Источник

ПОЧЕМУ ДЛЯ ИСКУПЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА ОТ ГРЕХА, ПРОКЛЯТИЯ И СМЕРТИ ПОНАДОБИЛАСЬ КРЕСТНАЯ ЖЕРТВА ХРИСТОВА?

Ответ на этот вопрос дают нам многие изречения Священного Писания, а также и Священное Предание нашей св. Церкви, в лице многих прославленных Отцов и учителей Церкви первых веков христианства. Особенно же сильно и убедительно раскрывают нам это именуемый «Отцом Православия» св. Афанасий Великий, Архиепископ Александрийский, и Великие Вселенские Учители и Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

Как свидетельствуем Слово Божие, в лице нашего Творца-Господа «Милость и Истина сретостеся, Правда и Мир облобызастася»  (Пс. 84, 11).

Господь безгранично правосуден: Он – праведный Судия, что весьма ярко удостоверяет Слово Божие:

«Праведен Господь и правды возлюби, правоты виде Лице Его»  (Пс. 10, 7);

«Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие»  (Пс. 44, 8);

«Праведен еси, Господи, и прави суди Твои»  (Пс. 118, 137);

«Правда Твоя правда во век, и закон Твой истина»  (Пс. 118, 142).

И вот, по закону безусловной Правды Божией, согрешившему человеку, в лице наших прародителей Адама и Евы, изречен праведный приговор, который повлек за собой изгнание из рая, лишение райского блаженства и радости общения с Богом, что и было для них проклятием и, как последствие греха – смерть.

Но Бог не только праведен и правосуден: Он – «щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив»  (Пс. 102, 8); Он «есть любовь» 1Иоан. 4, 16), как учит об этом пространно и трогательно возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов.

Как же совместить в деле искупления падшего человека одно и другое – совершенное Правосудие и совершенную Любовь?

Крестная Жертва Христова как раз и явилась таким совмещением по Премудрому, Всеблагому и непостижимому для ограниченного ума человеческого Промыслу Божию, как всегда и везде учила об этом истинная Церковь Христова, руководствуясь свидетельствами Священного Писания и толкованиями Своих великих Отцов и Учителей.

По Своей безграничной любви и неизреченному человеколюбию, Господь, конечно, мог бы просто помиловать падшего человека, но где тогда было бы Его безграничное правосудие? – Ведь оно тогда было бы нарушено. И вот, во имя Своего правосудия, как самое яркое и действенное выражение Своей Отеческой Любви к нам, падшим людям, Господь Сам принимает на Себя исполнение праведного приговора и умирает, после жесточайших мук, за нас на кресте в Лице Возлюбленного Сына Своего, с Которым Он, по учению Слова Божия, одно (см. Иоан. 10, 30«Я и Отец – одно») и «Которого Он предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру,  для показания правды Его в прощении грехов»  (Рим. 3, 25).

Слово Божие ясно свидетельствует, что «без пролития крови не бывает прощения»  (Евр. 9, 22), а так как кровь тельцов и козлов в Ветхом Завете сама по себе не давала прощения – не уничтожала грехов» (Евр. 10, 4), то Христос-Спаситель вошел во святилище не с чужою кровию, как это делали ветхозаветные первосвященники, но «со Своею Кровию… и приобрел вечное искупление»  (Евр. 9, 12).

Так именно постоянно учили христиан Святые Апостолы:

«В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» 1Иоан. 4, 10).

«Христос умер за грехи наши, по Писанию»  (1Кор. 15, 3).

«Не тленным серебром или золотом искуплены вы», говорит св. Апостол Петр, «но драгоценною Кровию Христа, как непорочнаго и чистаго агнца»  (1Петр. 1, 18–19). Здесь ясное указание на то, что приносившиеся в жертву в Ветхом Завете агнцы были прообразами Крестной Жертвы Христа-Спасителя, отчего и Сам Он получил наименование «Агнца Божия, вземлющаго грехи мира»  (Ин. 1, 29) или – «Агнца, закланнаго от создания мира»  (Апок. 13, 8), поскольку принесение Себя в жертву за грехи мipa Сыном Божиим имелось в виду в предвечном Совете Божием еще от создания мipa.

«Христос пострадал за нас... Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились»  (1Петр. 2, 21–24).

«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти»  (1Петр. 3, 18).

Разъясняя значение Крестной Жертвы Христовой, святитель Афанасий Великий говорит:

«Так как надлежало, наконец, всем людям уплатить свой долг  (а долг состоял в том, что все люди повинны были смерти, что преимущественно и было причиною пришествия Иисуса Христа на землю); посему Он, доказав Свою Божественность делами Своими, принес, наконец, и жертву за всех людей, предав на смерть храм Своего Тела, дабы, чрез это, с одной стороны, сделать всех неповинными и свободными от древнего преступления  (т.е. от первородного греха Адамова, тяготевшаго на всех людях), с другой – явить Себя победителем смерти, и нетление собственнаго Своего Тела, соделать начатком всеобщаго воскресения... Смерть была необходима: непременно надлежало быть смерти за всех людей, потому что надлежало быть уплате общаго долга,лежавшаго на всех людях. На сей конец Слово, по природе Своей безсмертное, восприяло плоть смертную, дабы ее, как Свою собственную плоть принесть в жертву за всех людей, и дабы плотию претерпеть за всех смерть» («О воплощении» 20).

