Том 2
«Воскресения день – просветимся, людие!..»
(К ПРАЗДНИКУ СВ. ПАСХИ И ПРЕДСТОЯЩЕМУ СОБОРУ ЕПИСКОПОВ.)
«Воскресения день – просветимся, людие! Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющыя» – так ликующе-радостно поет св. Церковь в празднуемый ныне великий и пресветлый день Воскресения Христова (Канон Пасхи, песнь 1-я).
В этих немногих словах объяснено нам все: почему мы так радуемся и ликуем в день этого дивного, несравненного Светлого Праздника – подлинно «праздников Праздника и Торжества торжеств»!
Радостен бывает восход животворного вещественного солнца, озаряющего своими светлыми лучами всю вещественную природу после мрачной ночи: радуется и ликует вся тварь, просвещаемая исходящим от него живительным светом.
Но несравненно более радостно восхождение из гроба Солнца Правды – Христа, воскресшего из мертвых и озарившего светом Своего преславного Воскресения всю тварь – «мир, видимый же весь и невидимый».
И вот, «ныне вся исполнишася света – небо же и земля и преисподняя», почему и призывает св. Церковь: «да празднует убо вся тварь возстание Христово, в Немже утверждается!»
Так радуемся, ликуем и празднуем мы в день Воскресения Христова потому, что оно является залогом всеобщего нашего воскресения из мертвых – началом нашей новой жизни, которая будет совсем иной, не похожей на нынешнее наше бренное земное существование, с его греховными страстями и похотями, скорбями и болезнями и неизбежным для всех концом – телесной смертью.
Об этом ясно учит Слово Божие: «Христос воста от мертвых – Начаток умершым бысть»... «Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут»... «Последний же враг испразднится (истребится) – смерть" (1Кор. 15, 20–26)... «Вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся. Подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в безсмертие... Тогда будет слово написанное (тогда сбудется слово написанное): пожерта бысть смерть победою (поглощена смерть победою – Исаии 25, 8). Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа?.. Богу же благодарение, давшему нам победу Господем нашим Иисус Христом!» (1Кор. 15, 52–57).
Итак, радость Воскресения – это радость победы над смертью, победы над адом: радость начала для нас, христиан, новой, нетленной блаженной жизни.
Не странно ли после этого, что среди христиан, и даже христиан православных, в наше время немало встречается людей, которые, по духу своему, по настроению своему, совершенно чужды понятия об этой будущей новой, нетленной, блаженной жизни, каковую даровал нам Христос Своим Воскресением, – людей, которые так привязаны к этой бренной временной земной жизни, что, не желая помышлять о вечности, наивно мечтают о каком-то прогрессе человечества здесь на земле?
Они даже как бы не замечают, что такие их наивные мечты о «Царствии Божием на земле» (как они обыкновенно выражаются), идут совершенно вразрез с ясным учением Слова Божия о том, что эта земля подлежит уничтожению посредством огня, а явится «новое небо и новая земля, на которых обитает правда» (2Петр. 3, 10–13) – тот «Новый Иерусалим», который был открыт в дивном видении Тайновидцу Иоанну (Апок. 21 глава).
Такого «Царствия Божия на земле», о котором учат эти нечестивые современные «прогрессисты» (увы! страшно сказать! среди них есть и немало лиц, облеченных высоким духовным саном!) никогда не будет, да и не может быть, ибо Христос-Спаситель ясно сказал: «не приидет Царствие Божие с соблюдением (то есть: приметным образом); ниже рекут: се, зде, или: онде (и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там). Се бо Царствие Божие внутрь вас есть» (Луки 17, 20–21).
Это Царствие Божие (подлинное, а не мнимое, воображаемое) – в душах всех истинных христиан, просвещенных светом Христова Воскресения.
В том и заключается эта светлая радость Воскресения, что Воскресший Христос Своим Воскресением возвел нас « от смерти к жизни» и "от земли к небу», почему и поем мы радостно «Победную Песнь».
В светлые дни Пасхи – в Неделю Жен-Мироносиц 114 мая с. г. созывается наш Архиерейский Собор – Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей.
Какими могут быть пожелания этому Собору всех истинно-верующих православных русских людей, еще живущих на свободе здесь заграницей?
Конечно, только такое искреннее пожелание: – дабы этот Собор еще больше утвердил в нас единомыслие и единодушие, к которому всегда призывали христиан святые Апостолы, – в самом главном: в твердом стоянии за истину и в сохранении своей духовной свободы (см. Римл. 15, 5–6).
«Будьте единодушны и единомысленны» и «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию!» – как учит нас великий Апостол языков св. Павел.
«Стойте в свободе, которую даровал нам Христос!» (Галат. 5, 1).
«Вы куплены дорогою ценою: не делайтесь рабами человеков!» (1Кор. 7, 23) – учит он же.
Ибо, по слову Самого Христа-Спасителя, «никто не может служить двум господам... не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 6, 24).
Среди общего повального Отступления от чистой и неповрежденной Истины Христова учения сохраним, не боясь и не страшась никаких земных прещений, верность Ему, Спасителю нашему и Богу, сохраним и свободу нашей Русской Зарубежной Церкви от всякого давления, порабощения или пленения силами уже почти торжествующего в мире свою победу сатанинского Зла, хотя бы и являлось оно нам в прельстительном виде «ангела светла», как оно часто сейчас является, обманывая людей доверчивых и наивных.
И не будем сообразоваться с веком сим лукавым, по заповеди Апостола, но будем преобразоваться обновлением ума нашего, «чтобы познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Римл. 12, 2), которую одну только поставим для себя законом.
Тогда только и сможем мы по-настоящему «спраздновать любопразднственными чинми Пасху Божию спасительную», к чему призывает нас св. Церковь, взывая: «Христос бо воста – веселие вечное» (пасх. канон).
Этого вечного Божественного веселия, которое возможно только для людей, хранящих свою совесть чистой, от души молитвенно желаем мы всем вам, наши возлюбленные читатели – братие и сестры во Христе!
Христос Воскресе!