Том 2
Мiр и мы.
«В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не по- зна»... (Иоан. 1, 10). «Мне же да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, Имже мне мир распяся, и аз миру» (Галат. 6, 14).
В преддверии двух наступающих великих праздников Рождества Пресвятой Богородицы, Которая жила в мире, но не была «от мира», почему и удостоилась стать Матерью Самого Господа, и Воздвижения Креста Господня, который напоминает нам, что и мы должны «распяться миру», – благовременно поставить нам самим себе вопрос: в каком отношении находимся сами мы к миру – к тому современному миру, который теперь так ярко, как никогда, проявляет свои явно-антихристианские свойства и качества?
Какая-то уступка миру, вернее – приспособление к нему, то, что называется, например, в науке пастырского богословия, «пастырским применением» конечно, неизбежно, а иногда и полезно, но то, что мы видим теперь, переходит уже всякие границы, становится уже отречением от истинного христианства, которое – «не от мира сего»...
Христос-Спаситель ведь не напрасно противопоставлял Себя и Своих последователей миру, говоря:«аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мipa, сего ради ненавидит вас мир» (Иоан. 15, 19).
И утешал Своих учеников: «аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде» (Иоан. 15, 18); «в мире скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мир» (Иоан. 16, 33).
Равным образом и Святые Апостолы, характеризуя этот мир, говорили о нем: «не любите мира, ни яже в мире. Аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем» (1Иоан. 2, 15), а это потому, что «мир весь во зле лежит» (1Иоан. 5, 19).
Отметим, что это говорит никто иной, как «Апостол любви» – возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов.
А св. Апостол Иаков, Брат Господень, говорит, пожалуй, еще более сильно и решительно:«прелюбодеи и прелюбодейцы! не весте ли, яко любы мира сего вражда Богу есть? Иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает» (Иак. 4. 4).
Так смотрели на мир, во все времена, и все истинные христиане – подвижники христианского благочестия: чувствуя, что в миру они не могут быть подлинными последователями Христовыми, не могут спастись, они бежали от мира, чтобы угодить Богу. Бежали от мира даже тогда, когда мир перестал быть языческим, как в начале, а стал христианским.
Очевидно это противопоставление истинного христианства миру, о котором говорил Христос-Спаситель и Святые Апостолы, действительно на все времена, имеет свою силу и значение при всех обстоятельствах. Ведь эти, выше приведенные нами слова, не выбросишь из св. Писания, как бы ни хотели это сделать современные «нео-христиане» или представители наступившей «пост-христианской эпохи» – «экуменисты» и «модернисты» всякого толка.
В прямую противоположность этим словам Христовым и Святых Апостолов эти современные «деятели христианства», – если они не дерзают еще совсем отвергать христианства, – или открыто проповедуют слияние с мipом, во зле лежащим, или практически, на деле осуществляют такое слияние, лицемерно прикрываясь разными красиво-звучащими, громкими фразами, иногда заимствуемыми даже из св. Писания, конечно, криво-толкуемыми. К их услугам, в данном случае, – вся веками разработанная иезуитская казуистика, с помощью которой можно оправдать все, что угодно.
Но вот это-то усиленно-пропагандируемое ныне слияние с мipом и есть в переживаемое нами время самый яркий признак отступления!
Блажен, кто это понимает – кто осознал грозные симптомы времени, ведущего нас к Антихристу!
Ведь это Антихрист, духовное порождение богопротивного сатаны, как раз и будет « князем мира сего», во зле лежащего (Иоан. 12, 31): он воцарится над миром сим с целью попытаться полностью возвратить его во власть сатаны.
Мы хорошо знаем, чем эта печальная попытка кончится (2Солун. 2, 8: «Господь Иисус убиет его духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего»), но каково будет тем, которые сознательно или безсознательно, обольщенные им, пойдут за ним?!
По признаку понимания или непонимания происходящих ныне в мире событий, всех людей теперь можно разделить на два разряда: происходит явное и очевидное «отсеивание»:
Одни понимают то, что в мире теперь делается, содрогаются и ужасаются, принимая все меры предосторожности, чтобы не дать себя увлечь в этот ставший в последние годы весьма стремительным поток отступления.
