Том 2
ПОСЛЕ ПРОСЛАВЛЕНИЯ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА, КРОНШТАДТСКОГО ЧУДОТВОРЦА.
Итак, совершилось, наконец, столь многими с нетерпением ожидавшееся благолепное и радостное торжество церковного прославления нашего великого всероссийского праведника, молитвенника и чудотворца – приснопамятного Отца Иоанна Кронштадтского.
Слава Тебе, Господи, слава Тебе!
Слава и благодарение Богу, дивному во Святых Своих, достойно прославляющему угодников Своих!
«Прославляющыя Мя прославлю» (1 Царств 2, 30) сказал Сам Господь еще в Ветхом Завете. И это исполнилось теперь на нашем дивном праведнике, который и словом, и делом, и всею жизнью своею славил Господа, Ему Единому угождая. За это Церковь Христова ныне торжественно, всенародно, во всеуслышание прославила его, как Святого Угодника Божия, которого она впредь всегда будет, уже гласно, в богослужебных чинопоследованиях, призывать в своих молитвах, как Святого Праведного Отца нашего Иоанна, Кронштадтского Чудотворца.
Совершила этот великий акт наша Русская Православная Церковь заграницей.
И это вполне понятно и полностью может быть оправдано!
Ведь наша Русская Зарубежная Церковь – единственная в настоящее время свободная Русская Церковь. И только она одна, как никому не порабощенная и не изменившая Божественному Основателю Церкви – Христу-Спасителю, но служащая Ему Одному, может почитаться законной преемницей прежней дореволюционной Российской Православной Церкви, правомочной прославлять Святых своих. Это право ее потому еще несомненно, что, как свидетельствует история, многие местно-чтимые Святые прославлялись даже одним епархиальным архиереем, и вся Церковь потом принимала это прославление, как действительное и законное.
Тем более была вправе наша Русская Зарубежная Церковь – единственная имеющая свободный голос и не находящаяся в пленении врагов Христовой Веры Церковь – прославить такого, давно уже всенародно-чтимого святого, в святости коего ни у кого из истинно-верующих русских людей нет и не могло быть сомнений, каков был столь любимый всем русским народом «Батюшка» Отец Иоанн Кронштадтский. И кто против этого возражает, тот сам расписывается в своей церковной несостоятельности, в духовно-нравственной порочности и неблагонадежности.
Ну, разве можно, например, всерьез говорить о том, что прославление такого великого угодника Божия «надо отложить» до тех пор, пока не падет в России безбожная коммунистическая власть, и Церковь там не станет свободной?
А что если русский народ не заслужит себе прощения у Бога, и безбожная власть никогда не падет (хоть мы и не перестаем на это надеяться, уповая на милость Божию!)?
Неужели так и оставлять такого великого Праведника без давно-заслуженного им церковного прославления и лишать массы верующих радостной и утешительной возможности призывать его в своих молитвах в храмах?
Не абсурд ли это, с чисто-духовной точки зрения?
Ведь это значило бы – Небесное, Святое и Вечное ставить в какую-то зависимость от земного, греховного и временного.
Страшно и больно за тех, кто так неразумно разсуждает!
Но вот, милостью Божиею, горячая вера и здравый смысл над всеми подобного рода домыслами восторжествовали, и великий всероссийский, «паче же всемирный светильник и великий Христов угодник и чудотворец» (см. кондак 13 акафиста) торжественно прославлен. Как и следовало и можно было ожидать, торжества прославления его вылились во многих местах в такое светлое празднование, которое некоторые дерзновенно охарактеризовали, как «Вторую Пасху»: столь велика была радость и духовное ликование верующих!