Совершенно так же, как об «уплате долга», или «выкупе», учит о Крестной Жертве Христовой и св. Василий Великий:

«Тогда как никто из людей, по Слову Писания, не мог «дать Богу измены за ся и цену избавления души своей»  (Пс. 48, 8), чтобы умилостивить Бога, потому что все сами повинны были греху, таковою изменою и ценою избавления за души всех явилась равноценная всем людям святая и многоценная за них пролитая Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Почему же? Потому что Он не простой был человек, а превосходящий естеством людей Богочеловек, и кроме того по самому человечеству Своему был совершенно безгрешен, почему не имел нужды в том, чтобы давать Богу

выкуп за избавление Своей души, а Сам мог дать и действительно дал таковой за других, являясь, по слову Апостола, «Архиереем преподобным, незлобивым, безскверным и отлученным от грешник... Иже не имать по вся дни нужды, якоже первосвященницы, прежде о своих гресех жертвы приносити, потом же – о людских невежествиих»  (Евр. 7, 26–27; 9, 7 – Толк. на Пс. 48, 8–9).

А вот как говорит св. Григорий Богослов:

«Христос именуется «избавлением»  (1Кор. 1, 30), как освобождающий нас, содержимых под грехом, какдавший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за вселенную»  (Слово о Богосл. 4).

«За каждый наш долг воздано особо Тем, Кто превыше нас... Для сего древо за древо и руки за руку; руки, мужественно распростертыя, за руку, невоздержно простертую; руки пригвожденныя за руку своевольную; руки, совокупляющия во едино концы мipa, за руку, извергшую Адама. Для сеговознесение на крест за падение, желчь за вкушение, терновый венец за худое владычество, смерть за смерть»  (Слово 3).

И Св. Иоанн Златоуст также подчеркивает, что Крестная Жертва Христа-Спасителя была ничем иным, как «уплатой долга» за грехи людей:

«Представь, что заимодавцу задолжал кто-нибудь десятью оволами, и он ввергает в темницу не только самого должника, но даже жену его, детей и слуг; но приходит другой, и не только вносит те десять оволов, но еще дарит десять тысяч талантов золота, ведет узника в царский дворец, сажает на самом почетном месте, осыпает его почестями и отличиями, тогда давший в заем десять оволов позабудет о них и думать».

«Точно так случилось с нами! Христос заплатил гораздо больше, нежели чем мы были должны: Его уплата, в сравнении с долгом то же, что безмерное море в сравнении с малой каплей. Итак, не сомневайся, человек, видя такое богатство благ; не любопытствуй знать, как потушена искра смерти и греха, когда на нее пролито целое море благодатных даров» (На посл. к Рим. бесед. X, 2).

"Для того, чтобы изгладить грехи, Он добровольно умер. Почему, однако, сказано: поднял или вознесет? Для того, чтобы обозначить Крест, потому что на нем был пригвожден ко кресту грех: крестом были разрушены грехи»  (на Исаию гл. 53).

«Будем носить Христов крест, как бы венец. Все, имеющее отношение к нам, совершается при посредстве креста: нужно ли получить возрождение, является крест; нужно ли быть вскормленным тою Таинственною Пищею или быть рукоположенным в известный церковный сан, или сделать что-либо другое, всюду – символ нашей победы! Поэтому с большой заботливостью начертываем его и в жилищах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и в уме. Это – знамение нашего спасения и всеобщей свободы и доказательство милосердия Господа нашего: «яко овча на заколение ведеся»  (Ис. 53, 7). Поэтому, когда ограждаешь себя крестным знамением, то размышляй в своем уме о всем значении креста и угаси свой гнев, а также и все прочие страсти. Когда ограждаешь себя крестным знамением, то преисполни свое чело великим дерзновением, сделай свободным свой дух. Знайте же, во всяком случае, что доставляет нам свободу. Поэтому и Павел, побуждая нас к этому самому, то есть к приличествующей нам свободе, так наставляет, напомнив о кресте и Крови Господних. "Ценою», говорит он, «куплени есте, не будите раби человеком»  (1Кор. 7, 23). Подумай, говорит, о той цене, какая уплачена за Тебя, и не будешь рабом никого из людей. Ценою он называет Кровь, пролитую на кресте. Не просто пальцем надлежит напечатлевать его, но прежде всего расположением сердца с великою верою; и когда он таким образом бывает начертан на твоем лице, тони один из нечистых демонов не будет в состоянии стать вблизи тебя, видя меч, которым нанесен ему удар, видя нож, от котораго он получил смертельную рану»  (Слово о том, что не должно стыдиться прославлять Честный Крест... – Творения, том III, стр. 916–917).

«Крест есть спасение Церкви. Крест – избавление наше от одержавших нас зол и начаток дарованных нам благ, крест – примирение с Богом его врагов и обращение ко Христу грешников... Крестом освобождены мы от насилия диавола и крестом избавлены от смерти и гибели. Крест сочетал людей с ликом ангелов, сделав их природу чуждою всякаго тленнаго дела и доставив им возможность проводить нетленную жизнь. До креста мы были чужды рая, а с явлением креста тотчас же разбойник удостоен рая.

О, великая сила креста!.. Христос висит на кресте, – и диавол умерщвлен; Христос пригвожден ко кресту – и всякая душа разрешена от уз»  (Слово на Воздвиженье – т. VIII, стр. 804).

Итак, вот в чем великое значение Крестной Жертвы Христовой для нас, согласно учению Слова Божия и величайших Отцев нашей Православно-Христианской Церкви!

Преклонимся же смиренно и благоговейно перед этой великой Тайной Искупления нашего от греха, проклятия и смерти, как учит о ней наша Св. Церковь, с благодарной любовью к Богу – Спасителю нашему, в глубоком умиленном сознании, что нет на свете ничего, что могло бы сравниться с такою любовью Божиею к нам, падшим грешникам, так дивно и премудро сочетавшейся с Его Божественным правосудием!

Слава, Господи, Кресту Твоему честному Наш подлинно-православный Пастырь.


Источник: Современность в свете Слова Божия / Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация).

Комментарии для сайта Cackle