Том 4
Храм – училище благочестия.
"В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним»...
Праздник Входа во храм Пресвятой Богородицы, совершаемый Церковью 21 ноября по нашему православному календарю, живо и ярко учит нас, какое громадное значение имеет для нас храм Божий.
В этот день вспоминается исполнение обета над Пречистой Отроковицей-Девой Марией, который дали Ее благочестивые родители Иоаким и Анна еще до Ее рождения. Будучи бесплодными и скорбя об этом, они просили Бога даровать им дитя, обещая посвятить его на служение Ему. Молитва их была услышана: Господь даровал им дитя, нареченное Мариею, и вот, едва исполнилось Ей три года, как они уже спешат исполнить свой обет и приводят Ее в храм Господень во Иерусалим, дабы посвятить Ее на служение Господу. В богослужении этого дня вспоминается, как сам первосвященник Захария встретил Пречистую Отроковицу и, по особому откровению Божию, ввел Ее во святая-святых, куда обычным смертным доступа не было и куда он сам мог входить лишь однажды в год. Сами Ангелы поразились необычайности этого события, как поется об этом в торжественном песнопении этого праздника:«Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася, како Дева вниде во святая святых».
Зачем все это было нужно?
Затем, чтобы Пречистая Отроковица Мария, получив воспитание в храме, овеянная благодатью Божиею, могла стать достойнейшим сосудом воплощения от Нее Сына Божия. Она приводится в храм Господень, как поется в песнопениях этого праздника, «Тому уготоватися в Божественное жилище». Вот почему праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы является как бы преддверием великого праздника Рождества Христова – приготовляет нас к нему, отчего с этого дня начинает воспеваться в храмах рождественское ликующее песнопение: «Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите!» Вот почему и в тропаре этого праздника так выразительно поется: «Днесь благоволения Божия предображение:... в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает»...
Великое событие рождения в мире Сына Божия стало возможным только потому, что избранная орудием для этого чудесного события Отроковица была введена в храм Божий и получила в нем свое воспитание.
Так вот, следовательно, сколь безмерно велико воспитательное значение храма Божия! Он может делать людей святыми: он может настолько освятить и духовно возвысить природу человека, что последний становится способным ко вселению в него Самого Бога.
Пречистая Отроковица Мария в песнопениях нынешнего праздника именуется «Храмом одушевленным Великаго Царя». Но и все мы, христиане, призваны к тому, чтобы стать одушевленными храмами Божиими. Господь и создал нас для Себя, – чтобы обитать в нас, как. в храмах Своих. Об этом ясно учит Слово Божие: «Разве вы не знаете, что вы – храмы Божии, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор. 3, 16). Но Дух Божий не может обитать в нечистых сосудах. Своей нечистой, греховной жизнью мы изгоняем Духа Божия из душ своих и тогда легко можем стать – не дай этого Бог! – капищами врага Божия сатаны.
Храм Божий, воспитывающий нас в истинном благочестии и освящающий нас Божественною благодатью в таинствах церковных, потому и необходим нам, чтобы помочь нам искоренить в себе всякую нечистоту греховную и сделать нас одушевленными храмами Божиими.
Вот почему Богомудрые Отцы наши всегда именовали храм «училищем благочестия». Особенно подчеркивал такое значение храма Божия наш великий всероссийский праведник св. Иоанн Кронштадтский, сам испытавший на себе всю благотворную воспитательную силу храма, которой он обязан своим собственным духовным ростом, своей святостью, своим величием, прославившим его на всю Россию и даже заграницей. В самом нежном детском возрасте его отец – благочестивый сельский дьячок всегда брал его с собой в храм на все богослужения, и вот какой дивный пастырь, молитвенник и чудотворец постепенно созрел духовно из его маленького Вани!
Недаром поэтому св. Иоанн в своем вдохновенном дневнике «Моя жизнь во Христе» так много восторженных молитвенных строк посвящает именно храму, красноречиво рисуя все безмерное значение для христианина именно церковной молитвы и постоянного участия в Богослужении.