Естественно, что центральное торжество прославления происходило в нашем духовном центре – в синодальном соборе Знамения Божией Матери, где его возглавляли прежний наш Первоиерарх Блаженнейший Митрополит Анастасий и нынешний новоизбранный Первоиерарх Высокопреосвященнейший Митрополит Филарет. Необычайный духовный подъем пережили там верующие, собравшиеся в таком числе, что не могли вместиться в храм и принуждены были во множестве стоять под открытым небом снаружи. Духовный восторг молящихся достиг своего апогея, когда в первый раз весь обширный синодальный храм огласился мощным и громогласным пением величания новопрославленному Святому:
«Величаем тя, святый праведный отче Иоанне, и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего». Молящимся трудно было сдержать слезы умиления.
Вторым по значению местом торжественного прославления нового угодника Божия, куда отовсюду в большом числе стеклись богомольцы, был Храм-Памятник Отцу Иоанну Кронштадтскому в Ютике (в 230 милях к северо-западу от Нью-Йорка и в 25 милях от Св. Троицкого монастыря), при котором 10 лет уже существует Благотворительный Фонд имени св. прав. отца Иоанна Кронштадтского, поставивший себе задачей духовную и материальную помощь нуждающимся в память нашего великого всероссийского праведника-благотворителя и насчитывающий уже около 1.000 членов. Торжество прославления там, начатое в субботу в 6 час. вечера, при громадном скоплении молящихся, закончилось в воскресение к 11 часам вечера, оставив у всех участников его неизгладимое впечатление.
Как свидетельствуют получаемые нами многочисленные письма, везде, во всех концах русского разсеяния, торжество это вызвало необыкновенный подъем духа. Были случаи чудесного обновления лика о. Иоанна на его старых фотографических изображениях, сам собою являлся светлый нимб вокруг его головы, который излучал как бы сияние ко дню его прославления. Но что самое главное – зажглись сердца многих, доселе почти равнодушных к нашей вере и Церкви, возник усиленный интерес к личности отца Иоанна, что выразилось в увеличившемся спросе на книги о нем. «Моя Жизнь во Христе», изданная двукратно Фондом о. Иоанна в Ютике и Св.-Троицким Монастырем, вся полностью разошлась, и требуется уже второе издание. А когда ее издавали, не было никакой уверенности, что она окупится! С нетерпением все ожидают выпуска в свет новой книги об о. Иоанне, издаваемой Фондом его имени: «Пастырский венок дорогому батюшке о. Иоанну».
Все это так, и все это весьма отрадно и утешительно.
Но это еще – не все!
Кого мы действительно и нелицемерно любим, кого глубоко чтим и уважаем, кто для нас является безусловным авторитетом, – к голосу того мы должны внимательно прислушиваться, заветы его должны хранить и советы исполнять, тем более, – если это лицо, запечатленное высшим Божественным авторитетом. А ведь таков именно наш великий, только что нами прославленный праведник – не просто высоко-уважаемый пастырь, но и наделенный подлинным пророческим даром прозорливец и чудотворец. Если мы не одними лишь устами, но и всей душой пели ему величание, как Святому Угоднику Божию, то как же нам не слушать его, не исполнять того, чему он нас учил?!
А чему он нас учил?
Вот, прежде всего, что самое главное:
«Братие, други! Любите Церковь: в Церкви – ваша жизнь или ваша живая вода, бьющая непрестанным ключем из приснотекущаго источника Духа Святаго, – ваш мир, ваше очищение, освящение, исцеление, утешение, ваша сила, помощь, ваша слава – в ней все высочайшие вечные интересы человека. О, какое благо – Церковь!.. О, веруйте, веруйте не словами только, но делами – во Святую, Соборную, Апостольскую Церковь, или общество спасаемых во Христе, украшаясь всякой добродетелью» («Мысли о Церкви» стр. 20).
Не пора ли кое-кому пересмотреть свое отношение к Церкви, слыша этот призыв св. отца нашего Иоанна? – перестать критиковать Церковь и писать для нее свои собственные законы, диктуемые нравами своего развращенного сердца?
