Том 4
Архипастырское послание ко дню праздника Св. Пасхи – 21 апреля (4 мая) 1975 года.
Христос Воскресе,
возлюбленные о Господе братие и сестры!
От всего сердца приветствую всех вас со светлой радостью этого пресветлейшего и всерадостнейшего праздника Воскресения Христова, когда поистине и «небеса достойно веселятся», и «земля радуется» и «празднует мир видимый же весь и невидимый» «возстание Христово, в немже утверждается», как ликующе поет сегодня св. Церковь.
В этой радости, ни с чем земным несравнимой, действительно принимает участие даже вещественная природа, чему мы не раз были в нашем св. Троицком монастыре свидетелями.
Как-то, во время общих наших с богомольцами пасхальных розговен, происходящих обычно всегда в монастырской трапезной незадолго до восхода солнца, читалось поучение св. Григория Богослова на день Св. Пасхи, в котором этот великий Отец Церкви говорит, что даже солнце, восходя в этот день, как-то особенно играет своими лучами. И вот, когда мы вышли из трапезной наружу, мы сразу же увидели подтверждение этих слов великого святителя: восходящее на наших глазах солнце, как бы ликуя, чудесно играло своими лучами. Даже бывшие у нас гости-американцы поразились необычности этого явления, говоря, что им никогда прежде не приходилось видеть ничего подобного.
И это повторялось у нас из года в год, когда горизонт был чист и свободен от облаков. И погода на нашу православную Пасху всегда до изумительности бывала хорошая; даже тогда, когда при очень ранней Пасхе, еще всю Страстную седмицу бывал снег, грязь, холод и пасмурно, на первый день Пасхи ярко сияло солнце, как бы с особой торжественностью празднуя со всеми нами этот великий и радостный день. На это давно обратили внимание и живущие по близости от монастыря наши соседи-американцы, один из которых успокаивал приехавшую на Страстной седмице и огорченную плохой погодой богомолку: «Успокойтесь! на Вашу Пасху будет прекрасная погода: я это уже знаю наверное!» – Так оно действительно и оказалось! Вообще же говоря, плохая погода, по большей части, всегда бывает отражением плохого, недолжного состояния человеческих душ, ибо и вещественная природа несет на себе тяжкое бремя человеческой греховности. «Что посеет человек, то и пожнет!» – это действительно на все случаи жизни!
И самая радость пасхальная в полной мере доступна только тем, кто очистил свою душу от греховных страстей, для чего и установлен перед праздником Пасхи Великий пост – поприще покаяния, почему и поет св. Церковь в самом начале пасхального канона: «Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения, Христа блистающася, и радуйтеся, рекуща, ясно да услышим, победную поюще».
Кто не заботится об очищении своих чувств от всякой греховной скверны и нечистоты, для того меркнет свет Воскресения, для того и Христос будто не воскрес – такой не видит Христа и не чувствует всего величия этого радостнейшего праздника, не ощущает по-настоящему светлой пасхальной радости. Таковы все неверы и безбожники и глубоко-погрязшие в низменных страстях своих: жалкие и несчастные это люди, ибо не знают они самой чистой и высокой радости, с какой не может сравниться никакая земная радость. Не дай Бог никому из нас довести себя до такого губительного состояния!
Да озаряет нас всегда дивный свет Воскресения, к которому все мы призваны приобщиться, если будем от всего сердца взывать Воскресшему Господу и Спасителю: «О Пасха велия и священнейшая Христе! О, Мудросте и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего!» Тогда воскреснет к новой жизни и наша Святая Русь, порабощенная безбожниками, так торжественно и славно справлявшая всегда этот светлый праздник.