Том 4
Святая Русь – наш идеал.
В первую неделю по Пятидесятнице установлено праздновать память Всех Святых – всех тех, просиявших подвигами своей святой жизни людей, которые когда-либо и где-либо жили на земле и украшены Самим Богом нетленным венцом святости, что так или иначе засвидетельствовано разного рода знамениями и чудесами. И это потому, что никто из смертных, склонных ко греху людей, не может достичь святости одними собственными своими силами. Делает это благодать Святаго Духа, дарованная Церкви Христовой в день Пятидесятницы, которая перерождает греховную природу человека, становящегося под ее воздействием «новой тварью», способной к святой, богоугодной жизни, путем преодоления гнездящегося в душе греховного начала. Но это происходит, конечно, не без участия самого человека, не помимо его собственной воли, трудов и усилий. Получает эту возрождающую благодать только тот, кто сам искренно к этому стремится, доказывая искренность своего стремления молитвою к Богу о ее даровании и собственными трудами и усилиями, направленными к ее получению.
Все это мы и видим на примерах жизни многих святых угодников Божиих, читая со вниманием жития их. И что особенно примечательно и для всех нас утешительно: многие из них достигли нетленного венца святости, стали великими праведниками после того, как вели первоначально жизнь великих грешников. Такова необыкновенная возрождающая сила святейшей благодати Божией! Но... в том лишь случае, если и сам человек проявит необходимую силу воли для коренной перемены своей жизни и получения этой всесильной Божественной благодати, «всегда немощная врачующей и оскудевающая восполняющей».
Первая неделя по Пятидесятнице посвящена, таким образом, прославлению святости, как конечной цели жизни каждого человека-христианина, как высшего идеала христианства, к которому призываются все люди. И внушается всем нам стремиться к стяжанию благодати Божией, без помощи которой напрасны будут все наши собственные труды и усилия. Понятно поэтому, почему наш великий всероссийский молитвенник и подвижник преподобный Серафим Саровский, в своей замечательной беседе со своим «служкой» Мотовиловым о цели христианской жизни прямо и категорически указал ему цель эту в «стяжании Духа Святаго Божияго».
Именно этим путем и шли «Все Святые, в Земли Российстей просиявшие», память которых установлено нашей Русской Церковью праздновать в следующий воскресный день – в неделю 2-ую по Пятидесятнице.
Но для чего установлено это особое празднование, сверх общего празднования в честь «Всех Святых», независимо от того, к какому народу они принадлежали, в какой стране они родились и жили?
Конечно, смысл этого празднования, в том, чтобы начертать перед духовным взором всех русских людей высокие примеры святой жизни в лице наиболее близких им людей – их соотечественников. Такие примеры действуют особенно сильным, воодушевляющим образом. Вот почему празднество в честь «Всех Святых, в Земли Российстей просиявших» установлено с целью побудить всех православных русских людей стать на путь истинно-благочестивой жизни, ведущей к святости.
Это – наш величайший национальный русский праздник, который должен быть особенно близок и дорог душе каждого православного русского человека, не отрекшегося от любви к Богу и своему Отечеству – Святой Руси. И самое это название «Святая Русь» объясняется и оправдывается именно тем, что Русская Земля на протяжении всей своей христианской истории дала целый величественный сонм святых угодников Божиих, вышедших из среды всех слоев и званий русского народа от иерархов и князей до простых иноков и рядовых верующих мирян. И весь русский народ в целом всегда благоговел перед идеалом святости и глубоко чтил своих родных угодников Божиих, воздавая им высокие почести и призывая их в молитвах. И многие, весьма многие старались, в меру сил своих, подражать подвигам их святой богоугодной жизни, а если и отступали, по человеческой немощи, от пути святости, то спешили приносить искреннее покаяние. И как любили прежде русские люди не только призывать в молитвах своих отечественных подвижников благочестия, но и совершать паломничества к их святым мощам, иногда идя пешком за сотни верст!
