Источник

Оцерковление – наше спасение.

«Днесь храм одушевленный и Великого Царя в храм входит, Тому уготоватися в Божественное жилище: людие веселитеся». (Стихира Входа во храм Пресв. Богородицы).

«Днесь храм одушевленный и Великого Царя» – Пречистая Отроковица Мария – входит в храм Господень во Иерусалиме для того, чтобы «Тому (то есть, Господу) уготоватися в Божественное Жилище: людие веселитеся!» – так, радостно, призывая всех к веселию, поет Св. Церковь в день великого праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, празднуемого 21 ноября по нашему православному календарю.

Это было исполнение обета над Пречистой Отроковицей Марией – обета, который дали ее благочестивые родители св. праведные Иоаким и Анна еще до Ее рождения. Будучи бесплодными и глубоко скорбя об этом, они слезно молили Бога даровать им дитя, обещая посвятить его на служение Богу. Молитва их была услышана. Господь даровал им дитя – Отроковицу Марию, и вот, едва исполнилось Ей три года, как они уже спешат исполнить свой обет и приводят Ее в храм Господень. По особому откровению Божию, сам первосвященник Зaхария встретил Пречистую Отроковицу и ввел Ее во Святая-Святых, это таинственное обиталище славы Божией, куда и сам он мог входить лишь однажды в год, а более – никто из смертных.

Сами Ангелы поразились необычайностью этого события, как поется об этом в праздничному песнопении: «Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася, како Дева вниде во Святая-Святых».

Для чего все это было нужно?

Для того, чтобы, воспитавшись во Святая-Святых, в этой таинственно-благодатной тишине храма, в постоянной ничем неразвлекаемой сердечной молитве, Она могла духовно созреть, дабы стать достойным сосудом воплощения Сына Божия – сделаться чудесной Виновницей нашего спасения чрез сверхъестественное рождение от Нее Божественного Искупителя Господа Иисуса Христа.

Вот почему этот праздник считается преддверием праздника Рождества Христова, как бы открывая вход к нему, вследствие чего с этого дня мы на всех праздничных службах слышим радостное рождественское песнопение: «Христос рождается – славите! Христос с небес – срящите». Вот почему и в тропаре этого праздника так выразительно говорится: «Днесь благоволения Божияпредображение... в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает»...

Великое событие рождения в мире Сына Божия и искупления Им грешного человечества стало возможным только потому, что избранная орудием для этого Отроковица была введена в храм и получила воспитание в храме.

Так вот, следовательно, сколь велико воспитательное значение храма Божия!

Он делает людей святыми – он настолько перерождает греховную природу человека, что делает его способным ко вселению в него Самого Бога!

И это неудивительно.

«Поистине храм есть земное небо», говорит наш великий праведник приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский: «Ибо, где престол Божий, где страшныя таинства совершаются, где ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, – там истинно небо и небо небесе».

«В церкви мы вытрезвляемся от мирскаго обаяния», говорит он же: «от опьянения страстей и похотей житейских, просветляемся, освящаемся, очищаемся душами своими, к Богу приближаемся, с Богом соединяемся. Как должен быть достопочтен и достоин любви храм Божий, как любили его святые Божии человеки!»

Искренняя молитва соединяет человека с Богом. Но нигде молитва не может быть столь горяча и действенна, как в храме Божием, ибо там постоянно приносится Страшная Безкровная Жертва «о всех и за вся», там совершаются непрестанные моления от лица всех верующих, там – «самый воздух святой», по выражению одного из наших богомудрых архипастырей.

Недаром Богоносные Отцы наши издревле именовали храм «училищем благочестия».

Пречистая Отроковица Мария, получив воспитание в благодатной обстановке храма, сделалась Сама «Одушевленным Храмом Божиим», как именует Ее Св. Церковь, ибо в Нее вселился и от Нее вочеловечился Единородный Сын Божий.

Но и все мы, христиане, призваны к тому, чтобы сподобиться благодатного вселения Божия – стать одушевленными храмами Божиими. В этом как раз и заключается наше назначение – цель нашей жизни. Об этом ясно и неоднократно учит нас Слово Божие.

«Вы бо есте церкви Бога Жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие»  (2Кор. 6, 16).

«Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?»  (1Кор. 3, 16).

Духовная природа, так же как и физическая, не терпит пустоты. Дух Божий не может обитать в душе, оскверненной всякими нечистотами – греховными страстьми и похотьми. И если мы не позаботимся очистить душу, достойным образом приуготовив ее для вселения в нее Духа Божия, то в нее неизбежно вселится враг Божий – диавол, вместе с споспешниками своими, злыми бесами.

Вот где причина того страшного беснования, которое происходило и продолжает происходить на нашей несчастной Родине, а в значительной степени, хотя, может быть, не столь приметным для всех образом, и повсюду теперь – во всем мире!

Храмы Божии и все, что происходить в них – церковные молитвы, священнодействия и благодатные таинства, – имеют своим назначением очищать наши души от всякой греховной скверны и нечистоты и делать их храмами Божиими, достойными жилищами Духа Божия.

Итак, храм Божий безусловно необходим нам для того, чтобы мы сами могли становиться одушевленными храмами Божиими.

Вот почему безумно поступают все те, кто пренебрегают храмом Божиим, кто ленятся посещать совершаемые в нем Богослужения, не принимают участия в обще-церковной молитве и таинствах и думают, что можно обойтись без храма, – что посещение храма – дело неважное и необязательное.

Такие люди, по всей справедливости, могут быть названы духовными самоубийцами, ибо они сами себя лишают величайшей радости жизни в Боге и отдают себя в руки врага Божия – диавола, неизбежно, в таких случаях, вселяющегося в их души. Уделом их будет вечная смерть – та «смерть вторая», о которой говорит в своем «Откровении» возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов, – вместе с диаволом и всеми его служителями, вверженными в «озеро огненное» (Апок. 20, 10–15).

Единственный путь спасения для нас – это путь оцерковления всей нашей жизни.


Источник: Современность в свете Слова Божия / Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация).

Комментарии для сайта Cackle