Источник

С нами Бог!

«Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися в Вифлееме».

Как величественно и торжественно звучит на всенощном бдении под праздник Рождества Христова древнее пророчество св. Исаии: «С нами Бог, разумейте язы́цы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!» Сколько самой возвышенной и светлой радости, сколько самой твердой и ничем непоколебимой надежды на милость и помощь Божию внушает оно нам, странствующим в неверной и изменчивой земной юдоли – юдоли греха, печали и слез.

Какой это чудный праздник – день Рождества Христова! какое дивное торжество! Уста смыкаются пред священным безмолвием Вифлеемской ночи, сердце в тишине внемлет ангельскому пению:

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!»

«Ныне не время поучений», говорит отечественный наш подвижник и вития святитель Феофан: «ныне не время поучений, но время славословий; ныне не время наставлений, но время благодарений». И к этому-то и зовет нас Церковь.

«Христос раждается – славите!» взывает она: «Христос с небес – срящете! Христос на земли – возноситеся! Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися».

Что еще к этому можно прибавить? Разве можно выразить чувство радости и ликования сильнее, чем оно выражено в этих немногих, но столь много говорящих сердцу верующего словах? Сколько пламенной веры и горячего вдохновения слышно в этих словах, какая неотразимо-влекущая сила мощного призыва ко Христу заключается в них!

Да и в самом деле: как не радоваться, как не ликовать нам в этот преславный день Рождества Христова? Ведь в этот день совершилось то, чего тысячелетиями ожидало погрязшее во грехах, страстях и пороках, уже отчаявшееся в своем спасении человечество, измученное враждой и отсутствием высоких и осмысленных интересов и целей в жизни. Сладостной мечтой об этом дне сознательно или безсознательно только жили и дышали на протяжении более пяти тысяч лет все лучшие представители человечества до Христа – ветхозаветные праведники и пророки, и славные мудрецы языческого мира, верившие в то, что только пришествие в мир Сына Божия сможет облегчить человеку путь добродетельной жизни, избавить его от тяготеющего над ним чувства какой-то мучительной обреченности, водворит на земле мир, принесет общее счастие и новую блаженную жизнь.

И вот оно – совершилось. Совершилась «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» и поселился между людьми, став истинным человеком, но не переставая в то же время быть Богом.

С нами Бог!

Он явился на землю для того, чтобы действительно даровать нам эту новую блаженную жизнь, чтобы научить нас, как ее достигнуть и, что особенно важно, дать нам необходимые силы к ее достижению. Взошло «Солнце Правды» и озарило весь мир Своим Божественным светом. Оно дало нам «Свет и разум, да познаем Бога истиннаго и да будем в истиннем Сыне Его Иисусе Христе»  (1Иоан. 5, 20).

И теперь, после всего того, что было нам дано и сделано для нас Воплотившимся и явившимся на землю Сыном Божиим, если не видим мы среди современных людей райской жизни, если не возносится постоянно среди нас слава в вышних Богу, если нет на земле прочного мира и в человеках благоволения, то кто в этом виновен?

Виновата в этом только одна наша упорная, злая, коснеющая в пороках и преступлениях человеческая воля, отвращающаяся от своего Спасителя, – воля, которая не имеет для себя уже никаких оправданий и которая понесет страшную кару, страшное возмездие во Второе славное Пришествие Христово, когда Христос явится, как Мздовоздаятель, «судити живым и мертвым».

Как не убояться нам этого? как не вострепетать при помышлении о приближении к нам этого страшного дня судного?

Убоимся же этого! Но убоимся не вечного огня и страшных мук, как презренные рабы, не сотворившие воли господина своего, а убоимся лучше своей черной неблагодарности Богу, своей безчувственности к Его безчисленным благодеяниям, убоимся, как сыны, лишения Отчей любви, убоимся оскорбить безмерную, несказанную любовь Божественную к нам, окаянным грешникам. Сознаем наше высокое сыновнее достоинство, дарованное нам Богом. Ведь мы – сыны Его по благодати, как подчеркивается это в замечательном Апостольском чтении, приуроченном к празднику Рождества Христова. Мы – сыны Божии и наследники Иисус Христом (Галат. 4, 7).

А для того, чтобы быть достойными того великого наследства, которое уготовал Он нам во Царствии Своем, возьмем пример с Него – пример смирения и послушания. Когда в предвечном совете Божием было решено спасти человека чрез воплощение и крестные муки Сына Божия, Сын Божий не отрекался этого, не прекословил, но тотчас же изрек: «Се иду, еже сотворити волю Твою, Боже» (Евр. 10, 9).

Вот каково было Его сыновнее послушание! И чего-чего только не перетерпел Он, Всемогущий Бог, равночестный и сопрестольный Богу Отцу, лишь бы только исполнить велю Отца Своего Небесного. Как безгранично умалил и уничижил Он Себя, сойдя во утробу Девы и родившись от Нее беспомощным младенцем! Какое безмерное смирение показал Он, Творец вселенной, обладатель всех сокровищ мира, Которому с трепетом предстоят ангельские силы, положившись в убогих яслях в мрачной подземной пещере и повившись пеленами!

И все это Он сделал для нас, единственно по несказанной любви Своей к нам, чтобы нас обогатить, нас осчастливить, сделать вечно-блаженными.

Что же мы?

Неужели не стыдно, не грешно оставаться нам безчувственными к такой любви?

Но чем мы можем отблагодарить Его?

Возьмем пример с Него, убогого Младенца, лежащего «в скотиих яслех».

Научимся от Него всецелой преданности вол Божией, научимся Божественному смирению, этому венцу добродетелей, предадим себя с полной покорностью в руце Его, дабы мог Он на Страшном Суде Своем сказать о нас Отцу Своему Небесному: «Се Аз и дети, яже Ми дал есть Бог»  (Евр. 2, 13).

С нами Бог, братие. Потщимся же и мы, несмотря ни на что, не прельщаясь никакими соблазнами и искушениями временного и скоропреходящего мира сего тленного, быть с Ним. В этом единственный верный залог нашего счастия, нашего благополучия не только в этой временной, но и в вечной, ожидающей неизбежно всех нас жизни. Не станем скрываться и убегать от Него, как некогда согрешивший Адам в раю, но наоборот – смело и радостно пойдем к Нему, мысленно припадем к Божественным стопам Его и, поклонившись Ему, как некогда волхвы, от глубины сердца возопием:

«Рождейся от Девы, Боже, помилуй нас!»


Источник: Современность в свете Слова Божия / Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация).

Комментарии для сайта Cackle