Источник

Зависть – изобретение диавола. (ТВОРЕНИЯ СВ. IOAHHA ЗЛАТОУСТА. Том IV, стр.517).

Удивительное дело! Христос исцеляет слепых, изгоняет беca и возвращает дар слова немому (Евангельское чтение в неделю 7-ую по Пятидесятнице: Мф.9,27–35). Весь народ прославляет Его за это, говоря, что никогда еще ничего подобного не было во Израиле. Одни только фарисеи, вместо того, чтобы вместе с народом преклониться пред Иисусом и признать Божественную силу за совершенными Им чудесами, говорят: Он изгоняет бесов силою князя бесовского  (Мф.9,34).

Сколько и других чудес совершил Господь наш Иисус Христос: исцелял прокаженных, воздвигал от одра болезни разслабленных, воскрешал умерших и при этом постоянно проповедовал, уча народ исполнению заповедей Божиих, но фарисеи – эти знатоки и ревнители ветхозаветного Закона Божия – никак не хотели признать Его Мессиею – Посланником Божиим, хотя все ветхозаветные пророчества сбылись на Нем, и они лучше простого народа должны были бы видеть и знать это. Однако, народ, по словам их, «невежда в законе» (Ин.7,49), сразу же из необыкновенных чудес Христовых усмотрел Его Божественное достоинство, а они упорно продолжали твердить, что Он совершает чудеса силою бесовскою, что Он и Сам беса имеет в Себе.

Откуда такое упорство – такое непонятное, на первый взгляд, ослепление?

От зависти.

Когда народ толпами стал ходить за Иисусом, жаждая слышать Его Божественное учение и получить благодатное исцеление от своих недугов душевных и телесных, их охватила страшная зависть.

Ведь они были духовными вождями народа, пользовались в народе всеобщим уважением и почитанием, как учители веры, как знатоки и ревностные исполнители Божественного Закона. Это льстило их самолюбию, питало их гордыню и тщеславие: они услаждались этим народным преклонением и дорожили им.

И вдруг явился Кто-то Другой, Который учил народ, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи  (Mф.7,29) и притом исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях  (Mф.9,35). Как только они увидели, что Он заслужил у народа большее уважение и почитание, чем они, их охватила мучительная зависть к этому, как им показалось, счастливому «сопернику». Привыкшие, как и все горделивые и самолюбивые люди, судить о других по себе, они решили, что и это – такой же честолюбец и искатель славы народной, как и они сами, только более удачливый, и страшно озлобились на Него.

Мы знаем, к чему, в конце концов, привела эта неистовая завистливая злоба: она Бога предала ужасной поносной смерти на кресте, а виновников ее заклеймила вечным позором, как богоубийц и служителей диавола. Недаром даже почетное некогда звание «фарисея» стало с тех пор нарицательным именем, как характеристика самого гнусного человека – фальшивого лицемера, который все доброе делает только на показ, для человеческой славы, а внутри весь исполнен всевозможных низменных страстей и пороков – всякой скверны и нечистоты, зависти, злобы и ненависти.

Так вот, какое великое зло есть зависть! В своем безумном ослеплении зависть не остановилась даже пред самым страшным преступлением, какое только можно себе представить: Самого Бога, явившегося в мир для спасения человека она возвела на крест, чтобы замучить и умертвить Его самым жестоким образом.

Понятно поэтому, что такой великий отец Церкви, как святой Иоанн Златоуст, называет зависть«изобретением диавола», и признает ее «гибельнейшей из всех страстей»  (т.IV, стр.516–517), говоря, что она «ничего не делает с разсуждением», что «нет зла хуже ее», что она – «зверь многоглавый», который «строит козни добрым ближним», что «она легко может ослепить ум», «превращает человека в демона», что она – «хуже блуда и прелюбодеяния», «порождает клеветы и обвинения» и «подвергшихся ей делает безумными»  (IV, 557; VII, 431–433; VII, 432, 640; VIII, 224, 240; IX, 147 и др.).

