Том 4
Июль – месяц Русских Святых.
Изобиловала когда-то Русская земля святыми угодниками Божиими – «именитыми и безименными», «явленными и неявленными», знаемыми и незнаемыми, прославленными и еще только ждущими своего официального прославления на земле, хотя и несомненно прославленными у Бога на небесах. Вторая неделя по Пятидесятнице так и посвящается памяти «Всех Святых в земли Российстей просиявших». И почти нет дня в году, когда бы не славилась память того или другого из этого славного сонма духовных питомцев Святой Руси. Но особенно богат этими празднованиями месяц июль, когда прославляются памяти наиболее славных, чтимых и любимых угодников Божиих, вышедших из среды нашего православного русского народа. Отметим здесь только тех из них, которые более всего дороги и близки сердцу русского человека, как основоположники Святой Руси и выразители духа ее.
Так, 3-го июля празднуется перенесение мощей священномученика Филиппа, митрополита Московского и всея России, который не убоялся всенародно в Успенском соборе обличить самого Грозного царя за пролитие невинной крови. Какой это яркий образ – обличительный урок для тех архипастырей, которые молчат там, где святой долг служения Правде Божией повелевает им говорить! Нетленное тело этого великого святителя было торжественно прославлено многочисленными чудесами исцелений при перенесении его из Соловецкого монастыря в Москву, где оно было положено в серебряной раке в том самом Успенском собор, стены которого были безмолвными свидетелями его самоотверженного безстрашного подвига (1652 г.).
В тот же день вспоминается преставление блаженного Иоанна, юродивого Московского, который ходил полунагой, носил на себе тяжелые железные вериги и на голове большой железный колпак. За свою святую жизнь был удостоен дара прозорливости и чудотворений и предрек свою смерть, указав место своего погребения в Московском Покровском Соборе. Стяжание высшей христианской добродетели смирения чрез подвиг юродства во Христе стало особенно близким душе русского человека, и потому у нас явилось немало таких «юродивых во Христе», которых очень чтил русский народ, чувствуя величие их духа, оказавшегося способным попрать свою гордыню – этот источник и корень всех греховных страстей, († 1589 г.).
Все в тот же день празднуется память св. благоверных князей Ярославских Василия и Константина Всеволодовичей, по-христиански безропотно переносивших множество скорбей, выпавших на их долю и, как истинные христиане, отечески управлявших своими подданными. Св. мощи их сохранились нетленными и источали многие исцеления. Где теперь такие правители и вожди народные, которые были бы проникнуты подлинно-христианским духом и искали бы не своей выгоды, а блага народа?! († 1249 г. и 1257 г.).
И еще в тот же день наша св. Церковь славит преподобных Иоанна и Лонгина, Яренских чудотворцев, бывших учениками святителя Филиппа, тогда игумена Соловецкого. Проводя свою жизнь в посте и внимании к своей совести, они являли собою образцы смирения и послушания, главных добродетелей христианских, столь чуждых современному человеку, исполненному гордыней и самочинием. Множество чудес совершалось от их св. мощей († 1638 г.).
И в тот же день память преп. Никодима Кожеозерского, прожившего 35 лет пустынножителем в полном безмолвии, творившего многие чудеса и чудесно уведомленного о приближении своей кончины святителем Алексием Московским и преп. Дионисием († 1640 г.)
