Источник

Христос Воскресе!

Христос Воскресе!

В этих двух словах, исполненных несказанного радования, – все существо, вся сила, вся духовная мощь, все величие нашей православно-христианской веры. Истинное христианство – это радость о воскресшем Господе.

Учение о Воскресении Христовом есть краеугольный камень нашей веры. Без веры в Воскресение Христово христианство не имело бы никакого смысла, никакого значения. Об этом ясно говорит величайший проповедник христианства по лицу всей вселенной святой Апостол Павел.

«Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» … Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших… И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15,14–19).

Вера в воскресение Христово потому так для нас важна и так радостна, что оно есть победа Жизни над смертью, победа Добра над злом, или над грехом, который и породил собою смерть.

«Как во Адаме все умирают» , учит тот же святой Апостол Павел: «так во, Христе все оживут» (1Кор.15,22).

«Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1Кор.15,20).

Если воскрес Христос, то воскреснем и мы.

И эту свою веру всегда исповедовали и исповедуют все истинные христиане, когда читают или поют Символ Веры:

«… Чаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь» .

Проповедуя, по заповеди Христа-Спасителя, «Евангелие всей твари», свв. Апостолы во главу угла своей проповеди ставили всегда радостное благовестие о Христе распятом и воскресшем тридневно из мертвых. Об этой апостольской проповеди повествует нам прежде всего и сильнее всего книга Деяний святых Апостол, описывающая и многочисленные чудеса, которые совершали Апостолыименем Христовым в подтверждение истины проповедуемого ими. Вот причина, почему, по издавна установившемуся обычаю, эта книга читается всегда в пасхальную ночь до начала пасхальной заутрени, всеми желающими, посреди церкви.

И эта проповедь о Христе, распятому, нас ради человек и нашего ради спасения, и преславно воскресшем из мертвых, как ничто иное, пленяла умы и сердца людей в послушание Христово и делала их самоотверженными, даже до смерти, последователями Христовыми.

Вспомним, какими малодушными и страшливыми были самые ближайшие к Господу Его ученики до Его воскресения и какая разительная перемена произошла в них после Его воскресения. Когда Господа взяли под стражу в саду Гефсиманском, «все ученики, оставившие Его, бежали» (Мф.26,56). А сам старейший из них Петр, только что клявшийся в верности Господу, даже если и умереть пришлось бы ему  (Мф.26,35), испугался каких-то служанок во дворе первосвященника и трижды с клятвой отрекся от Него  (Мф.26,69–75).

Кроме возлюбленного ученика Христова Иоанна Богослова, последовавшего на Голгофу и видевшего страдания и смерть Господа, остальные так были напуганы всем происшедшим, что еще на третий день после сего сидели взаперти «дверем затворенным, страха ради иудейска» (Ин.20,19). Они, видимо, разделяли общеиудейские предразсудки о Мессии, как о земном царе, который освободит иудеев от власти римлян и подчинить иудейской власти все народы земли, и были до глубины души потрясены тем, что вера их во Иисуса, как в такого Мессию, рушилась, и все надежды их на Него оказались тщетными.

Но вот Христос воскрес, и все переменилось. С недоверием приняли Апостолы первые известия о воскресении Христовом, но когда Он явился им Сам, собранным вместе, их неверие превратилось в пламенную веру.

«Господь мой и Бог мой!» таким полным горячей веры восклицанием выразил дольше всех упорствовавший в своем неверии Фома эту дивную перемену, происшедшую в душах учеников.

И уже ничто потом не могло погасить в них этой веры. В течение 40 дней являлся Господь ученикам Своим, возстав от мертвых, и все более и более возгревал в них эту веру, «уча их о Царствии Божием» (Деян.1,3). А сошествие Святого Духа в великий день Пятидесятницы сделало их пламенными и неустрашимыми исповедниками и проповедниками этой веры по всему миру, «наченше от Иерусалима … и даже до последних земли» (Деян.1,8).

Тот же самый Апостол Петр, испугавшийся служанки и отрекшийся с клятвою от Своего Божественного Учителя, безстрашно выступил с проповедью о Христе распятом и воскресшем из мертвых перед многотысячной толпой народа, и результатом этой его пламенной проповеди было обращение ко Христу 3.000 слушателей. А по прошествии некоторого времени, вслед затем, Апостол Петр, совместно с Апостолом Иоанном, совершил великое чудо исцеления хромого от рождения, сидевшего у ворот иерусалимского храма, и новой своей проповедью обратил ко Христу еще около 5.000 человек.

