Источник

Не простишь ближнему – не будешь и сам прощен Богом!

Мысли на неделю 11-ю по Пятидесятнице.

«Тако и Отец Мой Небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец своих прегрешения их»

(Матф. 18, 35)

В замечательной евангельской притче «О неблагодарном должнике» Господь всех нас людей грешных называет «должниками»: должниками в отношении к Богу и должниками в отношении друг ко другу. Должниками в отношении к Богу мы являемся потому, что не исполняем всех тех заповедей и повелений Божиих, которые мы должны исполнять, а должниками в отношении друг к другу – потому, что мы не воздаем друг другу должное, то есть то, что предписано нам воздавать друг другу законом евангельским: любви со всеми вытекающими из нее делами милосердия христианского.

Все мы ежечасно, ежеминутно и, может быть, даже ежесекундно так или иначе, много согрешаем пред Господом – настолько много, что поистине являемся пред Ним неоплатными должниками: у нас нет никакой надежды самим, своими средствами уплатить Господу этот наш безмерно-великий долг, как у должника в евангельской притче не было надежды уплатить огромную сумму «тьмою талант», то есть 10.000 талантов.

Что же нам делать?

Если бы Господь не был безгранично милосерд, то, по законам чистейшей Правды Божией, всех нас несомненно ожидала бы неминуемая вечная погибель. Однако, «щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» и «не до конца прогневается» (Пс. 102, 8–9). Все наши долги Он нам прощает, но желает при этом, чтобы и мы подражали Ему в Его милосердии и всепрощении. Он прощает нам наши неоплатные долги, но требует при этом, чтобы и мы прощали ближним своим их малые долги в отношении к нам. Эти долги безконечно малы и ничтожны, по сравнению с нашими неоплатными долгами в отношении к Богу, как мала и ничтожна сумма в 100 динариев, по сравнению с огромной суммой в 10.000 талантов.

Казалось бы, что стоит простить, когда за это обещана нам такая великая награда, как Божие всепрощение и, следовательно, райское блаженство!

Но вот беда! Для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, как прощать. Мы все слишком самомнительны и до крайности обидчивы, слишком высоко ценим себя и свои достоинства, действительные или только мнимые, воображаемые. Попробуй только кто, как нам кажется, оскорбить нас, и мы готовы, как говорится, «на стену полезть». А что самое ужасное: мы нередко ищем обид и оскорблений даже там, где их вовсе нет, а только обостренная мнительность наша находит их. В нынешние же времена, в особенности, как никогда, процветают среди людей пороки больного самолюбия, злопамятства и мстительности. Обидчивость дошла до того, что даже старший по возрасту не может сделать замечания младшему, старший по положению не смеет сделать никакого указания или внушения своему подчиненному. Тот сразу же выходит из себя, негодует и способен затаить «обиду» глубоко в сердце, ища потом случая «отомстить» так или иначе.

А между тем нет недуга более губительного и зловредного, чем злопамятство, приносящее неисчислимое зло людям.

«Памятозлобный», говорит великий наставник духовной жизни преп. Иоанн Лествичник, «есть аспид, скрывающийся в норе, который носит в себе яд смертоносный». Памятозлобие, как учат Св. Отцы уподобляет человека злым бесам, а мстительность есть дерзкое восхищение сана Божия.

«Не мстите за себя, возлюбленные», говорит св. Апостол Павел, «но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь»  (Рим. 12, 19).

Там, где царит злоба и говорит чувство мстительности, там нет и в помине истинного христианства, а только одно лицемерие.

«Ни от кого не отвращается Бог столько, как От непримиримаго человека», учит св. Иоанн Златоуст.

И такому злобствующему и непримиримо настроенному к своим ближним человеку закрыт вход в Царствие Божие. И это вполне понятно, логично и законно. Ведь «Царствие Божие», как учит Слово Божие, «есть правда, мир и радость о Дусе Святе»  (Рим.14, 17).

Какой же мир и какая радость может быть в душе человека злопамятного, питающего злобу и ненависть в сердце своем?

Христианская религия есть религия всепрощения, а потому безконечно далек от христианства человек, который не умеет прощать.

Одно только необходимо всегда помнить, ибо и тут враг вселукавый старается напустить туман, внести смятение и сумбур в умы и сердца людей, стремясь использовать даже самое учение Христово в своих адских целях, в чем нередко и успевает, особенно в наше время.

