Источник

Как проведем мы этот Успенский пост? (1960 г.).

Сегодня – 1-го августа, по нашему православному календарю, наступает Успенский пост. Служит он для нас духовной подготовкой к великому празднику Успения Пресвятой Богородицы, в подражание Ее собственному посту, которым Она готовила Себя к исходу из этой земной жизни, и продолжается всего две недели.

Архиерейский Собор прошлого 1959 года объявил нынешний 1960-ый год "годом покаяния«. В связи с этим, мы почитаем долгом напомнить всем православным русским людям призыв Пастырского Совещания, состоявшегося в этом году в Свято-Троицком монастыре:

..."Нам предстоит Богородичный Успенский пост, обычно подготовляющий нас к великому празднику Успения Пресвятой Богородицы. Все ли всегда соблюдают этот пост во всей строгости, все ли говеют и причащаются св. Христовых Таин в этом посту?

Божия Матерь плачет о нас, предчувствуя страшную кару Божию, которую мы накликаем на себя своей беспечностью, своей нераскаянностью, своим окамененным нечувствием. Отметим же ныне, в этом покаянном году, пост перед Успением общим всенародным говением, чтобы затем достойно приступить к Причащению Св. Христовых Таин в праздник Успения. Вот к чему зовет ныне православных русских людей наше Пастырское Совещание» (См. «Православная Русь» – № 12 от 1528 июня 1960 г.).

Что же мы? Отзовемся все на этот призыв или нет? проведем ли этот пост, как учит нас наша Св. Церковь, в усиленных молитвах и всестороннем воздержании от страстей душевных и телесных – в трудах истинного покаяния? Будем ли мы говеть по-настоящему, как полагается, и приступим ли в чувствах сердечного сокрушения, с твердым намерением впредь исправить свою жизнь, к великим Таинствам Исповеди и Св. Причащения?

Дадим себе, прежде всего, ясный отчет в несомненной, казалось бы, для всех здравомыслящих людей истине: – от того, решимся ли мы коренным образом изменить нашу жизнь к лучшему, зависит все наше дальнейшее будущее – и здесь, в этой земной жизни, и, что особенно важно, там – в ожидающей всех нас жизни вечной.

Правда, слава Богу, еще многие из нас, православных русских людей заграницей, говеют – говеют ежегодно Великим постом, а кое-кто – и в другие посты; в том числе и Успенским постом. Но всегда ли это говение, предпринимаемое иногда только по привычке, по традиции, унаследованной от благочестивых предков, бывает настоящим говением – тем именно покаянием, которое от нас требуется, какого ждет от нас Бог?

Разве можно назвать «говением» приход с опозданием к началу Божественной литургии, поспешную исповедь во время самой литургии, с вынужденным отрывом священнослужителя от ее совершения или участия (при соборном служении), и чисто-механическое, без самоуглубления, без должного самоиспытания (по заповеди Апостола-см. 1Кор. 11 28), принятие Страшных Христовых Таин?

Сколь многие приходят теперь на исповедь без достаточной проверки своего внутреннего мира и даже, как сами они в этом откровенно признаются духовнику, не знают, в чем им каяться. «Грешен, как все» или: «грешен обыкновенными человеческими грехами», говорят они обычно, без должного сознания всей глубины и тяжести своих грехов и, конечно, без намерения оставить или изменить свою греховную жизнь. И выслушав разрешительную молитву, считают, что ими все требуемое исполнено, со спокойной совестью идут к св. Чаше, а затем столь же спокойно, без внутренней борьбы с собой, продолжают уже вошедшую в привычку свою прежнюю греховную жизнь.

Все это еще не есть истинное покаяние, которого ждет желающий обращения грешника от заблуждения пути его Милосердный Господь – Бог кающихся.

Истинное покаяние предполагает прежде всего тщательное самоиспытание, внимательную проверку своей совести, своего внутреннего мира, путем сопоставления его с Законом Божиим, установление своей греховности, без малейшей доли какого бы то ни было самооправдания, глубокое сердечное сокрушение о своих грехах и решительное осуждение их, соединенное с самым твердым намерением загладить свои грехи противоположными им добрыми делами и не повторять их более.

«Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни», говорит великий наставник духовной жизни преп. Иоанн Лествичник (Сл. 5-е). Там, где нет намерения коренным образом исправить свою жизнь к лучшему, нет и истинного покаяния. Самое греческое слово «метанiа», которое переведено у нас, без передачи тончайшего оттенка мысли, в нем заключенного, словом «покаяние», означает «перемену» – полное, коренное изменение мыслей, чувств и желаний человека, внутреннее его духовное перерождение. Потому-то покаяние и называется еще «вторым рождением» или «вторым крещением» (см. «Чин исповедания» в Требнике).

Вот какого покаяния ждет от нас Господь! Он желает, чтобы мы, православные русские люди, коренным образом изменили свою жизнь – стали как бы новыми, другими людьми, лучшими во всех отношениях, чем мы были до сих пор.

Без такого покаяния, коренного изменения к лучшему нашей теперешней жизни, тщетны все наши надежды на какое-то лучшее будущее, на наше спасение, на спасение и возрождение нашей несчастной Родины-России.

