Том 4
Грех малодушия – весьма немаловажный.
Мысли в неделю 3-ую по Пасхе.
Грех малодушия многими считался и особенно в наши дни считается грехом неважным, незначительным, а потому и простительным. На самом деле это совсем не так: малодушие может довести человека до весьма тяжелого проступка и даже до величайшего, какое только можно себе представить, преступления.
И это мы сейчас увидим.
В неделю 3-ью по Пасхе св. Церковь, продолжая торжествовать Воскресение Христово, особо, в связи с этим, празднует память святых праведных Жен-Мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима, потаенных, «страха ради иудейска», учеников Христовых, ибо все эти лица явились свидетелями смерти Христовой на кресте, Его погребения и затем преславного Воскресения Его из мертвых.
В связи с этим все чрезвычайно-умилительное Богослужение этого воскресного дня и за ним следующей седмицы напоминает нам Богослужение Великого Пятка и Великой Субботы, поскольку из чинопоследования этих дней заимствуются целиком даже некоторые песнопения, лишь с добавлениями, в коих прославляется Христос, как уже Воскресший.
Св. Жены-Мироносицы это те духовно-облагодетельствованные Господом Иисусом Христом женщины, которые были преданы Ему до самозабвения, служили Ему во время Его земной жизни «от имений своих» (Лк.8, 2–3), то есть материально поддерживали Его и учеников Его, заботясь об их земных нуждах, безстрашно последовали за Ним на Голгофу, оплакивая Его (Лк.23, 27), созерцали Его крестные страдания и участвовали в Его погребении в саду у Иосифа Аримафейского, который испросил Тело Иисусово у Пилата и положил Его, вместе с Никодимом, принесшим благовонный состав из смирны и алоя, обвив плащаницею, в своем новом гробе (Mатф. 28, 57–61; Иоан. 19, 38–42)
Все это происходило в пятницу пред наступлением вечера, когда иудеям уже ничего нельзя было делать до окончания дня субботнего покоя. Поэтому все это делалось поспешно, и почитавшие Господа женщины считали, что телу их возлюбленного Учителя не было воздано достаточно почестей, путем возлияния на Него драгоценных ароматов. И вот, купив эти ароматы и благовонные масти еще в ту же пятницу до наступления темноты, они, как истые иудеянки, «в субботу остались в покое по заповеди» (Лк.23, 54–56).
«В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу» (Лк.24, 1). Наиболее восторженно любившая Господа Мария Магдалина опередила их всех, пришла раньше всех, «когда было еще темно» (Ин. 20, 1) и увидела, «что камень отвален от гроба» (Ин. 20, 1), о чем она и побежала скорее сказать ученикам Господа Петру и Иоанну. За эту свою ревность она и удостоилась первая из всех Жен-Мироносиц (после Пречистой Матери Божией, как говорит церковное предание) увидеть Воскресшего Господа, когда вторично пришла ко гробу, стояла там и плакала, недоумевая, чем объяснить, что не нашла Тела Господа в открытом гробе. Господь почтил ее великой честью, поручив ей возвестить ученикам Его о Его воскресении из мертвых (Ин. 20, 11–18), и о предстоящем Своем восшествии к Богу-Отцу.
С тех пор св. Мария Магдалина приняла на себя апостольскую миссию – всюду и всем возвещать о великом событии Воскресения Христова, за что и наименована св. Церковью «равноапостольной». Как говорит предание, с проповедью о Христе Воскресшем из мертвых, она дошла до самого царственного града Рима, предстала пред самим грозным и мрачным кесарем Римским – Императором Тиверием и преподнесла ему красное яичко, приветствовав его словами пасхального приветствия христиан: «Христос Воскресе!»
В ответ на выраженное кесарем недоумение, что все это значит, она благовествовала и ему о Воскресении Христовом, разсказав подробно всю историю неправедного осуждения Господа на крестную смерть римским прокуратором Понтием Пилатом, по требованию иудейских первосвященников и старейшин народных.
Выслушав это, Тиверий, как настоящий римлянин, (а римляне гордились своим образцовым правосудием!), воспылал гневом на Пилата, допустившего такой противный римским законам неправедный суд, вызвал его к себе из Иудеи, отрешил от высокого поста прокуратора и отправил в ссылку, где он в тяжком изгнании скорбно закончил свои дни, потерпев, таким образом, праведную кару Божию за осуждение на смерть Сына Божия: терзаемый тоской и отчаянием он окончил жизнь самоубийством.
Как это все необыкновенно для нас поучительно и вразумительно!
Ведь что побудило Пилата подписать смертный приговор Господу Иисусу Христу, без которого иудеи не смели и не имели права предать Его смерти?
Разве он действительно считал Господа опасным государственным преступником, который бы заслуживал такую позорную и мучительную казнь, как распятие на кресте?