В день 5-го июля празднуется Обретение честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена, Радонежского чудотворца (1422 г.) – «игумена Земли Русской», одного из главных основоположников Святой Руси, «печальника и стоятеля за Землю Русскую», преставление которого св. Церковь славит 25 сентября († 1392 г). По смерти своих родителей, он еще юношей, презрев «тленную славу», «мipa красоту и сладость временную» и больше всего на свете возлюбив «монашеское житие», родительское наследство отдал своему младшему брату Петру, а сам ушел в непроходимую чащу леса в 10 верстах от местечка Радонеж, вместе с овдовевшим братом своим Стефаном, который скоро ушел от него в благоустроенный монастырь. Юный подвижник остался совершенно один в дремучем лесу, терпя все невзгоды и трудности, лишения и искушения пустынного жития. Только медведь посещал его, с которым он делился последним куском хлеба, оставаясь сам подолгу без пищи. Прослышав о его подвижнической жизни, к нему стали собираться иноки, желавшие служить Господу Богу под его руководством. И вот на месте смиренных подвигов этого дивного подвижника выросла величественная Троице-Сергиева Лавра, которая сделалась духовным оплотом Московской Руси. Преп. Сергий уходил от мира, но мир шел за ним, чувствуя в нем великую духовную силу. Получая множество пожертвований от богатых и знатных людей, лавра все ширилась и укреплялась, а в годины народных бедствий кормила голодающих, давала приют сирым и убогим, спасала отечество от нападавших врагов, особенно в так называемое «Смутное время». Сам преподобный Сергий для себя не искал ничего, вел бедную, трудовую жизнь и решительно отказался от сана Митрополита всея Руси, когда Митрополит Московский Алексий хотел сделать его своим преемником. За свою святую жизнь преп. Серий сподобился дара прозорливости и чудотворений, под конец своей жизни удостоился явления Божией Матери, в сопровождении свв. апостолов Петра и Иоанна, Которая утешила его обещанием покровительства основанной им обители и предрекла ее процветание. Через 30 лет после его преставления св. мощи его были обретены нетленными (1422 г.) и доныне почивают в Троицком соборе, служа неизсякаемым источником утешений и исцелений для всех, стекающихся со всех концов Русской земли благочестивых богомольцев – даже доныне.
В день 6-го июля чествуется память св. девицы Иулиании, княжны Ольшанской, которая преставилась 16-ти лет от роду не позднее 1540 года. Ее св. мощи были обретены совершенно нетленными в Антониевских пещерах в Киеве в 1617 году, где она была погребена.
В день 7-го июля чествуется преставление благоверной Евдокии, во инокинях Евфросинии, великой княгини Московской († 1407 г.), которая была супругой великого князя Димитрия Донского, отличалась своей истинно-благочестивой жизнью, была как бы матерью для бедных, сострадательной ко всем страждущим, щедро расточала свои средства на строительство, возстановление и украшение Божиих храмов. Оставаясь внешне княгинею, она была строгой постницей и смиряла себя тяжелыми подвигами. В Москве она основала Вознесенский женский монастырь и незадолго до своей кончины сама приняла в нем иноческий постриг, где и хранятся ее св. мощи. Над гробом ее нередко сами собой загорались свечи.
В день 8-го июля наша Русская Церковь празднует событие явления Образа Пресвятой Богородицы во граде Казани – одной из наиболее прославленных и почитаемых чудотворных икон, с которой связано великое событие чудесного спасения России от ужасов Смутного Времени, грозивших нашей Родине, как казалось, неизбежной гибелью. Эта дивная национальная русская святыня явилась в 1579 году в пепелище сгоревшего дома, как бы в подкрепление веры Христовой среди магометан, населявших столицу недавно покоренного Казанского царства. На месте явления св. иконы был воздвигнут Богородицкий женский монастырь, где и находилась постоянно эта святыня до ее похищения злоумышленниками в 1904 году. Много копий ее также прославились чудесами.
В тот же день празднуется память блаженного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. Блаженный Прокопий, хотя и не был по своему происхождению русским, но, прибыв в Россию, так пленился св. православной верой, что отказался от папизма и, приняв св. Православие, стал подвизаться. Он отказался от своего купеческого ремесла, раздал свое имение бедным и вступил в обитель преп. Варлаама Хутынского. Не удовольствовавшись отречением от мира, он удалился в город Великий Устюг, где принял на себя весьма тяжкий подвиг юродства во Христе, проводя ночи в молитве на паперти соборного храма, а днем ходя по городу и представляясь глупцом. Ложился отдыхать то на навозе, то на камне, то на голой земле и нередко в снегу. Бог удостоил его дара прозорливости, и своими молитвами он спас город от каменной тучи, призвав жителей его к покаянию. Преставился в глубокой старости в 1285 году.