Когда речь идет о «христианском всепрощении», то имеется в виду прощение личных обид, нанесенных нам нашими личными врагами, по личным причинам. Но мы нисколько не в праве, однако, прощать человеку то зло, которое он причиняет не нам, а другим людям. Тем более не в праве мы покрывать своим всепрощением явного богохульника и кощунника, ведущего борьбу против Бога и веры в Бога. Мы не смеем только судить его более строго, чем самого себя (всегда спрашивая самого себя, а не грешу ли и я тем же самым, чем он, или чем-либо подобным, сходным?), но прощать его, то есть забывать то зло, которое он дерзко творит, выступая против Бога, против Христа и Его св. евангельских заповедей, и жить с таким человеком в мире, в дружественных отношениях, поскольку он лично нам ничего плохого не делает, мы не должны, ибо это будет с нашей стороны измена Богу.

«Живи в мире с врагами, но с своими врагами, а не с врагами Божиими», учат нас Св. Отцы.

В современном же человечестве все искажено, все делается как раз наоборот. Ссылаясь на евангельскую заповедь о всепрощении, теперь действительно все прощают... кроме личных обид. Охотно живут в мире и даже в дружбе с безбожником, богохульником, пьяницей, развратником, убийцей, говоря, что все это – его личное дело и не нам судить его за это, а надо прощать, но в то же время никогда не прощают личных обид. За смертельного врага своего считают человека, который осмелится не то, что обидеть, оскорбить, а просто сказать неприятную правду в лицо. Так обострено ныне у многих больное самолюбие, что даже начальник, по долгу совести своей не может сделать замечания своему подчиненному, учитель – своему ученику, духовный отец – своему духовному чаду, а архипастырь не смеет вразумлять и наставлять подведомственных ему пастырей, так как это нередко вызывает взрыв негодования или порождает затаенную злобу и мстительность.

Таково извращенное настроение современного человека, излукавившегося, кажется, до последней степени!

Нет! христианин – не тот, кто умеет искусно льстить сильным и славным мира сего и жить в мире с врагами Божиими, прикрываясь мнимой христианской «любовью» и «всепрощением», а тот, кто умеет от сердца прощать личные обиды и огорчения и чужд злопамятства и мстительности.

Не заслуживает звания христианина тот, кто, вместо сознания своей вины, покаяния и исправления, в ответ на сделанное ему внушение со стороны лица, имеющего право и власть его вразумлять, злобится на него и старается отомстить ему так или иначе, – кто «чувство правды, оскорбленное и подавленное в себе, стремится вознаградить нападками на других, хотя бы то и неправыми» (Еп. Феофан Вышенский).

«Памятозлобствуя, памятозлобствуй на бесов», поучает св. Иоанн Лествичник, «и враждуя, враждуй против твоей плоти непрестанно, ибо плоть сия есть друг неблагодарный и льстивый: чем более мы ей угождаем, тем более она нам вредит».

Вот, куда надо нам направлять свое памятозлобие, чего современные люди, в большинстве своем, уже вовсе не делают, занимаясь всецело только угождением своей плоти. Других по каждому поводу осуждают и уничижают, а сами беззастенчиво предаются объядению, пьянству, курению, разврату и тому подобным делам страстной своей плоти.

А заповедь о настоящей, не показной и притворной только, любви к ближним совсем забыта и заменена злобным, недоброжелательным чувством, ищущим лишь обвинений против ближнего, даже самых неосновательных, в корне нарушающих тот мир, к которому христиане призваны.

«Аще возможно есть от вас, со всеми человеки мир имейте!»  (Рим. 12, 18 и Евр. 12, 14), учит христиан св. ап. Павел.

Нет выше счастия и радости для нас, христиан, как жить в мире друг с другом, не заводя распрей и ссор, не осуждая и не обвиняя друг друга, не клевеща, не злобствуя и взаимно прощая друг другу наши немощи и слабости, от которых ни один человек не свободен. А прощение обид своему ближнему дает такое невыразимое словами утешение и облегчение совести, такую духовную отраду, что еще здесь на земле мы начинаем предвкушать райское блаженство... «Стяжи дух мирен и около тебя спасутся тысячи!» так любил говорить наш великий молитвенник и подвижник преп. Серафим Саровский.

Нарушители же мира и творящие распри и раздоры, сеющие смуты творят дело диавольское и по слову Господа, преданы будут «мучителем, дoндеже воздадят весь долг свой», то есть на веки-вечные, ибо долги наши людские пред Богом неоплатны.

Кто же приносит самолюбие свое в жертву миру Божию, тот испытает великую радость всепрощения от Господа, и «мир Божий, превосходяй всяк ум»  (Фил. 4, 7) навсегда водворится в сердце его, преисполняя его райского блаженства.

Для этого важнее всего постоянно помнить и носить в сердце своем наставление Господа, данное Им Своим ученикам, а в лице их и всем истинным последователям Его – христианам, на Тайной Вечери:

«О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою»  (Ин. 13, 35). Аминь.


Источник: Современность в свете Слова Божия / Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация).

Комментарии для сайта Cackle