В чем же каяться нам – православным русским людям на чужбине?

О! много есть, в чем нам каяться.

Каяться надо прежде всего в общечеловеческих грехах, сличая свою жизнь с требованиями Закона Божия, хотя бы по 10-ти заповедям. (А для этого нужно, конечно, хорошо знать эти 10 заповедей, чем – увы! – не могут похвалиться нынешние наши поколения). Многие русские люди совсем перестали вменять себе в грех даже самые явные и очевидные нарушения этих 10-ти заповедей, считая такие нарушения чем-то обычным, повсюду распространенным, а потому якобы и извинительным. Они не знают мудрого отеческого изречения о том, что «не спасет нас множество грешащих»: хотя бы и все грешили вокруг нас, это не послужит нам в оправдание наших собственных грехов.

Но помимо этого, есть у нас и свои особенные, специфические грехи, за которые несомненно строго взыщет с нас Бог, если мы в них по-настоящему не покаемся.

Ведь мы – сыны и дщери Святой Руси, мы имеем великое счастье исповедывать единую истинную, единую спасающую Святую Православную Веру. Нам так много дано. А кому много дано, с того много и взыщется (Лук. 12, 48).

Главный и основной наш грех в том, что мы будто забыли, что находимся на чужбине, «на стране далече», и стали чувствовать себя здесь в изгнании и разсеянии, «как дома». Многие из нас – увы! – уже не хотят давать себе отчета в том, почему мы находимся заграницей, вместо того, чтобы утешаться жизнью в родной стране, и стараются примириться с этим своим положением, слиться вполне с окружающей нас жизнью – «ассимилироваться», рабски подражая во всем людям, среди которых мы живем, и думая лишь о том, как бы получше устроить в новых условиях свое материальное благополучие, свой «благобыт», с готовностью пожертвовать ради этого даже своими духовными ценностями, вплоть до самой своей веры.

Впрочем есть среди нас и такие, которые мечтают о спасении и возрождении России и о возвращении на Родину и даже создают здесь разного рода политические и патриотические организации с этой целью, периодически устраивая собрания и организуя съезды. Но и они, в большинстве случаев, грешат тем, что не хотят понимать, почему именно стряслась над нашей Родиной такая страшная катастрофа, и продолжают жить заграницей с теми же мыслями и чувствами, с теми же настроениями, которые как раз и привели ее к этой катастрофе. Они не хотят произвести в себе единственно-спасительной коренной перемены – не хотят по-настоящему покаяться. А потому все их, иногда, быть может, и очень благие и искренние намерения и стремления остаются плодом мертво-рожденным – ни к чему не приводят да и никогда ни к чему положительному не приведут, оставляя у всех только горький осадок разочарования.

Вся жизнь современных христиан во всем совершенно противоположна тому, чего требует от нас истинное христианство. Люди, носящие звание «христиан», в нынешнее время, в большинстве случаев, даже не думают, к чему обязывает их это звание и нисколько не стараются об исполнении евангельских заповедей, ведя образ жизни вполне языческий. А потому никак нельзя сейчас жить, «как все». Ныне более, чем когда-либо в прошлом, необходимо помнить изречение св. Апостола Иакова: «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу»  (Иак. 4, 4).

Современную разсеянную и легкомысленную светскую жизнь никак немыслимо совместить с христианством. Это – две вещи, друг друга взаимно полностью исключающие. Нет никакого «минимума» христианства, который будто бы можно как-то примирить с современной распущенной светской жизнью, ставящей себе единственной целью – получить как можно больше жизненного комфорта и всякого рода удовольствий и наслаждений.

Кто хочет по-настоящему каяться, тот должен решительно оставить это лукавое мудрование современности. Или – или? Никакой середины нет и быть не может. Или мы – сыны Божии, или мы – «сыны противления», «сыны погибельные». Постоянно развлекаться, ходить по ресторанам и кинематографам и прочим местам увеселений – все это совершенно противно истинному христианству, и этого, конечно, не станет делать тот, кто твердо решил принести истинное, а не наружное только и лицемерное, покаяние Богу.

С этой точки зрения, неугомонная стихия безчисленных балов и вечеров, спектаклей и всякого рода увеселительных встреч, хотя бы и под предлогом «благотворительности», в которую так погружена наша эмигрантская жизнь, особенно здесь в Америке, идет совершенно вразрез с истинным покаянием.

Самое ужасное, что в жизнь современных людей вошла ложь и весьма прочно в ней водворилась. Современные христиане лгут перед Богом, лгут друг перед другом, лгут даже... перед самими собой. Они постоянно «играют роль», стараясь представлять собою то, чем в действительности они не являются. Заботятся лишь о внешнем благоприличии, «внутреннюю презрев Богообразную скинию» (по выражению Великого канона).

И не в том еще главная беда, что не хотят исполнять заповедей Христовых и безстрашно попирают уставы Церкви, а в том, что и мыслят совсем не по-христиански, всячески себя во всем своем недолжном поведении и умонастроении оправдывая.