«Христианин без церкви, как рыба без воды», говорит он, «не может жить истинною жизнью: церковь – его стихия».
«В церкви мы вытрезвляемся от мирскаго обаяния и опьянения страстей и похотей житейских, просветляемся, освящаемся, очищаемся душами своими, к Богу приближаемся, с Богом соединяемся. Как должен быть достопочтен и достоин любви храм Божий, как любили его святые Божии человеки!»
Сознаем ли мы достаточно живо и ясно все великое значение для нас храма Божия, как училища благочестия? любим ли мы его, дорожим ли им, ценим ли его, как должно? является ли для нас большим невознаградимым лишением каждое пропущенное без уважительной причины Богослужение?
Если да, то, слава Богу, мы на верном пути. Если же нет, то мы – в великой опасности: нам неоткуда научиться, по-настоящему, истине и добру, неоткуда черпать необходимое ведение и силы для безопасного прохождения тяжелого жизненного пути – каждый миг грозит нам повсюду поджидающая нас смерть духовная – погибель вечная, безконечная.
"В церкви», говорит св. прав. Иоанн Кронштадтский, «находится истинная пища для наших душ: Слово Божие, таинства, Богослужение, чтения, песнопения, священные обряды, питающие ум и чувство. Ходите чаще и причащайтесь нетления умом, сердцем и устами. В мире вы питаетесь постоянно только тлением: ваше зрение, ваш слух, вкус, обоняние, осязание, разум, память, представление, воображение, все чувства питаются тлением. В церкви все нетленно: красота нетленная, вечная, сладость нетленная, богатство нетленное, слава нетленная»...
«В церкви все премудро, свято, благолепно, животворно, поучительно...»
«Здесь в церкви – врачество для всякой болящей грехами и скорбями души... здесь исцеляется душевная слепота... «Вся силы к животу и благочестию» положены в церкви. Чудно устроено все суточное, недельное и годичное Богослужение».
Богослужение наше дает нам истинное просвещение, которое состоит в сознании своей греховности, и учит нас искать Спасителя, стремиться к Нему. Вот, как подчеркивает такое учительное значение храма с его Богослужением св. Иоанн:
«Святая Церковь на каждом Богослужении желает родить в нас чувство и убеждение или сознание нашей крайней греховности, крайней немощи, крайней духовной бедности, нищеты, слепоты, наготы и вместе с тем чувство нужды в Спасителе; для того все молитвы, псалмы, пения и песни духовныя; для того ектении, для того таинства, для того – все службы»...
«Какое чудное духовное богатство в церкви, богатство веры, упования и любви, богатство благости, милосердия, премудрости Божией, богатство чудес, очищения прегрешений, освящения, просвещения, утешения, мира и свободы духовной! О если бы все верные и неверные знали и познали это, и помнили – и усердно притекали к церкви!»
Церковь – воистину есть дивное «училище благочестия», ибо она, по словам св. прав. Иоанна, есть«духовная врачебница», где немощствующее язвою греха человечество врачуется благодатными врачеваниями, данными от Бога – покаянием и причащением св. Христовых Таин Тела и Крови Христовых, и Словом Божиим – наставлениями и советами и утешениями пастырей словесного стада Христова!..
Церковь не просто учит, но и воспитывает, как говорит св. Иоанн: «Христианин неотменно должен заботиться о своем духовном воспитании... По намерению Божию, св. Церковь есть первая и самая законная воспитательница христианских душ... »
«Человек-христианин! Доколе есть время, постарайся здесь на земле присвоиться Богу и святым Его чрез веру и благочестие; будь церковным, впитывай в себя дух церковный, дух покаяния, святыни, мира, Богомыслия, дух любви, кротости, смирения, терпения, благопокорения, спасения. Не поднимай высоко свою голову и не презирай Матери своей Церкви, спасающей тебя, – бывай часто в храме во время Богослужений, стой со смирением, слушай, размышляй, или читай и пой!..»