Отнюдь нет, и даже совсем наоборот!
Из всех евангельских повествований всех четырех евангелистов мы ясно видим, что он всячески пытался спасти Господа от злобы столь люто ненавидевших Его иудеев. И мало того: он не только не находил в Нем никакой вины, как сам заявил об этом иудеям (Ин. 18, 38), но даже считал Его Праведником и умыл свои руки пред народом, в знак того, что он считает себя невиновным в крови Его (Матф. 27, 24). Наивное действие, ибо ведь от него зависело пролить или не пролить кровь этого Праведника, но оно с очевидностью показывает, что Пилат не хотел смерти Господа! И он неоднократно предлагал отпустить Господа зная, что, собственно не народ требует Его смерти, а первосвященники, которые «предали Его из зависти» (Ин. 15, 10).
Но использовав успешно, путем наговоров, так называемое «стадное чувство», первосвященники так сумели возбудить и настроить народ против Господа, что на вопрос Пилата, пытавшегося освободить Господа: «Кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам, Варавву или Иисуса, называемого Христом?», они отвечали: «Варавву» и стали неистово кричать, требуя смерти Господа: «Возьми, возьми, распни Его!» (Матф. 27, 17–24 и Иоан. 19, 15).
По всем данным, это было очень неприятно Пилату, но он, слыша такой неистовый крик народа, испугался, как бы не произошло народное возмущение и даже возстание против римской власти, за которое ему потом придется отвечать перед римским кесарем. А особенно испугали его кричавшие: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин. 19, 12). Из истории известно, что император Тиверий был очень подозрительным человеком и охотно принимал всякие доносы, а потому Пилат испугался, что могут сделать донос и на него, будто он в заговоре с государственным преступником-бунтовщиком против императорской власти, и тогда он сам может жестоко пострадать от Тиверия. И это опасение решило все: «Пилат решил быть по прошению их, и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу разбойника Варавву; а Иисуса предал в их волю» (Лк.23, 24–25), осудив Его на распятие. «И взяли Иисуса и повели» (Иоан: 19, 16).
Что же, следовательно, сыграло решающую роль в осуждении Господа на поносную и мучительную смерть крестную?
Малодушие Пилата, который, боясь за свою собственную участь, покривил душой и поступил против совести, осудив на смерть ни в чем не повинного, даже вопреки государственным римским законам, требовавшим тщательного и справедливого судопроизводства.
И что же? Помогло это проявление малодушия Пилату?
Мы видим, что нет! Он все-таки пострадал от того же самого императора Тиверия, которого он боялся. Кара Божия постигла его и за его малодушие и за его неправедный суд над Человеком, Которого он признавал Праведником. Но ведь это был не простой праведник, а Сам Воплотившийся Единородный Сын Божий.
Сколь же безмерно велико, следовательно, преступление Пилата, в котором он, только по своему малодушию, соучаствовал с иудеями!
Отсюда вывод: вот, как опасно и зловредно малодушие и к каким губительным последствиям может оно привести человека, для которого на первом месте стоит не моральный долг его, не голос совести, а какие бы то ни было свои чисто-личные эгоистические соображения и интересы!
И вот почему необходимо всячески гнать от себя всякое проявление малодушия, особенно тем, кто занимает какой-либо ответственный пост и должен судить по правде, поступая всегда и во всем только по совести, а нам, христианам, еще и по велениям Слова Божия, по заповедям Христовым и согласно учению нашей св. Церкви, каковые и даны нам Богом, дабы контролировать нашу совесть, способную иногда под влиянием врага Божия и врага человеческого спасения, глохнуть и отклоняться от правого пути и не всегда безошибочно руководить нашими поступками и поведением.
Но что сказать о нашем поистине страшном, почти безсовестном времени, когда большинство людей, даже занимающих самые высокие посты и должности в общественной, государственной и церковной жизни, по малодушию и преследуя только свои личные интересы, готовы совершить любую несправедливость и пойти на всякое преступление – готовы попрать все законы и Божеские и человеческие, лишь бы только самим себе не причинить какого-либо вреда или ущерба, а наоборот – приобрести себе какую-нибудь выгоду? Это – такое теперь обычное явление!
Будем чаще напоминать и самим себе и другим малодушие Пилата, которое довело его до такого страшного преступления, как Богоубийство, и нисколько не помогло ему, как не поможет и никому другому, действующему по внушению малодушия, а не по долгу своему и внушениям совести, просветленной Законом Божиим.
«Господи, избави мя всякаго неведения, и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия!» – так учит нас каждодневно молить Бога, отходя ко сну, наша Святая Церковь.
Господи, вразумляй нас всегда и избави от этого пагубного греха Пилатова!