В тот же день наша св. Церковь чествует память блаженного Прокопия Усьянского, подвизавшегося в 17-м веке в Вологодской губернии, мощи которого были обретены нетленными и издавали благоухание.
В день 10-го июля празднуется память преподобного отца нашего Антония Печерского, бывшего начальника всех российских монахов. В мире Антипа, родившийся в 983 году в местечке Любеч около Чернигова, он отправился на Афон и там постригся в монахи, подвизаясь в одной пещере. Игуменом своей обители Есфигмен он был послан в Россию для насаждения в этой новообращенной стране иночества. В 1013 году он поселился на берегу Днепра в пещере и этим положил начало возникновению знаменитой Киево-Печерской лавры, ставшей очагом духовного просвещения для всей Киевской Руси. Скончался он в 1073 году, будучи извещен свыше о дне своей кончины. Как он сам при жизни всячески удалялся от людей, «моляся Богу в тайне», так и св. мощи его, по соизволению Божию, сокрыты в земле. «Проповедует преславно и паче трубы вопиет священная и великая Лавра, тобою начало приимшая, отче преподобне Антоние, всех российских монахов начальниче», – так славит этого великого подвижника и молитвенника наша Российская Церковь.
В день 11-го июля чествуется преставление блаженной Ольги, княгини Российской, во св. крещении нареченной Елены, о которой летописец говорит, что она, как «утренняя заря предварила восход солнца», разумея под «солнцем» ее внука св. равноапостольного князя Владимира, совершившего великое дело просвещения светом истинной христианской веры всего русского народа. «Величие наше и похвала ты еси, Ольго Богомудрая, тобою бо от идольския лести свободихомся, и ныне молися за люди, яже Богу привела еси» – так взывает к ней наша св. Церковь. «Мудрейшая всех человек», как именует ее летописец, Ольга, по смерти своего мужа кн. Игоря, управляла Русской Землей. Видя жизнь христиан, бывших в ее время в Киеве, она своим проницательным умом поняла, что язычество не может воспитать таких людей, каковы были христиане, а беседа ее с христианскими учителями открыла ей всю небесную чистоту и высоту Христова учения, и сердце ее пленилось Евангельской истиной. Желая ближе познакомиться с христианством, она в 957 году отправилась в Константинополь, где пробыла около трех месяцев и приняла там св. крещение, при чем крестил ее сам Патриарх Полиевкт, а восприемником был Император Константин Багрянородный. Вернувшись в Киев, она пыталась обратить ко Христу сына своего Святослава, но тот слишком любил воинскую славу и думал только о битвах. Но все же он не препятствовал желающим принимать Христову веру. А она, по словам летописца, «молилась за сына и народ свой день и ночь». Прожив после крещения своего 12 лет, Ольга почила в 969 году. Мощи ее были обретены нетленными при внуке ее св. кн. Владимире, который положил их в Десятинном храме. То был первый случай открытия св. мощей на Св. Руси. Но в начале 18 века, вследствие несчастных обстоятельств, мощи ее были сокрыты неизвестно где.
В день 12-го июля празднуется память первых мучеников на Руси Феодора и сына его Иоанна. В благодарность за победу над ятвягами решено было принести в Киеве жертву идолам. Жребий пал на прекрасного юношу-христианина по имени Иоанн, но отец его Феодор воспротивился, сказав пришедшим взять его: «ваши боги не боги, а дерево, ныне целое, а завтра и истлевшее; они не едят, не пьют, не говорят, а сделаны руками из дерева; Бог един, Которому служат и покланяются греки. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека. – А эти боги, что сотворили? Сами сотворены они. Не дам сына своего бесам». Разсвирепевшие язычники подсекли сени дома, на которых стояли отец и сын и умертвили их (984 г.). Так было начато исповедничество и мученичество на Русской земле.
