Том 3
Что такое свобода?
Свобода! какое это великое и прекрасное слово, имеющее такую мощную притягательную силу для человека! Особенно в наши времена приходилось и доселе приходится слышать это слово, часто произносимое как какой-то священный лозунг, с целью привлечь к себе людей и повести их за собой. И это продолжается до сих пор, несмотря на то, что как лозунг оно обмануло ожидания многих, а весьма многих, поверивших в его искренность, заковало в цепи такого ужасающего рабства, о каком они и представить себе не могли раньше – вплоть до потери права не только свободно говорить, но даже мыслить и чувствовать свободно.
Еще в 1908 году наша Московская Синодальная Типография издала прекрасно-написанную брошюрку под заглавием: «В чем истинная свобода христианина?»
Вот какая необыкновенно-живая образная картина нарисована в ней:
«Под темными лучами весеннего солнышка растаяли глубокие снега. Посмотри – река ломает лед. Долгую зиму она была скована холодными ледяными цепями. Теперь река сбросила эти оковы и широким стремительным потоком разлилась по лугам и полям. Быстрые волны неудержимо несутся вперед туда, далеко, далеко к простору неведомого синего моря.
Мы с тобою стоим на высоком берегу и любуемся свободной рекой.
Но зачем вдруг на лице твоем отразилась печаль и тревога? Зачем в глазах показались слезы скорби и отчаяния? – Ты увидал, что грозные, бурные воды, выступившей из берегов реки несут с собою обломки твоего собственного родного дома. Ты знаешь теперь, что волны разрушили все плотины и преграды; волны, как жадные хищники-победители, завладели твоим добром; в одно мгновение они разрушили и уничтожили все то, над чем трудился твой отец и твой дед, что ты сам созидал, приумножал и возделывал тяжелым трудом твоих рук в поте лица твоего.
Еще большие бедствия грозят человеку, если из границ и пределов выходит он сам и другие люди, если никто не хочет знать удержу своим желаниям и не признает никакой узды над своим безрассудным своеволием.
Поразмысли хорошенько о том, что будет и с тобой и со мной, с твоими родными и близкими, если все станут думать, что быть свободным значит делать все, что захочется? Ты протянешь руку за добром соседа, а сосед в это время загонит на свой двор твоих коров и овец, пойдет с косой на твой луг, а жену пошлет с серпом жать рожь на твоей полосе. Если вы пойдете в суд искать друг на друга расправы, то и судья может сказать вам: «Я тоже хочу быть совсем свободным, как и вы оба. Что мне правда и закон? Кого хочу, того засужу, кого мне угодно, того и помилую!»
Если такая будет у людей свобода, то на земле не останется ничего святого, не будет между людьми никакого порядка, люди одичают и станут жить, как неразумные дикие звери лесные.
Не напоминает ли это нам, православным русским людям, именно то, что стряслось над нашей несчастной Родиной, когда сбитые с толку, одураченные лживой пропагандой, русские люди поверили, что нет ничего лучше такой свободы, когда каждый может свободно делать все то, что ему захочется?
Поистине оказались пророческими вышеприведенные нами слова этой брошюры, изданной еще за 10 лет до кровавой катастрофы, постигшей нашу несчастную Россию!
И вот теперь, после всех пережитых нами кровавых ужасов и беспощадного уничтожения всего того, что созидалось нашими отцами и дедами в течете столетий, нетрудно каждому из нас, кто еще не потерял совесть, ответить на вопрос автора брошюры:
«Хочешь ли ты такой свободы без всяких пределов и без всякого удержу?
Нет! Ты хорошо понимаешь, что это не настоящая свобода, не та свобода, которой желает сердце всякого человека. Истинная свобода не может нести за собою вражду, горе и бедствия. Здесь не свобода, а произвол, самый грубый и жестокий произвол. Разум человеческий, наше сердце и совесть говорят нам, что не в своеволии и произволе настоящая свобода, что произвол не есть свобода, а враг всякой свободы».
