Источник

«ПРИИДИТЕ, ВСИ язы́цы, БЛАГОСЛОВЕННОМУ ДРЕВУ ПОКЛОНИМСЯ, ИМЖЕ БЫСТЬ ВЕЧНАЯ ПРАВДА!..»

Такими словами Церковь Христова призывает все народы земли – все человечество – поклониться «благословенному древу» Креста Господня, которым все мы искуплены от греха, проклятия и смерти, тяготевших над нами со времени грехопадения наших прародителей.

В честь величайшей для нас святыни Креста Господня и установлен нарочитый торжественный праздник всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста, празднуемый 14-го сентября по ст.ст. Он является заключительным в ряду прочих великих праздников. Нарисовав нам дивную картину всего домостроительства Божия о нашем спасении в целом ряде празднуемых ежегодно Господских и Богородичных праздников, св. Церковь в заключение приводит нас к поклонению Кресту Господню, как бы говоря каждому из нас: «Ты видел все, что сделано Богом для твоего спасения, но ты еще не знаешь, что именно надлежит делать тебе, дабы улучить вечное спасение. Вот сегодня я и говорю тебе: если хочешь спастись, прильни ко Кресту Христову – и спасешься! В нем, орошенном Пречистою Кровью Спасителя твоего и Бога, сокрыты чудодейственные животворные силы, которые воскресят твою душу, умерщвленную грехами. Возлюби же Крест Господень – это великое знамение любви Божественной и дивное орудие спасения твоего, возлюби это воистину «благословенное» и «треблаженное древо» превыше всего на свете – прильни к нему, не только устами лобызая его, но всею душою твоею, всем сердцем, всем внутренним существом твоим – и спасешься!»

Да будет ведомо всем вам, братие, что наименование Креста Господня «животворящим» это не есть только одно красивое образное название, лишенное смысла и значения. Нет! в Церкви у нас нет ничего без смысла и значения и каждое слово, каждое наименование вполне выражает действительную сущность вещей

Крест Господень потому называется «животворящим», что он «животворит» – «оживляет», делает живым все, что с ним входит в соприкосновение. Ярче всего и нагляднее всего эта животворная сила Креста проявила себя при самом его нахождении.

По окончании Первого Вселенского Собора, когда осуждена была ересь Ария, отвергавшего Божество Сына Божия и когда благоверный Царь Константин радовался установившемуся в христианской Церкви согласию в вере, его благочестивая мать Царица Елена возгоралась горячим желанием найти крест, на котором распят был Господь Иисус Христос. В 326 году по Р. Хр. она прибыла в Иерусалим, и там, после долгих поисков, ей было указано, что Крест Христов зарыт в земле на одном холме, где было воздвигнуто языческое капище. При раскопке земли найдено было три креста и отдельно лежавшая дощечка с надписью на трех языках – еврейском, греческом и латинском – Иисус Назорей Царь Иудейский. По виду трудно было определить, какой из крестов был Крест Господень. В это время несли мимо хоронить умершего. Епископ Макарий распорядился остановить похоронную процессию и велел по очереди возлагать найденные кресты на умершего. Возложение двух крестов не произвело никакого действия; когда же был возложен третий крест, мертвый воскрес. Это чудо явно для всех указало на животворную силу Креста Господня и за ним установилось название «Животворящего Креста».

Имея в виду эту дивную животворную силу Креста Господня, св. Церковь распорядилась дать самое широкое употребление крестного знамения в жизни христиан. Освящая крестным знамением каждый шаг, каждое движение, каждую сторону жизни верующих христиан и предписывая им употреблять как можно больше и чаще это спасительное знамение, Церковь следует в этом отношении откровению Божию, которое получил Император Константин Великий, когда ему явилось на небе перед решительной битвой с врагами знамение креста с надписью над ним: «Сим побеждай!»

Крестное знамение и необходимо нам для того, чтобы силою его побеждать врагов нашего спасения. А какую действительно великую силу в этом отношении оно имеет, Церковь разъясняет в своем песнопении:

«Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его: яко мертвыя возставляет, и смерть упраздни»...  (стихира, гл. 8).

И сколько чудес совершено силою крестного знамения, этого и не перечислить!

Вот лишь немногие из них, известные из житий святых.

Св. Апостол Иоанн Богослов знамением креста мгновенно исцелил лежавшего при дороге больного.

Преп. Макрина, сестра св. Василия Великого, страдала от страшной раны в груди. Когда мать ее осенила больное место знамением креста, Макрина мгновенно исцелилась от своей болезни.

Св. Фекла, когда возвели ее для мучений на костер, осенила себя крестным знамением, и огонь не причинил ей никакого вреда.