Не испугали их и приказавшие схватить их за это и привести в синедрион священники и начальники стражи при храме, ни сами первосвященники и старейшины иудейские, строго-настрого, с угрозою запретившие им «говорить или учить о имени Иисуса». Апостолы с решительностью отвечали им:«Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян.4,18–20).

Они снова повторили этот ответ, когда их вторично схватили и представили на суд синедриона: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» и только «радовались тому, что за имя Господа Иисуса удостоились принять безчестие» (Деян.5,29–41) и «всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе, Христе» (там же, ст. 42).

Чем можно объяснить такую необыкновенную перемену в святых Апостолах, как только не несомненной твердой верой в великую истину Воскресения Христова?!

И вся дальнейшая история христианства с его необычайно быстрым распространением среди совершенно чуждого ему по своим идеалам и глубоко враждебного мира была бы совершенно непонятна и необъяснима, если бы Христос не воскрес в действительности! Ведь целых три столетия лилась мученическая кровь за исповедание имени Христова! И эти христианские мученики не только не боялись этих мучений, но охотно, даже с радостью шли на них, будучи отдаваемы на сожжение, на съедение львам, на колесование и отсечение членов, и на всевозможные пытки, какие изобретала для них неистовая ярость гонителей-язычников.

Христианство не только не погибло от этих страшных преследований, но наоборот: все шире и шире распространялось по всему миру.

«Кроткие овцы стада Христова претворили ярость волчую своих гонителей в кротость овчую», так выразился один из христианских писателей. В конце концов, и сами венценосцы склонились перед подножием Креста Христова и прославили Христа Воскресшего. Грозная языческая империя гордого Рима стала христианской.

Разве это не величайшее в истории человечества чудо, достойное великого чуда Воскресения Христова?!

И во всей дальнейшей истории христианства, на протяжении веков, радость о воскресшем Господе вдохновляла всех истинно-верующих христиан на великие подвиги, в чаянии воскресения мертвых и жизни будущего века – тех блаженных небесных обителей, которые уготовал Воскресший Господь всем любящим Его  (Ин.14,2–3 ;17,24). Во имя этой светлой радости и наследования этих райских обителей многие христиане и христианки отрекались от мира, во зле лежащего, и уходили в пустыни, горы и вертепы и пропасти земные, а у нас в России – в непроходимые леса, чтобы проводить там жизнь равноангельскую – в Боге и для Бога.

Один из наших российских подвижников, преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский чудотворец, так весь сиял этой светлой пасхальной радостью, несмотря на свое суровое и строгое подвижническое житие, что «всем в сладость бысть видение лика его и благоуветливый глас словес его»  (из молитвы ему). Многих, приходивших к нему за духовной помощью и наставлением, он в течение всего года приветствовал пасхальным приветствием: «Христос Воскресе!» А когда кто-нибудь приходил с печальным лицом, он обыкновенно говорил: «Что ты унываешь, радость моя? Нет причины унывать, ибо Христос воскрес, и Он все победил».

Так же светилось пасхальной радостью лицо и нашего последнего, по времени, всероссийского праведника святого Иоанна, Кронштадтского чудотворца, которого многие поэтому называли «Пасхальным батюшкой».

Вот, что значат эти два слова: «Христос Воскресе!»

Вот какую дивную перемну производят они в грешном, смертном человеке, преобразуя его душу и делая его подлинно «земным ангелом»!

Как далек современный богоотступнический мир от этого! И даже многие, еще носящие имя «христиан», но только внешне и формально!

Братие и сестры во Христе! Если мы хотим, чтобы вся наша жизнь переменилась к лучшему и сами мы стали лучшими, другими, постараемся, чтобы светлая пасхальная радость проникла в самую глубину нашего сердца, чтобы она легла «во главу угла» всей нашей жизни и чтобы сами мы стали неустрашимыми исповедниками самой великой и самой радостной в мире истины – Истины Воскресения Христова! Без живой веры в эту светлую истину безцельно, безсмысленно, ненужно, безотрадно и мрачно наше столь бренное земное существование, ибо только Воскресший Христос дает нам смысл жизни и «веселие вечное», в Нем Одном – «иного жития вечного начало».

«О Пасха велия и священнейшая Христе! О Мудросте и Слове Божий и Сило! подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего!» Аминь.


Источник: Современность в свете Слова Божия / Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация).

Комментарии для сайта Cackle