Золотые слова! Разве мы не видим не только у нас на Родине, но и в так называемом «свободном мире» этот ужасающий душу произвол, под лукавым предлогом мнимой «свободы»? Произвол этот царит всюду – во всех областях жизни: личной, общественной, государственной и религиозно-церковной. О законности, справедливости, гуманности, в действительном смысле этого слова, теперь никто и не помышляет. Современные «властелины» стремятся к одной цели – сделать свою собственную волю законом для других людей и готовы жестоко карать тех, кто ратует за истинную законность – Закон Божий и соблюдение согласных с ним законов церковных и гражданских.
Где же настоящая христианская свобода, к которой одной только мы и должны стремиться?
Ответ на этот вопрос дает св. Апостол Павел: «Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3,17). И этот же св. Апостол заповедует нам неуклонно хранить эту истинную свободу, увещевая нас:
«Стойте в свободе, которую даровал вам Христос и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал.5,1).
Евреи, ожидая прихода обещанного Спасителя-Мессии, думали, что Он придет, как великий и славный вождь, победоносный военачальник, который освободит избранный народ еврейский от ига римлян и дарует ему земное могущество и власть над всеми народами земли.
Но Христос-Спаситель пришел не во славе и могуществе, а в кротости и смирении. Приняв Сам зрак раба, Он даровал свободу не одному только еврейскому народу, а всему человечеству от греха, проклятия и смерти. И эта свобода заключается отнюдь не в произволе, а наоборот – в разумном ограничени себя во имя добровольного, самохотного и радостного подчинения себя Закону Божию – заповедям евангельским, которые принес на землю от Отца Небесного Воплотившийся, нашего ради спасения, Единородный Сын Божий.
Эта истинная свобода заключается не в чем ином, как в добровольном освобождении себя от гнетущего бремени и власти греха и в принятии на себя благого ига и легкого бремени Христова (Мф.11,29–30).
Пока человек живет во грехе и не думает отстать от своей греховной жизни, не может быть и речи для него об истинной свободе, о чем ясно учил Христос-Спаситель, говоря: «Аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха» (Ин.8,34) и только «аще Сын вы свободит, воистину свободни будете» (Ин.8,36).
Значит, без веры во Христа-Спасителя и без исполнения Его святых заповедей никакая истинная свобода невозможна, а будет царить среди людей только дикий, жестокий произвол тех, кто сумел разными происками, интригами или грубой силой захватить в свои руки власть над людьми, с целью использовать ее в своих личных эгоистических интересах.
Это мы и видим в наше время с особенной яркой очевидностью, и со всеми страшными последствиями, делающими порою современную жизнь каким-то преддверием ада.
И только там, где люди будут искренно стремиться к подлинной христианской свободе – свободе от рабства греху – сможет водвориться во взаимных отношениях между людьми и та внешняя земная свобода, которая так многих к себе манит: там не будет преступлений и преступников, там не нужны будут суды и наказания, там опустеют и закроются за ненадобностью тюрьмы.
Там же, где люди кричать о «свободе для прикрытия зла», чтобы скрыть до поры до времени от других людей свои низменные стремления и себялюбивые разсчеты (1Петр.2,16), там нельзя ждать ничего доброго. Много громких слов о свободе говорят такие лжепророки и лжеучители и иногда весьма красноречиво и будто бы даже убедительно, но мы теперь увидали, к чему приводят на практике эти красивые слова, это «надутое пустословие», которым «они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении» (2Петр.2,18–19).«Обещают им свободу, будучи сами рабами тления, ибо кто чем побежден, тот тому и раб» (там же).
В наше время особенно важно и необходимо отражать всю эту лживую пропаганду всевозможных ложных учителей, столь энергично подготовляющих сейчас в мире обстановку, благоприятствующую воцарению антихриста, всячески разоблачать ее и противодействовать ей всеми возможными и доступными нам средствами, дабы самим не оказаться в лагере этих самозваных «учителей», и боле всего на свете дорожить нашей духовной свободой, как можно чаще напоминая себе увещание св. Апостола:
«Итак, стойте в свободе, которую даровал вам Христос и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал.5,1).
«Имеяй уши слышати, да слышит!» (Лк.8,8 ; 8, 15).