Том 4
«Лествица к небеси».
«О, дивное чудо! источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает...»
(Стихира на Успение).
Церковь Христова радостно славит Успение Пресвятой Богородицы, объясняя эту радость в своих песнопениях тем, что гроб ее не только не являл и не являет собою ничего страшного и мрачного для нас, а наоборот: он для нас – «лествица (лестница) к небеси», коей мы можем взойти на небо. В Успении Своем Пречистая Матерь Божия не только «не оставила мира» – не покинула нас, а стала еще ближе нам, ибо сделалась нашей «неусыпающей молитвенницей» и «в предстательствах непреложным упованием» – как бы неким связующим звеном между Богом и миром, на подобие той лестницы, которую видел во сне ветхозаветный патриарх Иаков и которая соединяла небо и землю (Бытия 28, 11–17). Издревле эта «лествица Иаковля» считалась христианами прообразом Божией Матери.
Пречистая Матерь Божия именуется «лествицей к небеси» в двояком смысле. Посредством Ее, как некой таинственной лестницы, Сын Божий сошел с неба на землю, воплотившись от Нее и став истинным Человеком, не переставая быть Богом, и совершил дело спасения нашего от греха, проклятия и смерти, «пригвоздив ко кресту рукописание грехов наших». Вместе с тем, все мы, искупленные Пречистою Кровью Сына Ее, благодаря Ей и Ее молитвенной помощи и предстательству, можем с тех пор восходить с этой грешной земли на небо – в райские обители, уготованные нам Сыном Ее.
Гроб Божией Матери, существующий и доныне в Гефсимании, служит до сих пор предметом глубочайшего благоговейного почитания, хотя он и пуст теперь: Тела Ее в нем нет. Древнее предание гласит, что рожденный Ею Сын Божий, воздавая Ей особую честь, как Матери Своей, уже на третий день после Ее Успения, воскресил Ее и взял Ее с Телом в Свои небесные обители, где Она с тех пор и молится непрестанно за всех нас, грешников, как истинная Мать наша, умоляя за нас Сына Своего и Бога.
Вот почему так дорог и радостен для нас этот праздник Успения! И вот почему, прославляя этот праздник, св. Церковь поет: «во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу (к жизни), Мати сущи Живота (то есть Самого Господа, Подателя жизни), и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша (тропарь Успения).
И не удивительно поэтому, что уже с первых времен христианства Успение Пресвятой Богородицы отмечалось, как праздник, и над гробом Ее, по свидетельству блаженного Иеронима, в IV веке построен был храм, как гласит предание, благочестивой Царицей Еленой. С того времени огромное количество храмов христианских посвящалось и доныне посвящаются Успению Пресвятой Богородицы, а самый этот праздник многие называли и называют «Богородичной Пасхой» и выработан был на Востоке даже особый чин Богослужения этого дня, напоминающий собою последование Великой Субботы.
Особенно чтился этот великий праздник некогда у нас на Святой Руси, где великое множество храмов и монастырей было посвящено Успению Пресвятой Богородицы.
На самой заре нашей русской истории, еще в 1051 году, преподобный Антоний, которого наша Св. Церковь славит, как «начальника всех российских монахов», положил основание прославленной Киево-Печерской обители, постепенно все более и более разраставшейся и обратившейся в величественную «Лавру» со множеством иноков.
И эта древнейшая святыня Русской Земли была посвящена Успению Пресвятой Богородицы.
Основанная преподобным Антонием и благоустроенная его сподвижником преподобным Феодосием Киево-Печерская Успенская Лавра сделалась духовным оплотом и главным очагом духовного просвещения для всей Киевской Руси: с ней теснейшим образом связан весь первый период нашей русской истории, когда Русь (до татарского нашествия) была самым передовым, культурнейшим, в лучшем смысле этого слова, государством в Европе. Она была образцом для всех других, вскоре начавших появляться по всему лицу Русской Земли иноческих обителей. Из ее стен выходили все наши первые архипастыри, ревностные проповедники христианской веры и выдающиеся писатели той эпохи.
