Том 2
Побеждаем ли мы диавольские искушения?
«Рцы, да камение сие хлебы будут» (Матф. 4, 3). «Верзися низу: писано бо есть, яко Ангелом Своим заповесть о тебе сохранити тя».. (Матф. 4, 6). «ВСЯ ТЕБЕ ДАМ, АЩЕ ПАД ПОКЛОНИШИ МИ СЯ» (Матф. 4, 9). «Побеждающему дат ясти от манны сокровен- ныя» (Апокал. 2, 17) «Побеждающему дам сести со Мною па престоле Моем» (Апокал. 3, 21). «ПОБЕЖДАЯЙ НАСЛЕДИТ ВСЯ, И БУДУ ЕМУ БОГ, И ТОЙ БУДЕТ МНЕ В СЫНА». (Апокал. 21, 7).
Прежде чем выйти на Свое общественное служение человеческому роду, ради спасения его от греха проклятия и вечной смерти, Господь Иисус Христос, после крещения Своего от Иоанна в водах Иорданских, «возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола» (Матф. 4, 1).
Чрезвычайно знаменательно было это тройное искушение, которому подверглась человеческая природа Сына Божия, добровольно Им на Себя принятая. И весьма глубокий смысл сокрыт в этих диавольских искушениях, коими враг Божий и враг человеческого рода пытался отклонить пришедшего в мир Спасителя мира от предстоявшего Ему великого дела спасения людей.
Каков этот смысл?
Пришедши на землю для того, чтобы разрушить дела диавола, Господь, конечно, мог бы уничтожить их сразу одним дыханием уст Своих, но надо знать и помнить, что эти дела диавола коренились в заблуждениях свободной человеческой души. А Господь явился спасти человека, не лишая его свободы, этого величайшего дара Божия человеку, созданному не пешкой, не бездушным автоматом и не животным, руководимым безсознательным инстинктом, но свободной разумной личностью. Для этого Он избрал путь медленный и тернистый, путь свободного, добровольного на себя принимаемого, нравственного перерождения людей, который, как путь освобождения от тиранической власти диавола, естественно должен был быть сопряжен со многими страданиями – не только для последователей Спасителя-Мессии, но и для Него Самого.
Диавол же, не будучи вполне уверен, с Кем он имеет дело («Если Ты – Сын Божий»...), направляя свои искушения против человеческой природы Иисуса, и хотел отклонить Господа от этого «узкаго и теснаго пути» (см. Матф. 7, 13–14), думая прельстить Его гораздо более легким путем, сулившим не страдания, а только славу путем чудотворений в союзе с ним – диаволом («Аще пад поклониши ми ся»...). Ведь тогдашние иудеи как раз и мечтали о скором воцарении «Мессии», как земного царя, который чудесно явится к ним с неба, и даст им чисто-земное благосостояние и благоденствие, полное изобилия всяких земных благ.
Истинный Мессия – Господь Иисус Христос решительно отверг все эти три диавольские искушения, сказав: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому послужиши» (Матф. 4, 10). И взошел на крест, ради спасения человечества от власти диавола, оставив нам Свое Божественное учение о кресте и страданиях за Имя Его как оединственном пути, ведущем ко спасению.
Вот это-то мы, если только хотим быть настоящими христианами, всегда должны знать и помнить!
Искушения, которым подвергся Христос в пустыне, как «Новый Адам», как родоначальник обновленного Им чрез Свои крестные страдания человечества, имеют общечеловеческоезначение: они постигают всех людей, желающих стать на путь спасения, и тот, кто действительно желает спастись, должен их со всею решительностью отвергнуть, как сделал это Сам Начальник нашего спасения, наш Подвигоположник – Христос-Спаситель.