Но, конечно, все сказанное о. Иоанном о Церкви, относится к истинной Церкви – Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви, основанной Христом-Спасителем, ни в чем не отступившей от Его учения, – Церкви Православной. А в наше время приходится еще добавить – не только называющейся «православной», но и являющейся таковой на деле.
Истинная Церковь, по словам о. Иоанна, есть та, «которая ежедневно и непрестанно истребляет в человеке верующем всегубительный грех, очищает его, освящает, просвещает, обновляет, оживляет, укрепляет, а не та, которая производит вражду, преследования, пытки, казни (римо-католическая) или которая приводит к лжемудрованию, к господству растленнаго разума над Божественным Откровением, к отвержению иерархии, таинств, постов... которая пресекла дерзновенно и нагло связь с «церковью первородных, на небесех написанных» (Евр. 12, 23)... прервала связь с умершими и считает молитвы их за них недействительными (протестантизм)» (там же, стр. 30–31).
В наш век необыкновенного шатания в вере, так называемого «экуменизма», так важно получше ознакомиться с замечательными мыслями нашего великого праведника о губительной лжи римского католицизма, выдумавшего, по его словам, «самое вредное дело в христианстве – главенство человека в церкви (папы) и его мнимую непогрешимость», а также и протестантизма, представляющего собою «дерзкий разрыв со Вселенскою Церковью и Ея Главою Христом – самочинное сборище, прикрывающееся именем «церкви очищенной, реформированной», а в действительности являющаго собою «отвержение веры и поблажку чувственности» (см. там же стр. 44 и 38).
А нам, православным русским людям, если мы действительно, а не на словах только, чтим нашего великого всероссийского праведника, молитвенника и чудотворца, которого только что так торжественно прославили, надо внимательно прочесть проповеди о. Иоанна, произнесенные им в 1906 и 1907 гг., где он так понятно и убедительно вскрывает внутренние причины страшной кровавой катастрофы, постигшей нашу Родину-Россию, пророчески грозя гибелью ей за распространившееся в ней неверие, безбожие и разврат.
И, вместо того, чтобы продолжать такой же образ жизни и дальше, навлекая на себя праведное возмездие Божие, – вместо того, чтобы, пренебрегая нашей святой верой и Церковью, проводить время в праздных развлечениях и, прикрываясь мнимой «благотворительностью» (О, как бичевал ее наш истинный благотворитель о. Иоанн!), плясать по субботам, – надо нам внять, наконец, его пламенному призыву:
«Обратись к Богу» Россия, согрешившая пред Ним... обратись в плаче и слезах, в вере и добродетели. Больше всех ты согрешила, ибо имела и имеешь у себя неоцененное жизненное сокровище – веру Православную с Церковью спасающею, и попрала, оплевала ее в лице твоих гордых и лукавых сынов и дщерей, мнящих себя «образованными», но истинное образование, то есть по образу Божию, без Церкви быть не может«. (см. слово 8 сент. 1906 г.).
Тем же, кто ищет каких-то новых путей спасения России и думает одними человеческими средствами ее возстановить и возродить, веря в губительный миф «прогресса человечества» и создавая разные политические партии, «объединения» (которые, как показывает наш печальный опыт, правильнее было бы назвать «разъединениями»), «комитеты» и организации, необходимо было бы принять к сведению и к исполнению, тот единственный разумный и целесообразный совет, который давал в свое время наш великий праведник, предупреждая русский народ о надвигающейся на него гибели:
«Возвратись, Россия, к святой, непорочной, спасительной, победоносной вере своей и к Святой Церкви – Матери своей – и будешь победоносна и славна, как и в старое, верующее время. Полно надеяться на свой кичливый, омраченный разум! Борись со всяким злом данным тебе от Бога оружием святой веры, божественной мудрости и правды, молитвою, благочестием, крестом, мужеством, преданностью и верностью твоих сынов.» (слово 30 авг. 1906 г.).