Том 2
Прощаем ли мы и то ли прощаем, что нужно?
– К НАЧАЛУ ВЕЛИКОГО ПОСТА. –
«Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших».
Великий пост! И начиная Великий пост, св. Церковь, еще накануне его, с вечера, в так называемую Неделю Сыропустную, или в просторечии – «Прощеное воскресение» – призывает всех нас «отпустить», то есть «простить» друг другу «согрешения». И установлен для этого на приходах в конце воскресной вечерни весьма трогательный нарочитый обряд прощения.
Что мы должны прощать друг другу? Какие «согрешения»?
Вполне понятно: взаимные грехи друг против друга.
Это ясно уже из того, что эти слова Господа приводятся в Евангелии непосредственно после изложения Молитвы Господней «Отче наш», как бы в развитие и пояснение слов этой молитвы: «... и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»... (Матф. 6, 12).
Прося Господа Великим постом, во время нашего покаянного подвига, о прощении наших собственных грехов, мы должны прежде всего от всего сердца, как учит св. Церковь, простить друг другу наши взаимные грехи друг против друга, то есть: личные обиды, неправды и оскорбления, нанесенные друг другу, – все то личное зло, которое люди намеренно или ненамеренно, вольно или невольно причиняют друг другу.
И это так понятно, так разумно и справедливо!
Если мы просим Бога быть снисходительным к нашим грехам и неправдам, коими мы наносим Ему, нашему любящему Отцу, обиды и оскорбления, то так естественно требовать и от нас, чтобы и мы показали снисходительность и любовь по отношению к нашим ближним, и этим бы доказали, чтозаслуживаем, по закону Высшей Божественной Правды, такого же снисхождения, такого же всепрощения. Тем более, что, как Сам Господь нас убеждает, грехи наших ближних против нас так же ничтожны, по сравнению с нашими грехами против Бога, как ничтожна сумма в 100 динариев по сравнение с огромной суммой в 10.000 талантов (см. евангельскую притчу о праведном заимодавце и немилосердном должнике в Еванг. от Матфея 18, 23–35).
«Прости сам – и будешь прощен!» – так выразительно поясняет это наш великий отечественный подвижник и наставник христианского благочестия Еп. Феофан, и умиленно восклицает: «Прощеный день – какой это великий небесный день Божий!»
Но пользуются ли этим великим днем современные православные христиане?
И пользуются ли им искренно и по-настоящему?
Увы! Глубоко закоренела во зле природа современного «культурного» человека, безмерно высоко ставящего себя – свое самолюбие.
Для этого греховного самолюбия, которое многие теперь почитают какой-то «добродетелью», нет ничего тяжелее, как самого себя признать в чем-нибудь виновным и прощать других.
И вот современный человек, даже христианин и христианин православный, готов «прощать» другим людям все что угодно, но только не личные обиды и оскорбления, ему лично нанесенные.
И в данном случае – таком первостепенной важности вопросе духовной жизни христианина – как и во многом другом в наше лукавое время, совершен подлог, диавольски-хитрая подтасовка понятий, губительное извращение евангельского учения!
Нам дано право прощать грехи наших ближних против нас, и даже вменяется это в долг, но вовсе не дается права прощать все их грехи вообще.
Такое право и власть принадлежит только одному Богу!
Мы, например, знаем, как учит нас Слово Божие устами Самого Господа Иисуса Христа, Самой Любви Воплощенной, относиться к такому человеку, который «Церковь преслушает»:
«Буди тебе, якоже язычник и мытарь« (Матф. 18, 17), то есть: «не только не прощай такому человеку, который явно идет против Церкви (разумеется – истинной Церкви!), но не имей с ним никакого общения, как с отверженным!»
Полная противоположность тому, чему учит в наши дни столь модный теперь мнимо-христианский «экуменизм», который... оказывается любвеобильнее Самого Бога!
Но ведь это сказал не кто-либо иной, как Сам Господь Иисус Христос, Божественный Спаситель наш, слово Которого непреложно, свято и непогрешимо. Как же игнорировать эти Его слова?!
Не менее строги поэтому к таким людям, возстающим против учения нашей св. веры и Церкви, и св. Апостолы. Они не только не повелевают их «прощать», а наоборот: проповедуют полную к ним непримиримость.
«Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет анафема, маран-афа» (да будет отлучен до пришествия Господа) (1 Коринф. 16, 22).
Вот где твердое основание той «анафемы», которая провозглашается во всех православных кафедральных храмах в первую Неделю Великого поста, именуемую «Неделей Православия». И не симптоматично ли, что в наше время этот древний весьма поучительный «Чин Православия» редко где совершается, или совершается в более или менее урезанном виде... из страха перед врагами нашей веры и Церкви или из человекоугодия и личных корыстных соображений, дабы с кем-нибудь не испортить отношений и чего-то не потерять?