И до последнего времени Киево-Печерская Успенская Лавра не теряла своего значения, будучи возглавляема самим Митрополитом Киевским и Галицким, носившим титул ее «священноархимандрита». На праздник Успения Пресвятой Богородицы ежегодно справлялось в ней великое торжество, на которое стекались во множестве богомольцы со всех концов нашей необъятной Матушки-России. Славилась лавра и особенно-умилительными своими напевами, которыми чествовался этот великий и столь любимый православным русским народом праздник. А сколько великих угодников Божиих дала из своей иноческой среды братия этой славной Лавры, прославивших ее своими дивными подвигами. Св. мощи их доселе почивают в ней в так называемых «Ближних» и «Дальних Пещерах». Трудно и перечесть их! Замечательные жизнеописания их собраны в особой книге под названием «Киево-Печерский Патерик», который и открывается повествованием о чудесном создании «великой церкви» в честь Успения Пресвятой Богородицы, по повелению Ее Самой.
И тогда, когда, после разгрома Киева татарами в 1240 году, центр Руси передвинулся на северо-восток, в новом стольном граде Владимире был воздвигнут величественный кафедральный собор также в честь Успения Пресвятой Богородицы.
И, наконец, когда Русская Земля, раздробленная на уделы, стала объединяться, благодаря умному и дальновидному князю Иоанну Даниловичу Калите, вокруг маленького и незначительного вначале городка Москвы, там тоже был построен кафедральный соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Окончательно переселившись в 1325 году в Москву, Митрополит всея Руси св. Петр стал убеждать князя построить этот храм, причем изрек замечательное пророчество о будущем величии Москвы, которое в точности исполнилось.
«Если ты меня послушаешь, сын мой», так говорил св. Петр князю, «то и сам прославишься более иных князей с родом твоим, и город твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и кости мои здесь положены будут».
Этот дивной красоты величественный Успенский Собор в Кремле сделался действительно как бы краеугольным камнем величия всего Российского государства, необъятно разросшегося потом из маленького и скромного московского княжества.
Это – «святая святых» православного русского народа, самая заветная святыня наша – как бы сердце Святой Руси! В этом Успенском соборе венчались на царство все цари русские, начиная с Иоанна IV-го и возводились на престол первосвятители Русской Церкви. Дивный храм, и снаружи и внутри производящий незабываемое впечатление необыкновенной духовной мощи нашей Св. Церкви и православного Отечества нашего – Святой Руси!
В этом дивном храме, по Промыслу Божию и под несомненным Покровом Божьей Матери, происходило настолование нашего последнего законного Всероссийского Патриарха Тихона, несмотря на то, что Кремль, в котором находится этот храм, был уже захвачен лютыми безбожниками, поработившими нашу Родину – Святую Русь и поставившими себе целью выкорчевать все святое из души русского человека.
Стоит этот дивный храм и теперь, хотя Богослужений в нем и не совершается, напоминая лишь всем созерцающим его о прежнем духовном величии нашей многострадальной Родины.
И кто знает? Чувствуется, что началось там у нас духовное возрождение, после охватившей русский народ с лишком полувековой тьмы. И быть может, возобновление в этом храме Богослужений будет знаменовать собою воскресение Святой Руси, по милости Пресвятой Богородицы, Успению Которой он посвящен, за искреннее покаяние русских людей и возвращение их к Богу.
В первые годы нашей беженской жизни заграницей широко распространился слух, ведший свое начало будто бы от одного из прозорливых старцев, что спасение России от ига лютого безбожия произойдет именно в день праздника Успения Пресвятой Богородицы. И сколь многие тогда ежегодно ожидали с нетерпением этого дня, но увы до сих пор тщетно! И не удивительно, ибо «без покаяния нет спасения», а этого-то самого главного – покаяния, все еще не было и не видно доселе, в той достаточной мере, которая соответствовала бы степени того безмерного падения, в бездну которого низвергся наш несчастный заблудившийся православный русский народ, отрекшийся от своих исторических святынь и слепо пошедший на поводу у исконных врагов Христовых и лютых ненавистников нашего православного Отечества.