Другие... слепотствуют. Но эта слепота двоякого рода: одна – безвинная, ибо безсознательная, происходящая от непонимания и недооценки совершающихся событий, другая – сознательная: что-то чувствуют и понимают, но сознательно закрывают на все глаза, одержимые теми или иными страстями, омрачающими, как всякая страсть, духовное зрение.
А этой духовной слепоте сколь многое сейчас способствует!
Ведь сатана, как и служители его, по слову св. Писания, так редко являются людям и обольщают их в своем натуральном, естественном виде: «сатана преобразуется во ангела светла» и «служителие его преобразуются яко служители правды» (2Кор. 11, 14–15). И то, что происходит сейчас в мире так многим кажется весьма привлекательным, даже порождением истинного христианства. Забывают люди, что сатана – лжец и клеветник и человекоубийца искони (Иоан. 8, 44), и таковы же все служители его, только вид принимающие служителей правды.
Чрезвычайно симптоматичным для нашего времени является призыв к всеобщему единению: все сейчас как-будто готовы объединиться, забыв о своем прежнем разделении – о том, что раньше их разъединяло.
И многих это очень прельщает.
И в самом деле. Разве не прекрасно – забыть все разделения, отказаться от всяких несогласий и взаимной вражды и жить в мире и любви друг с другом?
Разве не призывал людей к такому единению и Сам Христос, когда молился Богу Отцу: «Да будут вси едино» (Иоан. 17, 21)?
Разве не призывал Он всех к взаимному миру и братской любви?
Все это верно, но не к такому единению, не к такому миру и братской любви призывал Христос людей, как современные «объединители» – «экуменисты», «модернисты», «нео-христиане» или как бы они себя ни называли!
Христос-Спаситель призывал всех людей к единению в той Божественной Истине, которую он принес на землю для спасения людей.
«Аз на сие родихся, и на сие приидох в мир» сказал Он Сам Пилату: «Да свидетельствую истину и всяк, иже есть от истины, послушает гласа Моего» (Иоан. 18, 37).
Истина, чистая и неповрежденная Истина Божественного Христова учения – вот единственное мерило и единственное побуждение к подлинному, спасительному, богоугодному единению людей.
Всякое другое единение будет ненатуральным, деланным, искусственным, неискренним – в нем будетложь и фальшь.
Ведь св. Апостол, призывая христиан к единению, ясно говорит, как он мыслит это единение, каким оно должно быть:
«Молю же вы, братие, да тожде глаголете вси (чтобы все вы говорили одно), и да не будут в вас распри, да будете же утверждени в томже разумении, и в тойже мысли» (чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях) (1Кор. 1, 10), или вот:
«Да тожде мудрствуете, ту же любовь имуще, единодушни, единомудренни» (имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны) (Филип. 2, 2).
Полное единодушие и единомыслие – вот, что требуется, по учению слова Божия, для целесообразного, плодотворного и спасительного единения людей.
Без единения в Истине недостижимо подлинное, настоящее единение людей в мире и любви между собой, объединяющее их друг с другом и соединяющее их с Богом.
И о какой любви без единения в Истине можно говорить, когда св. Апостол ясно говорит, что любовь «не радуется о неправде, радуется же о Истине» (1Кор. 13, 6)?
Какое «единодушие» и «единомыслие», какое «единение в истине» может быть у православных с римо-католиками и протестантами?
Какое подлинное «единение» может быть у христиан с иудеями, магометанами и язычниками?
А ведь современные «объединители» готовы «объединяться» даже с безбожниками!
Не абсурдно ли это?
Они хотят «объединить» людей совершенно разного духа, с разными мыслями – вопреки ясному увещанию св. Апостола, о коем мы говорили выше – и притом так, что каждый остается при своих заблуждениях, при своем отступлении от единой Христовой Истины. Всякий прозелитизм признается ими даже нежелательным, предосудительным и незаконным, и, как таковой, запрещается.
