Том 3
Наш путевождь ко спасению.
«Христовою любовью уязвився, преподобне, и Тому невозвратным желанием последовав, всякое наслаждение плотское возненавидел еси, и яко солнце отечеству твоему возсиял еси, тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: радуйся, Cepгиe Богомудре!» (Кондак преп. Сергию).
… «Яко солнце отечеству твоему возсиял еси …» такими словами прославляет наша Российская Церковь преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, Игумена Радонежского чудотворца. И лучше этого ничего не скажешь о преподобном Сергии, ибо на языке человеческом нет достаточно слов, чтобы выразить все необычайное духовное величие этого дивного ангелоподобного угодника Божия и все величайшее значение его для нашего Отечества и для православного народа русского.
Преподобный Сергий – это подлинный символ и, вместе с тем, живое воплощение Святой Руси!
Он – наша слава, он – наш верный путевождь ко спасению.
Не случайно, не напрасно называли его «печальником земли русской»: вся история нашего Богоспасаемого Отечества – Святой Руси, на протяжении почти шести веков тесно связана с именем преподобного Сергия. Не будет преувеличением сказать, что величественнейшая и могущественнейшая Империя Российская, раскинувшая свои пределы на шестую часть света, смогла возникнуть только благодаря молитвенному предстательству и заступничеству этого великого «печальника за землю русскую».
Вспомним только, как сам великий князь Димитрий Донской счел для себя нужным перед решительной битвой с татарским ханом Мамаем на Куликовом поле лично прибыть в обитель преподобного Сергия, чтобы испросить у него благословения. И вера великого князя в силу молитв преподобного «печальника» блистательно себя оправдала: татарские полчища были разгромлены, и многолетнее тяжкое татарское иго с тех пор фактически перестало существовать, несмотря даже на формально еще продолжавшуюся зависимость Руси от Золотой Орды.
Сам Митрополит «всея Руси» Алексий глубоко чтил и любил преподобного Сергия, как «друга» и нередко давал ему трудные поручения для примирения враждовавших между собою русских князей, наделяя его особыми полномочиями и готовя его себе в преемники. Но преподобный Сергий, по глубокому иноческому смирению, исполняя все возлагаемые на него трудные послушания, отклонил от себя это высокое и почетное избрание.
Самое возвышение Москвы и объединение вокруг нее всех русских земель в одно мощное государство в значительной степени обязано молитвам и неустанным трудам преподобного Сергия, ибо основанная им Свято-Троицкая Сергиева Лавра сделалась сильным духовным оплотом Северо-Восточной Руси. Она распространила вокруг себя во все стороны множество новых обителей, вблизи которых селились русские люди, и охватывала ими, как бы какой-то сетью, весь дикий и малонаселенный прежде север, и стягивала его к новому церковному и государственному центру России – Москве. И лавра преп. Сергия и эти, основанные им и его многочисленными учениками обители, сделались подлинными очагами духовного просвещения для все более и более разраставшегося Московского Государства, сея семена истинно-христианской православной культуры вплоть до самых отдаленных и глухих уголков его.
Истинным спасителем нашего Отечества явился преподобный Сергий в страшные времена так называемого «Смутного Времени», когда, казалось, оно находилось уже на краю окончательной гибели, и спасения ниоткуда нельзя было больше ждать. Основанная преподобным Сергием Св.-Троицкая лавра обратилась тогда как бы в военную крепость и в течение целых 16-ти месяцев отбивала осаду многочисленная полчища врагов. Лавра дала затем приют толпам ограбленных врагами и изувеченных крестьян, сбежавшихся под защиту ее от злого врага, и монастырь из военной крепости обратился тогда, как бы в больницу или богадельню. В то же время настоятель лавры преп. Дюниай архимандрит, вместе с келарем Авраамием Палицыным неустанно разсылали грамоты по разным городам русской земли с пламенными призывами подняться на защиту и спасение Веры и Отечества. Одна из этих грамот была прочитана протопопом в нижегородском соборе и так воодушевила Косьму Минина-Сухорука, что он обратился к своим гражданам с словами, ставшими для нас историческими: «Православные люди! Похотим помочь Московскому Государству – не пожалеем животов наших! Встанем все, как один, за Русскую Землю, за Дом Пресвятые Богородицы! Заложим жен и детей, но спасем Отечество!»
Мы знаем, как воодушевленные слова эти подвигли русских людей на подвиг: образовалось ополчение под начальством князя Д. М. Пожарского, которое двинулось на Москву, где уже засели враги, торжествовавшие, казалось, окончательную победу над несчастным русским народом.
Но бдел над нами в неустанных молитвах своих великий «печальник» наш преподобный Сергий.
И спасение России от ужасов этого первого Смутного Времени тогда совершилось!
В Москве томился в плену у поляков в тягчайшем недуге один из маститых святителей по имени Арсений. И вот в то время когда ополчение стояло под Москвой, и в нем, после наложенного на воинство трехдневного поста, совершались усердный моления перед чудотворной иконой Божией Матери Казанской, среди полночной тишины, келлия святителя Арсения вдруг наполнилась необыкновенным светом, и он увидел пред собою преподобного Сергия.