Преп. Иулиану поднесли в чаше яд. Он, перекрестив чашу, выпил яд и остался невредим.

Когда преп. Венедикт осенил крестным знамением стакан со страшным ядом, которым хотели его отравить, стакан разбился на мелкие части, как бы от удара камнем.

И доселе, за каждой Божественной литургией в каждом христианском храме, сила крестного знамения совершает величайшее в мире чудо, претворяя хлеб и вино в истинное Тело Христово и истинную Кровь Христову, причащение Коих оживотворяет душу человека и делает его причастником жизни вечной.

Имея в виду такую великую спасительность и животворное значение для нас крестного знамения, св. Кирилл Иерусалимский наставляет христиан:

«Да не стыдится каждый из нас исповедывать Распятаго; пусть изображает рукою знамение св. креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушает, на сосудах, из которых пьет. Пусть изображает его на себе при входах и выходах, когда ложится спать и встает, когда находится в пути или отдыхает. Он – великое предохранение от всех бед и несчастий»  (Огласит. поучение 13–36).

В наше Богоотступническое время многие христиане, к несчастию своему, стыдятся исповедывать открыто свою веру в Распятаго Христа – стыдятся многие и крестного знамения, а потому отвыкли даже употреблять его. Некоторые же считают частое употребление крестного знамения признаком ханжества и фарисейства и боятся насмешек над собой со стороны людей неверующих и легкомысленно-настроенных.

О, какое грубое невежество и неразумие! Неужели так трудно догадаться, кто это насмешками и всякими иными способами старается вывести из употребления христиан это спасительное знамение?

Ведь это делает как раз «тот», кто «трепещет креста и трясется, не терпя взирати на силу его» – исконный враг Божий и враг человеческого спасения диавол для того, чтобы обезоружить нас и сделать своей легкой добычей. Без креста мы, как воин без оружия, безсильны с ним бороться, и он тогда делает с нами все, что хочет – мы становимся жалкими игрушками его, простыми пешками в его злодейских руках!

Но, братие, нельзя забывать и того, что крестное знамение только тогда имеет значение и проявляет всю свою силу, когда оно совершается с глубочайшим благоговением и искренней верой в Распятого на Кресте Господа. Нельзя считать крестным знамением того беспорядочного махания перстами у себя перед носом или перед грудью, какое позволяют себе некоторые христиане, небрежно так крестящиеся, не в прославление, а скорее в поругание Креста Господня. Святые отцы называют такое крайне-небрежное и неблагоговейное совершение крестного знамения «неистовым бесовским маханием» и говорят, что оно не только не имеет спасительного значения, но напротив, прогневляет Бога и тешит бесов, которые радуются, видя такое поругание страшного для них знамения.

Крестное знамение надо совершать всегда чинно, благоговейно, с молитвенной сосредоточенностью и глубоким внутренним вниманием, не машинально, не торопясь и не спеша, а начертывая правильный крест на себе, по установлению Св. Церкви, то есть, возлагая три сложенных вместе перста на чело, на грудь, на правое плечо и на левое плечо. Все мысли в это время должны быть обращены к Распятому на Кресте, «нас Ради человек и нашего ради спасения» Господу-Спасителю, с глубокой верой в Него и твердой надеждой на Его всесильную помощь и заступление, а чувства должны быть проникнуты глубокой благодарной любовью к нему за Его жертвенный подвиг искупления нас, окаянных грешников, на Кресте от греха, проклятия и смерти.

Только так совершаемое крестное знамение проявит всю свою чудодейственную силу и животворность, и такого крестного знамения просто безумие стыдиться и бояться.

Разве стыдится воин своего оружия, которое носит?

Разве отдает его без борьбы врагу своему, вместо того, чтобы защищать им себя и своих близких?

Напротив, не гордится ли он своим оружием?

Так и мы, христиане, единственное чем можем гордиться и хвалиться, это – Крестом Господним!

«Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распяся и аз миру»  (Гал. 6, 14), говорит великий Апостол языков св. Павел, прошедший с проповедью о Кресте Господнем всю вселенную.

Крест Христов – это наша радость и похвала, ибо он есть великое знамение победы нашего Господа и Спасителя над грехом, проклятием и смертью, залог нашего спасения и вечной жизни, вечного блаженства.

«На нем Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны от Бога сотвори»...  (стихира, гл. 8).

Чрез распятие Сына Божия на кресте «Кровию Божиею яд змиев отмывается»,  (стихира, гл. 2) и«мир от прелести свобождается».

Вне креста – погибель и смерть, в кресте – спасение и жизнь! Аминь.


Источник: Современность в свете Слова Божия / Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация).

Комментарии для сайта Cackle