В тот же день вспоминается преставление блаженного Серапиона, епископа Владимирского, который проводил подвижническую жизнь в Киево-Печерской обители в самое печальное время нашествия Батыя и начала татарского ига на Руси (1240 г.). Возведенный в архимандриты Лавры он прославился своими поучениями, в которых призывал к покаянно и сокрушению о грехах, и вскоре Митрополитом Кириллом с сонмом архипастырей был посвящен во епископы для г.г. Владимира и Нижнего Новгорода. До нас дошли его замечательно-сильные поучения, в которых он указывал, что нашествие татар было наказанием русским людям от Бога за их грехи, обличал грешников и звал к покаянию. Скончался в 1275 году и погребен во Владимирском Успенском соборе.
В тот же день прославляется блаженная кончина преподобного Арсения Новгородского. Вступивши против своей воли в брак, он оставил жену и удалился в Новгород, где проводил строгую подвижническую жизнь в молитве и посте. С помощью благочестивого благодетеля он построил в 1562 году новый монастырь с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы на правом берегу р. Волхова, где принял иночество и продолжал свои подвиги, нося вериги. Последние годы жизни провел в затворе и скончался в 1570 году. Обретены были его нетленные мощи, от которых истекали исцеления: они были перенесены в храм Кириллова монастыря, где покоились до последнего времени, и там был сооружен придел в честь его.
В тот же день вспоминается мученическая кончина убиенного злодеями преподобного Симона Воломского (1641 г.), подвизавшегося в Пинегской Макариевской обители, а затем в Воломском лесу, где 5 лет прожил один, питаясь лишь овощами. Когда стали являться к нему желавшие подражать ему в его подвижнической жизни, он построил храм в честь Креста Господня и в 1620 году был посвящен в настоятеля своей обители. И как настоятель, он служил для всех примером трудолюбия, сердечной простоты, поста и молитвы. В 1641 г. его злодейски умертвили разбойники из крестьян, требовавшие выдать им царскую грамоту на землю обители. От мощей его происходили чудеса исцелений.
В день 14-го июля прославляется преставление Стефана Махрищского, который родился в Киеве и принял иночество в Киево-Печерской обители, где и подвизался в течение ряда лет в послушании и молитве. Но ища уединения и стремясь к подвигу безмолвия, он удалился в местечко Махрище в 30 верстах от Троице-Сергиевой лавры, и тут возникла, благодаря его трудам, новая обитель Св. Троицы, в которой он был сделан игуменом (1358 г.). Вследствие ненависти соседних владельцев земли, он, будучи кротким и смиренным, ушел оттуда в глухой Вологодский лес на р. Авнеже и там основал пустынную обитель Св. Троицы. Великий князь Димитрий Иванович, почитавший его, вновь вызвал его в Махрищскую обитель, где и скончался в 1406 г., приняв схиму. Мощи его были обретены нетленными, и от них совершалось много чудесных исцелений.
В день 15-го июля празднуется память преставления святого равноапостольного князя Владимира, нареченного во святом крещении Василия, Просветителя Руси. Он был внуком «преблаженныя Ольги», сыном язычника князя Святослава, и сам в начале был язычником, отличаясь властолюбием, страстью к битвам, был ревностным приверженцем идолопоклонства и предавался чувственным удовольствиям. Но когда сердца его коснулось веяние благодати Божией, он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. Выслушав приходивших к нему представителей разных вер, он пленился речами греческого монаха-философа и в 988 году принял св. крещение в г. Корсуни в Крыму. По возвращении в Киев, он уничтожил идолов и обратил в православно-христианскую веру киевлян, положив тем начало распространению веры Христовой по всей Русской Земле. Всю дальнейшую жизнь он проводил в подвигах христианского благочестия и в трудах по просвещению русского народа светом истинной христианской веры, которую возлюбил всем сердцем. Он строил храмы, устраивал при них училища, учреждал больницы, богадельни и странноприимницы, отпускал на волю рабов и выкупал должников и пленных. Велико было его истинно-христианское милосердие ко всем страждущим, больным и бедным, для нищих он устраивал общие трапезы. «Боюсь греха», говорил он, когда духовные отцы внушали ему, что он должен не только миловать, но и наказывать преступников. Был он истинным отцом для своих подданных и заслужил от них прозвание «Красного Солнышка». Нельзя по достоинству оценить все те благодеяния, какие оказал России св. кн. Владимир, которого наша св. Церковь именует «Вторым Константином», «отцом Российским» и «наставником нашим», «российской похвалой», «начальником благочестия и проповедником веры» и призывает «хвалами и песньми духовными венчать его», ибо Человеколюбец Господь дал ему «Соломонову мудрость, Давидову кротость и Апостольское Православие», прославляя его за то, что он «не от человек звание свое приял, но яко чудный Павел сие свыше от Христа Бога».