Все это неудивительно, если принять во внимание, что именно «завистью диаволею вошел грех в мир и грехом смерть» (Рим.5,12). «Когда диавол увидел человека в чести (в раю), то не вынес его благоденствия и сделал все, чтобы погубить его» – говорит тот же святой Златоуст: по зависти «и Авель убит; так и Давид едва не погиб; так и многие другие праведники. Также сделались христоубийцами и иудеи»  (том VIII, стр.316).

И на всем протяжении всей человеческой истории зависть всегда более всего омрачала человеческую жизнь, будучи готова идти на самые тяжкие преступления: на всякую низость, подлость, обман, шантаж, лицемерие, клевету, грабеж и убийство.

Зависть к богатым и знатным порождала бунты и так называемые «революции», что особенно наглядно видели мы в нашей несчастной русской революции с ее исполненными зависти лозунгами:«грабь награбленное!», «мир хижинам, война дворцам!», «мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем!» и т.п.

Завистливый человек и сам мучается и других тиранит, будучи несносен в человеческом обществе и неспособен ни к какой полезной созидательной деятельности. Зависть буквально сушит его: он никогда не знает душевного спокойствия – мир Христов чужд душе его. И другим от него нет покоя: как все самолюбцы, он нетерпелив, раздражителен, придирчив.

Зависть особенно неистовствует в наше время, порождая безчисленные, так называемые «проклятые» социальные и политические вопросы, которые никогда и никем не могут быть и не будут разрешены вне истинного христианства, коего в зазнавшейся гордыне своей уже не желают знать современные люди, самоуверенно и самонадеянно мнящие создать «рай на земле» без Бога. Не «рай на земле», а «царство антихриста» они с таким умонастроением действительно создадут, к чему и идет сейчас вся мировая история, все потуги и мероприятия современных государственных деятелей и вождей современного обезбоженного человечества. Явные признаки этого мы уже видим на каждом шагу, и они все умножаются и умножаются буквально с каждым днем, на наших глазах, была бы только охота видеть, а не смежать в какой-то непростительной беспечности свои духовные очи.

Ведь и весь современный поход против христианства, и явная и тайная борьба против него – все это вдохновляется ни чем иным, как тою же завистью, ибо, как выражаются свв. отцы-подвижники,«ненавидит жена-блудница жену честну, целомудренну и добру зело», как ненавидят обыкновенно люди нечестные, фальшивые, неискренние и беспринципные людей честных, искренних и по-настоящему (а не на словах только!) идейных, – как и имеющий некогда придти антихрист возненавидит Христа, все по той же зависти, и будет стараться заменить собою Христа, заняв в сердцах людей Его место.

Но особенно, конечно, неуместна и преступна зависть в тех людях, которые считают себя «христианами» и даже «христианами примерными», преданными Церкви. Именно такие завистливые «христиане» и производят больше всего смут и нестроений в церковной жизни, будучи готовы идти даже на разделения и расколы, но отнюдь не по идейным, а по чисто-эгоистическим, самолюбивым побуждениям, из-за уязвленной гордости и тщеславия, завидуя тем, кто занимают более почетное положение, а, в особенности, тем, кого больше любят, уважают, ценят и предпочитают.

На этой именно зависти, как на чувствительных струнах музыкального инструмента, играют и все враги нашей Русской Зарубежной Церкви и идейно-настроенной эмиграции нашей, стремясь весьма искусно вносить всюду взаимную вражду и распри, иногда, казалось бы, по самым мелочным и пустячным причинам и ничтожным, вовсе не идейным поводам, прикрываясь в то же время для оправдания себя мнимой, воображаемой «идейностью». Вот почему столь многие наши организации и учреждения заграницей раскололись на два, а иногда даже и на три взаимно-враждующих лагеря – на радость и потеху нашим врагам!