Подлинными разсадниками духовного просвещения, очагами православной русской культуры были у нас многочисленные иноческие обители, основанные этими отвергшимися себя, по слову Христову, подвижниками благочестия, а в особенности наши славные лавры. Из них главным светочем духовного просвещения в Киевской Руси была прославленная подвигами многих святых наша знаменитая Киево-Печерская Успенская Лавра, а на северо-востоке в Московской Руси – Троице-Сергиева Лавра, распространившая вокруг себя множество новых иноческих обителей, основанных учениками преподобного Сергия, «игумена всея Руси», как его благоговейно называли верующие русские люди, во множестве стекавшиеся со всех концов русской земли на поклонение его святым мощам. На эту великую святыню русского народа не посмели посягнуть даже лютые безбожники, и доселе перед его святыми мощами возносятся непрестанные молитвы приходящими туда отовсюду богомольцами.
Иноческий идеал отреченья от мира сего, во зле лежащего, высоко чтился русскими людьми, и многие посвящали себя иноческой жизни. Сами князья считали за честь для себя хотя бы перед кончиной своей облечься в иноческий образ. И хотя иноки уходили от мира, но мир сам шел за ними и к ним, чтобы почерпнуть от них духовные силы, «яже к животу и благочестию», научиться тому, что «едино есть на потребу», получить подлинное просвещение и ума и сердца. Монастыри и спасавшиеся в них подвижники духовно воспитывали наш православный русский народ, возводя его от прежней языческой тьмы к истинному свету Христову.
И пусть не сгущают злонамеренно красок наши вольнодумцы-безбожники, утверждающие, что якобы вера Христова лишь внешне, наружным образом была принята русскими людьми, которые будто бы оставались в душе прежними язычниками и были погружены во всевозможные суеверия. Конечно, языческие верования не могли быть поголовно у всех сразу быстро и легко изжиты, но множество святых угодников Божиих, явившихся вскоре после крещения русского народа, начиная с самого Просветителя Руси св. равноапостольного князя Владимира и его сыновей, этого «дивнаго цвета новокрещеной Земли Русской» святых страстотерпцев Бориса и Глеба, предпочетших умереть, нежели поднять руку на старшего брата, ярко свидетельствует, как глубоко была воспринята вера Христова нашим народом, не только по названию, но и на деле ставшим православно-христианским, Божиим народом, для которого дороже всего на свете стало его родное Православие, тесно и неразрывно слившееся с его русским национальным самосознанием – его «русскостью».
Всем сердцем восприняли русские люди главную заповедь Закона Божия о любви к Богу и ближним, а особенно глубоко усвоили себе дух истинно-христианского смирения и милосердия ко всем бедствующим и страждущим. Смирение и милосердие стали как бы национальными чертами характера русского человека, и так продолжалось почти до самого последнего времени, несмотря на бешеную пропаганду безбожия и безнравственности, пришедшую к нам с нечестивого Запада, давно уже смеявшегося над этими христианскими добродетелями, как признаками «отсталости», «некультурности».
Не случайно именно в русском народе такое широкое распространение получил подвиг «юродства во Христе», как горячее стремление чрез весьма нелегкий подвиг самоуничижения стяжать добродетель смирения. А необыкновенно теплое, сердечное отношение ко всем, гостеприимство и хлебосольство, которыми искони славился русский человек – все это было на почве милосердного отношения ко всем, а особенно к нуждающимся в помощи и сострадании. Эти черты русского человека всегда отмечались приезжавшими в Россию иностранцами, которые удивлялись «широте русской души», доброте и сердечности русского человека, готового всегда помочь всем и каждому, вплоть до полного самоотвержения.
Старая русская поговорка гласила, что «в семье не без урода», а потому встречались, конечно, и в среде русских людей нравственные уроды, но в основной массе своей русский народ таким, как он стал после принятия христианства, вполне заслужил название «народа-богоносца», а Русская Земля прозвище «Святой Руси».