Скончался св. кн. Владимир 15 июля 1015 года и был погребен в построенной им Десятинной церкви в Киеве. Св. мощи его были обретены нетленными в 1636 году. Честная глава его хранилась до последнего времени в Софийском соборе в Киеве, а малые частицы – по всем местам России.
В день 17-го июля чествуется преставление преподобного Иринарха, игумена Соловецкого, который приняв пострижение в Соловецкой обители, за свои труды и высокие добродетели был поставлен ее игуменом в 1614 году. Он много потрудился над устройством этой знаменитой русской обители, имевшей громадное духовно-просветительное значение для всего нашего северного края, и даже государственное, в деле защиты его от врагов. Преп. Иринарх был высоким примером духовной жизни для всей братии, отличался снисходительностью и кротостью к другим и строгостью к самому себе. Проведя последние два года своей жизни в подвигах безмолвной молитвы, он блаженно почил о Господе в 1628 году. Мощи его почивают под спудом, но не раз он являлся братиям с чудесной небесной помощью.
В тот же день чествуется преставление преподобного Леонида Устьнедумского. Постриженный в Кожеозерском монастыре, он подвизался потом в монастыре Соловецком, откуда перешел в Моржевскую пустынь. Повинуясь бывшему ему сновидению, он, с благословения игумена взял икону Одигитрии и на реке Лузе в 80 верстах от г. Устюга устроил себе хижину из хвороста, а затем – келлию и часовню и в 1608 г. соорудил храм во имя Введения Божией Матери. Во время своего труда он был ужален змеей, но с упованием на Бога старался не думать о последствиях этого и остался жив и здоров. По этому случаю, он назвал прокопанный им здесь канал Недумой-рекой, а обитель, возникшая на этом месте, получила название Усть-Недумской. Эта обитель получила громадное значение в этом диком краю, населенном Пермяками, и они считают его своим просветителем. Свою подвижническую жизнь преп. Леонид закончил на 100 году от рождения 17 июля 1654 г.
В день 18-го июля празднуется память преподобного Иоанна Печерского Многострадального, который явил собой пример тяжкой борьбы с плотской похотью, закончившейся славной победой, при совместном действии его твердой воли и благодати Божией. С целью побороть в себе плотскую похоть, он томил себя голодом и жаждою, носил тяжелые вериги, несколько лет безысходно жил в тесной пещере и, наконец, закопал себя в землю по плечи в пещер преп. Антония, в каковом положении и преставился около 1160 года.
В тот же день – память преподобного Леонтия Кариховского, который основал близ Новгорода монастырь Карихов, где и скончался в 1492 году.