Для того, чтобы покаяться по-настоящему, а не только на словах, нужно прежде всего ясно, без всяких самооправданий, осознать, чем именно и как мы согрешили, и найти правильные пути, идя которыми, мы могли бы загладить наши грехи, породившие столько страшных преступлений, и коренным образом исправить к лучшему всю нашу жизнь.
Главный наш грех, вокруг которого группируются и все остальные, заключается, конечно, в том, что мы вместо того, чтобы слушать наших подлинных духовных вождей и следовать их увещаниям и наставлениям, пошли за разного рода всевозможными лже-учителями, от которых так сильно и решительно предостерегал своих последователей еще Сам Господь наш Иисус Христос.
Вот, как неоднократно говорил Он во время Своей земной жизни:
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые; не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые... Итак, по плодам их узнаете их» (Матф 7, 15–18, 20).
В своей беседе, незадолго до Своих крестных страданий и смерти, Господь опять повторил подобное же предостережение:
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить; я – Христос, и многих прельстят... и тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга; и многие лжепророки возстанут и прельстят многих; и по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Матф. 24, 4–5, 9–12).
Разве не такую именно картину наблюдали мы у нас на Родине в годы, предшествовавшие постигшей ее кровавой катастрофы?!
Плоды деятельности этих лже-пророков, приходивших к нам с отступившего от истинно-христианской веры Запада «в овечьих одеждах», оказались поистине ужасными, для многих тогда неожиданными, хотя и много было данных для того, чтобы распознать их «волчью» сущность. Но вот, что крайне печально, так это то, что и до сих пор далеко еще не все в нашей среде настолько прозрели духовно, дабы полностью по достоинству оценить все то зло, которое они принесли нам и со всей решительностью отвернуться от них и от их лживой клеветнической пропаганды, доведшей русский народ до такого массового духовного ослепления и безумного поругания и осквернения всех своих вековых святынь, – до закрытия и разрушения храмов, избиения священнослужителей и жесточайшего преследования всех искренно-верующих, не пожелавших отречься от своей веры.
И что особенно удивительно! Даже здесь заграницей, в условиях, казалось бы, свободной жизни, мы постоянно находим в прессе, издающейся на русском языке, безконечное повторение всех этих гнуснейших вымыслов и злобных клевет, распространение которых в свое время у нас на Родине и довело русский народ до Богоотступничества и всех неизбежно связанных с ним смертных грехов и преступлений, а Россию – до страшного кровавого кошмара.
Спрашивается: кем это и с какой целью упорно и настойчиво делается?!
Здравый смысл подсказывает каждому, кто еще не потерял его, что это все делается исключительно для того, чтобы еще более углубить бездну морального падения, в которую имела неосторожность низвергнуться значительная часть нашего несчастного русского народа, поддавшаяся лукавому обольщению со стороны этих «лже-пророков»!
Правда, многие, особенно в последнее время, поняли, сколь велико зло загнездившееся на нашей несчастной Родине, которое угрожает теперь гибелью всему миру, всему человечеству, но большинство совсем не проникают в богоборческую сущность этого зла и не видят или, быть может, только не хотят видеть, кто это зло насадил у нас, кто его поддерживал и до сих пор его всячески поддерживает, под лукавым предлогом стремления к миру всего мира! Не хотят видеть, что это зло – только производное, а вовсе не самопроизвольно зародившееся у нас на Родине, как якобы отвечающее национальному характеру русского человека (и тут без клеветы не обходится!).
Второй, не менее тяжкий грех, чем Богоотступничество и Богоборчество, это грех против нашей Святой Церкви, проявляющий себя в разных видах, но в общем сводящийся к одному и тому же – к упорному нежеланию признавать двух основных истин о Церкви, открытых нам в. Слове Божием:
1) Что Церковь создана Самим Христом-Спасителем на твердом камени исповедания Христа Сыном Божиим и что «врата адова» не одолеют Ее (Матф. 16, 18) и
2) Что «Церковь есть столп и утверждение истины» (1Тим. 3 15).
