Источник

АРХИПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ к празднику Святой Пасхи – 1 14 апреля 1974 г. верным чадам Сиракузско-Троицкой епархии

Христос Воскресе!

У кого из нас не замирает сердце в сладостно-благоговейном трепете, когда мы слышим впервые торжественно провозглашаемое Церковью ликующее песнопение: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»

Что нас так радует?

Радует нас то, что смерть, этот злейший враг наш, побеждена – попрана смертью Христовой, как и поется в этом песнопении, многократно затем повторяющемся: «смертию смерть поправ».

Но как это так? Как смерть могла уничтожить смерть?

Мы веруем в это, но не испытуем "как?», ибо и эта великая тайна, подобно всем прочим тайнам Божиим, непостижима для нашего слабого, ограниченного, поврежденного к тому же грехом, ума человеческого.

А то, что великая тайна искупления человеческого рода смертью Христовою от греха, проклятия и смерти есть действительно непостижимая для нас тайна, об этом поет св. Церковь в день «Крестной Пасхи» – на вечерни в Великий Пяток:

«Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится... на древо осуждается Судяй живым и мертвым»  (стихира на «И ныне»: на «Господи воззвах»).

Все тайны Божии, непостижимые для ума человеческого, постигаются, однако, верующим сердцем, для которого нет сомнений и недоумений и которое чувствует всю спасительную истину их, без помощи и посредства лукавого разума, часто заводящего лишь в дебри всевозможных заблуждений, когда он пытается чисто по-человечески постичь и разъяснить то, что выше человека и чего не в силах постигнуть даже ум ангельский (1Петр. 1, 12).

Рационализм всякий – и правый и левый – всегда был врагом истинной веры, подкапываясь под веру и расшатывая ее.

Другое дело – искренно верующее сердце, без испытания принимающее то, чему учит Слово Божие, в чем наставляет св. Церковь.

Почему, например, так радостно трепещет сердце иногда даже у людей маловерующих и вовсе чуждых будто бы веры, когда они попадают на нашу пасхальную заутреню?

Именно потому, что начинает говорить в них сердце, а не ум – «каверзник», ибо душа человека – «по природе христианка», как выразился один из великих апологетов первохристианства.

И понятно и близко сердцу становится восклицание пророка: «Где твое, смерте, жало? где твоя, аде, победа?» читаемое в огласительном слове св. Иоанна Златоуста, хотя до сих пор мы еще видим покоящихся на одре смерти близких наших, родных и знаемых.

Ибо верим мы, что «Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе: Христос бо востав от мертвых, начаток усопших бысть. Тому слава и держава во веки веков. Аминь».  (Слово св. Златоуста на день св. Пасхи).

А потому верующему во Христа-Спасителя сердцу не нужно доказывать и объяснять истину слов великого Апостола языков св. Павла: «Как во Адаме все умирают, так во Христе оживут»  (1 Коринф. 15, 22) и что «тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в безсмертие»  (1Кор. 15, 53).

Вот почему так радостно, победно-ликующе отзываются в сердцах наших слова пасхального канона:«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение: иного жития вечнаго начало, и играюще поем виновнаго, единаго Благословеннаго отцев Бога, и препрославленнаго»  (7-я песнь канона Пасхи).

Христос Воскресе! возлюбленные о Господ братие и сестры! Воскреснем с Ним и мы к новой, вечной, блаженной и нетленной жизни – лишь бы оказаться нам достойными этого!

Воскреснет с Ним и наша несчастная, уже более пятидесяти лет поруганная и распятая на Кресте наша Родина-Россия, если только верующие сердца в ней окончательно восторжествуют над поработившим ее лютым безбожием. Сие буди, буди!...

Сердечно приветствуем всех вас с Светлым праздником и желаем всем-всем насладиться сим подлинным пиром веры, отвратив очи свои от окружающей суеты и зла мира сего и вкусить во всей возможной полноте радость пасхальную, выше и святее которой ничего нет на свете!


Источник: Современность в свете Слова Божия / Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация).

Комментарии для сайта Cackle