Матерь христианского Бога, Заступница русских и что сила Ее неодолима.

«Итак, мы не одолеем их, если они имеют такую Заступницу», сказал Тамерлан и отдал приказ своим полчищам повернуть назад. Все были изумлены и с невыразимой радостью приняли известие об удалении Тамерлана, исповедуя милость Божию. А летописец, описав это событие, заключает: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы».

И только неверующие современные историки, замалчивая это чудесное событие, пишут: «Сметая все на своем пути, Тамерлан дошел уже до г. Ельца, и вдруг неожиданно, по неизвестной причине, повернул назад и скрылся в азиатских степях».

Так трудно предвзятому неверию признать действительность явного чуда!

В память этого события Русская Церковь установила празднество «Сретения Владимирской иконы Божией Матери» 26-го августа по ст.ст.

По молитвам русских людей перед Владимирской иконой, Матерь Божия и после того не раз спасала Русскую Землю от вражеского нашествия и разорения.

Так, в 1408 году внезапно подступил к Москве ордынский царь Едигей. И князь и митрополит тогда отсутствовали. Помощи было ждать неоткуда, и жители Москвы стали молить Божию Матерь о спасении пред Ее святыней. Едигей, получив неблагоприятные для себя известия из Орды, внезапно отступил от Москвы и поспешил домой.

В 1451 году подступили к Москве полчища татар, предводимые ногайским царевичем Мазовшей. Они уже зажгли посады у города, а святитель московский Митрополит Иона совершал по стенам Кремля крестный ход. Встретившийся на пути праведный инок Антоний, в ответ на просьбу святителя молиться об избавлении города, сказал: «Богоматерь не презрит моления твоего. Она уже умолила Сына Своего спасти Москву». Ночью татарам представилось, что идет на них сильное войско, и они обратились в бегство. Великий князь поспешил в храм и с умилением славил Матерь Божию, как Заступницу и Спасительницу Москвы, а святитель Иона, митрополит Московский в память избавления Москвы от татар заложил церковь во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, так как в день этого праздника Москва освободилась от осады (2 июля ст.ст.).

В 1480 году двинулся на Россию татарский хан Ахмат. Великий князь Иоанн III вышел с войском ему навстречу. Русских и татар разделяла только река Угра, которую русские прозвали «поясом Богоматери», ограждающим наши пределы. Две недели татары и русские смотрели друг на друга чрез эту реку, медля вступать в битву. Начались морозы, и кн. Иоанн велел отступить своему войску. Произошло чудо. Татары вообразили, что русские, чувствуя свою силу, хотят заманить их в засаду, и хан с войском поспешил удалиться. Летописцы славят по этому поводу милость Божию, говоря, что «не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас Россию». С этим уходом татар пало висевшее над Русью два с половиной столетия татарское иго. В память этого установлено празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери 29 июня ст.ст.

В 1521 году предводимые Крымским ханом Махмет-Гиреем крымские и ногайские татары в соединении с казанскими так поспешно вторглись в московскую область, что великий князь Василий Иоаннович едва успел выйти со своим войском к реке Оке. Татары свирепствовали, все предавая огню, брали в плен женщин и девиц, убивали детей, святотатствовали и оскверняли святыню храмов Божиих. Махмет-Гирей стоял уже вблизи самой Москвы, куда стеклось множество беженцев. Все ждали своей неминуемой гибели, надеясь только на помощь Божию, молитвами Богоматери. И вот праведному юродивому старцу Василию, усердно молившемуся в Успенском соборе, в полночь послышался сильный шум, церковные двери отверзлись, а чудотворная икона Владимирская поднялась со своего места, и от нее слышан был голос: «Выйду из града со святителями». Церковь на миг осветилась пламенем, который тотчас же погас.

В ту же ночь было видение одной слепой инокине Вознесенского монастыря. Она увидела, как из Кремля в Спасские ворота идет сонм святителей, несущих чудотворную Владимирскую икону. Навстречу им вышли преподобные отцы Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Они упали святителям в ноги и спрашивали, на кого они оставляют город в такой беде? Святители отвечали со слезами: «Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от предлежащей скорби. Господь же повелел нам не только выйти из града сего, но и вынести с собой чудотворную икону Пречистой Его Матери, ибо люди презрели страх Божий и о заповедях Его не радели, почему Бог и попустил придти варварскому народу, да накажутся ныне и чрез покаяние да возвратятся к Богу». Упав в ноги святителям Божиим Московским чудотворцам Петру, Алексию и Ионе, преподобные Сергий и Варлаам стали умолять их, чтобы они смягчили гнев Божий. И вняли святители этим просьбам, отпели молебен пред чудотворной иконой Владимирской вместе с ними, осенили город крестным знамением и возвратились в Кремль, неся обратно чудотворную икону.