Им важна не истина, которая одна только дорога и спасительна, а объединение на всякую цену и всеми средствами, как цель самодовлеющая.
Но ведь «объединение» не может быть самодовлеющей целью: объединения бывают всякие, в том числе и явно-предосудительные с преступными целями, какова, например, банда разбойников, связанная иногда очень крепкой круговой порукой и даже на вид кажущимися весьма добрыми товарищескими чувствами.
Что же? Неужели мы будем радоваться такому «объединению» и приветствовать его, видя в нем осуществление идеалов христианской любви?
А может ли быть положительным явлением единение людей с полным пренебрежением или даже попранием той Истины, которую принес на землю воплотившийся нашего ради спасения Единородный Сын Божий?
Вот так именно поставим вопрос этот, слыша постоянно лукавые, а порою даже какие-то истерические призывы современных «объединителей» ко всеобщему единению!
Со Христом ли они призывают нас объединяться или... с миром сим, во зле лежащим, которому противопоставлял Христос Себя и Своих истинных последователей?
И когда мы ясно видим, как стремятся все эти «объединители» «идти в ногу со временем», «угождать духу времени», «быть не отсталыми, а современными», с каким-то высокомерным презрением относясь ко всему тому, что было прежде в мире во времена расцвета подлинного христианского благочестия, мы невольно убеждаемся, что эти «объединители» зовут нас не ко Христу, а прочь от Христа.
Они зовут нас оставить Христа и слиться с миром сим, во зле лежащим, князь которого, по их собственным заявлениям (они нередко очень прозрачно теперь проговариваются!), должен скоро придти и воцариться над миром.
Это – тот самый, о котором предрек Христос неверовавшим в Него иудеям: «Аз приидох во Имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете (а если иной придет во имя свое, его примете)» (Иоан. 5, 43).
И они уже ждут его и спешат всех скорее объединить под властью его!
Это искусственное, противоестественное объединение всех и вся необходимо для того, чтобы облегчить ему скорейшее воцарение и обеспечить ему прочную власть над миром.
Вот – истинная, действительная подкладка всего этого современного «модернизма» и всей этой объединительной свистопляски!
Нужно безболезненно ликвидировать христианство, сделав его «солью обуявшей» и оставив для тех людей, которые еще не хотят совсем с ним разстаться, одну видимость его, ни к чему людей не обязывающую, врагам не опасную и людей не спасающую.
Истину искусно подменить ложью – ведь это то, на чем давно уже специализировался враг человеческого спасения – диавол и в чем охотно помогают ему продавшие ему за земные блага свою душу люди – истинные чада мира сего, во зле лежащего.
Этот мир явно идет к катастрофе, и погибель его не дремлет.
Где будем мы? На чьей стороне?
Неужели мы забудем, что мы, христиане, – «не от мира», как и Сам Христос – «не от мipa», по слову Его (Иоан. 17, 16)?
И неужели этот мир окажется в силах опутать нас настолько, что мы ради него, с его обманчивыми временными благами, готовы будем оставить Христа Истинного и принять, вместо Него, «Христа» ложного, то есть анти-христа?
Да не будет!
Но тогда, если мы хотим сохранить себя и соблюсти верность Христу истинному, великая и неотложная обязанность на нас налагается – решительно отстраниться от всего, что носит на себе печать Отступления, обособиться от всех, кто уже идет путем Отступления, памятуя замечательное предостережение, сделанное нам еще сто лет тому назад, прозревавшим наше время великим российским святителем Игнатием (Брянчаниновым):
«Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам, и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его» («Отечник» – заключение).
«Мiр преходит и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки» (1Иоан. 2, 17).
Будем же с Богом, с Христом, а не с миром! И будем бояться всяких обольщений и прельщений красивыми и вкрадчивыми словами (Колос. 2, 4)! Ознакомившись с духом времени, найдем в себе твердую решимость, чего бы нам это ни стоило, устраниться от него, порвав все, что бы нас ни связывало с ним.
Таков и только таков истинный путь – путь обособления от современного мира каждого из нас в отдельности и всей нашей Церкви в целом, если она желает остаться истинной Церковью!