Том 3
ПРИИДИТЕ, ВОЗРАДУЕМСЯ ДЕРЖАВНОЙ ЗАСТУПНИЦЕ РОДА НАШЕГО, ЦАРИЦЕ БОГОРОДИЦЕ...
Так взывает Святая Церковь в нынешний день великого праздника в честь одной из самых прославленных и любимых святынь русского народа – чудотворной иконы Божией Матери Казанской:
… Приидите к тихому Ея чудному, почитаемому Ангелы, честному поклонимся Образу … (Стихира 22 октября).
… Источает бо нам неоскудные милости Пречистая Богородица, предваряет нам помощь, и избавляет от великих бед и зол, благонравным и богобоящимся рабы Своя … (Кондак).
О, если бы все русские люди услышали этот призыв Матери своей Святой Церкви и всем сердцем откликнулись на него. Кончилась бы эта великая смута на русской земле, поглотившая многие миллионы человеческих жертв, и вновь возстала бы во всей своей духовной красоте прежняя наша Святая Русь.
Многознаменателен и дорог сердцу каждого истинно-русского человека нынешний день 22-го октября. И учит он нас весьма многому – самому важному, о чем порядком забыли современные русские люди.
Страшное «смутное время» переживала русская земля более 350-ти лет тому назад. Царский род прекратился, наступило «междуцарствие» и, вследствие того, общая разруха и безначалие. В святая-святых Руси – священном Кремле первопрестольного града Москвы засели лютые враги св. Православия и русского народа латиняне-поляки, поставившие себе целью посадить на русский престол своего королевича Владислава и чрез него уничтожить св. Православие, обратив русский народ в латинско-папскую веру. С севера надвигались другие враги – шведы, захватившие уже Новгород и Финское побережье. По всей стране безчинствовали, грабили и убивали разбойничьи «воровские» шайки. Казалось, наступал неизбежный конец русскому государству. Спасения было ждать неоткуда.
Но это спасение пришло чудесным образом предстательством Богоматери, по усердным молитвам верующих русских людей перед Ея чудотворным образом Казанским.
В это поистине страшное время всеобщего нравственного развала, малодушия, измены и предательства, только Церковь наша Российская с ее Первосвятителем Святейшим Патриархом Гермогеном и боголюбивыми иноками Троице-Сергиевой Лавры оставалась на высоте. Святейший Патриарх Гермоген, не дававший своего благословения на воцарение в Москве польского королевича Владислава, за что его поляки взяли потом под стражу и уморили голодом, а за ним и иноки Троице-Сергиевой Лавры, во главе с архимандритом Дюнийем, разсылали по всем концам русской земли грамоты с призывом подняться на спасение Церкви и Отечества.
Одна из этих грамот попала в Нижний Новгород и прочтенная там с церковного амвона необыкновенно воодушевила некоего Козьму Минина-Сухорука, который обратился к своим согражданам с пламенной речью: «Православные люди! Похотим помощи Московскому государству. Встанем все, как один, за Русь Святую, за Дом Пресвятые Богородицы. Заложим наших жен и детей, и освободим Отечество». Образовалось ополчение, которое возглавил глубоко верующий князь Димитрий Михайлович Пожарский. Много необыкновенных и самых неожиданных трудностей встретило это ополчение на своем пути, вследствие царившей тогда общей разрухи и сильнейшего морального разложения среди самих же русских людей.
Но возлагавший всю свою надежду не на обыкновенные человеческие силы, а на помощь Божию и на молитвенное предстательство Заступницы Усердной рода христианского, столько раз уже чудесно спасавшей русскую землю, благочестивый князь Пожарский взял с собой в ополчение чудотворный образ Казанской Божией Матери, перед которым русские воины постоянно молились в лагере. Уже перед самой Москвой нижегородское ополчение встретило столько препятствий, что спасение начало казаться безнадежным. Многих охватило малодушие и отчаяние.
И вот в таком горестном положении оставалась лишь одна надежда – на чудесную помощь свыше. Весь народ и войска стали с особым сердечным умилением возсылать свои моления к Божией Матери перед Ее великой святыней – чудотворным образом. После отслуженного общего молебна был наложен на всех строгий трехдневный пост. И эта слезная мольба русских людей не осталась неуслышанной.
В Московском Кремле в плену у поляков томился в тяжком недуге прибывший в Россию с Востока Архиепископ Елассонский Арсений. Среди полночной тишины темничная келлия его озарилась необыкновенным небесным светом, и он увидел в сиянии этого света печальника земли русской преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца.
«Арсений» – сказал тот: «ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд об Отечестве нашем преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Как бы в подтверждение истинности этих слов, болящему старцу возвращается крепость сил, а радостная весть эта, распространяясь повсюду из уст в уста, переходит за стены города и исполняет неустрашимым мужеством сердца воинов. На другой день 22-го октября ополчение делает решительный приступ, и Москва действительно освобождается от врагов. Крестным ходом, неся впереди чудотворную икону Казанской Божией Матери, вступили русские воины в освобожденную столицу, а навстречу им вышел вместе с сохраненной им в плену другой великой святыней русского народа в руках – чудотворной иконой Божией Матери Владимирской Архиепископ Арсений.
На царский престол был избран затем царь Михаил Федорович Романов, и начался необыкновенный расцвет русского государства, продолжавшийся вплоть до нашего времени, когда русская земля раскинулась на шестую часть света, и стала подлинным оплотом истинно-христианской веры – веры православной для всего мира.
Но позавидовал нам враг вселукавый и, искусив наивных и доверчивых русских людей обманчивым призраком мнимого добра, сумел заставить их отвернуться от своей исконной Заступницы – Заступницы Усердной рода христианского, безчисленное количество раз спасавшей русскую землю от врагов, и вновь ввергнул нас в ужасы нового «смутного времени» – еще гораздо более страшного и ужасного, чем то, которое пережила русская земля 350 лет тому назад.
Где же теперь искать спасения?
Печально, крайне печально то, что нет теперь той веры, какая была тогда – не видно и настоящего покаяния. И то – единственная причина, почему до сих пор не приходит спасение, хотя временами казалось, что оно так близко.
А между тем положение сейчас несравненно хуже, чем было тогда. Родиной нашей овладели гораздо более лютые враги – безбожники-богоборцы, для которых нет ничего святого, которые кощунственно осквернили наши святыни и залили кровью всю русскую землю, злодейски истребив многие миллионы лучших сынов русского народа. Это же готовятся они сделать и со всем остальным миром. С судьбами нашей Родины-России связаны, таким образом, и притом самым тесным образом и судьбы всего остального мира, который после крушения России, как Святой Руси, стал быстро катиться вниз по наклонной плоскости в бездну. И нет и не будет спасения человечеству, если не воскреснет наша прежняя Святая Русь, как мощный оплот истинной веры в мире. Ясное сознание всего этого должно нас побуждать к особой серьезности, к особенной молитвенной сосредоточенности, а воспоминание о дивном чуде заступничества Богоматери, совершившемся в нынешний день – к слезному покаянному обращению к нашей вековечной Заступнице, Которая Одна только может нас спасти, как спасала не раз в прошлом. Будем же с особым углубленным усердием и покаянными слезами от всего сердца молитвенно взывать к Ней о спасении и нашей несчастной Родины и всего мира, следуя сегодняшнему призыву Святой Церкви:
«Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению – Покрову Девы: ускорим на молитву, и потщимся на покаяние» … Аминь.