Такой, как она была прежде, Святая Русь стояла на пути служителей сатаны в осуществлены их адских планов на земле и, в частности, в деле подготовки скорейшего воцарения Антихриста. И вот началась систематическая работа по разложению душ русских людей, с целью отвлечения их от веры в Бога, во Христа и от Церкви, этой исконной воспитательницы душ их. Пущены были в ход все возможные средства для этого, велась упорная безбожно-материалистическая пропаганда, всеми способами подрывался авторитет Церкви и священнослужителей, авторитет Русского Царя, как Помазанника Божия, поносились очень хитро и лукаво все святыни русского народа, подвергаясь оклеветанию, опорочению и злостному поруганию. И эта весьма упорно ведшаяся систематическая работа, как капля, которая долбит камень, в конце концов, достигла поставленной ею цели – рухнуло в бездну Православное Русское Царство, бывшее оплотом истинно-христианской веры для всего мipa, миллионы лучших русских людей были подвергнуты жесточайшему, беспощаднейшему истреблению, Святая Русь вся была залита кровью и слезами и остатки ее, уцелевшие от страшного варварского погрома и избиения, ушли в подполье. Более полувека оскверняются исторические святыни русского народа, искореняется вера в Бога, во Христа, уродуются морально и безжалостно коверкаются души русских людей. И в особенности, с исключительным ожесточением, изгоняются из жизни русских христиан две главные черты их характера, сложившиеся под влиянием горячо и искренно принятой Христовой веры – смирение и милосердие. Этим двум христианским добродетелям нет теперь места на оскверненной и обезбоженной Русской Земле, самое имя которой должно было исчезнуть с лица земли. Вместо них упорно и систематически насаждаются диавольская гордыня, грубость, дерзость, хамство, беспощадная жестокость, зверская свирепость и кровожадность, ни перед кем и не перед чем не останавливающаяся, ибо для слуг сатаны нет никаких сдерживающих начал – нет стыда и совести, нет и ничего святого!
И так как катиться вниз по наклонной плоскости всегда легче, чем подыматься вверх, в гору, то вот многие русские люди, соблазненные слугами сатаны или устрашаемые их неистовым террором, и покатились... И на многих воспитанниках этого безбожного сатанинского режима легла особая мрачно-зловещая печать, свидетельствующая об утрате ими того духа Христова, духа любви, смирения и милосердия, который жил прежде в сердцах русских людей на Святой Руси.
Но мы верим, что не до конца оставил Господь русский народ, безумно поддавшийся вражьему искушению и впадший чрез это в такое страшное кровавое испытание. Есть еще малый «остаток» сохранивших верность Господу и Спасителю нашему русских людей, скрывающихся в катакомбах, которые и смогут, с благодатной помощью Божиею, внести духовное оздоровление в массы отступивших от Бога русских людей, и воскресить Святую Русь, как малая закваска, которая по слову Христову, квасит все тесто (Mф. 13, 33; Луки 13, 21).
Верим мы и в то, что наш дивный сонм «Всех Святых, в Земле Российской просиявших» не престает умолять Бога о спасении своего земного отечества и об обращении ко Христу всех несчастных заблудших русских людей и что, когда исполнятся предопределенные Богом сроки, молитва их будет услышана.
Лишь бы и мы, в изгнании и разсеянии сущие, которых тоже, в большей или меньшей степени, коснулась эта диавольская порча, хоть и живем мы будто бы на свободе, не оказались «за бортом», не отстали бы от этого постепенно растущего духовного возрождения, начальные признаки которого в последнее время наблюдаются. А отстать нам легко, если мы забудем наше высокое звание сынов и дщерей Святой Руси и продадим свое первородство за чечевичную похлебку чужеземных благ, слившись с иностранцами и иноверцами, среди коих живем.
Мiр идет к явной погибели, но, как утешительно гласят многие предсказания духоносных мужей, Святая Русь еще должна воскреснуть на «малое время» – на апокалиптические «полчаса» (Апокал. 8, 1).
Где мы будем тогда и что будет с нами?
Не спасет ни нас ни нашу несчастную Россию никакая политика, никакие политическая программы, всегда лживые, как и все, что исходит от сынов падшего человечества, не просветленных благодатью Божиею, а только полная и всецелая преданность исконному нашему историческому идеалу Святой Руси, ибо тогда мы будем не одни, с нашими слабыми силами человеческими, а будет с нами весь сонм «печальников и стоятелей за Землю Русскую» – святых угодников Божиих, в стране нашей просиявших. К ним мы и должны чаще и усерднее обращаться в наших молитвах, вверяя их заступничеству самих себя и нашу Родину.