В день 19-го июля празднуется прославление преподобного Серафима, Саровского чудотворца, величайшего подвижника и молитвенника, близкого к нашему времени (почил в 1833 году), но по духу и подвигам подобного древним отцам-подвижникам первых веков христианства. Родом из г. Курска, купеческого звания, он «от юности возлюбил Христа» и, получив благословение своей благочестивой матери, направился в Киево-Печерскую Лавру, откуда старец Досифей направил его в Саровскую пустынь, где и протекала вся его подвижническая жизнь в трудах молитвы и послушания. Взяв на себя подвиг столпничества и затворничества, он, по повелению Божией Матери, принял на себя, открыв затвор, и подвиг старчества, сделавшись духовным руководителем всех притекавших к нему за помощью со всех концов Русской земли, «и никтоже от него тощ и неутешен отъиде», как читается в составленной ему молитве, ибо все получали от него и духовное утешение и необходимое наставление. Старец Серафим весь сиял радостью и передавал эту радость другим, внушая никогда не унывать, не падать духом и всегда призывать Имя Божие в непрестанной молитве. Он учил, что цель христианской жизни состоит «в стяжании Духа Святаго, Божияго» и что больше всего для этого дает молитва, которая есть «непобедимая победа». Наша св. Церковь чтит его, как «избранника возлюбленнаго Божия Матере», ибо Матерь Божия 12 раз являлась ему. «О, радосте наша, Серафиме преподобне!» – так славит его Церковь: «великия твоя пустынныя подвиги и труды, и сладость учения твоего почитаем, имиже многия приходящия к тебе просветил еси, и научил еси воспевати Единосущную Троицу».
Прославление его св. мощей было грандиозным всероссийским торжеством, собравшим в Саровскую пустынь более 100.000 богомольцев, во главе с Царем Мучеником Императором Николаем Александровичем и состоялось 19 июля 1903 года.
В тот же день чествуется память св. Романа, князя Рязанского, который хранил свою веру и любовь к страждущему отечеству в самую тяжелую пору татарского ига на Руси, всеми силами защищая своих подданных от насилия и грабежей ханских баскаков. Вызванный ханом в Орду, он твердо исповедал себя христианином и за это был подвергнут страшным истязаниям: ему отрезали язык, вырезали глаза, обрезали уши и губы и, наконец, отсекли голову. Было это в 1270 году.
В день 20-го июля вспоминается преставление преп. Авраамия Чухломского-Галичского, который был учеником преп. Сергия Радонежского, подвизался в подвиге молчания. По любви к безмолвию, удалился в Галичскую страну около Чухломского озера и там основал один за другим четыре монастыря. Скончался в мире 20 июля 1375 года в основанном им Городецком монастыре, где чудесно явилась ему икона Божией Матери и где св. мощи его почивают под спудом в приделе его имени.
В день 21-го июля чествуется память преподобного Онуфрия Печерского, старца и чудотворца, любителя молчания, св. мощи которого почивают открыто в Антониевой пещере.
В день 22-го июля вспоминается преставление преподобного Корнилия Переяславского, сына Рязанского купца, который юношей скрылся из родительского дома и сначала подвизался в Лукьяновой пустыни, а потом в обители свв. Бориса и Глеба в Переяславле, где после многих трудов послушания, был пострижен в иночество и 30 лет подвизался в затворе, взяв на себя подвиг молчания. Скончался в схиме 22 июля 1693 года. Спустя 9 лет были обретены его нетленные мощи.
В тот же день празднуется память св. Германа, архиепископа Казанского, происходившего от князей Смоленских. Он с юности соблюдал строгий пост и любил молитву, а потом удалился в обитель преп. Иосифа Волоколамского и там принял иночество. Занимался в обители усердным списыванием книг. Возведенный в архимандриты Старицкой обители, он в 1555 году на соборе был избран и посвящен в архиепископа Казанского. В Свияжске он построил обитель, где и подвизался весьма строго, будучи сам ее настоятелем. Свияжская обитель, благодаря ему, стала средоточием, откуда распространялась проповедь Христовой веры по правому берегу Волги среди магометан и язычников. Иоанн Грозный хотел сделать его Митрополитом Московским и всея Руси, но он так решительно разговаривал с царем, внушая ему страх Божий, что царь, по наущению своих советников-опричников, отказался от своего первоначального намерения. Его не отпустили в Казань и держали в заключении. Преставился он в Москве во время морового поветрия в 1568 г., а в 1595 г. Свияжские граждане выпросили у царя и патриарха дозволение перенести тело его в Свияжск. Архиепископ Гермоген засвидетельствовал нетление его св. мощей, а когда их поставили в алтаре созданного им монастырского храма, по всей обители распространилось благоухание. Произошел при этом ряд исцелений: прозрели два слепца, исцелились глухонемой и разслабленный и один страдавший от пьянства.