Эти три диавольских искушения для нас суть символы трех основных греховных страстей, препятствующих нашему спасению, о которых учит и Слово Божие и Святые Отцы-подвижники:сластолюбие, корыстолюбие и славолюбие. С этими искушениями продолжает постоянно приступать диавол ко всем христианам, а в особенности – к пастырям Церкви Христовой, пытаясьотклонить их от прямого и единственно-верного пути спасения вверенных им душ людей, как в свое время пытался отклонить от него Самого Пастыреначальника-Христа.
Горе рядовым верующим, которые поддадутся этим диавольским искушениям; еще большее горе пастырям, которые не отвергнут их, как отверг их Христос, и пути «узкому и тесному» страданий за Христа предпочтут «путь широкий и пространный» (Матф. 7, 13), в союзе с врагом Божиим и врагом человеческого спасения – диаволом, чрез «поклонение» ему!
Конечно, подобные греховные падения всегда и в прошлом имели место, ибо «несть человек, аще жив будет и не согрешит». Встречались и среди пастырей Церкви лица, которые, поддаваясь диавольским искушениям, изменяли своему высокому призванию и переставали идти путем Христовым.
Но никогда еще в истории христианского человечества не происходило такого стихийного, массового прельщения этими диавольскими искушениями, как в переживаемое нами время.
А что самое страшное: никогда за всю прошлую историю Церкви такое множество пастырей и даже архипастырей, вплоть до занимающих самое высокое иерархическое положение, не сходило с пути креста Христова, предпочитая более легкий путь... в содружестве со служителями диавола!
Вот почему мы бьем тревогу!
Вот почему мы постоянно говорим и пишем о так стремительно-быстро, на наших глазах, развивающемся «Отступлении»!
Вот почему не можем мы, по совести, не говорить о несомненном приближении времен явления Антихриста!
Есть странные люди, даже в нашей среде, которые, будто ничего не видя, осуждают нас за это, утверждая, что мы, не имея на то никакого права, занимаемся предсказаниями о наступающем конце мира и Втором Пришествии Христовом.
Никакими «предсказаниями» о конце мира мы не занимаемся и тем менее дерзаем указывать какие-либо сроки для этого, ибо сами отлично знаем, что «времена и сроки Отец Небесный положил в Своей власти» (Деян. 1, 7), и что «дня и часа пришествия Сына Человеческаго никтоже весть», кроме Его одного (Матф. 23, 36).
Но внимательно наблюдая то, что происходит в современном мире и, в особенности, в современной церковной жизни, которая с такой стремительной быстротой все дальше и дальше отходит от чистого и беспримесного учения Слова Божия и истинной Церкви Христовой, заключая союз с диаволом и вступая в теснейшее и ближайшее содружество и даже сотрудничество с явными служителями его – лютыми богоборцами и гонителями веры и Церкви Христовой, – мы не можем не приходить к заключению, что приближаются времена Антихриста, а потому считаем своим святым долгом всех во всеуслышание предупреждать об этом.
И делаем это отнюдь не голословно, а всегда указывая на вполне определенные конкретные факты. Закрывать глаза на эти вопиющие факты и злословить нас за наши предупреждения и предостережения могут поэтому только – или совсем духовно-слепые, неспособные ничего видеть в плане духовном, или те, которые сами, в большей или меньшей мере сознательно, продались за разного рода земные блага – деньги, власть, почет, плотские наслаждения и удовольствия – служителям грядущего Антихриста и помогают им в создании обстановки и условий, благоприятствующих его скорейшему приходу и воцарению.
Ведь всем известно, какие потоки и моря крови и слез пролились на нашей несчастной русской земле, со времени прихода к власти богоборцев-большевиков, сколько епископов, священников, монахов и верующих мирян было замучено за Христа, сколько храмов было разрушено, сколько святынь поругано и осквернено.
