Том 2
«В ХРАМЕ СТОЯЩЕ СЛАВЫ ТВОЕЯ, НА НЕБЕСИ СТОЯТИ МНИМ, БОГОРОДИЦЕ...»
Великим постом мы часто слышим в храмах наших эти многознаменательные слова, читаемые за каждым утренним богослужением.
«Поистине храм есть земное небо», подтверждает это и наш великий праведник и молитвенник приснопамятный пастырь Кронштадтский о. Иоанн: «ибо, где престол Божий, где страшныя Тайны совершаются, где ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, – там истинно небо и небо небесе!..»
И действительно, храм наш с совершаемым в нём богослужением для нас, еще живущих на земле, есть как бы преддверие, как бы земное предуготовление той небесной Вечери Агнца Божия, участниками которой призываются быть все христиане в ожидающей нас будущей жизни – там на небе.
«Горе имеим сердца!» слышим мы обращенный к нам призыв священнослужителя, совершающего Божественную службу. И мы, стоя в храме, как бы действительно отрываемся на время от земли, и умом и сердцем переносимся туда «горе» – на небо, где обитает Бог с безчисленными сонмами Ангелов и Святых.
Каждый молящийся в храме, если только он по-настоящему молится, должен ощущать себя стоящим не на земле, а на небе. Он должен оставить за стенами храма все свои земные мысли, чувства, желания и переживания, все свои обычные светские привычки, манеры и замашки.
Вот почему совершенно неуместно и недопустимо, войдя в храм, вести себя в нем как где-нибудь в гостях, в светском обществе – подходить к своим знакомым, здороваться с ними, спрашивать и разговаривать о том и о сём...
Такое поведение, поскольку оно допускается, есть нарушение благоговения, оскорбление неземной, небесной святыни храма!
В храме – всё другое: там свой особый мир, не земной, а небесный, там свои законы, свои обычаи, свои правила и приличия, предписываемые церковным уставом. И кто любит храм, кому дорога его небесная святыня, тот всё это должен знать, а если не знает, постараться узнать!
И входить в храм и стоять в нем надо с величайшим благоговением и страхом Божиим. Войдя внутрь, надо осенить себя троекратно крестным знамением, совершая при этом в праздники три поясных, а в будни – три земных поклона. Всем стоящим в храме надо равно поклониться направо и налево и занять свое обычное, удобное для молитвы место. Мужчины должны становиться с правой стороны, а женщины – с левой, оставляя свободным проход от царских врат к выходу. Это древний, веками освященный обычай, который нарушать никак не следует.
Все входящие в храм – это «земное небо» – должны и внешним видом своим уподобляться небожителям, с которыми они там входят в общение, и ничем не оскорблять их взора и взора других молящихся: одежда их должна быть скромной и вполне благопристойной, а никак не легкомысленной, модной и кричащей. В частности, совершенно недопустимо для лиц женского пола входить в храм с обнаженными руками и ногами, в чрезмерно коротких и недостаточно покрывающих их наготу платьях, обличающих тем самым их нецеломудренную настроенность, с непокрытыми головами и с накрашенными лицами и губами. Входить в таком непристойном виде в храм Божий – это значит кощунственно ругаться над его небесной святыней!
Прилично ли запаздывать, когда нас приглашают на званный обед или вечер к какому-либо высокопоставленному лицу?
Тем боле неприлично и грешно опаздывать к Божественной службе в храм Божий, где Сам Владыка и Господь, наш Державный Хозяин и Повелитель, в руках Которого наша жизнь и смерть, нас ожидает.
Не напрасно произносится в храмах внушительный возглас: «Двери! двери! премудростью вонмем!» А затем, по исповедании веры: – «Станем добре, станем со страхом! вонмем! святое возношение в мире приносити!».
Двери храма, не только как это было в древности, но и теперь должны были бы в это время совсем запираться, дабы никто своим безвременным вхождением в храм и исхождением из него не мешал стоящим в нем сосредоточенно молиться в эти важнейшие и святейшие мгновения величайшего христианского таинства Божественной Евхаристии.