В день 24-го июля празднуется память святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба, во святом коещении нареченных Романа и Давида, сыновей св. равноапостольного кн. Владимира, рожденных от матери-христианки. Оба они с ранней юности отличались искренним христианским благочестием и по праву заслужили наименование – «прекрасный цвет новокрещеной земли Русской». Еще при жизни отца они получили в управление уделы: Борис – Ростовское княжество, а Глеб – Муромское и много потрудились для того, чтобы насадить веру Христову в своих подданных – грубых и диких язычниках. После блаженной кончины св. кн. Владимира великокняжеский престол захватил Святополк, прозванный «Окаянным» за то, что стремился с помощью наемных убийц устранить своих братьев, которых считал опасными для себя конкурентами. Дружина предлагала Борису идти на Киев, чтобы выгнать Святополка и стать самому великим князем, но Борис решительно сказал; «Не подниму я руки на старшего брата моего; умер отец мой, пусть он будет мне вместо отца», и предпочел умереть мученическою смертью. Вслед за ним был убит и младший брат Глеб. Святополк, желая удержать власть за собою, убил еще брата Святослава и вступил в отчаянную борьбу с Ярославом. Четыре года продолжалась эта брань, пока в 1019 г. на р. Альте, где совершилось страшное злодеяние братоубийства, Ярослав нанес решительное поражение братоубийце и занял Киевский престол. Первой его заботой было воздать почести его мученически-пострадавшим братьям. С большим трудом разыскали их тела, и они погребены были вместе в Вышгороде, после чего на могиле их начали совершаться чудеса. При открыли гробов их, тела их оказались белы, как снег, лица их сияли небесным светом, и все люди ощутили великое благоухание. Тогда же в честь их был установлен праздник 24 июля, и им составлена была служба. В 1240 г. при нашествии Батыя мощи их были неизвестно где сокрыты, но память их всюду чтилась свято на Руси, и им было посвящено много монастырских и приходских церквей.
В тот же день прославляется память преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского. Мощи его почивают в Антониевой пещере. Он известен, как жизнеописатель св. угодников Печерских († 1182 г.).
В день 25-го июля празднуется память преподобного Макария Желтоводского, Унженского чудотворца, который 12-ти лет от роду покинул родительски дом и принял пострижение в Нижегородской Печерской обители. Только через 3 года родители узнали, где он. Отец пришел повидаться с ним, но Макарий позволил себе разговаривать с ним лишь из-за стены, обещая, что увидится с ним в будущей жизни. По просьбе отца, он все же протянул ему свою руку. Отец поцеловал его руку, протянутую чрез окно, и возвратился домой. «Бегая мира» и тяготясь славою своих подвигов, преподобный Макарий удалился из обители на берег Волги и стал проводить пустыннический образ жизни, но не избежал желавших спасаться под его руководством и основал здесь во имя Св. Троицы иноческую обитель, названную Желтоводской по близ находившемуся озеру Желтые Воды. После разорения этой обители казанскими татарами, он переселился в Галичскую страну и здесь на берегу озера Унжи основал новую Унженскую обитель, в которой и почил о Господе в 1444 году. Мощи его, прославившиеся многими чудесами исцелений, были открыты в 1620 году.
В тот же день прославляется память преподобного Христофора, ученика преп. Лонгина, который был основателем Христофоровой Богородицкой пустыни в 27 верстах от Сольвычегодска Вологодской губернии в 16-м веке.