Увы! Нет в нашей среде надлежащего христианского смирения, но зато есть упрямая, ни перед чем не склоняющаяся гордыня и порождаемая этой гордыней зависть, взаимная вражда и недоброжелательство – подлинно-бесовские свойства и качества, как бы ни облекались они иной раз в тогу какой-то «идейности».

Это и есть, собственно главный корень зла нашей церковной и общественной жизни! И враги нашей Церкви и национальной России этим широко и коварно пользуются, творя свое дело внутреннего разложения и развала.

А пора бы, наконец, всем окончательно прозреть, и не показывать пальцем на кого-то другого, а начать исправление в духе истинного (но не фарисейского) христианства с самого себя.

Если ты действительно, а не на словах только идеен, и ведешь с кем-то борьбу по чисто-идейным побуждениям, а не в угоду своему самолюбию, то будь строго-последователен и идеен до конца сам!

Плох тот «борец за правду», у которого, по метким русским поговоркам, «у самого рыльце в пушку», или «кто на небо поглядывает, а по земле пошаривает» – кто «сидит на двух стульях», служа фактически «и нашим и вашим», как бы ни пытался он это смягчать и замазывать.

Особенно непростительно все это для нас, православных русских людей.

Углубимся мыслью и чувством во все то, что произошло с нами.

Разве не этою «завистью диаволею» ниспровергнута была наша могущественнейшая в мире славная Империя Российская, раскинувшая свои необъятные пределы на шестую часть света?

Разве не это «изобретение диавольское», по выражению святого Златоуста, так нагло и кощунственно осквернило, втоптало в грязь нашу некогда Святую Русь, благоухавшую благочестием, и столь безобразно-грубо надругалось над ее святынями?

Поистине не гордиться, не «задирать нос», не завидовать друг другу, строя козни, а только плакать –плакать горькими покаянными слезами о нашем безмерном падении должны мы, несчастные, сбитые с толку русские люди, которым так много дано было Богом.

«Зависть в христианине есть безумие», – говорит наш великий всероссийский праведник святой Иоанн Кронштадтский: «во Христе все мы получили безконечно великие блага, все обожены, все соделались наследниками неизреченных и вечных благ Царствия Небесного; да и в земных благах обещано нам довольство, под условием искания правды Божией и Царствия Его: «ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Mф.6,33). Не безумно ли после этого завидовать в чем-либо ближнему, например: его почестям, его богатству, роскошному столу, великолепной одежде, прекрасному жилищу и прочему. Все это не прах ли в сравнении с тем, что нам даровано в образе и подобии Божием, по коему мы созданы, в искуплении нас Сыном Божиим от греха, проклятия и смерти, в даровании нам снова благословения Отца Небесного и соединенных с ним вечных утех в небесах?»

«Итак, да будет между нами», – увещевает святой Иоанн: «взаимная любовь, доброжелательство, и довольство своим состоянием, дружество, гостеприимство, нищелюбие, страннолюбие и верх добродетелей: смиренномудрие, незлобие, кротость, святыня. Да уважаем друг в друге образ Божий, члены Христа Бога, тело Его, сыновство Божие, граждан Небесного Царствия, сожителей и сопеснословцев Ангельских. «Да будем вси едино», как Бог наш, в Троице покланяемый  (Ин.17,22)  (см. – Моя жизнь во Христе: часть I, стр.234).

Последуем же увещеваниям нашего доброго пастыря, всероссийского угодника Божия: протрезвимся окончательно от того смрадного чада, который сгубил нашу Родину – далеко отринем от себя всякое горделивое превозношение и бесовскую зависть, чтобы и нам самим постепенно не дойти до страшного настроения богоборчества и не потерять, как мы уже потеряли нашу Родину, и тех великих даров Божиих, которые обещаны всем истинным христианам и с которыми ничего не может сравниться по их неизмеримой ценности здесь на этой грязной и грешной земле. Аминь.


Источник: Современность в свете Слова Божия / Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация).

Комментарии для сайта Cackle