Если даже на светских зрелищах, где показывается людям суета мира, нередко вход закрывается, когда представление начнется, чтобы не мешать зрителям, то почему же у нас в храмах Божиих может быть позволено входить и выходить в любое время богослужения и бродить взад и вперед, отвлекая молящихся от молитвы?
Великий ответ за это нарушение благоговения понесут пред Богом пастыри, которые не учат своих пасомых сосредоточенной молитве в храме и, послабляя всякой распущенности, не дают возможности благоговейно-настроенным в мире молиться. А еще хуже и преступнее, если и в самом алтаре происходит такое же неблагоговейное и излишнее хождение взад и вперед, ибо тогда нет и не может быть настоящей молитвы и у самих священнослужителей!
Необходимо помнить всегда и во всех случаях, что, по замечательному изречению приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского, «Церковь, хотя и основана на земле, но принадлежит к числу учреждений небесных».
Потому-то и всё в Церкви должно быть небесно.
И самое назначение Церкви в том и состоит, чтобы возводить нас от земли на небо, из земных делать небесными.
Небесными, а не земными, отрешенными от мирской суеты и от страстей и похотей, воюющих в мире, должны быть, прежде всего сами пастыри Церкви, которым Господь в лице Своих учеников и Апостолов, преемниками коих они являются, ясно сказал: «От мира несте», то есть: «Вы не от мира» (Иоан. 15, 19). Вследствие этого и самый внешний вид пастырей, не говоря уже о внутренней их настроенности, все их поведение и образ жизни, весь подход их к делу своего служения, все методы и приемы в обращении с пасомыми – все должно быть особенным, отличным от обычного мирского –небесным, а не земным.
И все рядовые верующие, памятуя непрестанно о том, что Церковь Христова прославляет тех, кого она именует «земными ангелами» и «небесными человеками», должны ставить пред собою тот же неземной идеал – стать чуждыми миру сему, во зле лежащему, – стать небесными.
«Пользующиеся миром сим должны быть, как непользующиеся» – так напоминает об этом св. Ап. Павел (1Кор. 7, 31).
Отрешенность от земли, устремленность к небу – вот какой высокий идеал ставить перед нами наша христианская вера.
Горе тому, кто этого не понимает или не хочет понимать, кто этого всем сердцем своим не воспринимает и не ощущает!
Таковой совсем чужд истинного христианства и напрасно носит имя «христианина», обманывая себя и других.
Но еще вящшее горе тем, которые сознательно отвергают этот высочайший идеал христианства, которые обманным образом хотят подменить его другим, низшим идеалом!
Это – «ложные пророки», это – «корчемники, мешающие вино с водою», по выражению Писания, это – подлинные растлители душ, к которым можно отнести страшную угрозу Господа: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повысили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Матф. 18, 6).
«Горе человеку тому, чрез которого соблазн приходит» (Матф. 18, 7).
И вот, несмотря на это грозное прещение Самого Господа, мы наблюдаем в наше время появление такого страшного соблазна, отвергающего самое существо христианства.
Это – страшная и губительная ересь современности, которая ниспровергает догмат Церкви, стремясь подорвать доверие к Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, существующей уже более 19-ти веков, со всеми ее догматами, канонами, благочестивыми обычаями и установлениями, – опорочить ее, как несостоятельную, как «отжившую», и создать на месте ее новую «лже-церковь».
Эта новая «лже-церковь», по замыслу ее организаторов, должна быть оторвана от неба и сделана вполне мирским учреждением, с мирскими целями, задачами и приемами. «Пастыри» этой «церкви» должны быть вполне мирскими людьми и по внешнему виду и по настроению; взоры верующих должны быть отвлечены от неба и прикованы к земле; отношение к богослужению и всем церковным установлениям, равно как и все взаимоотношения в этой «церкви» должны быть чисто-формальными и официальными, как и во всех светских организациях.
Идея такой новой «лже-церкви», долженствующей слить в себе и объединить все вероисповедания на земле, стала ныне весьма популярной, «модной» и все боле и более расширяется, вместе с так называемым «экуменическим движением».