И вот, не взирая на все это, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Митрополит Сергий Нижегородский гласно и всенародно, на весь мир провозгласил богоборческую советскую власть «властью от Бога», которой нужно повиноваться «не за страх, а за совесть», предписав молиться за нее. Когда же прибывшая к нему особая делегация из духовных лиц и мирян, с протестом против его постыдной «декларации» (в 1927 г.) заявила, что считает невозможным «молиться за антихристову власть», он просто отмахнулся от этого столь резонного протеста со словами: «Ну, какой тут Антихрист!»
Точь-в-точь как те, которым не нравятся и наши предостережения о приближении времен Антихриста.
А ведь с тех пор дело этой подлинно-антихристовой власти как далеко ушло вперед! Под невыносимо-жестокое рабство ее попала уже третья часть всего света и, в том числе, почти все православные страны, где св. веру и Церковь постигли столь же беспощадные кровавые гонения, как и у нас в России.
И вот, несмотря на свою столь ярко, казалось бы, выраженную антихристову природу, эта страшная богоборческая, подлинно-сатанинская власть постепенно заслужила общее признание со стороны всех государств так называемого «свободного мира». Мало того: в ее лице поклонились диаволу и все православные и инославные христианские церкви и церковные организации, находящиеся пока как будто бы вне ее досягаемости в странах этого «свободного мира».
Разве одно это уже не говорит так красноречиво и убедительно о несомненном приближении времен Антихриста?
А во всех православных странах, попавших под власть богоборцев и лютых гонителей веры и Церкви Христовой, – страшно сказать! – церковная иерархия, с некоторого времени, не только вполне примирилась с этими служителями сатаны, но и вступила в союз с ними, поклонившись таким образом в их лице самому сатане, и деятельно сотрудничает с ними, во всем угождая им и раболепно помогая им в осуществлении их адских планов завоевания и подчинения себе всего остального мира для окончательного искоренения в нем веры в Бога и уничтожения Церкви Христовой.
Но что еще ужаснее: церковная иерархия, как православная, так и неправославная, пользующаяся как будто бы полной свободой в странах еще «свободного мира» (по-видимому, «свобода» эта – чисто-внешняя, а не внутренняя, которая, очевидно, и ими уже потеряна!) делает вид, что она ничего этого не видит: представители ее постоянно ездят на поклон в коммунистические страны, получают там разные награды, обмениваются лицемерными комплиментами, пишут восторженно-похвальные статьи о жизни там, и... лгут, лгут, лгут без конца и, видимо, без всякого зазрения совести...
Недавно дошло до нас письмо из братской нам Болгарии. И там – все та же страшная картина, что и у нас, на нашей несчастной родине. И там лились и продолжают литься потоки крови, и там многие священнослужители преданы мученической смерти, иные подвергались и подвергаются истязаниям и глумлениям, закрываются и уничтожаются храмы, совершаются безчисленные кощунства и надругательства над святынями и над верующими, обращен в «дом отдыха» и «музей» знаменитый Рыльский монастырь, а в самое последнее время упразднено даже празднование воскресного дня.
И вот, несмотря на все это, как свидетельствует сама же их церковная пресса (см. орган Св. Синода «Церковный Вестник»), высшая болгарская церковная иерархия с некоторого времени тоже поставила себя в полное услужение богоборческой коммунистической власти. Особенно жутко было нам читать, как после смерти видного болгарского коммуниста Василия Коларова, его восхвалял официальный синодальный орган с помещением его портрета в траурной рамке, и как члены Болгарского Св. Синода возлагали венок на его гроб. Это ведь был тот самый Василий Коларов, который совместно со своим сообщником Георгием Димитровым в 1925 году совершил неслыханное кощунственное злодеяние, взорвав в день Великого Четвертка кафедральный собор Св. Недели в Софии.
Это невольно напомнило нам, как московский патриарх Алексий называл в свое время неистового богоборца Джугашвили-Сталина, от злодейств которого отреклись теперь даже его бывшие сотоварищи, «избранником Божиим, ведущим наше отечество к славе и благоденствию» и выражал ему благодарность за «его заботы о нуждах Русской Православной Церкви».