И на этот раз заступлением Божией Матери Москва была спасена. Татарам показалось, что вокруг города собралось громадное количество войска. Хан послал удостовериться в этом, а посланным привиделось войско еще более сильное. С трепетом вернулись они к хану, разсказав об этом. Хан послал одного из приближенных вельмож своих, а тот вернулся, крича в страхе: «Бежим немедля! От Москвы идет на нас неисчислимое войско!» И татары бежали. Это заступничество Божией Матери вспоминается ежегодно в день 21-го мая ст.ст.

В царствование Феодора Иоанновича в 1591 году крымские татары проникли опять к самой Москве. Благочестивый царь неотступно молил Пресвятую Богородицу о спасении города и послал свои войска навстречу врагам с чудотворной иконой Владимирской. Накануне битвы, утешая плакавшего около него боярина, царь с ясной улыбкой сказал ему: «Завтра молитвами Богоматери нечестивых не будет». И вот во время упорной битвы, длившейся целые сутки, неодолимая сила изошла от стоявшей в рядах русского воинства Владимирской иконы, и на татар нашел какой-то столбняк. Руки их казались скованными, и они не были в состоянии поднять своих мечей. В охватившем их жутком страхе они обратились в бегство.

Но вот настали особенно-страшные времена для Российского Государства – так называемое «Смутное время». Прекратился род царской династии Рюриковичей, чем и воспользовались враги России – поляки и шведы. Поляки захватили самую Москву, шведы стали господствовать в северных областях. По всей стране ходили разбойничьи шайки, грабя и убивая безнаказанно всех, кого хотели. Стали появляться самозванцы, желая овладеть опустевшим царским престолом. Из Москвы от находившегося в заключении у поляков Святейшего Патриарха Гермогена и из Троице-Сергиевой лавры стали всюду разсылаться грамоты, убеждавшие русских людей не малодушествовать, а подняться на освобождение Москвы и спасение Отечества. «Здесь», писалось в этих грамотах, «корень царства, здесь знамя Отечества, здесь Богоматерь, изображенная Евангелистом Лукой».

Первое ополчение, двинувшееся на освобождение Москвы, оказалось неуспешными. В Нижнем Новгороде организовалось тогда новое ополчение, благодаря воодушевленному призыву Козьмы Минина-Сухорука: «Станем все, как один, за Русь Святую, за Дом Пресвятыя Богородицы, заложим жен и детей, но освободим Отечество!» Новое ополчение было возглавлено глубоко-верующим князем Димитрием М. Пожарским, который взял с собой чудотворный образ Казанской Божией Матери. Разсуждая чисто по-человечески, надежд на спасение Отечества не могло быть никаких: войско не имело средств для своего содержания, не было оружия, среди воинов и вождей не было необходимого единодушия. Все надежды были возложены на чудесную помощь Заступницы Усердной рода христианского, и Ей ополчение и весь народ стали возсылать горячие моления. После отслуженного торжественного молебна пред Казанской чудотворной иконой, все решили наложить на себя трехдневный строгий пост.

И эти скорбные мольбы и вопли русских людей были услышаны. В Кремле у поляков томился в плену маститый святитель Арсений, и он-то и явился вестником небесного милосердия к России. Среди полночной тишины келлия его озарилась необыкновенным светом, и он увидел перед собою преподобного Сергия Радонежского. «Арсений!» – сказал ему преподобный; «ваши и наши молитвы услышаны: предстательством Богоматери суд об отечестве нашем преложен на милость; завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Эта радостная весть, переходя из уст в уста, быстро распространилась повсюду, и исполнила души осаждающих непреодолимым мужеством. Дерзая о Имени Богоматери, христолюбивое воинство наше устремилось на приступ, и 22 октября 1612 года Кремль был в руках русских, а поляки бежали. В следующий же воскресный день благодарное воинство торжественно вступило в освобожденную столицу, неся впереди Казанскую икону Божией Матери, а навстречу ему вышел святитель Арсений, неся сохраненную им в плену Владимирскую икону. В память этого был установлен Всероссийский Праздник в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери 22 октября, кроме дня ее явления 8 июля ст.ст.