В день 26-го июля чествуется память преподобного Моисея Угрина, который был слугой св. страстотерпца князя Бориса. После смерти св. князя он один уцелел из его свиты и скрылся у Предиславы, сестры свв. князей. В 1018 г. тесть Святополка Окаяннаго польский король Болеслав овладел Киевом, но преследуемый князем Ярославом, ушел в Польшу, захватив с собою пленных, в том числе и Моисея, где он 5 лет томился в оковах. На красивого юношу обратила внимание знатная и богатая полька, которая стремилась склонить его к преступной плотской связи с нею, но он презрел все ее ласкания, угрозы и муки, за что был подвергнут от нее увечьям и с позором изгнан. Придя в Киев к преп. Антонию, Моисей поселился в пещере и подвизался в посте и молитве до самой своей кончины в 1043 году. За великую победу над нечистой плотской страстью, Бог даровал ему власть врачевать эту страсть и в других.
В день 27-го июля празднуется память блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского чудотворца. От самой юности своей он проводил добродетельную жизнь, но, услышав однажды похвалу своим добродетелям, ради смирения, принял на себя подвиг юродства Христа ради и стал в рубище бегать по Новгороду, терпя побои, обиды и насмешки, чтобы не поддаться чувству горделивого самопревозношения. Представляясь непримиримым врагом другого Новгородского юродивого блаженного Феодора, он этим наглядно обличал новгородские междоусобия. Однажды он, как посуху, пошел по р. Волхову, бросая в блаж. Феодора кочан капусты, отчего и получил прозвание Кочанова. Прославился прозорливостью и чудесами и почил в 1392 году.
В тот же день чествуется преставление св. Иоасафа, Митрополита Московского, который принял иночество в обители преп. Сергия и с 1529 года был игуменом ее, а в 1539 году был избран в Митрополита Московского. Он самоотверженно старался положить предел безчинству и насилиям бояр Шуйских и навлек на себя такую страшную их ненависть, что по их проискам был сослан в Кириллов монастырь, а затем в Сергиеву Лавру, где и скончался в 1555 году, после многих оскорблений, перенесенных им от сосланных сюда в наказание лиц. Он прославился исправлением книг и переписыванием житий святых.
В день 29-го июля чествуется память преп. Константина Косинского, ученика преп. Варлаама Хутынского, основавшего монастырь на Косе между двух рек Полистью и Снежною в 8 верстах от г. Старая Русса. После многих подвигов он скончался в 1240 году.
В тот же день память преподобного Романа Киржачского, ученика преп. Сергия и строителя монастыря на Киржаче. Он был примером жизни для иноков и мирно скончался в 1392 г.
В день 30-го июля празднуется обретение мощей преподобного Германа Соловецкого, который вместе с преподобным Зосимою положил начало знаменитой Соловецкой обители, после того как первоначально подвизался отшельником на р. Выге. Он 50 лет провел в подвигах на холодном острове, терпя всякие невзгоды и лишения и скончался в 1479 году в Новгороде, куда поехал по делам обители. В 1484 году св. мощи его были обретены нетленными.
Вот какое большое число святых, в земле Русской просиявших, прославляется в одном только июле месяце! Тот не русский человек, кто не знает и не чтит этих святых угодников Божиих, своих сродников по плоти, и не призывает их в своих молитвах. Ведь они – эти угодники Божии – наша слава, наша честь, наша похвала и наша могущественная благодатная помощь во всех бедах и напастях, постигающих нас в этой многотрудной временной жизни, в наше время особенно многобедственной и грозящей нам не только телесной, но и душевной гибелью. И вместо того, чтобы тратить время на пустое чтение газет и суетных книг, отравляющих душу духовным ядом, всем нам, русским людям, следовало бы посвящать больше времени на чтение глубоко-назидательных житий этих наших дивных и славных соплеменников и вникать в их Богоугодную жизнь, стремясь, по силам нашим, брать пример с них и подражать им в самом главном для всех нас – в том, что «едино есть на потребу».
Без этого тщетны наши надежды на спасение нашей Родины-России и на возрождение русского народа к новой светлой жизни, после постигшего его за Богоотступничество безбожного кровавого кошмара.