В самое последнее время болгарский «Церковный Вестник» вновь поразил нас своим восхвалением коммунистического переворота 9 сентября 1944 г., как «светлого дня в истории Болгарии» и даже «всего мipa» и обещанием молиться о том, чтобы «великое дело 9-го сентября пребывало во веки веков, пока свет существует»...
Разве это не поклонение сатане?
Пытающиеся оправдывать такую церковную иерархию говорят, что она будто бы обязалась «только молчать», и этим «молчанием», якобы, «спасает Церковь». Но мы видим, что эти иерархи, поклонившиеся сатане, не только молчат, а и самым деятельным образом сотрудничают с богоборческой антихристовой властью, делая себя ее пропагандным органом, и во всем послушным ей орудием.
Однако, ведь и «молчать» в такое время страшных гонений на веру и Церковь есть не что иное, какпредательство веры и Церкви!
«Молчанием предается Бог» – учит нас великий Отец Церкви святитель Григорий Богослов.
Вдобавок ко всему этому остается сказать нам и о том, что делается в странах «свободного мира»: как поклонились сатане современный Ватикан с последними «римскими папами», столь снисходительно отнесшимися и еще более снисходительно теперь продолжающими относиться к богоборческому коммунизму (см. последнюю речь папы Павла VI-го); затем, православные иерархи «свободного мира», не посмевшие поднять своего голоса против воинствующего атеизма и против гонений на веру и Церковь в коммунистических странах, на Родосе; и, наконец, всемирная хваленая организация, «делающая так много добра», под названием «Мiрового Совета Церквей», которая, видимо, и в мыслях не имеет выступить когда-нибудь на решительную защиту гонимых верующих, хотя это для нее было бы более, чем естественно и, при ее мощности и огромных средствах, не могло бы остаться без самых реальных и безусловно положительных последствий.
Все это, впрочем, нисколько для нас не удивительно, если мы глубоко вникнем в то, что происходит в духовной жизни стран «свободного мира». Мнимая экуменическая «христианская любовь», которой в сущности только прикрывается «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1 Иоан, 2, 16), то есть все те же диавольские искушения сластолюбием, корыстолюбием и славолюбием, доминирует там над той Божественной истиной, за которую умер Искупитель-Христос и за которую умирали все христианские мученики, не желавшие поклониться диаволу.
«Хлеба и зрелищ!» – вот основной лозунг современного человечества, почти полностью, отрекшегося от Христа и, чем дальше, тем все больше продолжающего от Него отрекаться, и какая-то бешеная, ненасытная жажда власти, честолюбие и корыстолюбие, которым приносится теперь в жертву все, вплоть до самого возвышенного и святого.
Разве все вышесказанное не явный признак приближения царства Антихриста?
А потому-то, отдавая себе ясный отчет в этом, мы должны раз навсегда окончательно определить для себя: где мы находимся – в «малом стаде» Христовом, непримиримо борющемся со всеми диавольскими искушениями, или же мы, поклонившись диаволу, вступили в состав господствующего уже в этом мире мрачного полчища слуг грядущего Антихриста, подобострастно и поспешно, за разного рода земные блага, подготовляющих его скорейший приход и воцарение?
«Муж двоедушен (человек с двоящимися мыслями) неустроен во всех путех своих (не тверд во всех путях своих). Да не мнит бо человек он, яко приимет что от Бога (да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа)», – говорит св. Апостол (Иаков. 1, 7–8).
Или – или: никакой середины в этом самом важном и существенном вопросе дела нашего вечного спасения быть не может.
А кто упорно отмахивается от этого вопроса и предпочитает оставаться слепым, «как будто» не видя того, что происходит в мире, тот уже «там»: в тесном союзе с врагом человеческого спасения – диаволом.
Да не будет! Твердо и решительно скажем: «отойди от меня, сатана!»