И это нисколько не удивительно!
Как никогда низко пала сейчас в людях подлинная духовная жизнь, которая одна только и влечет людей к небу, делая их из земных небесными. Почти исчезло теперь то «внутреннее делание», которое так процветало у нас некогда на Святой Руси и которое дало столько дивных столпов христианского благочестия в первые века христианства. А ведь без этого «внутреннего делания» немыслима подлинная духовная жизнь, невозможно и истинное христианство.
Вместо этого приходится наблюдать совсем грозный симптом: с каким-то непонятным ожесточением и с какой-то злой насмешкой отвергается некоторыми духовная жизнь вообще, как якобы ненужная и даже «вредная» в деле церковного строительства (понимай под этим: строительства новой «лже-церкви»!), с заменой «внутреннего делания» чисто-внешним – духовной жизнипротивопоставляется «организация» и «администрация», как будто одними внешними мерами можно упорядочить и спасти человеческую душу.
А ведь главной задачей Церкви и является именно спасение души!
Но этого теперь словно знать не хотят и о деле спасения души говорят нередко с какой-то иронической усмешкой.
Не молитвенник, не подвижник благочестия, отрешающийся от земли и устремляющий свой взор к небу, не пастырь добрый, сердечно пекущийся о спасении душ своих пасомых и для этого входящий в их жизнь, дабы оторвать их от привязанности к земному и возвести их умы и сердца к небесному, – а сухой делец-формалист, «организатор» и «администратор» признается теперь этими новейшими лжеучителями, «реформаторами» Церкви, идеалом.
Стремление же к небу, к чему нас постоянно призывает св. Церковь в своих молитвословиях, объявляется теперь чем-то «нереальным», «нежизненным» и даже «вредным» для того мнимого идеала земной «организации» и «администрации», который, вопреки истинному учению св. Церкви, они себе создали и который признают самодовлеющим и единственно будто отвечающим современным нуждам.
Итак, вот каково характерное знамение нашего времени: истинная Христова Церковь с проповедуемой ею духовной жизнью должна быть упразднена и заменена неким фальшивым подобием ее с чисто-земным устройством, целями и задачами.
Но такое умонастроение не есть ли самый явный признак наступления того страшного времени, о котором сказал Христос-Господь: «Сын Человеческий пришед убо, обрящет ли веру на земли?» (Лук. 18, 8).
Веры в Бога, веры во Христа, веры в Церковь у многих уже нет, и вот на опустошенное от веры место водворяются иные кумиры – в том числе для последователей новой «лже-церкви» кумир «организации» и «администрации». Только чего и для чего, если самого-то главного – веры – нет – неизвестно!
«Организация» и «администрация» без настоящей веры, без подлинной духовной жизни, это – тело без души, мертвый безжизненный труп!
«Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв», и потому "покайся», а «если не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Апок. 3, 1–3) – вот грозный приговор Божий об этой лже-церкви, деятелях и последователях ее, хвалящихся своей «организацией» и «администрацией», то есть одной видимостью жизни.
Так лукаво совершается в наши дни подмена истинных целей Церкви!
Но тут здоровое нравственное чувство не может не прозревать козней диавольских – того «действия заблуждения», при котором люди будут «верить лжи», о чем предупреждал нас св. Апостол Павел (2Солун. 2, 11).
Ибо ставить пред Церковью какие-то иные цели, иные задачи, кроме единственной, для которой она и основана Господом-Спасителем, – спасения души – бессмысленно и нелепо!
А для спасения души надо стремиться нам из земных стать небесными и, еще живя здесь на земле, стараться жить, как на небе, чему нас так ясно учит истинная Церковь Христова и к чему особенно усердно зовет нас ныне, Великим постом.
Устраняясь, охраняя себя от тлетворного духа времени, последуем призыву св. Церкви, если не желаем себе вечной погибели:
«Приидите прежде конца вси, братие, чистым сердцем приступим к Благоутробному Богу, житейская обстояния отринувше, о душах попечение сотворим!..» (стихира в четверг Ваий).