«Арсений!» сказал преподобный болящему: «ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд об отечестве нашем преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».
Радостная весть об этом чудесном видении мгновенно проникла за стены города и исполнила христолюбивое ополчение наше неустрашимым мужеством. Несмотря на оказанное ими упорное сопротивление, враги должны были сдать воинству Пожарского Кремль.
Возрожденная после этого к новой жизни Россия быстро начала восходить от силы в силу и выросла в огромную мировую империю, какой еще не знала история человечества – империю православную, сделавшись мощным оплотом святого Православия для всего мира.
Удивительно ли поэтому, что многие тысячи богомольцев ежегодно приходили в столь прославленную Троице-Сергиеву лавру, делая иногда сотни и тысячи верст пешком с дорожными посохами в руках, с котомками за плечами, чтобы поклониться святым мощам великого угодника Божия – «печальника за землю русскую»? Приходили … и получали желаемое: духовное утешение, ободрение в скорбях, вразумление, а иногда и чудесное исцление своих телесных недугов.
Государи Российские и Первосвятители Российской Церкви почитали своим святым долгом, после своего настолования, поспешить туда же, в эту святую лавру, над которой «реют тени минувших веков», чтобы испросить у преподобного благословение и благодатную помощь на предстоявшее им ответственное и великое служение.
Даже лютые богоборцы, овладевшие нашей несчастной Родиной, в результате Богоотступничества русского народа, разрушившие и осквернившие множество наших храмов и святынь, очевидно, по молитвам преподобного Сергия, не посмели посягнуть на его лавру, и она, к счастью и великому утешению для всех истинно-верующих православных русских людей, существует до сих пор, и в нее по-прежнему, хотя и не в таком большом количестве, как прежде, стекаются богомольцы, чтобы излить свою обще-русскую скорбь перед священной ракой.
Вот в чем – единственный верный залог нашего спасения!
Там, у нас на Родине несомненно наблюдаются уже какие-то признаки начала духовного возрождения. Не будем же отставать от этого спасительного движения и мы заграницей – «в изгнании и разсеянии сущии»! Ведь мы живем на свободе, никем еще явно за веру не гонимые: используем же эту нашу свободу для нашего собственного духовного возрождения, в котором и мы все нуждаемся нисколько не меньше, чем наши подъяремные братия. Не будем заниматься бесплодным мелочным политиканством, взаимной ожесточенной борьбой и интригами, создавая свои, узко-партийные и чисто-человеческие планы спасения России. Этим России никогда не спасешь! Нужно самое главное, о чем так ясно учит Господь Иисус Христос в Своем Святом Евангелии, – «Единое на потребу».
Вспомним, о чем так горячо взывал перед самой нашей несчастной революцией наш великий праведник и пророк Божий – приснопамятный, ныне святой Иоанн Кронштадтский:
«Нам необходимо всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские: очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом, и Он примирится с нами!»
Вспомним также дивное видение, бывшее одновременно одному благочестивому старцу и престарелой инокини при нашествии Крымских и Ногайских татар, предводимых ханом Махмет-Гиреем в 1521 году. Сонм российских святителей и других святолепных мужей в священных одеждах выходил из Кремля, вынося чудотворную икону Божией Матери Владимирской, столько раз спасавшей Россию. При выходе их из ворот кремлевских навстречу им устремился наш великий «печальник» преподобный Сергий в сопровождении преподобного Варлаама. Оба они, припав к ногам святителей, вопрошали их, зачем они идут вон из города, оставляя его на разорение врагам. Со слезами отвечали им святители: «Много мы молили Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении русского народа от предлежащей ему скорби. Бог же не только повелел нам выйти из города, но и вынести с собою чудотворный образ Его Пречистой Матери, ибо презрели русские люди страх Божий и о заповедях Его не радят: вот и попустил Бог придти варварскому народу, да накажутся ныне и чрез покаяние возвратятся к Богу". Преподобный Сергий с Варлаамом стали умолять все же уходящих, чтобы они умилостивили своим ходатайством правосудие Божие, и начали, вместе с ними, петь молебен, слезно взывая о спасении Пресвятой Богородице.
И что же?
Летописцы повествуют, что татары уже собирались выжечь московские посады, но вдруг увидели вокруг города безчисленное войско русское и с ужасом известили об этом хана. Удостоверившись об этом и от других, посланных им на разведку, хан повелел спешно отступать от Москвы, не причинив ей никакого вреда.
Вот каков был этот наш великий «печальник за землю русскую»!
Ведь это все – исторические факты, с которыми нельзя не считаться! Неужели же может быть еще неясно нам, каким путем должны мы идти для спасения России?
Единственный верный наш путевождь ко спасению, которого все мы должны держаться, – это преподобный и Богоносный отец наш Сергий, Игумен, Радонежский чудотворец.
Преподобне отче наш Ceргие, моли Бога о нас!