Источник

«Фарисеева убежим высокоглаголания!..»

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!»

Приближается Великий пост. И св. Церковь, как попечительная мать, вновь и вновь зовет нас к покаянию, внушая нам, что без покаяния нет спасения. Уже слышали мы этот призыв из уст Самого Господа сразу же после праздника Богоявления: «Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное!»  (Матф. 4, 17). Уже напоминала нам св. Церковь, что в основу нашего покаянного подвига должны мы положить искреннюю и ничем непоколебимую веру и такое же ничем не смущаемоесмирение жены-хананеянки, так трогательно молившей Господа об исцелении ее дочери (Матф. 15, 22–28). Уже убеждала нас св. Церковь примером начальника мытарей Закхея, что для истинного покаяния недостаточно одного голого раскаяния, а нужны и соответствующие дела – плоды покаяния  (Луки 19, 1–10). И вот вступая теперь в приготовительные к Великому посту недели, мы вновь созерцаем перед собой приводимые нам во всегдашнее напоминание образы мытаря ифарисея  (Луки 18, 10–14).

Безсмертные, вечные это образы, выведенные Самим Господом Иисусом Христом в такой коротенькой, но столь содержательной, многоговорящей, глубоко-поучительной жизненной притче.

И как важно каждому, серьезно-помышляющему о своем спасении христианину постоянно держать эти образы перед своим мысленным взором!

Но необходимо правильно понимать их, толкуя их не по собственному своему смышлению и усмотрению, а в полном согласии с учением Слова Божия и св. Церкви.

Только мытарево смирение, выражающееся в непрестанном внутреннем вопле: «Боже, милостив буди мне, грешнику!» и – увы! – так редко встречающееся в современной жизни, может разсчитывать на всепрощение Божие. Только «мытарь», искренно сознавший всю тяжесть своих грехов пред Богом, оплакавший их, возненавидевший их и решившийся честно начать совершенно новую жизнь, как Закхей, обещавший Господу загладить свои грехи, или как Матфей, бросивший свое занятие и последовавший за Христом, может надеяться быть оправданным на последнем Страшном Суде Божием.

И, наоборот: безконечно ненавистно Богу «фарисеево высокоглаголание»: высокомерие, самохвальство и самопревозношение гордого фарисея, довольного собой и уничижающего других людей, в том числе и смиренного «мытаря», покаяние которого уже принято Богом – духовные недуги, столь часто встречающиеся в наше время даже среди людей, считающих себя «христианами».

«Всяк возносяйся» – возвышающий сам себя – "смирится», то есть будет унижен, и только«смиряяй себе» – смиряющий сам себя – «вознесется» – будет возвышен и прославлен Богом (Луки 18, 9–14).

Смирение, однако, должно быть истинным, ибо бывает и смирение ложное, мнимое, напускное, притворное, «одно лицемерство», по выражению свв. отцев (см. «Отечник» еп. Игнатия Брянчанинова), ищущее для себя людской славы, но не славы Божией. Равным образом, и не все то, что может казаться на первый взгляд «высокомерием» и «превозношением», есть действительно таковое.

О, век лукавый и прелюбодейный, век прелестный, все извращающий и хитро все понятия подменивающий и передергивающий! Как часто теперь, под предлогом евангельского смирения, убеждают нас смириться перед диаволом и служителями его, смириться перед явной неправдой, смириться перед Злом, и укоряют нас в гордости и фарисействе, когда мы этого не делаем, да и не можем делать, не изменяя этим Христу-Богу! Как часто мнимо-смиренные, а в действительности всего лишь только лукавые люди хотят видеть высокомерие и превозношение там, где на самом деле есть только стойкость и непоколебимость в следовании Истине!

Ревность по Богу, ревность по Истине не есть «фарисейство», как и «смирение» перед врагами Божиими, врагами Истины, перед диавольским Злом, не есть истинное и спасительное мытарево смирение, а только губительный самообман, самообольщение, ведущее на дно адово!

В наше время, когда так сильно подвергается сомнению самое существование Истины, когда всякая «истина» признается относительной и за каждым признается законным держаться «своей истины», –борьба за Истину приобретает особенно важное значение, и кто не сочувствует такой борьбе, видя в ней лишь проявление «фарисейства», и предлагает «смириться» перед Ложью, отступив от Истины, тот естественно должен быть признан предателем Истины, кто бы он ни был и кем бы он себя не называл и не считал.

Высокие образы святых борцов за Истину св. Афанасия Великого, преп. Максима Исповедника, св. Марка Ефесского и других подобных им, не говоря уже о целом сонме мучеников, пострадавших за Истину и жизнь свою за Нее отдавших, служат обличением этих современных лже-мудрецов, пропагандирующих в наше время не вполне безуспешно ложное «смирение». Легко, удобно и приятно «смиряться», спасая свою жизнь, создавая себе земное благополучие, делая карьеру!..

И, наоборот, тяжело быть «гордым фарисеем» тому, кто не желает «идти в ногу со временем», кто не хочет «смириться» перед сильными и богатыми мира сего, не заискивает перед ними, не пресмыкается, желая угодить им и что-то получить от них, а борется, жертвуя своим земным благополучием и карьерой, за чистую и беспримесную Истину, не искаженную и не извращенную лукавыми человеческими хитросплетениями!

Храни нас Бог от фарисейского «смирения» и дай нам, Боже, быть «фарисеями», ясно отдающими себе отчет в том, что важнее всего на свете это – хранение Истины, и действительно хранящими ее до самоотвержения, до полного самоотречения во вред самим себе: с потерей земного благополучия, земной славы и чести!

Дороже всего на свете эта чистая, безкомпромиссная Истина, а потому всего ужаснее то, что в наше время так безстыдно, так нагло, так цинично, иногда даже в недрах Церкви, провозглашается Ложь, зачастую более или менее искусно прикрывающая себя видимостью Истины, обманной личиной Ее.

Нет ничего страшнее и губительнее для душ такой фальши, такого обмана, такого фарисейского лицемерия!

А оно-то теперь сколь многими похваляется, одобряется и поощряется, скрываясь под маской мытарева смирения.

«Блюдите же, братие, како опасно ходите!..»  (Ефес. 5, 15).

«Искушайте духи, аще от Бога суть!..»  (1Иоан. 4, 1).

«Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской!..»  (Матф. 16, 6).

Итак, «фарисеева убежим высокоглаголания» – более всего будем бояться, как бы не казаться перед людьми тем, чем мы на самом деле не являемся – «гробами повапленными  (выкрашенными белой краской), иже внеуду являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвых и всякия нечистоты»  (Матф. 23, 27).

«Фарисеева убежим высокоглаголания» – пусть слова наши не расходятся с делом, дабы мы никого не обманывали собой, проповедуя на словах высокое учение Истины, а на деле отвергая и попирая его, вводя других людей в недоумение и заблуждение.

И «мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием  (искренним, а не наружным только и притворным) взывающе: Спасе мира, очисти рабы Твоя!»


Источник: Современность в свете Слова Божия / Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация).

Комментарии для сайта Cackle