Самолюбие и гордыня заправляют буквально всем – всей современной жизнью.

Но самое страшное, конечно, это не просто грехи против нравственности, которые в той или иной мере всегда имели место в жизни людей, а тот основной грех современности, который еще никогда прежде не проявлял себя с такой силой, никогда не охватывал столь широкие круги людей, даже из числа называющих себя христианами, никогда так дерзко не подымал голову, мощно увлекая за собой даже тех, которые, по-видимому, хотели бы противостоять ему, но не находят в себе сил идти против общего течения.

Это – грех Апостасии, или Отступления.

И весьма нередкое явление теперь: люди заявляют себя христианами, иногда даже служителями Христовой Церкви, а в действительности они – отступники: они уже продали свою душу грядущему Антихристу и принимают деятельное участие в грандиозной работе, идущей сейчас по всему миру – подготовке царства Антихристова на земле.

И вот, что особенно больно и горько. Многие русские люди не только продолжают жить заграницей теми настроениями, которые привели Россию к большевизму, но под влиянием окружающей их отступнической иностранной и инославной среды, пошли еще дальше, полностью включившись в стремительный процесс Апостасии. Для таких покаяние особенно трудно: без особого воздействия на их души благодати Божией может быть даже недостижимо.

Этот грех особенно обольстителен, ибо он сулит весьма многое – и деньги, и карьеру, и все земные блага – и вместе с тем он очень искусно умеет скрывать себя под личиной самой благовидной внешности.

Кто действительно, а не на словах только, хочет покаяться, тот должен явить полное послушание св. Церкви во всем – в ее учении и практике, в ее многовековой традиции, основанной на Священном Писании и Священном Предании, на учении Святых Отцев, столпов Православия и подвижников христианского благочестия; тот должен решительно отказаться от всяких исполненных гордыни самоуверенных претензий что-то в Церкви «реформировать», что-то «исправить», «влить» какую-то «новую, живую струю» и т. п. Никаким новшествам, никакому модернизму не может и не должно быть места в нашей Церкви, – тем более модернизму, отдающему веянием противохристианских идей нынешнего лукавого века, хотя бы внешне они и прикрывались видимостью идеалистических стремлений, вроде экуменического объединения всех вероисповеданий, или всемирного государства с единым всемирным правительством во главе.

«Не все то – золото, что блестит», говорит хорошая русская поговорка. А мы, христиане, должны знать, что сам Сатана, когда ему это нужно, «принимает вид Ангела света», а потому неудивительно, «если и служители его принимают вид служителей правды» (2Кор. 11, 14–15).

Кто хочет по-настоящему покаяться, тот должен со всей решимостью порвать опутывающие его сети современного мира, с такой неудержимой стремительностью погружающегося все более и более в бездну Апостасии, откуда уже нет выхода.

Так вот что должны сознать мы в себе, православные русские люди, если только мы действительности стремимся к истинному покаянию, если мы искренне желаем спасения себе и нашей Родине-России, а с нею – и всему человечеству, всему миру, ибо, как это для каждого должно быть теперь ясно, судьбы всего мира в настоящее время самым тесным образом связаны с судьбой нашей Родины-России.

Но горе нам, если в нас заговорит чувство гордого самооправдания: если мы не захотим признать за собою всех вышеперечисленных вин. «Гордость и самооправдание», по учению Святых Отцев:«помрачают ум»  (Аввы Дорофея – вопросы и ответы: воп. 82).

«Берегись гордости и самооправдания», учил великий старец Иоанн-Пророк: «ибо они препятствуют покаянию»  (Там же, отв. 82).

К сожалею, есть среди нас русские люди, которые не только не сознают всей глубины своего падения, но, по какому-то непонятному обольщению, склонны даже к каким-то беспочвенным восторгам, самолюбованию и уверению себя и других, что все обстоит благополучно.

Такое настроение совершенно чуждо истинного христианства. Мы должны не ублажать сами себя, а произносить над собою строжайший суд. Убаюкивание своей совести, к которому приводят беспочвенные восторги, есть величайшее зло, в корне пресекающее всякую возможность истинного покаяния.

Истинное покаяние предполагает прежде всего смирение – смирение полное и безоговорочное перед евангельскими заповедями, перед канонами и законоположениями церковными, готовность всецелого и безусловного подчинения им. Истинное покаяние совершенно чуждо каких бы то ни было претензий или самостных притязаний – оно к сознанной в себе греховности неумолимо. Тогда только оно может быть действенно и спасительно.

Что же? Встанем мы на путь такого, настоящего покаяния? Будем ли мы проводить по-настоящему этот наступающий Успенский пост? Решимся ли мы самым коренным образом изменить к лучшему всю нашу жизнь?

Или будем по-прежнему «благодушествовать», несмотря на все предостережения свыше, пока не ударит неизбежно приближающийся грозный час возмездия Божия, когда мгновенно рушится весь наш нынешний «благобыт» и постигнет нас страшная погибель – не только временная, но и вечная.

Да не будет!...


Источник: Современность в свете Слова Божия / Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация).

Комментарии для сайта Cackle