Боле 60-ти списков этой великой нашей святыни по всей России прославились чудотворениями, из коих один находился в Москве в Казанском соборе, а другой – в С.-Петербурге – тоже в величественном соборе Ее имени, который особенно чтили петербуржцы, стараясь чаще забегать туда между обычными своими делами и заботами, чтобы помолиться Пречистой Матери Божией и поставить свечу.

В 1678 году турки, поляки и татары окончательно опустошили южную часть Киевской земли. Только самый Киев спасался от них, благодаря заступничеству Божией Матери, чудотворную икону Которой обносили вокруг города крестным ходом. Это постоянное заступничество Пречистой южно-русскому народу отразилось в народных песнях, из которых до сих пор поется весьма умилительная: «Пречистая Дево, Мати русскаго краю».

Святителю Тихону Задонскому в 1778 году явилась Матерь Божия, стоящая на облаках, а около Нее Апостолы Петр и Павел. Св. Тихон, упав на колени, просил Пречистую продлить Ее милости миру. В следующем году он имел подобное же видение, и снова коленопреклонно молился. Владычица отвечала ему: «будет по просьбе твоей».

В 1812 году вторгся в пределы России французский император Наполеон с огромными полчищами, составленными из всех покоренных им народов Европы. При оставлении русскими войсками Смоленска была вывезена ими и чудотворная икона Одигитрии Смоленская.

Св. икону эту накануне решительного Бородинского боя носили по полкам, и все с глубокою врою перед нею молились. И хотя Москва потом временно была сдана Наполеону, но вскоре он должен был бежать из России, а русские войска, пройдя всю Европу, победоносно вступили в Париж.

Неоднократных чудесных явлений Божией Матери удостоился наш великий всероссийский молитвенник и подвижник преп. Серафим Саровский (почивший в 1833 г.). Трижды он получил от Нее чудесное исцеление.

Невозможно исчислить все случаи покровительства и заступничества Божьей Матери, как отдельным русским людям, так и всему русскому народу в целом. Этим и объясняется, что именно в России был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы, хотя событие, воспоминаемое в этот день, произошло в Византии. На это ясно указывает церковное песнопение этого праздника: «Владычице, с честными славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики, и со архангелы за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшая».

И вот, потому-то праздник Покрова, не будучи двунадесятым, чествовался у нас в России не мене двунадесятых. Многократно и ощутительно испытав на себе заступничество Божией Матери, русский человек особенно любил и чтил этот праздник, а потому множество было у нас и храмов и монастырей, посвященных и этому празднику и празднику в честь Казанской иконы Божией Матери, когда так ярко был явлен Покров Божией Матери именно России, находившейся на краю гибели в 1612 году.

За безумное Богоотступничество русского народа, за то, что русские люди, в своем жутком духовном ослеплении отвернулись сами от ограждавшего их чудесного омофора Пречистой и в своем омрачении пошли за лютыми врагами Ее Сына и Бога, они лишились Ее всемощного покровительства, «да накажутся и чрез покаяние да возвратятся к Богу», как это было сказано ранее, в 1521 году при нападении на Москву крымского хана Махмет-Гирея, когда это наказание, по молитвам «печальников Земли Русской», было отвращено. Но теперь эта страшная вразумительная кара Божия все же постигла русский народ за его нераскаянность и длится вот уже свыше полустолетия.

Но то, что Покровительница наша не отступила от нас совсем и окончательно, об этом живо свидетельствует чудесное явление под Москвой 2 марта 1917 года последней у нас чудотворной иконы Божией Матери Державной, как бы принявшей от последнего Русского Царя-Мученика знаки его царственной власти над Россиею – его царскую корону, скипетр и державу.

От нас самих, и только от нас, зависит теперь наше будущее и будущее нашей несчастной, зарвавшейся в своем Богоотступничестве Родины-России – будем ли мы и впредь безумно идти за врагами Христа-Спасителя, раболепно слушаться их и угождая им, оплевывать все наше исконное родное с его вековыми историческими святынями, хуля нашего Господа и Его Пречистую Матерь, – или станем, наконец, твердыми стопами на путь истинного покаяния и обращения к Богу и этим вновь возвратим себе чудодейственный Покров Божией Матери, Заступницы усердной рода христианского.

Наша св. церковь не перестает звать нас: «Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению – Покрову Девы. Ускорим на молитву и потщимся на покаяние!..»


Источник: Современность в свете Слова Божия / Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация).

Комментарии для сайта Cackle