Все больше и больше стало появляться у нас в последнее время таких людей, которые официально числились «православными христианами» и формально к Православной Церкви принадлежали, но фактически Церкви не признавали. Эти вольнодумцы самих себя лишь признавали высшими авторитетами, зачастую не только для себя, но и для других, частично или полностью отвергая учение Церкви, всячески критикуя его и не желая перед ним смиренно склониться. Иные из таковых, не отвергая учения Церкви полностью, позволяли себе утверждать, что Церковь «заблудилась» или подпала под чье-то влияние и что нужно внести поправки и переделки в Ее учение, причем сами стали предлагать такие «поправки», ставя себя, таким образом, выше Церкви, принимая на себя роль «судей» Ее.
Этим «обновлением» Церкви и Ее учения начали в особенности заниматься в конце прошлого XIX-го и начале этого ХХ-го века. В чем только не «обвиняли» Церковь! Каких только клевет не возводили на Нее и Ее учение! И высокомерно и надменно, критикуя даже древних великих Отцов Церкви, подлинных столпов Православия, занимались «исправлением» Ее учения, с необычайно-гордой самонадеянностью и самомнением. В частности, этим занимался кумир наших безбожных вольнодумцев Лев Толстой, составивший даже свое собственное «евангелие». Подражали ему и его слепые последователи «толстовцы» и все носители духа «толстовщины», в противовес исконному почти двухтысячелетнему традиционному учению Церкви, основанному на Божественном Откровении – Священном Писании и Священном Предании.
Это стремление – «обновлять» Церковь и переделывать по своему вкусу Ее учение не прекращается и до настоящего времени, причем все такие «обновители» и «исправители» гордо и самонадеянно уверяют и самих себя и других, что они творят великое дело – «очищают Церковь и Ее учение» от каких-то якобы посторонних и наносных влияний.
Что же это такое?
Значит, неправду сказал Господь наш и Спаситель, и «врата адова» в чем-то «одолели» Церковь, и Она перестала быть «столпом и утверждением истины»?
Думать и учить так – великий грех, в котором должны слезно каяться все такие «обновители» и «исправители» Церкви и Ее учения и их неразумные поклонники и последователи!
Поменьше надо мудрствовать и философствовать, а больше и по-настоящему веровать!
Вот – наша главная задача! А философию и замысловатые, никому в сущности ненужные, домыслы предоставим тем, кто не хотят веровать так, как всегда учила истинная Христова Церковь в лице Ее великих духоносных светильников, начиная с учеников Христовых, мужей апостольских и древних великих Отцев Церкви
Будем со вниманием и благоговением читать священные книги Слова Божия, творения Святых Отцов, жития святых угодников Божиих, и они нас научат всему, что нужно для вечного спасения. А из современных нам отечественных подвижников и наставников христианского благочестия достаточно читать и изучать творения св. Тихона Задонского, письма Оптинских старцев и сочинения святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Феофана Затворника и св. праведного Иоанна Кронштадтского, которые в доступной и понятной нам форме изложения изъясняют учение нашей Св. Церкви.
Давно пора уже нам всем прозреть и протрезвиться и с презрением отвернуться от всяких «лже-христов» и «лже-пророков» – этих льстецов в овечьих одеждах, которые «внутри суть волцы хищние» какими бы красивыми словами и лозунгами ни прикрывали они свое блудословие, расшатывая все основы нашей святой веры и поливая ушатами грязи наше святое историческое прошлое
Нам с ними никак и ни в каком отношении не по пути!
Мы должны никуда не сворачивая и не виляя туда-сюда, идти своим честным и прямым святорусским путем, отметая все лживые соблазны многочисленных лукавых делателей. Тот не русский человек, который позволяет, чтобы в его присутствии оплевывалось все то, что было всегда свято и дорого для каждого истинно-русского православного человека.
И тогда только смеем мы надеяться, что Пречистая Матерь Божия, смилостивится над нами, умилостивит Сына Своего и Бога к нам, тяжко прегрешившим пред Ним и вернет нам Отечество наше – Святую Русь, не напрасно именовавшую себя прежде «Домом Пресвятыя Богородицы». И тогда мы вновь обретем в Ней «лествицу к небеси».