Том 3
«Троицын-день».
«Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся: Сыну во Отце со Святым Духом» … (стихира).
Так обычно именовался у нас по-народному этот дивный праздник, который официально, по-церковному, носит название «Пятидесятницы», поскольку празднуемое в этот день великое событие Сошествие Святаго Духа произошло в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Наш народ подметил, что в церковных песнопениях этого дня прославляется не только это событие, но и вся Святая Троица; отсюда и наименование – «Троицын-день».
Но почему же славится вся Святая Троица, когда главным действующим лицом в воспоминаемом в этот день событии является, собственно, лишь Одно Третие Лицо Пресвятой Троицы – Дух Святый?
Потому что событием этим было закончено все дело домостроительства нашего спасения (отчего и праздник этот именуется Святой Церковью «конечным праздником»), а в нем деятельное участие принимали все три Лица Пресвятой Троицы, почему и поется: «... нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть» (стихиры).
В этот день мы празднуем полное и совершеннейшее выражение неизреченной любви Божией к падшему человеческому роду.
В чем же и как проявилась эта любовь Божия к нам, грешным, со стороны каждого из трех Лиц Пресвятой Троицы.
Бог-Отец – наш Творец и Промыслитель. Он создал нас из ничего, единственно по любви Своей, и даровал нам безценный дар – жизнь, чтобы сделать нас блаженными в общении с Собой. Он почтил нас «образом Своим», наделив высоким даром свободной воли с возможностью приближаться к уподоблению своему Первообразу. Сотворив нас, Он не предоставил нас произволу слепой судьбы, а продолжает непрестанно промышлять о нас, так что ни один волос не падает у нас с головы без Его святой воли. Когда же, в лице прародителей наших, мы пали и сделались недостойными Его милостей и райского блаженства, и подвергли себя величайшим бедствиям и страданиям вплоть до общего всем нам «оброка греха» – смерти, Он и тогда не отвратил от нас лица Своего, но устроил нам дивный план спасения в Сыне Своем.
Сын Божий явился нашим Спасителем и Искупителем. Исполняя волю Отца Своего Небесного, Он сошел на землю и, став во всем, кроме греха, подобным нам человеком, обрек Себя на все страдания и лишения бренного человеческого существования, вплоть до страшной поносной смерти на кресте. А дабы мы всегда чувствовали всю силу Его Божественной любви к нам, окаянным грешникам, Он установил дивное Таинство Причащения Тела и Крови Его, чрез которое мы приискренне соединяемся с Ним, как Он Сам сказал: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6,56) и сподобляемся дарованной Им вечной жизни (там же ст. 54).
По своей крайней греховной испорченности мы были бы совершенно безсильны и неспособны воспринять и усвоить себе все богатство благости, которое уготовала нам любовь Бога-Отца и Бога-Сына, и вот Дух Святый стал нашим Освятителем, завершив все великое дело домостроительства нашего спасения. Он сошел для того, чтобы уврачевать наши греховные язвы, очистить нас от всякия скверны плоти и духа и освятить нас Своею благодатью, даруя нам «паки-рождение» и делая нас «новою тварью», способной для вечной, нетленной, блаженной жизни.
Коротко и ясно выразил все вышесказанное наш отечественный богослов-подвижник святитель Феофан Вышенский Затворник:
«Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим, снисшел ныне Дух Святый» («Мысли на каждый день года»).
Вот почему и поем мы в этот великий день: «… нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть».
После великих праздников Рождества Христова, с примыкающим к нему Богоявлением (в древности это был один праздник) и Святой Пасхи, это – самый великий и торжественный день в нашем богослужебном году, который отмечается особо-умилительным богослужением и проникновенными песнопениями, а также и чтением особых молитв с коленопреклонением.
Знают ли все это современные христиане, в значительной массе своей далеко отошедшие от Церкви и чуждые настоящей живой веры и церковности?
Увы! столь велико теперь духовное невежество, что многие не только ничего не знают и не понимают, что касается нашей веры и Церкви, но и толкуя все извращенно, вместе с злостными безбожниками, отвергают иной раз самый догмат Святой Троицы, хотя это – главный догмат христианства, и отвергающий его уже не может почитаться христианином. Как и явные безбожники, эти люди дерзают заявлять, что этот догмат, якобы противен логике и здравому смыслу, ибо единица не может быть равна трем, как и три не могут составлять единицу.
Но ведь наша Церковь этого вовсе и не утверждает, а учит, что «Бог един по существу, но троичен в лицах». А «существо» и «лицо» (по-гречески: «ипостась») это совсем не одно и то же! Пусть это все же – непостижимо для нас, но сколько вообще есть непостижимого для ограниченного ума человеческого в мире! А если бы все, что касается Бога, постигалось умом нашим, то такой Бог и не был бы истинным Богом. Все тайны Божии для нашего слабого и несовершенного ума человеческогонепостижимы, а потому принимаются только верою и нашим верующим сердцем. Вот почему Господь Иисус Христос и сказал апостолу Фоме: «Блаженны не видевшие (Меня) и уверовавшие» (Ин.20,29).
А кто, чрезмерно умствуя, пытается рационализировать (-сделать понятными для ума) Божии тайны, тот неизбежно впадает в заблуждение, или ересь, как это случилось с Арием, Македонием, Несторием, Евтихием и другими еретиками. Как учит Слово Божие, даже Ангелы Божии только «желают проникнуть» (1Петр.1,12) в эти тайны, но не могут. Где уж сделать это нам с нашим каверзником-умишком, который к тому же поврежден в нас грехопадением?!
Верующему же сердцу открываются все тайны, – настолько, насколько это полезно для нас и нужно для нашего спасения, и тогда все сомнения сами собой развеваются и является твердое убеждение в непреложности всех тех великих истин, который Сам Бог благоволил открыть нам и в Священном Писании и в Священном Предании. Из этих тайн – самая великая и святая это Тайна Пресвятой Троицы, которую воспевает и славит радостно и торжественно наша Святая Церковь в великий день Пятидесятницы: «Троице Святая, слава Тебе!»
Велико было благоговейное почитание Святой Троицы у нас на Руси. «Игумен и печальник Земли Русской» преподобный и богоносный отец наш Сергий, Радонежский чудотворец, Ей именно посвятил новооснованную им вблизи Москвы иноческую обитель, которая быстро разрослась, сделалась прославленной Троице-Сергиевой лаврой и стала мощным духовным оплотом нашего Отечества – сначала Руси Московской, а затем – великой Российской Империи.
В годы постигшего наше Отечество, за грехи отступивших от Бога русских людей, страшного кровавого лихолетья, в далекой заокеанской стране – Соединенных Штатах Америки – выходцами из России была основана иноческая обитель, также посвященная Святой Троице, на которой тоже явно почило Ее благословение: она разрослась и расширилась, в ней устроена была церковная типография, печатающая богослужебные и духовно-нравственного содержания книги и журналы, открыта была Духовная Семинария, подготовляющая новых пастырей Церкви.
Многие в Русском Зарубежье смотрят на нашу обитель, как на духовный оплот Зарубежной Руси – оплот нашей православной русскости, и массами стекаются в нее на богомолье, иногда даже из очень далеких cтран, особенно – в день ее престольного праздника – Троицын-день. Добро пожаловать!