Чему учит нас Церковь?
Самому важному – делу спасения душ наших. Вот почему, по словам св. прав. Иоанна, мы должны «учиться этому делу» у Церкви. Святые, которые старались заниматься этим делом и выполнили его превосходным образом, оставили это свое духовное наследие – «искусство покаяния и спасения» Церкви Православной, сложив в нее, как в верную сокровищницу, все свое разумение, свое слово, свое усердие, свое искусство, свои опыты. У ней-то и будем учиться покаянию и спасению!..»
Вот почему безумно поступают те христиане, которые ленятся посещать храм Божий, пренебрегают церковной молитвой и таинствами и думают, что можно обойтись без храма, что посещение храма – дело неважное, необязательное, или те, которые приходят в храм не для прилежной, внимательной молитвы, а только по обычаю – «людей посмотреть и себя показать» и ведут себя в нем разсеянно и неблагоговейно: сами не молятся и другим мешают молиться, словно забывая, что это храм Божий, а не какой-то светский салон или клуб, где можно повидаться и поболтать со своими друзьями и знакомыми, что, к сожалению, в наше время так часто случается. Такие, легкомысленно-настроенные люди лишают себя самой великой радости – стать одушевленными храмами Божиими, и несомненно, рано или поздно, если во время не спохватятся и не образумятся, могут сделаться нечистыми капищами врага Божия – сатаны.
Особенно великое преступление совершают те беспечные родители, которые с самых ранних лет не приучают своих детей к храму Божию, к церковной молитве и к частому причащению св. Христовых Таин. Они поистине могут быть названы детоубийцами и даже хуже, ибо Христос-Спаситель сказал: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матф. 10, 28). Кто не приводит своих детей в храм, тот нарушает этим и прямую заповедь Господню, ибо Господь сказал: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матф 19,14).
Как стремительно растет сейчас во всем мире преступность и разврат! Поистине жить становится страшно! И это только потому, что люди совсем пренебрегают теперь религиозным воспитанием своих детей, власть имущие во многих странах даже запрещают это, храмы закрываются или пустеют, так как их не посещают слишком уж «умные» и «культурные» современные люди, в гордыне своей бросающие вызов Самому Богу, нередко кощунствующие и богохульствующие.
И вот – плоды этого налицо, у нас перед глазами! Дети рано перестают быть детьми, даже лица и выражения глаз у них уже в самые ранние годы становятся не детскими, и они легко делаются способными на самое страшное, самое гнусное преступление, о чем мы постоянно теперь слышим и читаем в повседневной прессе. Страшно даже подумать, на что способны современные дети!
Ни для детей, ни для взрослых нет лучшего училища, нет лучшего воспитательного учреждения, чем храм Божий с его дивными чтениями, песнопениями и всеми благодатными установлениями, назидающими душу, очищающими ее от всякой греховной скверны и нечистоты и укрепляющими в Божией Истине и Добре. Поэтому ни один разумный человек, желающий себе и другим добра, не станет избегать храма Божия, не лишит церковного воспитания своих детей.
Ведь «храм есть», как учит св. праведный Иоанн, «земное небо«. Входя в него, мы как бы оставляем на время эту грешную землю со всеми ее пакостями и мерзостями и возносимся на небо, «входим в другой, небесный мир». «Как должен быть достопочтен и достоин любви храм Божий, как любили его святые Божии человеки!» И если мы будем благоразумны и внимательны к святыне храма Божия, то и мы полюбим его и поймем тогда, почему так трогательно молился Псалмопевец и сами будем молиться подобно ему:
«Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его» (Пс. 26, 4).
Будем же со всем усердием посещать храм Божий, пока есть для этого у нас возможность... пока не отнялась еще эта возможность! Время ведь «лукаво», как никогда! И один Господь ведает долго ли мы сможем пользоваться этой пока счастливой возможностью?