И не только не учит Слово Божие прощать таким людям, которые возстают против нашей веры и Церкви, а учит нас даже «не сообщаться с тем, кто, называясь братом (то есть: христианином), остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницей, или хищником – с таким даже и не есть вместе» (1Кор. 5, 11).
Блудодея-кровосмесника, появившегося в Коринфской христианской общине, св. Апостол Павел не только не запретил «осуждать», а наоборот: «повелел предать его сатане во измождение плоти» (1Кор. 5, 5) и простил его не раньше, чем он принес искреннее покаяние и отстал, конечно, от своего греха.
«Измите злаго от вас самех!» (Извергните развращенного из среды вас!), – так учит Слово Божие, а вовсе не полному неосуждению и всепрощению, как это лукаво лжемудрствуют современные мудрецы, желающие спутать в сознании людей Добро и Зло и сделать их безразличными к тому и другому.
Запрещается Евангелием осуждение ближнего со злым чувством против него, осуждение, проистекающее из недобрых, греховных побуждений, но никак – не различение Добра и Зла в ближнем, беспристрастная оценка, суждение о нем.
Это последнее, как мы видели выше, не только не запрещается, а даже повелевается Словом Божиим, дабы мы сами не сделались равнодушными к Добру и Злу.
Нигде и никогда Господь не учил нас примиряться со Злом, а наоборот: учил нас всегда полной непримиримости ко Злу, говоря даже, что Он «пришел принести не мир, но меч» (Матф. 10, 34).
«Живи в мире с врагами, но врагами своими, а не врагами Божиими», – так учит нас в согласии со Словом Божиим и св. Церковь устами своего верного служителя и духоносного мужа.
Нам велено прощать своих личных врагов, но не врагов Божиих, не врагов нашей веры и Церкви, не служителей и сеятелей всякого зла и неправды – всякого нечестия.
А что мы видим в жизни, особенно в наше время – век всяких лукавых извращений?
беспощадную злобу и полную непримиримость к своим личным врагам и обидчикам – и полное «любвеобильности» снисхождение ко всем остальным людям, если только они «меня лично" не трогают, хотя бы они были даже величайшими преступниками, хулителями и поносителями нашей св. веры и Церкви и явными богоборцами.
Как часто приходится теперь встречаться с таким безобразно-уродливым явлением, которому уж никак не место среди людей, именующих себя «христианами!», когда жестоко мстят тем, кого считают своими личными врагами (хотя бы они в действительности даже и не были таковыми!), но, под благовидным предлогом неосуждения и христианского всепрощения, весьма охотно прощают и даже «с любовью» прикрывают самые тяжкие преступления против Бога, против совести, против веры и Церкви и христианской нравственности тех людей, с которыми находятся в личных добрых и дружественных отношениях, от которых зависят или от которых надеются получить что-либо – какие-нибудь блага или выгоды.
Но разве это – христианская любовь?
И не обманывают ли такие люди и самих себя и других?
В переживаемое нами время есть еще одна важная причина – никоим образом не поддаваться бешено ведущейся сейчас пропаганде этой мнимо-христианской любви и всепрощения – мира со всеми, без всякого разбора.
Этот «мир», эта мнимая христианская любовь и всепрощение ко всем, без всякого исключения, так нужны в наши дни слугам грядущего Антихриста, с необыкновенной энергией и напористостью подготовляющих сейчас благоприятные условия в мире для его скорейшего воцарения.
Им нужно устранить все препятствия для явления своего властелина, и в этих именно видах – смешать в сознании людей понятия Добра и Зла, всех между собой «примирить» и «объединить».
Вот почему особенно богопротивно и преступно прощать в наше время всякое предательство в отношении нашей св. веры и Церкви – до тех пор, разумеется, пока преступник, повинный в таком предательстве, не принесет искреннего и несомненного для нас покаяния.
Иначе мы сами подвергнемся страшному осуждению Божию вместе с таким преступником, как укрывающие его преступление и потворствующие его преступной деятельности.
Не напрасно ведь сказал великий отец Церкви (св. Григорий Богослов), что даже одним «молчанием», то есть замалчиванием зла, «предается Бог».
Храни нас Бог от такого Иудина предательства!
Вот почему так опасно всякое ложное истолкование понятия о христианском всепрощении!
Итак, будем в великий день всепрощения, установленный св. Церковью перед Великим постом, и во всех других случаях жизни нашей от всего сердца прощать нашим ближним все их грехи против нас, не злобствуя и не помышляя о мщении, – а прощение всех остальных их грехов предоставим Нелицеприятному Судии Богу, ведущему сокровенная!